На сайте ведутся работы Сверхзадача, Достойная цель... | ОБЩАЯ СТРАНИЦА | Бизнес-форум TRIZ-RI
9737
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2009-07-18 16:37:30
Сергей В. Сычёв » Катерина Аврутина

...Что я могу сделать для этого?..

Где-то не позже 12-ти лет на ресурсе склонности ребенка к чему-либо конкретному, попробуйте сформировать не задачу, а сверхзадачу = очень большую достойную цель: именно ты избавишь Человечество от рака, именно ты сделаешь роскошное жилье доступным любому, именно ты сможешь прогнозировать землятрясения и цунами и т.д.


С Уважением,
2009-07-18 20:51:14
Светлана » Сергей В. Сычёв
Очень интересная сверзадача про РАК. А как это?

Я имела в виду, что настолько глобально нужно ставить СВРХЗАДАЧИ?

А то что у них уже есть некие задачи? Ведь склонность в 12 лет и в 20 , да и в 30 разные. Прошел один уровень, другой, расширилось мировоззрение и тд.

Не гордыня ли это, идти с мыслью  что ИМЕННО ОН БУДЕТ ГЛаВНЫМ?

Есть еще какие примеры? Но уже готовые.

КАК ВАШИ РОДИТЕЛИ вам формировали ваши задачи, и наскольок ИХ задачи совпали с тем, чем вы сейчас занимаетесь? 

2009-07-19 01:15:31
Катерина Аврутина » Сергей В. Сычёв

Уважаемый Сергей!


Где-то не позже 12-ти лет на ресурсе склонности ребенка к чему-либо конкретному, попробуйте сформировать не задачу, а сверхзадачу = очень большую достойную цель: именно ты избавишь Человечество от рака, именно ты сделаешь роскошное жилье доступным любому, именно ты сможешь прогнозировать землятрясения и цунами и т.д.

Спасибо за совет. А не могли бы Вы прояснить, как именно это работает (т.е. механизм)?
Принцип постановки высоких целей для себя я использую регулярно, но и там я все-таки оцениваю цель на достижимость. А что будет делать ребенок со сверхзадачей? 

С уважением,

2009-07-20 11:05:49
Сергей В. Сычёв » Катерина Аврутина

Уважаемая Катерина!

Спасибо за совет. А не могли бы Вы прояснить, как именно это работает (т.е. механизм)?
Принцип постановки высоких целей для себя я использую регулярно, но и там я все-таки оцениваю цель на достижимость. А что будет делать ребенок со сверхзадачей? 

Мне потребуется "боковой пример". Есть эталонная книга педагогов Никитиных "Мы и наши дети". Многие, уверен, читали. Многие использовали.

Кем, в итоге, стали эти неординарные дети?

  • Один (Алексей) - работает в фирме по ремонту видеотехники (Лондон). Ему уже 50 лет.
  • Второй (Антон) - руководит хим. лабораторией в Москве, 49 лет.
  • Третья (Ольга) - зав. отделом московской регистрационной палаты.
  • Четвертая (Анна) - сначала медсестра, затем транспортный диспетчер в г.Болшево.
  • Пятая (Юлия) - сначала библиограф, затем экскурсовод, менеджер по туризму г. Ярославль
  • Шестой (Иван) - директор мебельной фирмы, г. Болшево, 40 лет
  • Седьмая (Любовь) - домохозяйка, г. Болшево

Прошу понять правильно. Немалое число людей сочтет, что каждый труд почетен и что "совсем неплохо" и т.д., и т.п. Я считаю иначе: эти дети имели колоссальный отрыв от сверстников и в физическом, и в интеллектуальном плане. Они учились со старшеклассниками (т.к., были умнее сверстников, например, Антон в 8 лет учился уже в 5-ом классе, Юлия пошла в первый класс в 4 года), они многое умели. Например, Алексей в юношеском возрасте перепаивал японские приемники так, что они начинали ловить дополнительно и наши УКВ и др. И многое знали. ... Но, когда выросли, они не стали лучше других, более того, стали, очевидно, средними людьми. Многие "простые обычные школьники" достигли гораздо больших результатов.

В отличие от критиков системы Никитиных (которых немало), я, например, считаю ее очень эффективной. В конце концов, в определенном возрасте результаты были неординарными. Но тогда где же сбой? Почему вклады растранжирены?

Одной из причин, но не единственной, но важной, я считаю следующую: "Не было сверхзадачи". Например, музыкально одаренные дети, при ответственных родителях, статистически часто пробиваются гораздо дальше технически одаренных. Потому что, "станешь великим музыкантом" (а не училкой-репетитором) подразумевается. А в иных "сегментах" такого нет. В лучшем случае, "защитишь диссер и будешь получать".

Никто не говорил технически одаренным деткам в 70е годы: "Создашь первый в мире миникомпьютер". Хотя некоторые из них легко укладывали приемники в мыльницы и спичечные коробки. Никто не говорил в 80е годы: "Создашь машину с высоким к.п.д., но без вредного выхлопа". Хотя некоторые из них в 14 лет "перебирали" автомобили. Никто не говорил в 90е: "Сделаешь парашют для самолета". Никто не говорит в 00е: "Избавишь человечество от автомобильных пробок, сохранив комфорт в передвижении".

И, в результате, кем становились и становятся эти одаренные дети? Они становятся неудачниками и "зато хорошими матерями".

Например, сын моего Коллеги неординарно увлекается биологией, он выиграл все мыслимые и немыслимые олимпиады, а когда мы (дружим семьями) отдыхали на Бали, он (в 12 лет) настоял, чтобы мы все переехали на соседний остров Ломбок, т.к. в момент переезда мы (цит.) "пересечем линию Уоллеса и было бы позорно ее не пересечь, находясь от нее в 40 км.". На этом острове он нам показывал разные "эндемики" и пояснял почему "вот эти птицы никогда не перелетят на соседний остров". И т.п. Ранее он там не был. А мы, естественно, ни при какой погоде ни про какую линию Уоллеса не читали, и не слышали.

И что говорит мой Коллега про своего сына? Он говорит: "В России у человека с биологическим образованием нет будущего". И постепенно отучает ребенка от биологии. Он прав (относительно будущего), но он поступает неверно. Если его ребенок пойдет иным путем, он станет таким, как все, а пойдет своим - может стать лучшим. Если он папочку обломает и станет биологом, то действительно в зоне.ру, с большой степенью вероятности, будет бедствовать. Есть, конечно, компромиссное решение: отправить его abroad. Но нам ведь важно рассмотреть общий случай, а не частный.

А в общем случае, парня надо, наоборот, "разогнать под сверхзадачу" по биологии. Т.е., под конкретную задачу в этой области, Человечеством пока не решенную. Пока он еще мотивирован. Пока в детском возрасте слово "невозможно" раздражает и не воспринимается, как слишком высокий барьер.

Ну, и помочь написать план.

Успехов,

P.S. Всем этим достаточно глубоко занимался Г.С. Альтшуллер. Но мне кажется в этой области его не очень поняли даже последователи. А зря.

2009-07-20 18:13:44
Василина » Всем

Уважаемые!

Поскольку тема "родилась" из обсуждения воспитания детей, на мой взгляд полезно прочесть статью Системе консалтингоыых фирм "ТРИЗ-ШАНС" - 10 лет.
 
Цитата из статьи:

"Соколов Г. Б.: А когда ТРИЗ не работает?

     Викентьев И. Л.:
Довольно часто. Например, тогда, когда при поверхностном знакомстве воспринимается как "палочка-выручалочка", некий универсальный метод, "одна таблетка от всех болезней" [10; с. 128]. Кроме того, иногда нашим консультантам приходится наводить обычный порядок на производстве или в бизнесе, без получения непременно новых идей "по ТРИЗ".

     Модели, разработанные в ТРИЗ, пригодны для решения не всех (!), а определенных классов задач. И с этим необходимо считаться. Неоднократно ТРИЗ пытались применять для решения сугубо бытовых и семейных задач, для которых ТРИЗ-модели не предназначены изначально. Ни к чему, кроме разводов, это не приводило... "

С уважением,
Василина

2009-07-20 19:00:37
Сергей В. Сычёв » Василина

Василина!

Речь идет здесь не о ТРИЗ, а о ТРТЛ (я сослался). Да, у этих методик общий Автор - Генрих Альтшуллер.

Но он, как раз, создавал также и ТРТЛ потому, что считал, что владения техникой решения задач - не достаточно для достижения очень значимых результатов. Нужна еще и Большая Достойная Цель и т.д. (еще 5 качеств).

Неоднократно ТРИЗ пытались применять для решения сугубо бытовых и семейных задач, для которых ТРИЗ-модели не предназначены изначально. Ни к чему, кроме разводов, это не приводило... "

В этой цитате речь идет о том, что, например, таблицу устранения технических противоречий или вепольный анализ и даже АРИЗ не стоит применять для решения семейных задач. Не для того они разработаны. И это сущая правда. Не для того. Также как не для решения семейных проблем разработаны, например, уравнения Бернулли. 

Так что не передергивайте.

С Уважением,

2009-07-20 21:42:10
Андрей Лаптев » Сергей В. Сычёв
Здравствуйте, Сергей.
  Помогите уточнить тему дискуссии. Что именно обсуждается:

    - как научить 12-летнего подростка делать открытия?
    - как научить его НЕ БОЯТЬСЯ делать открытия?
    - как убедить родителей, что их чадо должно пойти именно по этому пути?
    - можно ли "запрограммировать" судьбу будущего гения, чтобы он не просто был в состоянии сделать, а СДЕЛАЛ бы желаемое открытие? 
    - что лучше: войти в историю как великий ученый или встретить любимую женщину и прожить с ней счастливую жизнь? (понимаю, что лучше и то и другое, но по историческому опыту одно другому противоречит).

  Думаю, каждый из нас по каждому пункту имеет чем поделиться. Поэтому и спрашиваю: на чем следует сосредоточиться?

  С уважением,
2009-07-20 21:57:16
Сергей В. Сычёв » Андрей Лаптев
Добрый день!

Я просто отвечаю на конкретный вопрос (см. здесь):

...я бы не хотела, чтобы мои дети в будущем проходили весь путь становления наемного сотрудника от разнорабочего до менеджера высшего звена, и я бы не хотела, чтобы они были вынуждены влачить бремя семейного бизнеса. Я бы хотела воспитать детей предпринимателями, чтобы они могли сами начать дело, которое им по душе и добиться успехов на этом поприще (мне не важно в какой отрасли). Что я могу сделать для этого?...

Вот мой ответ.

Катерина спросила меня: "Как это работает? Т.е., механизм....". 
 =  См. здесь.

Механизм я и пытаюсь пояснить. См. здесь.

Замечу, что для тех, кто хочет воспитать своих детей "зато хорошими отцами/матерями" этот механизм не подходит. Не подходит он и тем, кто сам всего лишь "зато хороший отец".

C Уважением,

P.S.
Я пишу не об участниках обсуждения, как Вы понимаете.
2009-07-20 23:07:40
Андрей Лаптев » Сергей В. Сычёв
Спасибо, теперь понятно. Думаю, что ровно половина присутствующих на Форуме сейчас читает обсуждение и соглашается с Вами, а другая половина - наоборот.
  От себя добавлю: когда 20-летняя красавица (при этом, если верить преподавателям, будущий прекрасный архитектор) бегом бежит к двери, когда ты входишь, обнимает и говорит: папочка, я тебя так люблю ...... словом, не отказывайтесь от этого. 
  С уважением,
2009-07-20 23:37:18
Катерина Аврутина » Сергей В. Сычёв

Уважаемый Сергей!

Благодарю Вас за развернутый ответ.

А в общем случае, парня надо, наоборот, "разогнать под сверхзадачу" по биологии. Т.е., под конкретную задачу в этой области, Человечеством пока не решенную. Пока он еще мотивирован. Пока в детском возрасте слово "невозможно" раздражает и не воспринимается, как слишком высокий барьер.

 Ну, и помочь написать план.

Вот здесь-то и кроется мой вопрос "А что будет делать ребенок со сверхзадачей?". Просто я вижу существенную разницу между установками:

  • "Ты вырастешь великим человеком и сделаешь грандиозные открытия в медицине"
  • "Именно ты избавишь Человечество от рака"

Если в первом случае это просто ожидание высоких достижений в области интересов ребенка, то во втором это уже конкретная задача.
Если в первом случае я понимаю модель своего поведения по отношению к ребенку, то во втором мне не ясно: как можно поставить сверхзадачу и помочь написать план?
А если ребенок не справится с этой задачей (а справится с другой в этой же области) - не будет ли висеть над ним груз неоправданных ожиданий?

С уважением,

2009-07-21 07:06:20
Сергей В. Сычёв » Андрей Лаптев

... если верить преподавателям, будущий прекрасный архитектор...

Речь идет не о Вас, а о том, что, если у будущего архитектора в определенном возрасте нет цели стать архитектором масштаба Калатравы, Гауди, ле Дюка, Фостера или Александера (и нет конкретных планов по достижению такой цели), то через N лет красавица превратится не в чудовище, но в убожество: в обычную "зато хорошую хозяйку" (читай:  в неудачника), в лучшем случае будет рисовать тривиальные интерьеры квартир и получать комиссию от мебельных фирм, в худшем - останется домохозяйкой, а родители найдут этому гнилое оправдание "это был ее личный выбор" и "зато она любит папочку, а это тоже талант" и т.п..

Думаю, что ровно половина присутствующих на Форуме сейчас читает обсуждение и соглашается с Вами, а другая половина - наоборот.

Вы преувеличиваете число согласных. Их, думаю, гораздо меньше половины. Ведь каждый примеряет на себя, а это немилосердно.

С Уважением,

2009-07-21 19:23:46
Андрей Лаптев » Сергей В. Сычёв

  Здравствуйте, Сергей.
  Теперь суть вопроса стала понятна. Вы хотите сказать, что если подростка не ориентировать на выдающиеся достижения, то с большой вероятностью он их и не достигнет. С этим соглашаюсь, и привожу реальный пример.
  Один из членов шахматной сборной нашего института в школьные годы учился шахматам в одном кружке с будущим чемпионом мира. Тот уже тогда всех обыгрывал, но и проигрывал тоже. И когда это происходило, впадал в истерику. Успокоить его могла только мама, она гладила мальчика по голове и приговаривала: все равно ты самый умный, ты всем это докажешь и станешь чемпионом. И так оно и вышло.
  В скобках добавлю, что если верить прессе, этот теперь уже экс-чемпион в семейной жизни не преуспел.

  С уважением,

2009-07-21 22:44:24
Василина » Сергей В. Сычёв
Сергей, здравствуйте!

Так что не передергивайте.


Ни в коем случае!
Приношу извинения, если так показалось. Я имела в виду примерно следующее: и ТРТЛ - еще не все в воспитании ребенка Личностью. Есть большая вероятность того, что сформировав сверхзадачу на "жизнь" можно ошибиться. Любой метод "хорош" в частностях, а не в общем, т.е. на некие промежутки времени.

С уважением,
Василина

С Уважением,
2009-07-21 23:04:23
Василина » Сергей В. Сычёв
Приношу извинения за вмешательство:)


... то через N лет красавица превратится не в чудовище, но в убожество: в обычную "зато хорошую хозяйку" (читай:  в неудачника), в лушем случае будет рисовать тривиальные интерьеры квартир и получать комиссию от мебельных фирм, в худшем - останется домохозяйкой, а родители найдут этому гнилое оправдание "это был ее личный выбор" и "зато она любит папочку, а это тоже талант" и т.п..

Это Ваше личное мнение. Знаете, Сергей, профессия домохозяйки, жены, матери - далеко не всем "по зубам". А любить папочку - дорогого стоит.
Пожалуйста, не пожалейте времени и прочтите "Седьмая жертва" А. Марининой, упуская детективный сюжет, Вы увидите историю убийцы, которая возможно изменить Ваше мнение.

С уважением,
Василина

2009-07-22 06:19:14
Катерина Аврутина » Василина

Уважаемая Василина!

... то через N лет красавица превратится не в чудовище, но в убожество: в обычную "зато хорошую хозяйку" (читай:  в неудачника), в лушем случае будет рисовать тривиальные интерьеры квартир и получать комиссию от мебельных фирм, в худшем - останется домохозяйкой, а родители найдут этому гнилое оправдание "это был ее личный выбор" и "зато она любит папочку, а это тоже талант" и т.п..


Это Ваше личное мнение. Знаете, Сергей, профессия домохозяйки, жены, матери - далеко не всем "по зубам". А любить папочку - дорогого стоит.

А я соглашусь с личным мнением Сергея Сычёва. Оно нелицеприятно, но отражает суть моей задачи "как воспитать..."

А что касается профессия домохозяйки, жены, матери - далеко не всем "по зубам" - так это тоже нужно воспитывать. Зачем выбирать или-или? Должно быть И то, И другое, И много чего еще. Почитайте авторов, пишущих о самореализации, лидерстве, развитию личности, управлению временем и тому подобных вещах (Брайан Трейси, Стивен Кови, Робин Шарма, Глеб Архангельский, Алекс Левитас и др.).

С уважением,

2009-07-22 18:11:37
Сергей В. Сычёв » Катерина Аврутина
Добрый день!

Вот здесь-то и кроется мой вопрос ....... Если в первом случае это просто ожидание высоких достижений в области интересов ребенка, то во втором это уже конкретная задача.

Да, задача должна быть конкретной.

то во втором мне не ясно: как можно поставить сверхзадачу и помочь написать план?

Вы имеете в виду: как выбрать задачу или Вы имеете в виду, как помочь составить план, не будучи специалистом?

А если ребенок не справится с этой задачей (а справится с другой в этой же области) - не будет ли висеть над ним груз неоправданных ожиданий?

Нет. Не страшно.

Во-первых, ребенок со здоровой психикой в определенные годы все равно будет мечтать стать кем-то великим. Почти все о таких вещах мечтают, мало кто достигает. Наоборот, конкретизируя, Вы повышаете его шансы.

Во-вторых, даже, если не достигнет именно этого, а достигнет другого, все равно будет держать уровень.

Сравним:

  1. Гершель думал, что открыл комету, а оказалось - планету Уран
  2. Лавуазье "добывал" дефлогистированный воздух, а оказалось - кислород
  3. Колумб сами знаем куда не доплыл


Но могло быть
:

  • Человек мечтал открыть комету, а ... ничего не открыл. И не потому, что не мог (мог), а потому, что время потерял. А кто-то другой сделал, лет на 10 позже, чем следовало бы, а наш "герой" только и думает теперь "а ведь это я мог бы...". А ему отвечают: "Ничего, зато ты - хороший отец, и на работе тебя ценят, почитай Маринину...".
  • Человек верил, что очистит воздух, а ... . Родители об образовании-то думают, стараются, но цели не ставят. Поэтому ребенок получается толковый, многого хочет, мечтает до поры до времени, а потом - см. выше.
  • Человек хотел открыть ... ну, предположим, подводный континент, но ему родители (вместо того, чтобы сказать: "Да, ты сможешь. Давай планировать эту экспедицию. Нам спешить некуда, пусть уйдет хоть несколько лет, подготовимся") задурили голову историями про шахматистов, у которых не сложилась семейная жизнь.

    В каком списке груз неоправданных ожиданий больше (в списке с цифрами или в списке с точками)?

    C Уважением,
2009-07-22 20:47:04
Андрей Лаптев » Сергей В. Сычёв
Добрый вечер, Сергей. Я к Вам с ложкой дегтя. 
  Представим, что прошло несколько лет, и цель достигнута. Юноша превратился во взрослого гения (без кавычек) и решил свою сверхзадачу. Пусть это будет создание сверхемкого аккумулятора. Его имя не сходит с первых страниц. Вследствие его открытия разоряются нефтяные компании, но автомобили дешевеют в 2-3 раза, и воздух в городах становится, как в лесу. Наш герой - на самой вершине.
  А следующему персонажу в этот момент около 10 лет, он пока еще никому не известен. Проходит еще несколько лет, и уже этот гений открывает беспроводную передачу энергии. Изобретения первоначального героя теперь мало кому нужны, деньги с этого больше не идут. Правда. его еще узнают на улицах,  это греет душу и напоминает о былой значимости.
  Но вот проходит еще десяток лет. А это непременно случится, против этого даже гении бессильны. Все в прошлом, надо жить нормальной жизнью. И тут выясняется - наш товарищ этого не умеет! Он не может войти в автобус - там едут люди, которые совсем недавно были ниже его рангом. Он не может в магазине что-то спросить простым языком, не сквозь зубы. У него есть женщина, но она скорее для интерьера. Она ему чужая, и он старательно гонит из головы выражение "одиночество вдвоем".  А на улице иногда встречает бывших школьных друзей с дочерьми-красавицами. И с женами, которые всю жизнь прожили в любви и потому в 40 выглядят, как в 18.
  Пора остановиться. Кажется, я очень пытаюсь насолить автору такого замечательного изобретения. Но поправку к Вашему тезису сделаю. Ребенка надо сначала учить жить среди людей. Немножко избито выражаясь. просто быть человеком. И если это удалось, тогда против Вашей программы никаких возражений нет. 

  С уважением,
2009-07-22 22:07:44
Сергей В. Сычёв » Андрей Лаптев
Добрый вечер!

И тут выясняется - наш товарищ этого не умеет!

А почему Вы считаете, что не умеет? Очень даже умеет. Прекрасно общается на нескольких языках. И жена у него красавица.

Почитайте, например, Ричарда Фейнмана (Нобелевского Лауретата) или того же Ландау.

Он не может войти в автобус - там едут люди, которые совсем недавно были ниже его рангом. Он не может в магазине что-то спросить простым языком, не сквозь зубы. У него есть женщина, но она скорее для интерьера. Она ему чужая, и он старательно гонит из головы выражение "одиночество вдвоем".  А на улице иногда встречает бывших школьных друзей с дочерьми-красавицами. И с женами, которые всю жизнь прожили в любви и потому в 40 выглядят, как в 18.

Все он может. Но слабые люди "шьют ему дело". А знаете почему они это делают? Вот здесь написано. 

С Уважением,
2009-07-22 22:21:37
Андрей Лаптев » Сергей В. Сычёв
Если "все он может", тогда все в порядке. Значит, его учили не только сверх-, но и обычным задачам. Интересно, а он делит людей на слабых и сильных?
  Кстати, Вы правы в том, что действительно великие люди не меняютя. когда становятся великими. К Вашим примерам добавлю еще Эйнштейна.
  С уважением,
2009-07-23 11:26:24
Борис » Сергей В. Сычёв
Уважаемый Сергей и коллеги!

то во втором мне не ясно: как можно поставить сверхзадачу и помочь написать план?

Вы имеете в виду: как выбрать задачу или Вы имеете в виду, как помочь составить план, не будучи специалистом?


Я хочу у Вас узнать, как помочь ребёнку написать план под сверхзадачу?

Спасибо,
2009-07-23 13:20:24
Василина » Всем

Уважаемые!


Речь идет не о Вас, а о том, что, если у будущего архитектора (если будущий архитектор выбрал профессию сознательно, а не по причине близости ВУЗа, например) в определенном возрасте нет цели стать архитектором масштаба Калатравы, Гауди, ле Дюка, Фостера или Александеранет конкретных планов по достижению такой цели), то через N лет красавица превратится не в чудовище, но в убожество: в обычную "зато хорошую хозяйку" (читай:  в неудачника), в лушем случае будет рисовать тривиальные интерьеры квартир и получать комиссию от мебельных фирм, в худшем - останется домохозяйкой, а родители найдут этому гнилое оправдание "это был ее личный выбор" и "зато она любит папочку, а это тоже талант" и т.п..

Я согласна с этим полностью. По причине своей невнимательности (включились эмоции) я поняла это сообщение Сергея, как "если не поставить ребенку цель (родитель должен изначально поставить ребенку цель - и с этим активно не соглашалась)..... то он превратится в убожество".

Благодарю Алексея Захарова, который своим письмом ко мне заставил меня внимательно перечитать все сообщения данного обсуждения:)))

С уважением,
Василина

2009-07-23 14:54:08
Сергей В. Сычёв » Василина

Василина,

Вообще-то родитель должен помочь (поняв склонность ребенка к чему-либо) поставить цель, должен помочь составить план; в определенные моменты, должен проявлять административную волю, должен научить подчиняться, а не только хотеть...

Много еще чего...

Сама по себе только энтропия возрастает.

С Уважением,

2009-07-23 15:31:11
Катерина Аврутина (Дробот) » Сергей В. Сычёв
Сергей,

Спасибо за разъяснения. С неоправданными ожиданиями все понятно.

Вы имеете в виду: как выбрать задачу или Вы имеете в виду, как помочь составить план, не будучи специалистом?

Здесь я имею в виду как помочь составить план, не будучи специалистом. Нет, если область интересов ребенка будет совпадать или хоть как-то пересекаться с моей - там, я думаю, проблем быть не должно. А вот если это будет что-то совсем для меня экзотическое (медицина, например) - тут я даже и не знаю... Разумеется к тому времени в моем круге общения появятся люди, специализирующиеся в этой области, и я наверняка буду консультироваться с ними и обсуждать возможные идеи и варианты. Но больше я пока не вижу никаких способов решения этой задачи.

Также, если Вы видите какие-то моменты или особенности, которые следует учесть при выборе сверхзадачи, укажите их, пожалуйста.

Думаю, ответ на эти вопросы будет небезынтересен всем Участникам Форума (Борис, вот тоже интересуется).

С уважением,

2009-07-23 16:41:32
Светлана » Всем

Доброго всем.

Дети гении, те кто с 2-х лет играют, пишут музыку.

Кто с легкостью считает и просчитывает.

Кто легко запоминает любое количество текста, языки.

Кто они?  как быть с ними? Ведь  многие из них, попадают в поле зрения вездесущих СМИ. А тут возможно развитие "звезной болезни"

у детей или у родителей.

Что в данном случае:

* развивать способности, но не распространяясь о них?

* с рождения приучить давать интервью?

* объяснить ребенку, что не все золото, что блестит?

* максимально использовать возможность выделиться?

И кого из гениев, с "рождения" ( так их назовем), вы можете привести в пример, как положительный, как в воспитании, так и в дальнейшей его взрослой жизни?

И отрицательный "загубленный" гений.. (сами понимаете название условное)

Получаеться как раз в данном варианте не родитель СТАВИТ СВЕРХЗАДАЧУ, а ребенок сам обозночает ее.

С интересом, 

2009-07-23 19:46:04
Андрей Лаптев » Всем
Здравствуйте. 

Будущее письмо Сергея Сычёва о составлении плана под сверхзадачу дополню некоторыми моментами. Они могут идти как дополнение к плану, могут входить в него мелким шрифтом, но быть там должны. Собственно, именно это имелось ввиду здесь

 1. Устойчивость к чужому мнению. У среднестатистического человека мнение соседа довлеет над его собственным. Это заложено от природы. И часто именно это превращает потенциальный талант просто в "хорошего человека".

  2. Устойчивость к неудачам. Любого из нас выбивает из колеи, когда что-то не удается. А пюдей, ранее уже чего-то достигших, особенно. И неумение с этим справляться - еще один путь в "просто хорошие".  

  3. Умение работать под давлением. Если Вы - сильная личность, (а как иначе, если на горизонте - сверхзадача), это почувствует любой собеседник с первых же минут общения. В том числе Ваш начальник. И - что вообще-то естественно - попытается доказать, что он сильнее. Короче, начнет на Вас давить, иногда в грубой форме. Не сломайтесь и на этой стадии тоже! 

  4. Устойчивость к чужому мнению - 2. Как только начнутся первые микроуспехи, у Вас немедленно появятся завистники. Вас будут высмеивать, обвинять, шептаться за спиной. И двигаться дальше сможете, только "хвалу и клевету приемля равнодушно". См. также ссылку, данную Сергеем Сычёвым.

  5. Умение работать в команде. Из личного опыта: когда играешь в шахматы за команду, стиль игры меняется. Он становится не такой, как в личном турнире. При том, что шахматы - не футбол, ты за своей доской все равно один и никакой мяч никому не пасуешь. То же и в науке. Вы можете просидеть с коллегой весь день молча и не переброситься ни единым словом. Но на подсознательном уровне должны иметь с ним связь. Не могу логически объяснить этот эффект, но он есть.

 С уважением,
2009-07-26 14:17:23
Сергей В. Сычёв » Андрей Лаптев
Уважаемый Андрей!

Поглядите здесь версию Генриха Альтшуллера о качествах творческой личности.

Успеха,
2009-07-26 15:17:02
Сергей В. Сычёв » Катерина Аврутина (Дробот)
Добрый день!

... как помочь составить план, не будучи специалистом. Нет, если область интересов ребенка будет совпадать или хоть как-то пересекаться с моей - там, я думаю, проблем быть не должно. А вот если это будет что-то совсем для меня экзотическое (медицина, например) - тут я даже и не знаю... Разумеется к тому времени в моем круге общения появятся люди, специализирующиеся в этой области, и я наверняка буду консультироваться с ними и обсуждать возможные идеи и варианты. Но больше я пока не вижу никаких способов решения этой задачи...
 

Строго говоря, чем выше уровнь задачи, тем больше новизны, тем неизбежнее даже специалист выходит за рамки своих знаний. А если иметь в виду мировую новизну, то и специалистов не окажется. Ведь, если он первый, кто это сделал, значит он и будет первым специалистом. Недаром самолет изобрели велосипедные мастера. Это, конечно, ситуация предельная, но ведь и мы говорим о сверхзадачах, которые лучшие специалисты решить не могут.

Рискну высказать "мудрую" мысль: "Ну, и что?". Катерина, Вы же руководите кем-то у себя в фирме, кто имеет специальность, отличную от Вашей. Как Вы поступаете? Также поступайте лет через 10 и по отношению к своему ребенку.

Также, если Вы видите какие-то моменты или особенности, которые следует учесть при выборе сверхзадачи, укажите их, пожалуйста.

Здесь можно поглядеть (в п.4., ну, и в целом). Есть также книга И. Викентьев, С. Модестов, В. Березина "Встреча с Чудом", где описаны ситуации "организации встречи" ребенка с каким-нибудь ярким событием, явлением, книгой и т.д., оставляющим сильное впечатление и влияющих на выбор цели.


С Уважением,

2009-07-26 20:04:38
Андрей Лаптев » Сергей В. Сычёв
Сергей, спасибо за ссылку. Прочитал с интересом.
  С Вами, если можно, продолжим обмен мнениями. Ответьте или сошлитесь на уже имеющийся материал по следующему вопросу: что такое сверхзадача? Мы о ней много говорим, а я для себя так и не дал определение. Попробуем вместе.
  Изобрести оружие, парализующее волю человека и превращающее его в зомби - это сверхзадача? И со знаком "+" или "-"? Или более "в лоб" - изобрести бомбу, способную уничтожить на Земле все живое. Подчеркиваю: все живое, а не только человечество.
  Теперь о цепочке примеров Гершель - Лавуазье - Колумб. В этой серии в истории науки на одном из первых мест стоит опыт Майкельсона-Морли. Вот этих двоих как правильно классифицировать? Как подносчиков снаряда для Эйнштейна? Или как заложивших самый первый камень в здание теории относительности? Их неудачный эксперимент - его можно считать сверхзадачей? Ясно, что без гения Эйнштейна этот эксперимент растворился бы среди других, закончившихся отрицательно. А сам Эйнштейн наверняка проявил бы себя в другой области и там бы прославился. Так что - эти двое не смогли себя реализовать? Или все-таки да?
  Добавлю: задаю эти вопросы не из желания подискутировать. Просто тема очень серьезная и одновременно очень многогранная. Поэтому взываю к коллективному разуму.

  С уважением,
2009-07-29 20:59:17
Василина » Сергей В. Сычёв
Сергей, здравствуйте!

Вообще-то родитель должен помочь (поняв склонность ребенка к чему-либо) поставить цель, должен помочь составить план; в определенные моменты, должен проявлять административную волю, должен научить подчиняться, а не только хотеть...

Да:)

С уважением,
Василина
2009-10-26 21:21:59
Андрей Лаптев » Всем
Воспользуюсь новым сообщением Сергея Сычёва, чтобы возобновить дискуссию, которая лично для меня оборвалась на самом интересном месте. Повторю свой вопрос: если высшая цель любого человека - найти свою сверхзадачу и решить ее, то что все-таки следует считать сверхзадачей, а что - нет? Получить такую Нобелевскую премию - можно ли это считать сверхзадачей? Или это так. мелочевка?

  С уважением,
2009-10-27 09:08:13
Сергей В. Сычёв » Андрей Лаптев
Добрый день!

Вроде бы, я выше дал ссылку, по которой ответ очевиден.

С Уважением,
2009-10-27 16:22:30
Андрей Лаптев » Сергей В. Сычёв
Здравствуйте.

  Возможно, я недостаточно глубоко изучил Вашу ссылку, но для меня ответ неочевиден. Статья скорее отвечает на вопрос: как добиться решения сверхзадачи, чем что она собой представляет.

  Частичный ответ содержится, на мой взгляд, в шестом пункте (результативность). Действительно, задача без результата - это неинтересная задача. Поэтому переформулирую вопрос: Нобелевская премия - это достойный сам по себе результат? Или практическая ценность важнее?

  С уважением, 
2009-10-27 16:49:30
Сергей В. Сычёв » Андрей Лаптев

Действительно, задача без результата - это неинтересная задача. Поэтому переформулирую вопрос: Нобелевская премия - это достойный сам по себе результат? Или практическая ценность важнее?

Результат полезный только автору не может быть достойным.

С Уважением,

2009-10-27 19:16:02
Андрей Лаптев » Сергей В. Сычёв
Сергей, спасибо за прямой ответ, и приятно, что наши мнения совпадают.

  С уважением,
2014-01-08 21:16:26
Андрей Лаптев » Всем

Добрый день. 


Как выяснилось, я несильно ошибался, говоря о беспроводной передаче энергии: http://auto.mail.ru/article.html?id=44049&from=da-auto

2014-01-09 08:17:32
Юрий » Сергей В. Сычёв

Сергей, удалось ли поставить сверхзадачу?

Юрий

2014-01-10 13:04:15
Сергей В. Сычёв » Юрий

Сергей, удалось ли поставить сверхзадачу?

 Вы имеете в виду для себя или для моих детей?

C Уважением, 

2014-01-14 06:10:40
Юрий » Сергей В. Сычёв

Здравствуйте, Сергей.

Речь шла о детях, о них и спрашиваю.

Если удалось, то поделитесь, пожалуйста, какого типа была поставлена задача и как изменилось поведение ребенка после принятия этой цели.

Юрий

2014-01-14 20:04:56
БМ » Сергей В. Сычёв

Сергей,

Я проводил такой эксперимент со старшей дочерью, когда она была в 5 классе. В то время она хотела избавить людей от экологических проблем.

Сейчас, она учится в МГУ на химфаке. Её увлечение дизайн праздничных мероприятий. Об экологии помнит, но усилий в этом направлении не прилагает.

Моё наблюдение: надо помогать детям попадать в соответствующий контекст, чтобы поддерживать интерес к заявленному вызову.

С уважением,

2014-01-27 18:55:06
Сергей В. Сычёв » Юрий

Юрий,

Моему сыну уже 21 год. В своё время сверхзадача была поставлена. Сейчас он уже почти магистр высшей математики, лучший на курсе из 86 человек, поступивших в своё время (на факультет - в магистратуре сейчас несколько человек).

Компьютеры и кое-какие контроллеры он собирал уже лет 7 назад, а программировал под Unix и зарабатывал этим лет с 15-ти.

То, чем он сейчас занимается мне уже не очень понятно. Сверхзадача была: "Интернет, которому не требуются адреса и данные хранятся везде и нигде одновременно". 

C Уважением,

2014-09-30 23:06:18
Всеволод » Сергей В. Сычёв

Здравствуйте, Сергей!

Почему все же достойная цель должна вести человека по жизни? У великих изобретателей ДЦ была. И трудная жизнь была. А человек хочет жизнь хорошую. Женщины, богатство, почести... Или просто поселиться на вилле у океана, и черт с ним с этим человечеством и с этой ДЦ. Должен быть еще какой-то принуждающий кнут, что гонит сзади и не дает сойти с пути.

С уважением,

2014-10-02 17:28:18
Сергей В. Сычёв » Всеволод

Почему все же достойная цель должна вести человека по жизни?

Всеволод, она не должна. Просто есть люди, которых мотивирует то, о чём написали Вы и есть те, которых мотивирует желание (цитирую): "Закончить свою жизнь на Марсе и не при посадке". И этим вторым приходится жить немножко иначе, чем всем прочим обычным людям. И вот об этой организации иной жизни, а не жизни вообще идёт речь в данном обсуждении.

С Уважением,

2014-10-02 20:57:31
Всеволод » Сергей В. Сычёв

Всеволод, она не должна. Просто есть люди, которых мотивирует то, о чём написали Вы и есть те, которых мотивирует желание (цитирую): "Закончить свою жизнь на Марсе и не при посадке". И этим вторым приходится жить немножко иначе, чем всем прочим обычным людям. И вот об этой организации иной жизни, а не жизни вообще идёт речь в данном обсуждении.

Уважаемый, Сергей!

Мне кажется, что Вы слукавили. ТРИЗ для обычных людей или для гениев? А ТРТЛ для обычных или для "особых", "марсиан", "не от мира сего"?

Вы привели пример семьи Никитиных, в которой дети, получив особо качественное воспитание, прожили обычную жизнь. Следуя логике последнего сообщения, можно предположить, что они просто родились обычными, и изменить это не представилось возможным никакими методами. 

Или все же есть способ обычному человеку, у которого есть кроме прочего и потребительские побуждения, организовать свою жизнь так, чтобы значительно повысить личную производительность? Я думаю, что помимо ДЦ, которая вдохновляет и тянет вперед, еще требуется нечто, что толкало бы сзади страданиями, не давая остановиться на промежуточных результатах, которые можно продать и прожить остаток жизни с комфортом. А если жизнь у конкретного человека изначально хорошо устроена, то и промежуточных результатов может не появиться из-за недостатка усилий.

2014-10-03 00:25:39
Юрий » Всеволод

еще требуется нечто, что толкало бы сзади страданиями...

Всеволод, а почему Вам не приходит в голову мысль, что это самое "нечто" не обязательно должно быть внешним фактором?

Юрий.

2014-10-03 10:27:22
Сергей В. Сычёв » Всеволод

Всеволод,

  • ТРИЗ - для нормальных неленивых людей - в том смысле, что это инструмент, позволяющий не Гению, а нормальному неленивому человеку решать такие изобретательские задачи, для решения которых ранее требовалась гениальность. В этом смысле, ТРИЗ, на самом деле, не отличается от многих научных теорий и методик. Например, линейная алгебра позволяет нормальному неленивому студенту 3-4 курса решать такие системы уравнений, для решения которых ранее требовалась гениальность.
  • ТРТЛ - для "особых марсиан" - в том смысле, что, несмотря на ТРИЗ ("линейную алгебру", "хорошо темперированный клавир", "теорию интегральной поэзии", "паттерны архитектуры" и др., др., др.) лишь малое число людей хочет быть Изобретателями (и др., др., др.), из этого малого числа желающих практически лишь отдельные Личности готовы вкалывать (а не "тоже хотеть"), притом, что окружающие их "троллят", в лучшем случае (см. выше про "зато хороших матерей, папиных дочек и домохозяеек") и убивают - в худшем.

Мотив, который движет "марсианами" - счастье. Тот самый кайф, который испытал создатель фонографа (и ещё более 1000 изобретений) Эдисон, когда "набор железок" впервые в мире сказал человеческим голосом: "У Мэри был барашек" (причём ассистент потерял сознание), тот кайф, который испытывает Элон Маск, наблюдая за "Тесла" и возвращающейся на место старта многоразовой ступенью и др. Счастье, кайф и великую эгоистическую гордость: "И это сделал Я!"

Видите ли, "марсиане" считают, что те, которые этого кайфа не испытывают, несчастны, как несчастны люди, у которых не было и не будет секса (и неважно, где живут последние: у океана или у главпочтамта).

Следуя логике последнего сообщения...

Я не увидел связи фактами из истории семьи Никитиных и "логикой последнего сообщения".

С Уважением,



Яндекс.Метрика