2363
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ
© Игорь Викентьев, Система "ТРИЗ-ШАНС", Георгий Соколов
СИСТЕМЕ КОНСАЛТИНГОВЫХ ФИРМ "ТРИЗ-ШАНС" - 10 ЛЕТ

Интервью с И.Л. Викентьевым


Данное интервью создавалось долго. Как и для чего создавалось? Это было общение в ходе обучения, выполнения совместных проектов, текущей переписки и т.п. Осознав, что "скоро нам 10 лет", мы засели за накопившиеся материалы, исключая интересные, но боковые ветви, сводя пространные диалоги в компактные таблицы, делая нужные гиперссылки… Благодарим С.В. Сычева за помощь в работе над материалом.

Г.Б. Соколов


ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРИЗ?
АНАЛОГИ ТРИЗ?

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТРИЗ…
А КОГДА ТРИЗ не РАБОТАЕТ?
ЧТО ЗНАЧИТ "ЗАНИМАТЬСЯ ТРИЗ"?
КАКОВЫ ДОВОДЫ ПРОТИВ ТРИЗ?
"ТРИЗ" и "ТРИЗ-ШАНС": в ЧЕМ ОБЩЕЕ, в ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?
КАКОВЫ "ПРОФ-ВРЕДНОСТИ" для ТРИЗ?


СОКОЛОВ Г.Б. Автор ТРИЗ Г.С. Альтшуллер основным своим достижением считал понимание того, что можно и нужно "изобрести способ изобретать". Это действительно было сделано впервые?

ВИКЕНТЬЕВ И.Л. Легче всего ответить на этот вопрос, обозначив проблематику. По меньшей мере, с первой четверти XX века стало понятно: необходимо отвечать на вызовы времени и стабильно вырабатывать новые решения, идеи. Причем это случилось не в результате "высокого духовного совершенствования", а в силу грубой конкуренции: людей, фирм, стран, военных блоков и т.п. Так, в настоящее время в Кремниевой Долине фирма средних размеров, занимающаяся вложением капитала, получает в год около 5000 бизнес-планов, а в США, в целом, в год открывается не менее 600 000 фирм.

Не взирая на заявления и обещания философов, логиков, педагогов, психологов и т.п., им не удалось построить методики, если не гарантирующей, то хотя бы резко увеличивающей вероятность решения творческих задач. (Естественно, многочисленные декларации рекламного свойства не учитываются.) Это утверждение легко проверить: достаточно проработать список литературы, посвященной "Психологии творчества" - он ежегодно публикуется в журнале "Вопросы психологии".

Генриху Сауловичу Альтшуллеру (1926 - 1998) создать такую методику удалось - это ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Как видно из названия, данная теория, в основном, была посвящена решению "железных" задач, связанных с конструированием машин и технологией их изготовления.

Я считаю, что к моменту появления ТРИЗ в 40-х годах XX века общественная потребность была сформирована, а опыт применения ТРИЗ на Западе позволяет сделать утверждение, что Г.С. Альтшуллеру удалось сделать лучшую методику в области решения технических задач [1 - 9].

СОКОЛОВ Г.Б. Пожалуй, за последние 150 лет наибольший опыт классификации и оценки новых идей накоплен у патентоведов. Поэтому начнем с их традиционного вопроса: каковы известные аналоги ТРИЗ?

ВИКЕНТЬЕВ И.Л. Как я уже сказал, необходимость производства новых идей возникла не сегодня. Известны различные подходы к решению этой проблемы. Рассмотрим их в виде таблицы, предположив, что перед нами стоит некая насущная задача.

ТАБЛИЦА 1
Различные подходы к решению творческих задач

Достоинства и недостатки подходов

Кроме этого, известны некоторые "непсихологические" подходы, в которых акцент делается не на "душу", "интуицию", "озарение", "открытие чакр" и т.п., а на методические шаги к решению проблем. Это древнекитайские стратагемы [ 19 ]; работы Карла фон Клаузевица по военной стратегии, которые до сих пор изучают в военных академиях мира; система К.С. Станиславского по подготовке актера и режиссера и ряд других. Более того, начиная примерно с 40-х годов, было предложено несколько десятков методик творчества - большинство из них перечислены в книгах [18; 22], но никаких "хитростей" этих методик там не раскрыто. Обзор ряда подходов представлен в статье "Современные методики творчества" [ 11 ].

Кстати, приведу очень характерный пример: при дележе рейха Рузвельт и Черчиль предпочли немецкие патенты и техническую документацию. Сталин же хотел и получил оборудование немецких заводов, дававшее скорую отдачу, но быстро устаревающее.

СОКОЛОВ Г.Б. Изложите основные идеи ТРИЗ…

ВИКЕНТЬЕВ И.Л. Я постараюсь выделить главное, и здесь неизбежны упрощения.

Допустим, перед нами - человек, озабоченный некой задачей.

Рисунок человека

Рис. 1

"Давайте мы изучим мемуары творцов, проведем лабораторные эксперименты по решению творческих задач и поймем, как мыслят творцы…".

Этот подход был характерен для последних двух веков. "Выяснилось", что работает "интуиция" или "инсайт" - чему посвящена обильная литература с употреблением множества умных и заумных слов. Если теперь перевернуть ситуацию и спросить: "Интуиция, безусловно, есть и это замечательно. Но вот у меня есть конкретная производственная и нестандартная проблема - как бы мне начать ее решать?" - в этот момент обладатели знания "умных слов про интуицию" начинают выглядеть несколько провинциально…

Подход, разработанный Г.С. Альтшуллером, качественно иной.

Рис. 2

Во-первых, важны не только трудномоделируемые процессы в голове творца, но и понимание того факта, что при любом новшестве изменяется исходная система А - Рис. 2

Этой системой может быть: конструкция, технология, установка для проведения научных экспериментов, бизнес-ситуация, произведение искусства и т.п.

Во-вторых, если изучать не ситуацию "Творец + совершенствуемая им Система", а ситуацию:

  • "Творец + совершенствуемые им СистемЫ",
  • "ТворцЫ+ совершенствуемая ими Система (одна и та же)",
  • "ТворцЫ + совершенствуемые ими СистемЫ",

Рис. 3.

то выясняется, что число переходов системы из состояния А в состояние В может быть велико, но конечно и вполне познаваемо не только творцами. Аналогично: вся химия держится на считанном числе элементов, грамматика любого языка опирается на несколько десятков букв, в музыке используется семь нот. При этом подчеркну: специалиста по ТРИЗ интересуют не все переходы, а лишь наиболее эффективные.

Знание таких эффективных переходов в ТРИЗ получило название "Прием". Естественно, в ряде случаев необходимо параллельное или последовательное применение нескольких Приемов.

Структурную схему основных механизмов классического ТРИЗ, разработанных Г.С. Альтшуллером, удобно изобразить в виде графической схемы.

Графическая схема

Чтобы проиллюстрировать понятие "Прием", выявим один из нескольких приемов, которыми пользовался Сальвадор Дали. Обратимся к Приложению 1. Один из Приемов ответов Сальвадора Дали на вопросы.

Осознанно избегая оценок "нравится - не нравится", можно утверждать:

1) Сальвадор Дали состоялся как деятель искусства;

2) Он неоднократно прибегал к приему инверсии. Или: отвечал и делал наоборот ожидаемому, стереотипному, привычному. И это привлекало к нему внимание, создавало эффект новизны и свежести мысли при хорошо известном и даже банальном предмете разговора;

При этом, заметим, масса людей сделало карьеру, эксплуатируя несколько однажды найденных приемов. (См. также статью "Три приема Максима Соколова" [ 14 ]).

3) Воспроизводство ответов С. Дали "один к одному" возможно в виде цитаты (как это и сделано в Приложении 1). Но также возможно выявление из массива однотипных ситуаций стандартного (на самом деле) перехода - Приема.

4) Сформулированный прием, с одной стороны, может использоваться другими людьми для создания эффекта новизны. С другой стороны, регулярное применение принципа инверсии не сделает кого-то равным С. Дали. ([ 16 ].)

Повторим, что в данном случае мы говорили только об одном приеме.

При создании ТРИЗ-методики изучается не один эффективный прием, а десятки и сотни. С такой методикой большой процент задач решается легче, чем с нуля. И здесь важно следующее: в ТРИЗ не приняты описательные модели, которые отвечают на вопрос "КАК ВООБЩЕ БЫВАЕТ" и близки разговорам "об интуиции вообще". ТРИЗ опирается на так называемые инструментальные, технологические модели, которые отвечают на вопросы: "КАК СДЕЛАТЬ?", "КАК РЕШИТЬ ЭТУ ЗАДАЧУ?". (См. также статью "Хороший текст - фактор конкуренции" [ 15 ].)

Очень значимое количество людей, рожденных без умения ездить на велосипеде или на коньках, могут при определенных затратах своего времени и достаточном усердии этому научиться. Аналогично множество людей (правда, при гораздо больших затратах времени и усилий) могут изучить систему ТРИЗ-приемов, независимо от "межполушарной асимметрии мозга", собственной визуальности, аудиальности, кинестетичности и т.п.

СОКОЛОВ Г.Б.. А когда ТРИЗ не работает?

ВИКЕНТЬЕВ И.Л. Довольно часто. Например, тогда, когда, при поверхностном знакомстве, воспринимается как "палочка-выручалочка", некий универсальный метод, "одна таблетка от всех болезней" [10, с. 128]. Кроме того, нашим консультантам часто приходится наводить обычный порядок на производстве или в бизнесе, без получения непременно новых идей "по ТРИЗ".

Модели, разработанные в ТРИЗ, пригодны для решения не всех (!), а определенных классов задач. И с этим необходимо считаться. Неоднократно ТРИЗ пытались применять для решения сугубо бытовых и семейных задач, для которых ТРИЗ-модели не предназначены изначально. Ни к чему, кроме разводов, это не приводило…

ТРИЗ-методики нацелены на решение нестандартных, творческих задач. Как правило, признаки этих задач следующие:

  • проблема долго и безуспешно решается (часто сотрудники фирмы выращивают "миф" о ее нерешаемости и т.п.);
  • проблема содержит одно или несколько острых противоречий;
  • проблема носит междисциплинарный характер;
  • проблема не решается, как говорят шахматисты, "в один ход", а требует системы решений.

Если говорить о профессиональном применении ТРИЗ, то можно перейти к деталям, описаниям решенных задач, но, полагаю, что для Читателя важнее другое: высота стопки базовой литературы по техническому ТРИЗ составляет около 50 см. И это только теория. А чтобы стать средним специалистом, необходимо прорешать минимум 200 специально подобранных творческих задач. Более того, желательно под руководством опытного наставника. Г.С. Альтшуллер неоднократно сравнивал обучение ТРИЗ с обучением управлению самолетом: да, на дальние расстояния эффективнее летать, чем ходить пешком. Но для управления самолетом нужно пройти качественное и непростое обучение, систему стажировок, экзаменов и т.п. Ходить пешком менее эффективно, зато учиться и думать особенно не надо. Слетать в "супермаркет на углу" на самолете - это экзотика даже для Голливуда…

СОКОЛОВ Г.Б. Проводилось ли сравнение эффективности решения задач с применением ТРИЗ-методик и без них?

ВИКЕНТЬЕВ И.Л. Факт времен перестройки: Г.С. Альтшуллер в газете "Пионерская правда" (многомиллионный тираж), журнале "Техника и наука"; Б.Л. Злотин и А.В. Чистов в журнале "Изобретатель и рационализатор" (полумиллионные тиражи); И.Л. Викентьев в журналах "Парус" и "Костер" (миллионные тиражи) вели рубрики по решению творческих задач в области техники, архитектуры, искусства и т.п. [ 17 ]. При этом в конкурсах участвовали и взрослые (в том числе инженеры, научные сотрудники и т.д.), и подростки, и младшие школьники. Что удивляло? Поразительная нестабильность решения даже простых задач при решении их "в рукопашную", без методики.

Есть и другие данные, касающиеся уже не просто широких масс людей, а творцов. Работа над проектом "Приемы журналистики & PR", которая длилась 9 лет и включала в себя анализ 12 500 произведений, показала: выдающиеся авторы в своем творчестве используют не более 10% (максимум - 15%) из всех существующих риторических приемов. Это меньше классического соотношение Вильфредо Парето 80/20. Если перейти на язык живописи, это означает, что используется лишь малая часть палитры, 1-2 цвета. Данный тезис легко проверить самостоятельно - для этого достаточно прочитать подряд 20-30 только начал либо только концовок произведений одного автора.

Приведу примеры. В воспоминаниях оперной певицы Г.П. Вишневской очень сильны концовки глав. Начало, середина ее текстов - заметно слабее. Не в даваясь в подробности политических программ, признаем, в статьях В.И. Ленина сильна "отстройка от конкурентов"; очень интересны "вставные" предложения в телекомментариях А.Г. Невзорова; блестяще работают с ритмом М.М. Жванецкий и его предтеча В.М. Дорошевич.

Мы полагаем, что причина здесь не в особенностях конкретных людей или их обучении, а в том, что человек вообще склонен тиражировать то, что у него хорошо получилось. Спортсмены-борцы устойчиво используют всего несколько "коронных приемов" из своего арсенала. На персональных выставках художников, фотографов видны те несколько "ходов", которые разрабатывает автор. На серии спектаклей или фильмов - заметны любимые находки режиссера и актеров...

Эффект 10-15% ограничения не является чем-то отрицательным в рамках "личного мнения", "собственного стиля" автора. Но при решении проблем, выходящих за эти рамки, явно сужает возможности человека.

Приведу еще один интересный факт: 99,85% генетической последовательности одинаковы у всех людей и лишь 0,15% создают неповторимую индивидуальность каждого конкретного человека…

Что касается решения задач с помощью наших разработок… Вы можете посетить крупнейший в России Internet-форум по решению бизнес-задач. Параллельно там обсуждается более 400 проблем. Есть задачи простые, есть - сложные… Попробуйте БЕЗ методики решить хотя бы все те же 10-15% этих проблем. (См. также статью: Сычев С.В. "О методичном".)

СОКОЛОВ Г.Б. Скажите, кто такие "Тризовцы"? И что значит "заниматься ТРИЗ"?

ВИКЕНТЬЕВ И.Л. Этот вопрос неоднократно обсуждался в профессиональной среде. Картина здесь примерно такая:

ТАБЛИЦА 2
Категории занимающихся ТРИЗ и критерии оценки их деятельности

Таблица 2

"Возможность использования разработки в отсутствие ее Автора" - это очень важный критерий для работ приличного уровня. В определенном смысле, это фильтр от различных видов "шаманства", когда в присутствии Учителя слушателям вроде бы все ясно, они - в восторге, но стоит им остаться наедине с проблемой, как очарование проходит и возникает вопрос: "А была ли методика?".

Г.С. Альтшуллер очень хотел, чтобы Разработчиков было как можно больше, и чтобы они осваивали новые темы. Но, увы, осваивать новую тему безумно трудно... В 1989 г. на одном из последних заседаний Ассоциации ТРИЗ в Ленинграде он говорил: "Технический ТРИЗ мною построен. Как город... Стройте свой городок!" История различных научных направлений показывает, что время, пройденное наукой, можно измерять хронологически, "по календарю", а можно - по числу "качественных скачков" в данной науке.

СОКОЛОВ Г.Б. А не занижена ли оценка числа действующих Консультантов и Разработчиков?

ВИКЕНТЬЕВ И.Л. Эти цифры можно проверить по многим параметрам. Во-первых, покажите мне действительно новые разработки. Во-вторых, мы заинтересованы в приобретении таких разработок, хотя бы потому, чтобы не делать их самим "с нуля". В-третьих, мы знаем, что если разместить материал или фрагмент материала какого-либо Автора на нашем сайте, анонсировать его в электронных рассылках, то этот материал получит за пару месяцев порядка 5000 прочтений, что сопоставимо с тиражом книги для специалистов. Причем мы размещаем материалы бесплатно, даем координаты Автора, бесплатно рекламируем. Нужно всего лишь, чтобы материал удовлетворял двум требованиям:

  • методика, изложенная в материале, должна увеличивать вероятность решения Пользователем определенного класса задач;
  • материал должен быть написан нормальным языком (хотя здесь мы часто помогаем Авторам).

Но почему-то в очередь никто не выстраивается - ни за деньгами, ни за бесплатной рекламой…

СОКОЛОВ Г.Б. Существуют ли доводы против ТРИЗ?

ВИКЕНТЬЕВ И.Л. Я регулярно сталкиваюсь с подобными доводами, и можно назвать несколько причин их возникновения.

Первая. Низкая квалификация самого "оценщика", которого можно отнести к категории "Что-то слышавший, но не разобравшийся за один вечер". Вы знаете, русский человек никогда не дочитает до конца инструкцию. Он попробует разобраться сам "как же эта штуковина работает". И если с первой попытки не получилось, то - "сам не смог и другим не советую". Аналогично: для взрослого человека обычно неинтересно мнение первоклассника о таблице умножения, которую он просто не выучил.

При этом подчеркиваю: качественное усвоение ТРИЗ - достаточно трудоемкий и принципиально небыстрый процесс.

Вторая причина - низкая квалификация ряда преподавателей ТРИЗ, пересказывающих пару книг и дающих массу поводов для критики культурными, начитанными Слушателями.

Понятно, что высококвалифицированных специалистов по ТРИЗ гораздо меньше, чем низкоквалифицированных. И выбирать консультанта нужно не по декларируемому им владению ТРИЗ, а по репутации компании, к которой он принадлежит, а также по наличию у него собственных качественных разработок. Если разработок нет или "они есть, но ознакомиться с ними нельзя", то квалификация такого специалиста под вопросом. В этом смысле, рынок ТРИЗ-услуг ничем не отличается от любого другого рынка. Кто говорит иначе - скорее всего или наивен, или лукавит.

На сегодняшний день специалисты "ТРИЗ-ШАНС" видят недостатки ТРИЗ лучше, чем "внешние наблюдатели". Более того - возникновение ряда "доводов против ТРИЗ" легко прогнозировать… Скажем, сейчас стали активно развиваться отечественные производители - и они гарантированно столкнутся с неквалифицированными "Что-то слышавшими о ТРИЗ". И это даст очередной виток антирекламы.

СОКОЛОВ Г.Б. Естественный вопрос: "ТРИЗ" и "ТРИЗ-ШАНС" - в чем общее, в чем отличие? Более того, я сам столкнулся с тем, что многие из категории "Что-то слышавших…" путают эти два понятия.

ВИКЕНТЬЕВ И.Л. Общее заключается в том, что ведущие сотрудники фирм, объединенных в Систему "ТРИЗ-ШАНС", прошли серьезное обучение по классическому ТРИЗ. Более того, неоднократно участвовали в различных проектах в области "железного" ТРИЗ, имеют свои разработки.

А отличие заключается в том, что если ТРИЗ - это теория, то "ТРИЗ-ШАНС" - объединение разработчиков, имеющих собственные методики решения педагогических, журналистских, PR, рекламных, менеджерских, научных, программистских задач и т.п. Соответственно, мы используем эти методики при проведении консультаций, семинаров, разработке компьютерных программ и интернет-сайтов. Наличием собственных разработок могут похвастаться еще 2-3 ТРИЗ-фирмы в мире. А по ряду научных направлений - мы лидеры. Кроме этого, "ТРИЗ-ШАНС" - это один из наших товарных знаков.

Резюмирую: ТРИЗ - научная дисциплина, а "ТРИЗ-ШАНС" - торговая марка на рынке консалтинга. При этом нужно очень четко понимать: ни классический ТРИЗ, ни методики фирмы "ТРИЗ-ШАНС" не гарантируют немедленного счастья, коммунизма или наоборот "развитой демократии" и т.п. При квалифицированном (!) использовании они повышают вероятность решения не всех, но многих задач нормальным, средне одаренным человеком… И не более того.

Есть еще одно отличие, неочевидное с первого взгляда. Малоизвестный вне профессиональной среды факт: Г.С. Альтшуллер вел переписку с ведущими ТРИЗ-специалистами с помощью пишущей машинки, печатая свои письма на папиросной бумаге. (E-mail тогда не существовало, а множительная техника была под запретом.) Обычно ведущие специалисты получали от него несколько писем в месяц. За разные прегрешения он "отлучал" некоторых тризовцев от этих листков (нас это не касалось). Да, выходили книги по ТРИЗ, проводились семинары, люди общались на конференциях и семинарах, но как разработчики "отлученные" заканчивались… Так вот, Системе "ТРИЗ-ШАНС" удалось создать "профессиональную среду для создания разработок" - те, кто занимается научной деятельностью, прекрасно понимают, насколько это важно. Эта среда позволяет нам в конце года иметь прибыль с тех продуктов, которых в начале года еще не было…

СОКОЛОВ Г.Б. Думаю, важно рассказать, зачем понадобилось делать свои методики, а не использовать наработки классического ТРИЗ?

ВИКЕНТЬЕВ И.Л. Есть причины исторические, есть научные. Начну с первых. Совладелец марки "ТРИЗ-ШАНС" С.В. Сычев обычно объясняет их так: "В СССР заниматься бизнес-приложениями ТРИЗ было нереально. Только тогда, когда появилась такая возможность, мы приступили к разработкам ТРИЗ-методик для бизнеса. Теперь о научных причинах. Ряд тризовцев до сих пор считают, что могут буквально использовать механизмы классического ТРИЗ для решения бизнес-задач. Да, ТРИЗ - мощнейший инструмент. Но почему-то никому не приходит в голову применять, например, периодический закон Менделеева для решения задач в области ресторанного дела. Хотя сами принципы периодичности, качественных скачков, валентности и т.д. наверняка имеют свои аналоги и в других областях деятельности".

Неочевидные проблемы в области PR или менеджмента можно пытаться решать с помощью инструментов классического ТРИЗ, но это будет малоэффективно. Почему? Если отвечать кратко: не та размерность моделей и не те модели.

Если рассказывать подробнее, то, во-первых, ТРИЗ изначально проектировался для решения задач в области техники, где масса задач сводится к моделям, включающим всего 2-4 элемента. Перечислю некоторые из них:

  • веполь (система из 2-х веществ и физического поля);
  • техническое и физическое противоречия;
  • ресурсы и функции

и т.п. Или, упрощая: при моделировании ситуации "резец - деталь" можно учитывать лишь полезные и вредные факторы, но при этом не учитывать эффекты памяти резца; при моделировании более сложной ситуации "политик - электорат" мы просто обязаны учитывать: способности политика, особенности округа, положительные и отрицательные стереотипы электората, предвыборную программу, деятельность конкурентов, ресурсы местных СМИ и еще массу параметров.

Во-вторых, в области социальных, бизнес и рекламных задач - качественно иные объекты изучения, иные Ресурсы и - часто - способы их преобразования (то, что в классическом ТРИЗ называется Приемами) [ 10 ].

В-третьих, в ТРИЗ всегда было два подхода. Первый - для начинающих: задачи-аналоги, приемы и так называемые "стандарты" - это относительно простые в освоении механизмы. Если что-то не сработало, легче переформулировать задачу и прорешать ее с их помощью еще раз. Для квалифицированных специалистов удобнее оперировать более сложными, но обладающими большЕй общностью моделями: линии развития, формулировка и разрешение противоречий, логика АРИЗа (не шаги алгоритма, а их логика) - см. Рис. 4. Мы сознательно разделяем эти подходы, поскольку понимаем, сколь затруднительно посещать занятия по ТРИЗ в течение года или пройти обучение на 2-х недельном семинаре людям занятым.

Именно поэтому мы много времени уделяем компьютерным программам и Internet, в которых объединены различные модели.

СОКОЛОВ Г.Б. В любой профессии существуют "профессиональные вредности" (скажем, следователи постепенно разочаровываются в роде человеческом). Каковы "проф-вредности" для ТРИЗ?

ВИКЕНТЬЕВ И.Л. Как я уже сказал, люди, занимающиеся ТРИЗ, весьма неоднородны: "Что-то слышавшие" - Пользователи - Консультанты - Разработчики. Для первых групп скорее характерны типовые ошибки. А проф-вредности - они скорее для профессионалов.

ТАБЛИЦА 3
Типовые ошибки у различных категорий занимающихся ТРИЗ

Таблица 3

В работе [ 9 ] Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин подробно описали различные превращения человека по линии: дуракизация - талмудизация - жуликизация и т.п. Это великая книга - в том числе потому, что в ней показано: интеллект - не единственное, а лишь одно из необходимых Творцу качеств.

Мне недавно попалась цитата, очень точно описывающая происходящее, увы, со многими тризовцами. На вопрос, почему Н. Михалков расстался с выдающимся оператором Л., режиссер ответил: "Л. перестал искать. Он чрезвычайно одаренный человек, который потерял интерес к тому, чтобы двигаться дальше. На последнем нашем фильме "Без свидетелей" он даже не смотрел отснятое... Меня это потрясло. Л., который открыл для нашего кинематографа эту систему света, подсветок, использование экранов и так далее, достигший в этом огромных вершин, не двигаясь дальше, дал себя догнать. Сейчас каждый второкурсник ВГИКа это делает. В его случае: пусть это было бы движение в обратную сторону, вкривь, вкось, но это было бы движение, поиск. Он двигаться не захотел, мы расстались, как нам казалось, на время. А потом я ему сказал: "Паша, я больше с тобой работать не буду".

Минчин А., Двадцать интервью,
М.: "Изографус", "ЭКСМО-Пресс", 2001, с. 151.

Если говорить кратко, то отсутствие личных творческих достижений в ТРИЗ, как в любой другой творческой деятельности, ведет к деградации.

СОКОЛОВ Г.Б. Расскажите, как Вы делаете свои методики…

ВИКЕНТЬЕВ И.Л. В нашем понимании, современная методика это - не решение единичной научной задачи, а цельная инструкция, алгоритм, компьютерная программа и т.п., увеличивающие вероятность решения определенного класса нестандартных задач обычным человеком в отсутствие Автора методики. Наши разработки позволяют решать подобные задачи в десятки и сотни раз быстрее, чем без них.

Ряд наших основных разработок перечислен здесь.

Что нужно для создания современной бизнес-методики? Входной порог - несколько десятков тысяч долларов. Это - минимум. Но не это главное! Чтобы сделать проверенную работающую методику, нужно решить десятки и сотни творческих, организационных и научных задач.

Как правило, все крупные разработки делаются на основе прогноза.

После уяснения генеральной задачи начинается сбор данных из разных источников: из литературы, Internet, консультаций, семинаров, общения с сотрудниками. Когда мы работали над программой "HeadLiner/Заголовщик", нам неоднократно советовали: да зачем вы собираете заголовки - придумайте сами… Да, мы умеем придумывать заголовки. Но мы делали программу "Как придумывать заголовки", а не программу "Как придумывает заголовки Викентьев". Методики не придумываются. Только при приближении к двум тысячам отобранных заголовков мы начали "ловить" закономерности, характерные не для нас (как нам предлагали), а для русской речи. Естественно, чтобы отобрать эти 2000, нам пришлось проанализировать и отбросить много тысяч слабых заголовков.

В данном случае, цифра 2000 - экспериментально установленная. На основе анализа 100 или 1000 заголовков закономерности, увы, не ловятся.

Далее делается Модель-1, тестируется сначала нами, а затем - посторонними. Мы начинаем изучать на консультациях, конференциях, семинарах, как она работает.

Если модель удалась, она выводит заинтересованного Пользователя в "область возможных решений" за несколько минут, если говорить о работе с компьютерными программами-консультантами. Или за десятки минут - при работе с "бумажными" методиками. Попадание в "Область возможных решений" не означает, что задача решена. Это означает, что целесообразно начать с полученных вариантов и усовершенствовать их. Согласитесь, это легче, чем "штурмовать" проблему с нуля. Разум - не свойство индивида, а свойство всего человеческого сообщества.

Область возможных решений

Рис. 5

Работать с моделью должно быть достаточно просто - при разработке программ этому уделяется особое внимание. В идеале, программа должна содержать всего одно окно с минимумом элементов на нем - ведь ей придется работать у удаленного от нас на тысячи километров Пользователя. Здесь непригодны многоумные схемы с квадратиками и стрелочками, которые можно встретить во множестве учебников.

СОКОЛОВ Г.Б. О чем Вы не рассказали в этом интервью?

ВИКЕНТЬЕВ И.Л. О том, как за год сделать новую методику, которая будет работать…

ЛИТЕРАТУРА:

  • Альтшуллер Г.С. Как научиться изобретать, Тамбовское кн. изд-во, 1961.
  • Альтшуллеp Г.С. Основы изобретательства, Воронеж: "Центрально-Черноземное издательство", 1964.
  • Альтшуллеp Г.С. Алгоритм изобретения, 1-е изд.: М.: "Московский рабочий", 1969; 2-е изд., 1973.
  • Альтшуллеp Г.С. Творчество как точная наука, М.: "Советское радио", 1979.
  • Альтшуллеp Г.С., Селюцкий А.Б. Крылья для Икара, Петрозаводск: "Карелия", 1980.
  • Альтов Г. И тут появился изобретатель, 1-е изд., М.: "Дет. лит.", 1984; 2-е изд., 1987; 3-е изд., перераб. и доп., 1989.
  • Альтшуллеp Г.С. Найти идею, Hовосибиpск:, "Hаука", 1-е изд., 1986; 2-е изд., 1991.
  • Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач), Кишинев: "Каpтя Молдовеняскэ", 1989.
  • Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности, Минск: "Беларусь" 1994.
  • Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и public relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 18 практических приложений, СПб.: "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-Пресса", 2001.
  • Викентьев И.Л. Современные методики творчества (обзор)
  • Викентьев И.Л. Методика оценки методик
  • Викентьев И.Л. Морфологический анализ, как способ решения бизнес-задач.
  • Викентьев И.Л. Три приема Максима Соколова.
  • Викентьев И.Л. Хороший текст - фактор конкуренции (О компьютерной программе "Приемы журналистики & public relations")
  • Викентьев И.Л. Лестница изобретений и ТРИЗ
  • Викентьев И.Л. Несколько историй из жизни маэстро (о Гарри Гудини).
  • Дж. К. Джонс, Методы проектирования, М.: "Мир", 1986.
  • Х. Зенгер, Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. Знаменитые 36 стратагем за три тысячелетия, М.: "Прогресс", "Культура", 1995.
  • Монахова Е., Бочкарев А., Лукомский А., Майоров А. Управление знаниями/Knowledge Management, еженедельник "PC Week/RE" 2001, N 8, с. 35-37.
  • Никитин Б.П. Гипотеза возникновения творческих способностей, 1969-1985, в кн.: Никитин Б.П., Никитин Л.А. Мы, наши дети и внуки, М.: "Молодая гвардия", 1989, с. 253-300.
  • А. Холл, Опыт методологии для системотехники, М.: "Советское радио", 1975.
Контакты:

Викентьев И.Л.
info@triz-chance.ru
Соколов Г.Б.
soft@triz-chance.ru

Яндекс.Метрика