517
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ
© Андрей Павлюков, г. Воронеж
ШКАЛА ВЫЖИВАНИЯ

Заметки об Афганистане, нестандартных ситуациях и психологии


Армия и реклама - какая тут может быть связь? Но именно формальные и неформальные PR-акции в армии в мирное время направлены на выполнение задачи - сделать солдата и армию максимально управляемыми. При ведении боевых действий, как видно из приведенных АвторомАвтор  в 1981-1983 г.г. - сержант 70-ой бригады в Кандагаре (Афганистан). Был ранен. Образование - высшее, специальность - геофизика. ситуаций, вся изобретательность и PR-тесты, даже если они жестоки, направлены на выживание человека. А так как с различными задачами (к примеру, на выживание фирмы) мы,"штатские", сталкиваемся ежедневно, то и решать их нужно быстро, экономно и творчески.

Возможно, приемы, отработанные "в полевых условиях", подскажут эффективные решения рекламных и PR-задач с максимальным использованием ресурсов. Это как нельзя лучше соответствуют высказыванию А.В. Суворова: "Тяжело в ученье, легко в бою", а использование ресурсов - законам ТРИЗ.


ТЕСТ НА ВХОДЕ...

Это задание получал в Афганистане молодой солдат "только с самолета" прибывший в подразделение. Ему давался обычный патрон "трассер", и ставилась задача - прикурить от "трассера" или просто, при общедоступности и избытке различных боеприпасов: "Прикури от трассера". Что это значит?

Ответ прост: пуля "трассера" вынималась из гильзы, порох высыпался, сама пуля вставлялась в гильзу острием внутрь (из-за конструктивных особенностей патрона это было возможно) и вбивалась туда отчаянными ударами (не более трех). Сплющенный зад пули раскалялся от загоревшегося "трассирующего заряда" - получался обычный автомобильный прикуриватель! Тест сдавали все почти сразу, автор - в том числе.

Таким заданием проверялась реакция солдата на принятие решения (очень необходимая на войне вещь).


ТЕСТ "ОТ РУКОПАШНИКА"...

Подобный тест давал и "рукопашник". "Вот тебе, сынок, вилка, открой-ка мне баночку тушенки" (которой у вас, кстати, нет). Немой вопрос. В руках у новобранца перед строем - только вилка, и нет банки тушенки, а есть задача, которую необходимо выполнять. Обычное отношение: "Сынок, я прихожу и удивляюсь - у тебя все уже готово!" С помощью вилки вы должны не только добыть банку, но и найти то, чем можно ее открыть!

Cмысл теста - есть задача, остальное - твои проблемы, но задача должна быть выполнена любой ценой с помощью любых средств! А вилка при таком отношении легко может превратиться из инструмента для потребления пищи в инструмент для добычи, то есть в оружие. Отсюда и пирожки из тушенки, приготовленные на саперной лопатке.

Самым ярким примером, продемонстрированным мне, было следующее: у меня на глазах безоружный прапорщик, инструктор по рукопашному бою, превратился в вооруженного "рекса". Разорвав подошву своего ботинка, он в качестве оружия использовал металлическую пластину, которая находится внутри полусапожка любого солдата, защищая его стопу от "колющих" мин.

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Одна из составляющих снайперской, минной войны - рань, а не убивай. Во Вьетнаме (конфликт конца 70-х) заливалось водой рисовое поле, в жидкую грязь втыкались заточенные бамбуковые палочки. Солнце, высушивая поле, превращало его в "асфальт", густо засеянный острыми штырями. Китайская армия, обутая в кеды (!!!), не только "разувалась", но и лишалась возможности залечь на таком поле под пулеметным огнем противника. А ранение даже в стопу превращает солдата в обузу для подразделения на марше - необходима эвакуация раненого, сопровождение, транспортировка. А наполнение общества бывшими солдатами с подобными или пулевыми ранениями - в бедро, голень, плечо - способствует формированию антивоенных настроений.

Большое количество раненых в подразделении сказывается на его боевом духе и психологическом состоянии солдат.

Заточив пластину о камень и забрав мой автомат, прапорщик продемонстрировал мне ее остроту, убедив тем самым, что в любой ситуации, даже алюминиевая вилка или остро заточенный карандаш, или обычная палочка могут стать грозным оружием - ведь удар в брюшину (а если еще карандаш обломать и оставить там) может вызвать простой вульгарный перитонит, кушать-то мы все любим!

Подобное нестандартное отношение к ситуации рождает кучу оригинальных решений. Представьте, вы идете по тропе, ограниченной густой стеной непроходимых джунглей. Впереди идущий срывает растяжку, и на вас летит огромный ком глины, утыканный острыми бамбуковыми палочками! Обычный маятник, но он прилетает к вам сзади, по ходу движения. На узкой горной тропе возможно использовать просто камень. Лист железа (обычное "глюкало") на дороге - классическая сигнализация о проходящем, идущем, приближающемся транспорте, колонне. Он также служит классическим звуковым "счетчиком" машин в колонне, позволяющим определить мощь подразделения на марше (сколько машин к нам едет) - "народная" технология ведения минной, партизанской (диверсионной) войны.

Как устанавливался в Афганистане на "пуск" обычный реактивный снаряд? К замыкателю привязывается кусок мяса - обычный замедлитель. Как только вы отъезжаете - первый же шакал дергает кусок мяса, и снаряд улетает в "заданном направлении", неся смерть и разрушения. Аналогичен способ с помощью жидкости, испаряемой из стакана, и поплавка на поверхности жидкости, который потом замыкает цепь при полном ее испарении (время пуска задается количеством испаряемой солнцем воды).

Или в качестве изолятора - ... презерватив, а на поплавке - иголка. Выстрел - колебание воды - и образуется замкнутая цепь.

Таких "рецептов" можно привести еще много, но все они рождаются из вилки. Решение задачи у тебя "под ногами" и "...нет, сынок, безвыходных ситуаций!".


СЛУЧАЙ С ПРАПОРЩИКОМ

Другой пример. Нас разделял купол (полуцилиндр) крыши дома, на котором была наша с прапорщиком "Пиночетом" позиция. Граната, удачно заброшенная подкравшимся к стене дома "духом", доли секунды задержалась на "куполе" и ...скатилась к прапорщику. После взрыва - после паузы - тот продолжил "долбить" из автомата по-прежнему. Прапорщик спасся, но как?

Представьте плоскую крышу дома. Она имеет над жилыми помещениями куполообразные формы (как стиральная доска). Так вот, нас с прапорщиком разделял именно такой купол, а мы сами лежали на КРАЮ КРЫШИ. Прапорщик повис на руках, держась за край КРЫШИ, вдоль стены, к которой прислонился "дух", бросивший гранату. Прапорщик висел спиной к нему и видел лицо "духа" сверху.

Представьте, вы бросаете гранату, и на вас, вместо ожидаемых "пельменей", вываливается человек, который, переждав таким образом взрыв и сделав "выход силой", снова скрывается от вас за краем крыши...

Фокус в чем? Он прост. Граната взрывается через 3,5 секунды, половину времени уже ушло на бросок и мой крик. Для принятия ТАКОГО решения человеку потребовалось меньше секунды! За остальное время он успел "вывалиться" и повиснуть на руках, спасаясь от смертоносного взрыва гранаты. (Как потом объяснил прапорщик, он всегда раздражался, видя автомат в руках солдата при отработке упражнений по метанию гранат, ибо ему всегда не давала покоя мысль: "Лучше бы на землю положил, все равно мешает и стрелять мгновенно не начнешь...") Что стало с "духом"? Ему подарили точно такую же гранату, освободив его сердце от ненависти.

Еще пример. Обычная тактика прочесывания жилых массивов (зданий) предусматривает простое правило: выстрели или брось гранату, прежде чем войти в незнакомое, опасное помещение. Бросают гранату в открытую дверь, пережидают взрыв за дверью, вдоль стены, а потом заходят. Гранаты, часто из-за пижонства, закатывают или обычно угол броска направлен вниз.

Грамотные контрмеры: поставить на ребро обычный стол в двух метрах от двери, поверхность стола отражает - как баскетбольный щит мяч - брошенную гранату, возвращая ее хозяевам, которым, как правило, уже сложно закрыться от такого подарка...

По моим наблюдениям, однажды пережитый страх заставляет человека совершать поступки на грани мужества. Причина проста - боязнь пережить заново леденящую волну страха, приковывающую и лишающую возможности двигаться.

Существует один из методов обработки солдат в войсках, который вырабатывает у бойца "реактивное мышление", освобождающее от оцепенения при страхе. (В 1982 году был случай - при попадании из гранатомета в БМП из нее вывалился водитель, перекатился за машину и начал из-под нее вести огонь со своего автомата, пока не потерял сознание - взрывом парню оторвало голень!).

Нарабатываются "трафареты" поведения в определенных ситуациях. Поэтому человек, испытывающий давление, имеющий несколько таких наработанных "трафаретов", стремится невольно (на уровне подсознания) развить незнакомую острую ситуацию до знакомого ему "лекала", при котором он с облегчением может сказать: "Вот сейчас язнаю, что делать!". К сожалению, его "реактивное мышление" имеет банк подобных решений только для экстремальных, боевых действий, которые он привносит и в гражданскую жизнь. Вот Вам и "синдром человека с ружьем", подарившего нам революцию 1917 года.

Известный всем тест у каратистов - напугать и определить, кто будет бороться и сохранит способность действовать. Испытуемый должен стоять неподвижно, к кончику носа испытуемого приставляется конец шеста (острие копья), привязанного к потолку. Шест отпускается и возвращается к испытуемому, совершая маятниковое движение. Важно выдержать возврат шеста - контакт не состоится по причине затухающих колебаний подобного маятника. Проявил подобным образом выдержку - сдал тест! Ведь мужество - это не отсутствие страха, а его преодоление.

Часто человек так боится вновь пережить уже пережитое, что готов на любые действия и любую развязку, кроме, конечно, конца (синдром !!!).


НЕШКОЛЬНАЯ УЧЕБА

Первый урок, который преподали мне в бригаде в Афганистане - сразу после прилета меня заставили принести кувшин, наполнить его киселем, оставшимся после ужина, затем натянуть презерватив на кувшин, измазать его клеем, затем насыпать на все это ворс с подстриженной мной сапожной щетки. Затем меня заставили разбить все это одним ударом. Я постарался, получилось. Это было прокомментировано следующими словами: "Вот так, сынок, выглядит твоя голова после попадания пули!".

Запоминается надолго, можете поверить на слово. А принцип "молодых легче убивать на плацу сразу после самолета, чем тащить с собой в горы, а затем вытаскивать их на себе под огнем !" - верен и сейчас, хотя его описал еще Хемингуэй. Тот, кто выживет на плацу - в бою, поверьте, не умрет.

Собирать убитых и трофейное оружие при "взятии" каравана - привилегия "молодых". Почему? Реально видя результаты, солдаты лучше осознают необходимость своего выживания. Хочешь научиться убивать (выживать) - позаимствуй труп, - самурайское правило.

Наше командование проделывало подобные трюки в воспитательных целях. Например, для опознания трупа строили в колонну по одному, пропускали батальон перед машиной, где лежал труп убитого, якобы "сбежавшего" на арык (то есть, за пределы части) помыться солдата. С точки зрения логики - кого опознавать-то? Куда мы денемся с "подводной лодки"? Если его нет - значит, это он! Но такое логическое знание не всегда помогает преодолеть страх и неуверенность. Поэтому и было необходимо такое "опознание".

Разрыв между практикой и теорией становится пропастью, преодолеть которую - значит, стать профессионалом. Не каждый отважится на стеклянном стуле подсоединять лампочку с неизолированными контактами, хотя стекло - является непроводником. Примеры шоковой терапии - очевидный пример тому. Поэтому все яркое, запоминающееся, заставляющее сопереживать, участвовать, обречено на запоминание.


В ГОСПИТАЛЕ

На полгода я попал на протезирование в Германию (ампутация обеих ног). Школьное знание немецкого и остатки знаний после института сводили общение с немцами на уровень "чукчи". Но сработал принцип выживания в разведке - "веди себя как местный". Я мало говорил, а свое поведение в несложном больничном быту "считывал" с местных. Это свело на нет языковый барьер, а затем и вовсе способствовало изучению языка через бытовые ситуации и простое человеческое общение.

Попробуйте с помощью характерных "местных поведенческих трафаретов" почти без слов купить что-нибудь. Я это проделывал легко, не вызывая сомнений в своей принадлежности к гражданам Германии, в которой учился без переводчика.

Материал опубликован в бюллетене "Рекламное Измерение", 1997, № 8-9.

Яндекс.Метрика