КАК ИСПОРТИТЬ ПРАЗДНИК ЗА БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ
Отказавшись от традиционных парадов и демонстраций с их десятилетиями вырабатываемыми ритуалами, власти государства, областей, городов ударились в создание собственных праздников...
В Москву отправляются один за другим губернаторы и градоначальники, чтобы просить денег на "праздник русского самовара", "200-летие города", "годовщину швейной фабрики" и другие значащие (и не столь значащие) памятные даты. В это же время подчиненные градоначальников ищут таньгу у "спонсоров", действуя, где воззваниями к патриотизму, где звонками из администрации с многозначащей фразой: "Так что, твою фирму записывать в список отказников?", а где и реальным "накатом" с налоговых инспекций и полиций.
Все жаждущие праздников неизменно связывают их проведение с избавлением от "красной угрозы" или опасного соперника на выборах.
Но жмется "спонсорье", с трудом отцеживая финансы на юбилеи. Правительство тоже весьма неохотно расстается с собранными из налогов деньгами. В понимании федеральных властей, праздники - это необходимое разорение госбюджета и спонсоров. В понимании градоначальников - возможность "выбить" из того же тощего госбюджета и спонсоров дополнительные "юбилейные" субсидии.
И как-то забывается тот факт, что Олимпийские игры принесли Атланте 300 миллионов долларов ПРИБЫЛИ, что одной из статей ДОХОДА г. Пассадены (США) является знаменитый "Парад роз" и что в условиях рыночной экономики праздники помогают РЕШАТЬ ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ряду городов.
Нынешние "рыночные" хозяйственники не понимают значимости ритуалов праздников, играющих огромную роль в регуляции товарообмена и упорядочении спроса, и совершенно НЕ ОБРАЩАЮТ ВНИМАНИЯ НА РЕКЛАМНЫЕ КАМПАНИИ при организации новых ритуалов.
КАК ЭТО ОБЫЧНО ДЕЛАЕТСЯ...
Опишу в лицах типичный "праздник города" в столь великом своей историей Санкт-Петербурге.
- Смотри-ка, Маша, - удивленно раскрывает воскресную газету глава семьи, - пишут, что сегодня, оказывается, день нашего города!
- Подумать только! - откликается жена, - а мы приглашены в гости.
- А что, Маша, город был в этот день основан? - интересуется муж.
- Вроде, нет - отвечает эрудированная жена, - да ты сам посуди, чтобы через двести с лишним лет дата попала на воскресенье...
- В прошлом-то году мы его пропустили или в другое время "день города" был? - припоминает муж.
- Наверно, начальство новый указ приняло, - философски заключает жена.
- Я посмотрел по старым календарям, - вмешивается дед, - то ли "день рыбака", то ли наши Орел освободили.
- Маша, посмотри, в новом календаре за этот год есть какая-нибудь надпись или значок? - не унимается патриот-муж.
- Просто красная цифра, обычный выходной, - с досадой откликается жена, - дался тебе этот "день города"!
- Тут пишут, что чего-то будет на Невском, может, пойдем, посмотрим? - делает последнюю попытку доискаться до истины муж.
- Ты с ума сошел! - восклицает жена, - нам Степановы еще неделю назад звонили, приглашали.
Вбегает дочь с подругой.
- Говорят, "день города", - пытается блеснуть своими знаниями перед молодым поколением глава семьи. - Вот я и агитирую маму пойти взглянуть... В школе ничего не говорили про него? - подозрительно спрашивает отец.
- Ничего, - озадаченно вспоминает пятиклассница. - Только идти уже бесполезно: там все давно кончилось! Мы гуляли по Невскому и случайно наблюдали процессию...
- Процессия - это на похоронах, - поправляет отец, - может, парад?
- Не парад, а лошади ехали и везли что-то блестящее, змея какого-то с воздушными шарами, - пытается описать "праздник города" дочь.
- А на платформе грузовика артистки стояли в легких платьях - аллегории, - вдруг добавляет подруга. - Мне так их жалко было: холодно, а они на ветру мерзнут.
- Ну и хорошо, что не пошли на этот "день города", - облегченно заключают родители. Позже по телевидению диктор со слезой в голосе поведала, что, "к сожалению, на призыв достойно отметить "день города" откликнулась очень небольшая часть деловых людей".
Кратко суммируем
ТИПОВЫЕ ПРОМАХИ ОРГАНИЗАТОРОВ:
- Большинство населения не знает, как связан "день города" с историческими событиями.
- День города не рекламируется ЗАРАНЕЕ и НЕ ОТМЕЧЕН НИ В ОДНОМ КАЛЕНДАРЕ.
- Никто даже приблизительно не знает, ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ В ЭТОТ ДЕНЬ.
- Время, место и атрибуты праздника выбираются случайно, по воле причудливой фантазии неизвестных организаторов.
- Зрителям (жителям) отводится пассивная роль наблюдателей зрелища на перегороженной милицией улице.
Отсюда закономерное нежелание бизнесменов финансировать праздник, который мало посещаем, рекламно не подготовлен и приносит прямой убыток.
ПРАЗДНИК НА ДЕНЬГАХ
Новое веяние нынешней жизни - праздники, организуемые бизнесменами. Можно привести в качестве примеров спортивные соревнования хоккеистов, проведенные биржей "Алиса" в 1992 г. и приснопамятные "Игры Доброй Воли" в 1994 г. в Санкт-Петербурге.
Биржа "Алиса" взялась провести хоккейный поединок, который, как уверяли бизнесмены, станет традицией. Это был яркий пример провала праздника, основанного на ... одних деньгах.
И вот что важно: в рекламе игры недостатка не было, но рекламировалась открыто финансовая мощь биржи, а не праздник спорта.
Сами условия игры хоккеистов неизменно акцентировали денежные аспекты состязания. Первому хоккеисту, забившему шайбу в ворота, биржа платила около 100 долларов. Комментатор раз пятнадцать повторял на разные лады: "хороший подарок сделал себе хоккеист N" , "такие деньги на дороге не валяются", "какой молодец N, что забил-таки свой золотой гол", "у N скоро день рождения, вот деньги и пригодятся" и т.п. В награду выигравшей команде биржевики вынесли не кубок, а чемодан денег. Планировалось провести соревнование и среди зрителей: кто забросит шайбу в ловушку манекена-вратаря, тот получает тоже около 100 долларов, но... вратаря украли конкуренты биржи. Ни с того ни с сего на экране появлялись какие-то рок-группы в буденовках и с надутыми молотками, приглашенные для "поднятия настроения" команд. Игра хоккеистов удручала своей бездарностью, правда, по слухам, биржевики организовали "черный тотализатор" среди "капитализированных" зрителей и остались с барышом. Зрители же чувствовали сквозь голос комментатора и сотрудницы биржи "Алиса", беспрестанно сообщавшей о благодеяниях фирмы, лишь большие гонорары и хруст купюр. И испытывали, мягко говоря, недружественные чувства к людям, превращающим спорт в рекламу денежных мешков.
"Игры Доброй Воли" - пример провала спортивного праздника в результате пренебрежения к исторически сложившейся системе спортивных соревнований.
Игры претендовали на звание если не "Второй Олимпиады", то "Мировой Спартакиады", и своим появлением нарушили график подготовки спортсменов к чемпионатам мира, Европы, Олимпийским играм, престижным турнирам.
Не было ничего удивительного в том, что и городские власти не подумали о конкуренции состязаний, потому что самим властям пришла в голову своя "блестящая" мысль - приурочить день переименования Ленинграда в Петербург к... 7 ноября. Возродить, так сказать, традиции "Красной пасхи", когда антицерковные демонстрации в 20-е годы проводились именно в церковные праздники. В 20-е годы это оканчивалось мордобоем, в начале 90-х - абсолютным нежеланием большинства населения идти стенкою на стенку и в финале... забвением праздника переименования.
Рыночная экономика не отвергает никаких массовых ритуалов потому, что они приносят прибыль. Конкуренция ритуалов прибыль уменьшает: так горожане пекли бы 2 торта или пирога - к 7 ноября и к празднику переименования города, а иначе - всего 1! (Уже не говоря о непроданных флажках и шариках и т.п.). В данном случае более старый ритуал полностью подавил новый.
Организаторы "Игр Доброй Воли" не учли, что спортсмены соревнуются, отдавая свою энергию, силу, здоровье не только ради денег... Не имеющие общемирового престижа, держащиеся лишь на желании богатого человека организовать эффектное мировое первенство, Игры были заранее обречены на неудачу, и убытки от их проведения росли от соревнования к соревнованию. Игры не выработали своих традиций, не были связаны с историческими событиями в жизни России и США.
БЕРЕГИ РЕПУТАЦИЮ ДЛЯ ПРАЗДНИКОВ
Немаловажным фактором провала "Игр Доброй Воли" стали последствия предвыборной борьбы.
Желая сместить прежнюю коммунистическую власть, кандидаты от оппозиции в печати и по телевидению заявляли о плачевном экологическом положении города, перечисляя десятки источников загрязнения среды. В своих прогнозах некоторые эксперты от оппозиции доходили до абсурда, утверждая что "через несколько лет в городе сможет выжить только крыса пасюк". Никто не замечал в пылу предвыборных баталий, что новые кандидаты, громогласно обещающие сделать Санкт-Петербург центром международного туризма, создали... опаснейшую антирекламу городу. Когда же спустя 2 года мэр и его команда стали широко зазывать туристов: "Приезжайте к нам в гости!", то им показали в турагентствах широко распубликованные в мировой прессе прежние заявления команды мэра(!) о токсичной питьевой воде, о грязном воздухе, об отравленной почве, о радиоактивных производствах...
Безусловно, очень эффектно встать, подобно римскому сенатору, и хлестко крикнуть сопернику на выборах: "Это при вашей власти город стал... (самым грязным в мире, очагом преступности, притоном наркоманов, самым нищим и т.п.)". Необходимо, однако, при этом учитывать, что в мире ведется острейшая конкурентная борьба за богатых туристов, которые одновременно являются самой осторожной категорией отдыхающих и бегут, как робкая лань, от мест, имеющих репутацию "притонов", "очагов" или "рассадников". "Игры Доброй Воли" пытались "с налета" вмешаться в перераспределение прибылей мировых туристских центров. И их провал оказался неизбежен, несмотря на дорогостоящую рекламу.
СУММИРУЕМ ВЫВОДЫ:
- НАВЯЗЫВАНИЕ придуманного организаторами массового ритуала без учета реальных традиций, баланса положительных и отрицательных стереотипов, вызывает у населения и гостей праздника нормальную реакцию отторжения. Массовый ритуал недопустимо строить только на "голой финансовой идее" и нахальстве организаторов... Он должен быть ОСВЯЩЕН более высокой идеей. Иначе неизбежен уже чисто финансовый провал праздника.
- Организаторам целесообразно рассматривать вариант не только ЧТО РАБОТАЕТ на ПРАЗДНИК, но и какие многочисленные факторы РАБОТАЮТ ПРОТИВ праздника (непродуманные заявления властей, отрицательные стереотипы Клиентов, неспозиционированность ритуала и т.п.). Выявленные отрицательные факторы желательно "не прятать под ковер", а оперативно корректировать.
ЧТО ПРАЗДНОВАТЬ?
У нас редко задаются этим вопросом, воспринимая Олимпийские Игры как изначально сложившийся престижный чемпионат мира. Между тем анализ популярности Олимпийских игр может подсказать много приемов и для других ритуалов.
Попытаемся проанализировать. Участие в Олимпиадах с начала их возникновения как бы ПРИОБЩАЕТ НЫНЕШНИХ МАСТЕРОВ СПОРТА К СОНМУ БЕССМЕРТНЫХ, воскрешает уважение и поклонение, которыми окружала атлетов Эллада. Олимпийские игры, как СИМВОЛ ЧЕСТНОЙ БОРЬБЫ, являются самым чистым символом конкуренции - таланта и мастерства. ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ это еще и ВОПЛОЩЕННАЯ ИСТОРИЯ, знакомая большинству по школьным учебникам, престижная игра ПОГРУЖЕНИЯ В ДРЕВНОСТЬ, где всем известны основные ритуалы.
Олимпиада СВЯЗЫВАЕТ АНТИЧНОСТЬ с ЭПОХОЙ ВОЗРОЖДЕНИЯ, вновь обращаясь к Элладе с ее идеями о величии человека, И СОВРЕМЕННОСТЬЮ. Олимпийские игры, проводимые в ХХ веке - ПРИЗНАНИЕ ГРОМАДНОЙ РОЛИ, которую сыграла эллинская культура в формировании ВСЕЙ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА.
Олимпиада - это СИМВОЛ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ человечества, символ ВЕРЫ в творческие силы человека, символ НАДЕЖДЫ на то, что общество сумеет сохранить и передать потомкам все лучшие общечеловеческие ценности.
Оставаясь в русле древних традиций, Олимпиада все время творчески обновляется, потому она остается новой и молодой. ПОЭТОМУ ИГРЫ СТАЛИ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ДОХОДНЫХ ЧЕМПИОНАТОВ в мире.
НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ОРГАНИЗАЦИИ НОВЫХ МЕСТНЫХ РИТУАЛОВ
Местные ритуалы должны:
- быть ЧЕМ-ТО ПРЕСТИЖНЫ для участников;
- СИМВОЛИЧЕСКИ ВЫРАЖАТЬ НЕКУЮ ГУМАНИСТИЧЕСКУЮ ИДЕЮ;
- БЫТЬ В ЧЕМ-ТО УЖЕ ЗНАКОМЫМИ ЗРИТЕЛЯМ, чтобы те почувствовали себя ЗНАТОКАМИ,
- ОПИРАТЬСЯ НА ФУНДАМЕНТ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ;
- быть ПРЕЕМНИКАМИ других ритуалов;
- сохраняя некоторую РИТУАЛЬНУЮ ОСНОВУ, иметь возможность постоянно обновляться.
Исходя из сформулированных черт праздников и мирового опыта, пофантазируем и попытаемся предложить темы новых ритуалов.
Юбилейная дата писателя, поэта, день основания города, дни ремесел, литературных героев
- могут стать достойной темой праздников в малых и больших городах, поселках.Если в Голландии проводится "праздник сыра", то в Вологде можно было бы организовать "праздник масла", в Гусь-Хрустальном - "праздник хрусталя", на Байкале, имеющем на российском берегу всего три турбазы, внимание туристов привлек бы "праздник омуля", на Дальнем Востоке - "праздник гейзеров", в Астрахани - "осетровый праздник". Одним словом, название должно быть ориентировано на ПРЕСТИЖНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ участников и гостей праздника.
Простой тест на правильность выбора темы: ответить на вопрос, почему участие в празднике возвысит человека в его собственных глазах и в глазах окружающих?
ЛЕГЕНДА СОЗЫВАЕТ ГОСТЕЙ
Легенда Олимпийских игр непременно включает ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ, знакомые большинству людей и ПРЕДЫСТОРИЮ ОСНОВНЫХ РИТУАЛОВ. Легенда заканчивается обращением ко всем любителям и мастерам спорта поддержать эту славную традицию.
На составление легенд новых ритуалов сейчас или вообще не обращают внимания, или делают их сухими, как архивные справки, или превращают в тяжеловесный трактат с обилием имен, дат, перечнем достижений и событий местного значения.
В то же время это основная "приманка", которая должна содержать четыре обязательных части:
- Историческую мотивацию.
- Краткое описание ритуала.
- Обобщающий комплимент.
- Объяснение выгод для гостей.
ИСТОРИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ выявляет преемственность нового праздника с подобным же, но проводимым в прежние века или с событием в жизни города, исторического, литературного деятеля. Она составляется с тем расчетом, чтобы быть понятной человеку, окончившему среднюю школу.
НАПРИМЕР
"В.... такого-то года князь (купец, крестьянин, генерал, помещик) основал город (завод, первую мельницу, трактир), выиграл сражение, написал всемирно-известный роман, начал собирать картинную галерею, получил контракт на поставки (сыра, осетров, икры) к царскому столу, открыл месторождение (нефти, самоцветов, железной руды), победил на скачках с первым конем выведенной им породы ..."
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РИТУАЛА составляется с расчетом НА САМОЕ ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ обычного человека о предмете праздника: профессии, писателе, событии. Попытайтесь возбудить в туристе или госте ощущение чего-то знакомого.
НАПРИМЕР
Большинство людей знают, что стекло выдувают из трубок; хрусталь гранят; омуль водится в Байкале, о котором написана знаменитая песня; гейзеры вырываются из-под земли...
Эти действия должны составить основу ритуала.
Очень привлекательны в ритуале СОРЕВНОВАНИЯ по профессиональным навыкам, когда публика становится не только зрителем, но и участником, и оценщиком.
НАПРИМЕР
(Да простят меня читатели за фантазию): "Во время "праздника омуля" шествие, представляющее рыбаков, просит удачи у богов и предков. Рыбаки прощаются со своими женами, а на берегу на период большой омулевой путины зажигается огонь на высоком холме, который будет указывать путь рыбакам славного моря, священного Байкала". После возвращения рыбаков устраивается конкурс на лучший улов и лучшего омуля, который продается с аукциона.
При таком построении ритуала задается ИНТРИГА праздника - будет или не будет улова; праздник ЛЕГКО ДОСТРАИВАЕТСЯ привлечением материалов легенд и сказаний, и задается ЕСТЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ его проведения: открытие - уход рыбаков в море, закрытие - возвращение с уловом.
Интрига позволяет вовлечь множество зрителей в общее театрализованное шествие: кто-то выберет роли рыбаков и рыбачек, кто-то будет оценивать, как знаток, лучший улов.
Первоначально для привлечения зрителей на Олимпиаду им сообщают лишь самые общие сведения о ритуале: на открытии будет произведено традиционное зажжение огня в олимпийской чаше.
Очень важно использовать в ритуале ряд ЭЗОТЕРИЧЕСКИХ символов и огонь, который сам по себе привлекает внимание многих людей. Недаром чаша с пылающим огнем всегда была вестником и одним из символов Олимпиады. Тему огня можно многообразно разыграть: огоньки на лодках, сигнальные огни, костры дружбы, огонь кузнечного или стеклодувного горна...
Попытаемся теперь кратко сформулировать ОБОБЩАЮЩИЙ КОМПЛИМЕНТ в адрес БУДУЩИХ УЧАСТНИКОВ И ГОСТЕЙ праздника, который позволит организаторам определить спектр мотиваций.
НАПРИМЕР
"С тех пор это праздник смелых и ловких, всех любящих, ценителей русской природы, любителей и мастеров песни, бесстрашных наездников и знатоков лошадей, мастеров и ценителей русского хрусталя, фарфора, настоящего пива, масла..."
Следует искать более общие мотивы, чем, скажем, созывать всех поклонников таланта писателя N.
Завершает легенду ОПИСАНИЕ ВЫГОД, которые получат гости и участники.
НАПРИМЕР
"Те, кто приедет, смогут "попробовать 120 сортов пива, отведать уникальных по вкусу пирожных с настоящим вологодским маслом, увидеть лучший российский хрусталь, полакомиться свежайшим омулем, потанцевать среди освещенных гейзеров, целый вечер слушать туристские песни в исполнении бардов, увидеть специально поставленную для праздника литературную композицию на стихи поэта N..."
СКОЛЬКО ПРЕИМУЩЕСТВ У ЭСТАФЕТЫ?
Прежде чем начнутся Олимпийские игры, об их будущем открытии сообщает эстафета бегунов, которые приносят олимпийский огонь из Греции в страну, в которой будет проходить новая Олимпиада.
Проанализируем рекламные достоинства эстафеты:
- это наглядный СИМВОЛ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ традиции;
- это возможность ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ОПОВЕЩЕНИЯ о будущем празднике, причем дальние жители узнают о нем раньше, а те, кто живет ближе - позже;
- это способ постоянно поддерживать интерес к будущему событию, так как эстафета продолжается и обновляется одновременно;
- это возможность поощрить лучших спортсменов и одновременно дифференцировать внимание к ним;
- это символ ЕДИНСТВА для достижения общей цели;
- это ЗРЕЛИЩНЫЙ, ДИНАМИЧЕСКИЙ СПОСОБ рекламы;
- это весьма НЕДОРОГОЙ способ привлечения внимания средств массовой информации.
После далеко не полного перечисления достоинств эстафеты остается только удивляться, как редко она применяется при организации праздников.
Эстафета может начинаться с исторического места; от дома, в котором родился писатель, поэт. Возможна конная, автомобильная, пешая, велосипедная, паломническая эстафета (вовсе не обязательно что-то передавать из рук в руки, можно, например, провести таким способом сбор подписей в поддержку праздника; собрать сочинения автора, созданные в разных городах, как бы повторив путь его странствий и т.п.).
ВНИМАНИЕ - АТРИБУТЫ!
Подготовка к Олимпиаде начинается с изобретения игрушки-сувенира и символики различных видов спорта. Игрушка утверждается олимпийским комитетом после конкурса отечественных художников и дизайнеров. Позже она во множестве разновидностей (дешевых и дорогих) продается на майках, пакетах, значках, кепках; в виде игрушек, сувениров...
Игрушка-сувенир является одновременно и символом, и АТРИБУТОМ олимпийского ритуала.
Достоинства атрибута для организации праздника:
- он является РЕКЛАМНЫМ знаком праздника,
- он, при правильной постановке рекламной кампании, помогает ОКУПИТЬ праздник,
- он является ТОВАРНЫМ ЗНАКОМ праздника,
- он приобщает к будущему празднику РАЗЛИЧНЫЕ категории населения, в том числе подростков и детей,
- он позволяет заранее СПЛАНИРОВАТЬ массовое предпраздничное РЫНОЧНОЕ производство.
НАПРИМЕР
Ни один старинный церковный праздник не обходится без атрибутов. Будь-то Рождество с обязательной елкой и новогодними подарками, будь-то Пасха с куличом и крашеными яйцами. В праздники в странах Индокитая нужно покупать доброго деревянного идола, или, например, обязательно есть макароны наибольшей длины. На новогодние подарки у немцев уходит до половины свободных денег. В свою очередь, чтобы успеть порадовать европейцев в Новый год, голландские фабрики начинают готовить праздничные партии шоколада за полгода до начала Рождества...
Хорошо видна мировая тенденция УВЕЛИЧЕНИЯ числа атрибутов любого праздника. Это происходит за счет почти конфуцианского стремления цивилизованного мира максимально ритуально регламентировать порядок и формы праздников. Людям объясняют, что за одежда должна быть на них (цвет, фасон), что держать при наступлении Нового года в руках, что подавать к столу. Самое любопытное то, что и юные, и старые не хотят встречать праздник "абы как", а постоянно интересуются всеми деталями ритуала, узнают о них у знакомых, с восторгом вычитывают в газетах и календарях.
И при всем при этом, Вы думаете, какой-нибудь "рыночный" правитель-градоначальник в России позаботился о новых атрибутах для праздника города? У него одна забота - "выбивать" деньги из спонсоров, которых иначе запишут в "список отказников". (Что же касается "котенка Пети " для провальных Игр Доброй Воли, то о нем еще пойдет особая речь.)
Многие думают, что атрибутом праздника может стать только экстра-классная игрушка. Это заблуждение. Атрибутом могут стать блины (на масленицу), головной убор, шоколадка, мяч, ключик, сумка особого фасона, напиток и многие другие вещи - ЕСЛИ ИМ БУДУТ ДАНЫ СИМВОЛИЧЕСКИЕ ТОЛКОВАНИЯ.
У хорошего атрибута два основных качества: он должен быть по карману людям с разными доходами (изготовляться и фабрично, и вручную) и не возбуждать розни в обществе.
Мудрые наши предки в качестве обязательных атрибутов использовали ЕДУ и НАПИТКИ, приготовленные по особым рецептам. Зачинателям местного праздника тоже полезно перенять этот опыт, как и то, что необходимо заранее сообщить людям ритуальные приметы праздничной одежды или убранства стола.
НАПРИМЕР
Для "праздника хрусталя" атрибутами могут стать хрустальные украшения для женщин, хрустальные запонки и заколка для галстука - у мужчин, рюмка хрустально-чистой воды или водки. ДЕВИЗ праздника - "ТАЛАНТ, ЧИСТОТА И ЗВОНКОСТЬ". Хрустально-чистые строфы стихов, чистая звонкость детского хора. Можно привлечь к этому толкователей значения камней, астрологов, собирателей местной старины.
ДЕВИЗ праздника помогает МОТИВИРОВАТЬ набор атрибутов и ОБНОВЛЯТЬ РИТУАЛ, СОХРАНЯЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ.
МЕНЬШЕ ДЕНЕГ - БОЛЬШЕ СОБЫТИЙ
Никто не удивляется тому, что крупнейший спортивный чемпионат - Олимпиаду - НЕ РЕКЛАМИРУЮТ. Наоборот, множество телекомпаний платят организаторам за право известить о новостях подготовки к Олимпиаде и о самих играх.
За что платят? За то, чтобы получить ИНФОРМАЦИЮ О НОВЫХ СОБЫТИЯХ. События - это хлеб всех СМИ. Олимпиада дает этот хлеб и платит им за всемирную рекламу.
К местным праздникам у властей отношение иное - первым долгом они готовы ухнуть уйму денег на рекламу. Им кажется, что вот тогда-то на них будут смотреть как на "истинных рыночников".
В действительности, самое удручающее зрелище представляют гигантские панно или газетные полосы, извещающие город о собственном празднике. Это напоминает ситуацию из одной карикатуры, где муж говорит своей матери: "Мамаша, вот тебе деньги, поищи жене подарок на Восьмое Марта". Если городские СМИ готовы размещать у себя только платную рекламу о празднике в своем городе, значит, этот проект никого не затронул, не стал ОБЩИМ ДЕЛОМ жителей и обречен на экономический провал.
Организаторы праздника должны заботиться не о деньгах для рекламы, а о СОБЫТИЯХ для СМИ. Эти события могут быть самыми разнообразными, но главное, чтобы они максимально МОБИЛИЗОВАЛИ СИЛЫ И ТАЛАНТЫ горожан. Прошел конкурс на лучший символ праздника - событие; выбран девиз праздника - событие (в результате опроса общественного мнения газетами - новый хлеб для СМИ); ведущий архивный специалист комментирует ритуал праздника и дает историческую мотивировку - событие...
Удобный и, главное, САМООКУПАЕМЫЙ способ рекламы - календари. Если нет средств на выпуск красочного календаря, можно сделать наклейку, тогда горожане будут постоянно помнить о празднике; можно дать фото ребенка у календаря в газете, чтобы возбудить интерес у взрослых и соревновательный азарт у детей. Организаторы должны постараться сделать этот календарь или наклейку ПРЕСТИЖНЫМИ, для чего календарь, например, может стать ПРИЗОМ в какой-либо игре на тему праздника и вручаться вместе с НАГРАДАМИ.
Оригинально продуманная легенда праздника, игра или эстафета САМИ будут привлекать СМИ. Экономия средств на рекламу при постоянном освещении СМИ новых СОБЫТИЙ может стать критерием талантливости организаторов.
Чтобы праздник остался в памяти гостей праздником, большая роль отводится культурной и развлекательной программе, которая дополняет его и делает еще более запоминающимся и ярким. И которая тоже приносит прибыль устроителям мероприятия. В итоге остаются довольны все - организаторы, гости, участники.
ГОСТЬ СВОЕ ИМЯ ЛЮБИТ
Необычайно значимый ритуал Олимпиады - ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГОСТЕЙ. На Играх в Атланте он длился несколько часов при сорокаградусной жаре, но никто не был в обиде. Гости ценят хозяев, некоторые помнят их имена.
Процедура представления гостей для местного праздника выгодна еще и тем, что гость сам заинтересован РЕКЛАМИРОВАТЬ себя еще и нести за это расходы. Умные хозяева праздника должны максимально помочь тому, чтобы все желания и даже причуды гостей были исполнены.
Хорошо бы привлечь консультанта, который запишет все идеи гостей, посоветует, где можно быстро заказать за соответствующую цену флажки, герб, СОЗДАСТ КОНКУРЕНЦИЮ МЕЖДУ ГОСТЯМИ за самое эффектное представление. Все это относится не только к иностранным гражданам, но и к приезжим из соседних городов, областей.
Полезно так помочь гостям представить себя, чтобы вписаться в девиз праздника. Для содействия организаторам хозяева гостиниц могут сообщать, какие приезжие остановились в каких номерах.
Не следует сразу надеяться на иностранных туристов (самую прижимистую категорию покупателей): они приедут после того, как праздник обретет авторитет. Не стоит тратить большие деньги на приглашение "на дармовщинку" большой зарубежной делегации в надежде на эфемерные "будущие контакты". Если это праздник профессии, то полезно послать приглашение профсоюзным организациям за рубежом, фирмам, связанным с данной профессией, с тем чтобы они приехали ЗА СВОЙ СЧЕТ. Крупные профсоюзы и бизнесмены ценят новые контакты и достаточно состоятельны.
Авторитетность праздника за рубежом определяется еще и тем, насколько больше хозяева ПОЛУЧАЮТ, ЧЕМ ВКЛАДЫВАЮТ ДЕНЕГ. При проведении Олимпиады в США хозяева не поступились своими удобствами, но получили прибыль, и это норма для цивилизованного общества.
ГРЕКИ ЛЮБИЛИ СТАВИТЬ И ВЫИГРЫВАТЬ
За счет чего приносит прибыль Олимпиада? Да - реклама, да - продажа маек с символикой. Да - гостиницы. И все-таки есть еще одно незаменимое свойство Игр: они возбуждают азарт у зрителей, а значит, зрители заключают пари. БУКМЕКЕРСКИЕ КОНТОРЫ приносят в это время хозяевам львиную долю прибыли.
Если администрация включит в программу праздника соревнования и не обратится к букмекерской конторе, то неизбежно возникнет "черный тотализатор", который "умыкнет" законную часть прибыли.
Не обязательно приглашать футбольную команду, чтобы устроить чемпионат. Возможно провести соревнование по ловле рыбы, колке дров, влезанию на шест - любое, в котором ЕСТЬ ЭЛЕМЕНТ СЛУЧАЙНОСТИ.
В хорошо поставленной букмекерской деятельности нет ничего грязного или противозаконного. ПАРИ многократно усиливает интерес у зрителей к празднику, заставляет их стряхнуть апатию. Вспомните рассказ Стефана Цвейга, в котором человек, которого уже ничего не интересует в жизни, вдруг преображается, случайно найдя билетик на скачки. Это же мероприятие избавит от засилья убогих игральных автоматов.
А ЧТО БУДУТ ДЕЛАТЬ ПЕТЯ С МАШЕЙ?
Олимпиада предполагает активное соучастие ВСЕХ возрастных категорий в общем празднике. Помимо самих соревнований, организаторы продумывают целую группу массовых мероприятий для различных возрастов, полов и вкусов: выставка-музей, шоу, дискотеки, встречи с любимыми спортсменами, пресс-конференции и т. д.
Для местных праздников тоже важно не упустить различие в возрасте и интересах. Поэтому можно и нужно заранее составить схему занятости разных категорий зрителей.
В таблице выделены наиболее активные покупательские категории участников праздника. Для них необходимо запланировать ряд мероприятий, отвечающих их спектру интересов и потребностей. Общей популярностью в это время пользуются любые тематические выставки (с самыми простыми каталогами или буклетами), конкурсы и т.д.
Участники, скорее всего, захотят заранее приобрести КРАТКИЙ КОММЕНТАРИЙ - БУКЛЕТ, в котором описывается основной ритуал праздника, дается исторический комментарий и расшифровка эзотерических символов, а также символики атрибутов (происхождение, значение) и печатается программа праздника. Толкование атрибутов обожают не только туристы, которые чувствуют себя приобщенными к неким местным тайнам, но и журналисты всех видов СМИ. Это позволяет им сделать вид всезнаек и нетривиально подать материал.
Очень полезно ввести в буклет информацию о местных мастерах, причастных к созданию праздника, что увеличит спрос на издание среди местных жителей.
ОШИБКА УОЛТА ДИСНЕЯ
При проведении Олимпиады хозяева чемпионата через различные формы участия (товарные знаки, аккредитация, налоги) получают прибыль СО ВСЕХ МЕРОПРИЯТИЙ, проходящих во время Игр.
Уолт Дисней, вложив громадные капиталы в Диснейленд, обнаружил, что основную прибыль получают владельцы многочисленных гостиниц и ресторанов, которые ни цента не истратили на постройку Диснейленда. Тогда он создал новый проект, где ему принадлежал не только Диснейленд, но и весь гостинично-ресторанный комплекс.
Организаторы праздника ДОЛЖНЫ ЗАКОННО ПОЛУЧАТЬ ПРИБЫЛЬ со всех видов предпраздничного и праздничного бизнеса, иначе неизбежны финансовые конфликты и незаконные поборы. Вместе с тем, нормальная организация самоокупаемости праздников возможна только тогда, когда предприниматели ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПОЛУЧАЮТ ВЫГОДЫ от приезда гостей.
Самое опасное - запустить машину поборов раньше, чем у людей появится интерес к празднику. При проведении Игр Доброй Воли все произошло по худшему сценарию: еще никто не ощутил радости от соревнований, а уже закрывались прачечные, парикмахерские, лимитировались средства на покупку школьных принадлежностей, прекращалось строительство метро - все для финансирования БУДУЩЕГО чемпионата, который принесет прибыль и славу. В результате всякое ухудшение жизни население стало связывать с "праздником спорта": не выплатили пенсии, не выдали зарплату - виноваты "Игры". "Котенок Петя", срочно помещенный на киосках и торговых палатках, стал СИМВОЛОМ ПОБОРОВ. Никто еще не получал прибыли от "богатых туристов", а все мелкие предприниматели, точно глотнув хины, смотрели на этот символ.
ЦЕНИТЕ СВОИ УСИЛИЯ:, если удалось собрать множество гостей, то необходимо приурочить к этому празднику сельскую ярмарку, пригласить артистов, а билеты продать по СНИЖЕННЫМ ценам (а не наоборот, как нередко делают градоначальники). Так как будут обеспечены сборы, можно разместить рекламу других фирм, организовать семинары для предпринимателей (особенно, если праздник тематический), произвести аккредитацию журналистов, спортивные матчи местных команд, конкурсы среди талантливых детей, дать пресс-релизы в газеты, снять видеофильмы...
ПРАВИЛО ШТИРЛИЦА
Не менее важным ритуалом, чем открытие, является ЗАКРЫТИЕ Олимпиады, после которого гости разъезжаются по домам.
В незабвенном фильме Штирлиц сделал важное наблюдение: важно, как войти в разговор, но не менее важно - как из него выйти. Запоминается первая и последняя фраза ("эффект края"). То же можно сказать и о празднике. Вроде иногда начало было хорошее, а потом о гостях все забыли, хозяева на радостях напились, и праздничный ритуал незаметно скатился к серым похмельным будням.
Процедура ЗАКРЫТИЯ подчеркивает: есть время праздника, во время которого МЫ ВСЕ ВРЕМЯ ПОМНИМ О КАЖДОМ ГОСТЕ, и есть время будней. Процедура ЗАКРЫТИЯ - это те впечатления, которые гости увезут с собой и будут помнить до следующего праздника. Не случайно, миллионы людей, забыв детали открытия Олимпиады-80, помнят плачущего Мишку, взлетающего на воздушном шаре. Очень красивый ритуал гашения огня, но есть и более простые ритуалы закрытий существующие в любом спортивном лагере - это спуск флага.
Не забывайте во время ритуала ЗАКРЫТИЯ праздника с упоминанием гостей, прощальными речами, назначить дату нового праздника, и вы сделаете шаг к основанию традиции, приобретете друзей на следующий год.
ДЕНЕЖКИ СЧЕТ ЛЮБЯТ
После Олимпиады организаторы специально ОПОВЕЩАЮТ информационные агентства о СУММЕ ПОЛУЧЕННОЙ ПРИБЫЛИ.
Ни разу еще не доводилось читать отчет о сумме полученной прибыли и ее распределении после каких-либо праздничных мероприятий. В то же время, подобная информация не даром распространяется после Олимпиады, так как позволяет:
- ОЦЕНИВАТЬ успешность коммерческого проекта праздника;
- ПРОГНОЗИРОВАТЬ будущие расходы и КОРРЕКТИРОВАТЬ неверные шаги, приведшие к излишним тратам;
- каждому жителю ОЩУЩАТЬ ОБЩУЮ ПОЛЬЗУ от проведенного праздника;
- ПРЕДЪЯВИТЬ ФОРМУ ОТЧЕТНОСТИ местным жителям.
Прибыль от праздника должна поступать в ГОРОДСКОЙ БЮДЖЕТ. Если в результате удачно организованного ритуала удастся выплатить пенсии, вложить средства в оснащение школ, больниц, открыть новый ресторан или музей, то это станет для участников лучшим аргументом в пользу его поддержки и преемственности.
Теперь можно приступит к завершающей части исследования на тему "Массовые ритуалы и реклама" и рассмотреть особенности изменения ритуалов, а также их психоаналитические функции.
РАССТЕГНУТАЯ ПУГОВИЦА И ДЫМЯЩАЯСЯ ТРУБКА
Известный основатель дендизма принц Уэльский как-то после сытного обеда расстегнул верхнюю пуговицу рубашки. С тех пор весь аристократический Лондон позволял себе это ЕСТЕСТВЕННОЕ отступление от прежнего этикета, и ритуал банкетов не был нарушен.
В свою очередь, знаменитый своей оригинальностью и независимостью, великий американский физик Роберт Вуд нарушил ритуальные правила, принятые в священных залах английского Королевского Общества. (см. В. Сибрук "Роберт Вуд", М.,1980).
"Избрание иностранным членом Королевского Общества есть высшая научная честь, которая Великобритания может оказать ученому-неангличанину. В анналах общества с 1662 года записываются великие имена. Сэр Исаак Ньютон был избран в него в 1672 году и писал секретарю Общества: "Я буду стремиться выразить свою благодарность, сообщая все то, что могут дать мои бедные и одинокие старания". Еще одна деталь - в залах Общества традиционно запрещено курить.
Вуд же, разговорившись с физиком Вильямом Круксом, зажег свою трубку. Как по волшебству мгновенно появился лакей в коротких штанах и вышитой ливрее (униформа при английском королевском дворе ХVII века) и прошептал СО СМЕСЬЮ ПОЧТЕНИЯ И УЖАСА: "Прошу извинить, сэр, но курить не разрешается". Вуд говорит, что он был так поглощен разговором, что продолжал курить. Крукс уставился него, торопливо достал папиросы и закурил. Еще через минуту их примеру последовали другие, и с тех пор в Королевском обществе курят".
Можно заметить много сходных факторов престижа Королевского Общества для ученых с Олимпиадой - для спортсменов: приобщение к великим "бессмертным", престижная игра погружения в древность, возвращение в атмосферу тех столетий, когда на ученых смотрели, как на богов, признание роли британских физиков, основателей целых областей современной науки. И, конечно, сохраняемые ритуалы.
ВМЕСТО ПАРАДОВ - МАСКАРАДЫ?
(глава написана в содружестве с аспирантом Петербургского института психоанализа С.В. Авакумовым.)
Задумывались ли вы, насколько любой праздник, как массовое действо, выполняет важнейшую роль регулятора психосексуальной энергии людей? И, одновременно, сколько новых товарных атрибутов для этого придумало человечество?
У Зигмунда Фрейда есть замечательная работа - "Тотем и табу", в которой он описывает сцену, разыгравшуюся в первобытной орде. Самые сильные самцы - сыновья вождя однажды не захотели терпеть его власть и... съели его, а потом завладели всеми самками его гарема.
По Фрейду, каждый человек проходит в своем развитии весь исторический путь человечества, не минует он и период вражды к отцу и любви к матери. Поэтому общество предлагает ритуалы, позволяющие, хотя бы на время, ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ.
С давних времен изображения вождей - "отцов народа" - сопровождались ФАЛЛИЧЕСКОЙ символикой: гетманской булавой, палицей богатыря, державным скипетром. Чтобы подданные "дети" не сомневались в том, кто самый сильный главенствующий самец, и были подавлены любые поползновения на его власть.
Массовые ритуалы многих народов были связаны с поклонением фаллосу вождя. В древнем Египте Птолемей Филадельф возил на колеснице фаллос размером в длину 120 локтей и 6 локтей в обхвате из чистого золота, увенчанный золотыми коронами и звездой. Изумленная толпа воздавала ему божественные почести. (Э. Фукс, "История эротического искусства", М.,1995).
Такие же шествия были характерны для древних индусов и средневековой Италии. Очевидец описывал процессии 1875 года близ Неаполя в церкви св. Козимо и Дамианна, где продавались фаллические восковые фигурки, которые считались чудотворными.
Позже фаллическая символика развилась в парадах. Когда воины с оружием наперевес шагают колонной, глядя в глаза вождю, это позволяет им идентифицировать себя с ним и его многотысячной силой.
Недавняя демонстрация готовности дать отпор агрессору непременно включала ритуал провоза по главной площади поднятых ракетных батарей и в финале - показа главного баллистического фаллоса страны, которого, пыхтя, вывозил могучий тягач.
Но вот парады отменили, вождь потерял свой образ "отца", СЕКСУАЛЬНАЯ АГРЕССИЯ ЖЕ ОСТАЛАСЬ. Она накапливается в обществе, порождая преступность.
НЕОБХОДИМЫ НОВЫЕ МАССОВЫЕ РИТУАЛЫ. Чтобы понять, как их организовывать, проанализируем, насколько психологически грамотно построен традиционный ритуал празднования Нового года. Чем начинается новогодний праздник? Рождественским постом, который, в условиях снижения активности людей зимой, расслабляет тело. Затем начинаются Святки, сопровождаемые маскарадами и карнавалами. После этого случаются рождественские балы, ожидание чудес, и готовится встреча Нового года.
Человечество не зря придумало ритуал маскарадов. Чем тяжелее условия жизни в стране, тем яростнее выплеск маскарадного буйства. Особенно это характерно для Испании с ее строгим католическим укладом быта.
Если мы откроем историков времен Петра, Екатерины или произведения Пушкина, Лермонтова, Чехова, то обнаружим массу упоминаний о костюмированных балах, маскарадах, поощряемых и лично проводимых губернаторами, которые сами участвуют в праздниках. Переодевание - это желание чуточку побыть другим человеком. Вам какой костюм понравился: младенца, дамы червей, рыцаря, пирата, скелета?
Маскарадный костюм позволяет "примерить" на себя другой темперамент, профессию и даже пол. Смена половых ролей на маскараде помогает избавлению от психосексуальных комплексов.
Что происходит на маскараде, описанном у Лермонтова? Вот знатная дама, сгорающая от любви к князю, под маской признается ему в чувствах, или оскорбленный когда-то чиновник говорит дерзости бывшему вельможе. Пусть желание снять маски было велико, но правила маскарада этого не позволяли: конфликты происходили НЕ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ, А МЕЖДУ МАСКАМИ и становились игровыми.
Святки непременно включали в себя переодевания и розыгрыши. Сексуальная тема в них была главенствующей, так как Святки предшествуют рождению Христа. Во время Святок до революции разрешалось то, за что шутников в обычное время вели в полицию как оскорбителей нравственности. Святочным ряженым открывали двери во всех домах.
Святки, балы и костюмированные празднества охватывали карнавальными игрищами все общество - от императора, графов, князей до крестьян и нищих. И новые возрожденные ритуалы тоже должны стать именно массовыми, а не собранием элиты в масках. Сколько раз в прошлом пытались отменить Новый год большевики, осуждали Деда Мороза и елки:
"Граждане и гражданки, в том не видя воровства, превращают елки в палки в честь Христова рождества," - когда-то обличающе рифмовал Семен Кирсанов.
ЕЛКА - ГЕНИАЛЬНО ПРИДУМАННЫЙ ТОВАРНЫЙ АТРИБУТ Нового года, который СТИМУЛИРУЕТ серию покупок: украшений, подарков, сластей, развешиваемых на ветках. По мощи наращивания потребности в новых товарах елку можно сравнить только... с компьютером. Недаром мода на елки, разрушив все границы стран и верований, прочно укоренилась в мире. Но этот атрибут не воспринимается рекламным трюком, поскольку ОСВЯЩЕН идеей Рождества.
В этот краткий промежуток между Святками и Новым годом людям хочется верить в чудеса, как в чудо Рождения Христа. Телевидению и радио необходимо готовить не боевую сводку событий, а рождественские рассказы и фильмы. И тогда общество, психологически очищенное, освобожденное от агрессии, вступает в свой Новый год.
РЕЗЮМЕ
- Ритуал праздника должен включать стадию ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ СЕКСУАЛЬНОЙ АГРЕССИИ.
- При построении праздничного действа, с психоаналитической точки зрения, полезно ввести игры с переодеванием, сменой половозрастных ролей.
- Чудесные превращения и ожидания, включенные в ритуал, нивелируют сословные различия, и окончание праздника воспринимается людьми, как единство во имя надежды на лучшее.
- Жизнь требует вносить коррективы в уже существующие ритуалы. Чтобы не нарушить традицию и в то же время внести новизну, целесообразно находить мотивацию для изменения правил ритуала НЕПОСРЕДСТВЕННО в процессе празднования. Это могут быть ОТСТУПЛЕНИЯ от правил, внесенные ПОЧЕТНЫМИ ГОСТЯМИ, выступающими в данной ситуации как законодатели мод.
ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ ИГРЫ ПОЧЕТНЫМИ ГОСТЯМИ позволяет организаторам:
- приспосабливать ритуалы к реальности, не изменяя традициям;
- демонстрировать особое внимание хозяев к почетным гостям, их желаниям и поступкам;
- создавать новые события для прессы, телевидения, воспитывая уважение к традициям;
- модифицировать ритуал таким образом, чтобы он представлялся участникам результатом СОТВОРЧЕСТВА хозяев и гостей.
ВМЕСТО ОКОНЧАНИЯ
Работа "Массовые ритуалы и реклама" посвящена анализу опыта сложившихся ритуалов и типичных ошибок при организации новых праздников. Это исследование основывалось на понимании общества как самоорганизующейся системы, в которой сами собой возникают особые механизмы, обеспечивающие устойчивость сложных типов развития. Непонимание многофункциональности этих стихийно образовавшихся ритуалов и значимости каждой их стадии приводит к отвлеченным, чуждым психологии человека новациям и их экономическому провалу. Автору не случалось встречать литературы на изложенную тему, поэтому он рискнул изложить свою систему анализа ритуалов. Если читатели знакомы с аналогичными работами, автор будет очень признателен им за информацию или советы.
Может быть, ЯРКИЕ ПРАЗДНИКИ ПРОФЕССИЙ станут заменой тем бюрократическим "дням работников (мясомолочной, нефтегазовой, легкой и т.д.) промышленности", которые прежде заполняли строго выделенные календарные воскресенья.
В заключение хочется выразить надежду увидеть в будущем и новые, объединяющие общество, изобретательно продуманные праздники, и энтузиастов, которые разовьют изложенные идеи.
ОТ РЕДАКЦИИ
Момент 1. С должным уважением относясь к празднествам, ритуалам, а также приемам и технологиям их организации, редакция "Рекламного Измерения" все же полагает, что Автор трактует работы основателя психоанализа З. Фрейда несколько прямолинейно. Что касается формы ракеты, то она определяется все же законами аэродинамики, а не желанием вождей показать населению фаллос, хотя такая гипотеза не лишена известного изящества. Не согласуется с фактами и тезис: "парады отменили - ракеты-фаллосы не показывают, а сексуальная агрессия осталась - вот и преступность растет (ибо сексуальной энергии нет выхода)". Эротических (и гораздо более "крутых", чем показ ракеты) развлечений сейчас хоть отбавляй. В том числе, и массовых. Обратного же влияния на рост преступности не
наблюдается.
Момент 2. Согласившись с фактами по поводу того, что: "чем тяжелее условия жизни в стране, тем яростнее выплеск маскарадного буйства. Особенно это характерно для Испании с ее строгим католическим укладом быта", не согласимся с выводами уважаемого Автора. Католическая Испания - это, конечно, классический "мрак инквизиции". Но, согласно этой логике, маскарады должны были бы получить наибольшее развитие в мусульманских странах. С другой стороны, сегодняшняя католическая Бразилия, определенно не отличающаяся строгим укладом быта, имеет лучший карнавал в мире.
Исследование опубликовано в бюллетене "Рекламное Измерение" № 11 (28), 1996 г.,
№ 1-3 (30-32), 1997 г.