1534
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ
© Татьяна Клеймихина, США
БИЗНЕС, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ МУНИЦИПАЛИТЕТ

Как заработать на празднике


Существует много способов заработать, развлекая людей. Куда ни кинь - сталкиваешься с их проявлениями. Шоу-бизнес, парки аттракционов, производство кинофильмов, компакт-дисков, туризм, азартные игры - лишь некоторые крупные, "видимые невооруженным глазом" продукты производства индустрии развлечений, в которых человек нуждается так же, как в питании или бытовых удобствах. Иначе не была бы она развита так мощно и не преуспевала бы так стабильно.

Занять свое место, свою нишу в этой области бизнеса настолько же выгодно, насколько и непросто. Конкуренция, борьба за потребителя, издержки… Возможно ли найти способ быть успешным, минуя перечисленные проблемы? Или скорее так - решить эти проблемы еще "до того", на входе в бизнес.


КАК ЭТО БЫВАЕТ

Разве не напрашивается вопрос - кому это выгодно? Кто и на чем зарабатывает деньги? И кто за что платит? Ведь цены на питание и напитки очень средние, зрелища - бесплатны (хоть и выступают зачастую знаменитости). В моем распоряжении не так много информации, чтобы ответить на эти вопросы точно. Но я могу спроецировать методики ТРИЗ на полученные результаты, чтобы выявить, какие и зачем решались задачи.


ПОЧЕМУ ЭТО БЫВАЕТ

Один из основных принципов проведения фестиваля - "введение внутренней валюты". То есть за всю еду и напитки, аттракционы, лотерею можно было заплатить только специальными билетиками. Билетики же продаются организаторами в отдельных киосках уже за нормальные "зеленые рубли". Итак, один из движущих механизмов образования денег - отчисление от прибыли торговцев, которое невозможно не сделать… Спрашивается, почему выгодно торговцам при обычных ценах на свой товар делиться с кем-то прибылью? Не проще ли сидеть на своих обычных точках, работая со своими обычными клиентами? Ответ: конечно, проще. Но очень невыгодно. Ибо концентрация потока на "обычной точке" резко отличается - в меньшую сторону. На празднике хорошо и стабильно работает поток, созданный "по месту" (в отличие, например, от "потока по времени" - рождественские и прочие праздничные покупки). Чтобы "купить" этот поток и торговец платит  пропорционально потоку же, так как все равно выигрыш от оборота многократно превысит расход на отчисления. Ясно, тот, кто обменивает продавцам их вырученные билетики на деньги, заинтересован, чтобы билетиков было больше. А значит, надо заботиться, чтобы было много людей. А значит…

Вторая скрытая пружина бетлехемских праздников - их стабильное воспроизводство. Не только музыкальный фестиваль, но и еще несколько в разные сезоны, с разной тематикой и стилем из года в год собирают людей в этот, вобщем-то, малопримечательный, городок. И каждый из них гарантированно обеспечивает все то, что нужно человеку, желающему культурно поразвлечься. А именно: зрелища с вытекающими эмоциями, быстрое и вкусное питание, веселое и беспечное окружение. Чтобы можно было и физически размяться, и отдохнуть от привычной рутины. Чтобы не ныли и не висли на руках дети, чтобы жена не тащила в каждый встречный магазин…

Именно такие общие стереотипы и ложатся в основу подготовки и производства праздника - неважно,  Неделя это ирландского фольклора или День русского обжорства. Поэтому в программе, независимо от основной тематики, всегда есть аттракционы для физических и умственных занятий или соревнований, "детские площадки", где совершенно бесплатно с детьми играют клоуны или "почти настоящие" персонажи мультфильмов. Устраивают свои интересные уголки местные национальные общины - праздник в празднике, к которому всегда можно присоединиться. Для глазеющего по сторонам человека одинаково интересно, как ткут свои знаменитые юбки шотландцы, как разучивают свои танцы бразильцы или как пекут мацу евреи.

Немного предприимчивости в сочетании со знанием людских слабостей - и на лужайке появляется большой павильон-навес в деревенском стиле, а под ним, за заборчиками, "зверята и ребята". Это окрестные фермеры "скинулись": кто - по поросенку-теленку, кто - по цыпленку-утенку - и получилось отличное зрелище для детей. Ведь городские-то дети едва знают названия всех этих совсем неэкзотических животных, а чтоб уж потрогать их или покормить… Правда, еду надо купить тут же у хозяина, но это мелочи по сравнению с восторгом от ощущения шершавого языка или мокрого носа, который тыкается тебе в ладошку.

Человек, приехавший, может быть, за 100 миль (два часа на автомобиле), уверен, что до позднего вечера он здесь не заскучает. От шумного эстрадного зрелища можно уйти и побродить по уютным городским улочкам, посидеть на скамеечке под музыку маленькой джаз-банд во дворике. Или поглазеть на выступление труппы акробатов-жонглеров. А полное одиночество и покой - в парке местного колледжа, таком большом, что это уже почти лес, но только ухоженный и со скамейками.

И конечно, все это время можно есть и пить. Сидя, лежа, на ходу или танцуя - американцы способны жевать что-то беспрерывно. Алкоголь тоже есть, но в связи с ним нет особого ажиотажа или вытекающих проблем. Правда, напитки некрепкие: пиво в большом разнообразии, вино, горячий пунш, если дело зимой. Действительно, ведь основная масса людей приехали на автомобилях, водителю за рулем разрешается быть лишь "слегка-слегка" (поверьте, действительно очень невыгодно попасться полиции за рулем нетрезвым: штраф в несколько сотен долларов - это лишь самая малая неприятность…).


КОМУ ЭТО ВЫГОДНО

Однако вопрос пока не прояснился - кто и как здесь зарабатывает? Представьте, даже рекламных щитов и объявлений с эстрады об участии спонсоров я ни разу не слышала. Но ведь кто-то же вкладывает деньги, труд в подготовку праздника! Пожив здесь около года, последив за прессой, выяснив кое-что у знакомых, я немного начала понимать, как создаются движущие силы этого процесса.

Вначале была …история. Маленького, но гордого Бетлехема, который еще какое-то десятилетие назад был мощным центром металлургического производства в Пенсильвании. Продукция его знаменитой сталелитейной компании экспортировалась по всему миру. И был здесь добывающий комбинат, металлургический комплекс, смежные производства. Трудилась масса народа, которая жила в городке неподалеку в очень живописных местах. Хорошие доходы компании позволяли хорошо обустроить город, обеспечить высокий жизненный уровень жителей. Однако то ли месторождения обеднели, то ли тенденции рынка сложились не в пользу компании - производство все сокращалось, а потом и вовсе остановилось. Цеха начали сдавать под съемку фильмов-боевиков, а в прошлом году и вовсе взорвали.

Люди же остались. Кто-то, благодаря "авто-мобильности", устроился в соседних городах, кто-то переехал. Но рабочих мест в городе все равно мало. Прибавьте знаменитый на весь штат колледж - студенты ведь всегда и везде подрабатывают. Рабочих мест практически нет. Другая проблема - средства на местное благоустройство. Муниципалитет первый был заинтересован в какой-то идее, которая решила бы обе задачи. Таковой в наилучшем приближении оказалась индустрия праздника.

Вы задумывались над тем, сколько рабочих мест может дать производство праздника? Это ведь не только продавцы и официанты, которых в одночасье нужно в 20-30 раз больше обычного (а ведь труд не требует высокой квалификации). Это продукция местного производства - тех же мусорников и одноразовой посуды, это "походная мебель" и все виды навесов и шатров. Это огромное число декоративных элементов с символикой каждого праздника на улицах, в кафе, магазинах - они начинают работать задолго до праздника. Масса сувенирной продукции с той же символикой - уж майку с эмблемой или кепку считает своим долгом одеть каждый третий гость (ну приблизительно, конечно).

Совсем, наверное, выбивается из сил местный "трест озеленения": даже в зимнее время создается специальный дизайн для корзин, клумб и прочих конструкций с цветами, камнями, водопадами, которые украшают улицы города, эстрадные площадки, витрины. Пару сотен людей со способностями актеров работают клоунами, зазывалами, просто бродят переодетыми в костюмы в толпе и веселят публику. Много небольших музыкальных и танцевальных ансамблей постоянно в работе - импровизированные сцены каждые 100 метров на нескольких улицах. Масса продукта полиграфического производства - реклама праздника: схемки маршрутов, программы зрелищ, планы с указанием достопримечательностей и кафе, специальные буклеты по теме праздника. Далее - монтаж площадок, иллюминации и "наглядной агитации"… Наверное, список можно продолжить. И все это требует и рабочих рук, и некоторых специальных "производственных мощностей". А если есть производство, оно платит налог. А если люди зарабатывают, они тоже отчисляют куда положено…

И пусть известный всем оргкомитет праздника состоит лишь из нескольких человек - это всего лишь "видимая часть" айсберга. Согласованность всех действий создается благодаря налаженному годами механизму производства. Когда достаточно только разослать определенным структурам программу праздников на год, чтобы они начали самостоятельно отрабатывать свои функции. И если самое заинтересованное в успехе праздника лицо - муниципалитет, то этого никто и не скрывает. Так везде и декларируется, что все доходы поступают на развитие города. А из этого следует…


ПОЧЕТНЫЙ ДОЛГ ПО-АМЕРИКАНСКИ

…Третий краеугольный камень фундамента, на котором праздник стоял и стоять будет - личный патриотизм самих горожан. К миссии участия в празднике на пользу города каждый относится как к почетной обязанности и готов выполнять любую работу как volunteer - доброволец. Поэтому, встречая множество людей "в форме" - кепка, майка, бэдж, - можно быть уверенными, что они работают бесплатно. Это гиды, у которых можно получить справку о чем угодно. Это люди, которые проводят к врачу, покажут, где перепеленать ребенка, помогут найти потерявшегося. Они же и вызовут полицию (если кому надо), они же и раздают рекламки, они же убирают мусорники.

Если есть хороший хор в колледже - он выступает бесплатно в помощь городу; если славится танцевальный ансамбль какой-то национальной общины или местный или знаменитый художник - они добавят празднику успеха с гордостью за свое бескорыстие.

Тот же патриотизм выражается и на другом уровне. На том, который у нас называют спонсорством. Довольно спокойно, без рекламной шумихи компании и отдельные состоятельные лица делают финансовый вклад в фестиваль - еще задолго до того, как о нем появится реклама. Например, есть традиционный зимний бал музыкального фестиваля. Билет туда стоит очень дорого - пару тысяч, которые тоже идут в фонд. А на самом балу знаменитые благотворители делают свои пожертвования. И об этом просто сообщается в газете, по ТВ - именно как о патриотах города, а не спонсорах фестиваля. В ходе же фестиваля я практически не заметила никакой рекламы о спонсорах. Только навязчивые радиостанции, комментируя состояние дорожного движения на фестиваль (очень важная вещь для водителей), постоянно напоминали о своем личном вкладе.

Не совсем понятной пока остается такая статья расходов, как оплата приезжих знаменитостей. С большой вероятностью - они тоже добровольцы! Оплачиваются их расходы на дорогу, персона, перевозка аппаратуры, но не гонорар. Ибо людям искусства тоже в определенных целях полезно быть благотворителями. Кроме того, работая на открытых неограниченных площадках, они наверняка подпитывают свою популярность среди своей публики, которая потом с большим желанием купит диски, билеты на концерт. Или просто будет транслировать миф о бескорыстии, простоте и дружбе с народом. И чем больше "раскручивается" фестиваль, растет его популярность в стране, тем больше "звезд" можно к нему привлечь на таких условиях.

И вот теперь, пожалуй, ясно, что деньги и не только деньги, город и не только город, зарабатывает для себя на этих праздниках.


КАКОВ ЖЕ ВЫВОД?

Хочется дать почувствовать специалистам некую альтернативу сложившейся на сегодняшний день схеме организации праздника. Хорошо бы взвесить, какой в местных условиях подход выгоднее. Имеющийся: праздник-однодневка, организованный такой же фирмой и двумя-тремя спутниками, специализирующимися по шоу-бизнесу, общественному питанию и запуску салюта, когда оргкомитет мечтает лишь о выгодном распределении дохода от спонсоров и продажи билетов между своим карманом и карманом приглашенной знаменитости. Или перспективный, который приведен выше…


ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Я работала консультантом у Заказчика, который организовывал проведение Большого Национального Праздника. Мы отработали схему со многими элементами, подобными описанными. Мы начали выявлять и решать задачи. Мы извлекали, комбинировали, форсировали имеющиеся ресурсы.

И в общем-то, задачи нормально решались. Но вот, в ответ на какое-то сомнение моего партнера, я произнесла: "Я видела, так делали в Америке…" И он отодвинул бумаги в сторону: "Так то в Америке. Там вообще все иначе. У нас так не пройдет". Процесс решения задач перешел в процесс поиска причин, почему ничего не получится. С вытекающим доказательством, что нужно просто несколько хороших рекламных трюков, чтобы нагнать побольше народу и заманить толстых спонсоров.

…Смешно сказать, на чем он "сломался". Я предложила ограничить продажу алкоголя в рамках 2-3 торговцев пивом и легкими недорогими винами и выделить для нее специальную площадку в стороне от палаток с едой…

Материал опубликован в бюллетене "РЕКЛАМНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ" № 8 (49), 1998 г.

Контакты:

Клеймихина Т.В.
tkleim@verizon.net

Яндекс.Метрика