САМАЯ БОЛЬШАЯ ЭМИГРАЦИОННАЯ АКЦИЯ В ИСТОРИИ
В свое время торгпредство страны N, находящейся недалеко от Санкт-Петербурга, пригласило специалистов "ТРИЗ-ШАНС" для консультации по поводу продвижения своих товаров. В ходе беседы один из представителей торгпредства признался, что никак не может понять: почему маленький Израиль, который находится на расстоянии нескольких тысяч километров от Санкт-Петербурга, знаком всему населению "северной столицы" лучше, чем страна N? Может быть, приведенный ниже рассказ А.Б. Соколова прольет свет на эту загадку…
"Рад приветствовать вас в вашей стране. Да-да, это не наша страна, это ваша страна. Вы - на родине". Такими словами Ян (назовем его так) приветствовал группу молодых "русских евреев" в Тель-Авивском аэропорту. Как один из участников рекламно-ознакомительной поездки по Израилю, не разделяя всех идеологических установок, я не мог не восхититься тем, как грамотно наш гид Ян "отмывает" имидж еврейского государства, получает у россиян кредит доверия ("раскрывая секреты" деятельности израильских спецслужб), побуждает потенциальных "алиев" к действиям. Три рассказа Яна я записал близко к тексту и предлагаю здесь Вашему вниманию.
ЗАДАЧА № 1
Вывоз в Израиль эфиопской еврейской общины: Большие птицы с Земли Обетованной
"В Эфиопии еще с библейских времен существовала большая еврейская община. В 70-е годы там разразилась гражданская война, начался голод. Было решено всю эту общину вывезти в Израиль. Эфиопия - отнюдь не демократическая страна, там король, там враждующие племена. Разрешения на вывоз евреев получено не было.
Сначала мы послали людей в Судан. Там организовали "Общество водолазного спорта". Евреи из Эфиопии пешком шли в Судан. ВМФ Израиля подходил к берегу Африки, этих "водолазов" грузили на надувные лодки и перевозили на корабли. Но через какое-то время у суданцев начались подозрения: куда деваются сотни людей? Напомню, что Судан - арабская страна.
Итак, появился второй план: вывозить евреев воздухом. Использовались военные грузовые самолеты, способные садиться на обычную землю. Посадку совершали на территории Судана, в пустыне. Летели по 4 самолета, сплоченной группой, на очень небольшой высоте. Локаторы суданских ПВО фиксировали эти 4 самолета как один объект, который пересек границу. Затем один из самолетов возвращался обратно. Локатор засекал: объект ушел. Остальные самолеты продолжали полет.
Большинство эфиопов впервые видели самолет. Местным эфиопам-евреям говорили: "Прилетят большие птицы и заберут вас в землю обетованную". Небольшая часть общины жила в городах - эти были поцивилизованней. А были и такие, которые пытались в самолете после взлета разводить костры...
Эфиопские евреи - это настоящие негры, только иудейского вероисповедания. Поскольку операция проходила ночью - чернокожих было плохо видно. Поэтому каждому эфиопу на лоб наклеивали кусок белой бумаги и водили их на веревочке - чтоб не потерялись".
Комментарий Автора. Характерный момент: в описанной выше ситуации был одновременно, в рамках одной системы, решен ряд технических, организационных и PR-задач, без искусственного противопоставления их друг другу и рассуждений о "чистом PR", "менеджменте" и "консалтинге" - как это любят делать многие отечественные преподаватели.
ЗАДАЧА № 2
Эмиграция из горячих точек бывшего СССР: $ 50 за еврея
"Я выучил русский язык на Кавказе, когда спасал чеченских евреев. Как мы работали в воюющей Чечне? В Грозном я платил таксистам по 50 баксов за каждого привезенного еврея. Или был такой случай: в Мосдоке по дороге шла толпа беженцев. Я заплатил 20 баксов, чтобы мне дали грузовик, забрался на него, чтобы быть выше, и кричал: евреи, ко мне! Нам удалось вывезти из Чечни большинство евреев.
Душанбе. На взлетной полосе стоит самолет, набитый евреями. Ко мне подходит душман, в зеленой косынке, с калашом, пьяный в дуб: "Как дела?" - говорит. - "Нормально". - "Если не дашь 3 тысячи зеленых - у нас нет топлива". Я смотрю на него: он может меня сейчас пришить и взять, сколько хочет. Ну, ко мне было отношение другое, они видели, что я не "урский" (не русский), и больше мне доверяли. Я говорю: "Слушай, брат. Как взлетим - получишь 5 тысяч". Он подумал. "А не обманешь?" - "Ты ведь можешь меня сейчас шлепнуть и взять все". - "Совершенно верно". Он поднимает ствол, дает очередь в воздух - сигнал своим, что сделка состоялась. А у меня в кармане было больше чем 5 тысяч, надо было как-то незаметно отсчитать. Я отошел за ангар - как бы по нужде - там быстро отсчитал 5 кусков. Самолет взлетел - я дал ему деньги. И он еще на машине меня до гостиницы подвез".
Комментарий Автора. Хочу обратить внимание читателя: никто не тратил время на пафосные речи о "восстановлении конституционного порядка", не вопрошал гневно "когда это все кончится?" или "а кто первым начал эту войну?". Времени на эту ахинею просто не было. Израильтяне железно "держали цель" и выполняли свою миссию - cпасали единоверцев. Напомню, что по уставу израильской армии солдат, попавший в плен, должен отвечать на все вопросы врага и, при необходимости, выдавать военные секреты… Почему? Да потому, что главная миссия все та же - спасти свою жизнь, жизнь израильтянина.
ЗАДАЧА № 3
Эмиграция из СССР: "Россия просто становится перед фактом"
"Самая известная операция Моссада - вывоз советских евреев. Чтобы советскому гражданину получить визу - нужен был вызов из Израиля. Сначала мы работали так: данные о желающих выехать отсылались в Израиль, и оттуда приходил липовый вызов. Но у советских чиновников стало вызывать подозрение большое число опечаток в этих вызовах (неправильная фамилия или возраст). Элементарная невнимательность, с которой очень трудно бороться. Поэтому вызовы стали печатать прямо в посольстве. Ко мне приходил еврей, приносил свои данные, я отсылал их в Москву, там печатался вызов, я шлепал ему визу - и вперед.
Когда еврейский поезд прибывал в Бухарест - в него заходили наши агенты, брали вещи, все грузили в автобусы с тонированными стеклами, шел такой автопоезд: БТР - автобус - БТР - автобус -.... Завозили всех в гостиницы. Там евреи ждали ближайшего рейса в Израиль.
Чтобы добиться разрешения на репатриацию у советского правительства, устраивались акции на территории других стран. Скажем, в США приезжает Большой театр. Так вот, американские евреи скупали все билеты - и концерт проходил при пустом зале. Евреи ходили по пятам за советскими дипломатами: "отпусти мой народ, отпусти мой народ". Если Л.И. Брежнев приезжал в Европу или в США - его первым делом спрашивали: "Как там у вас еврейский вопрос?". Дошло до того, что когда Кеннеди прилетел в Москву - он сначала нанес визит главе еврейской общины, а потом уже Брежневу.
В 1-й год "алии" (репатриации) в Израиль приехало 200 тысяч евреев из СССР. Это больше 500 человек в день! При этом в СССР работала бригада из 6 человек. На меня приходился Дальний Восток. Для сравнения: в американском консульстве работает 47 консулов, но у них не было и трети такой эмиграции. Полет Хабаровск-Москва-Хабаровск стоит 700 долларов. Я давал евреям такие деньги. Весь мир нас ненавидит за то, что мы можем поднять такое дело.
Работал я так: приезжаю в Хабаровск. Нахожу еврея. Говорю ему: "Хочешь заработать? Будешь моим секретарем". Он создает списки, мы организуем прием евреев раз в месяц (без всяких договоров с российским правительством). Россия просто становится перед фактом. Мы не открывали консульства, не строили офиса. Мой офис - у меня в сумке: печать и бланки виз. Шлепаем визы - поехал в Израиль. Я шлепнул своей рукой 20 тысяч эмигрантских виз для граждан СССР. Это самая большая эмиграционная акция в истории. И это единственный способ, как можно было работать в России. Мы дружили с ОВИРом, устраивали им турпоездки сюда, на Мертвое море. В Аэрофлоте девушки получали по 50 баксов за то, чтобы всегда были билеты для израильского консула".
Комментарий Автора.Подчеркну, что задача была решена не с помощью каких-то гениальных PR-трюков, а путем создания достаточно простой технологической цепочки. Цепочки, которая стабильно функционировала в российских условиях, где, по мнению многих интеллектуалов, "невозможно работать!". Оказывается, можно - силами 6 человек организовать самую большую в истории эмиграцию.
И еще. "Ну что тут говорить! - махнет рукой некий читатель. - Баксы, баксы, баксы. Ваш Ян и не скрывает, что всё решают деньги". Тогда представьте себе на минутку следующую картину: Вы в душанбинском аэропорту, в окружении боевиков, с чемоданом денег. Ваши действия?
Для постоянно воюющего Израиля приток свежих сил был и остается вопросом жизни и смерти, особенно актуальным сейчас, поскольку волна эмиграции из стран Восточной Европы постепенно сходит на нет. Этим объясняется и повышенный интерес израильтян к странам с неблагополучной экономической ситуацией, например Аргентине. И упомянутая рекламно-ознакомительная поездка, и сами байки нашего гида Яна являются элементами очередной эмиграционной акции, которая не прекратится, наверно, пока существует эта маленькая страна…
Напутствуя нас в конце поездки, Ян изрек: "Помните: вы - не туристы. Турист у меня уезжает из Израиля без шекеля в кармане. Вы - мои дети".