История одной из моделей прибыли
Нобелевский лауреат по экономике 1975 года Леонид Витальевич (Хаимович) Канторович известен публике больше как один из создателей линейного проектирования (а не "программирования") и один из лучших в мире специалистов по оптимальному распределению ресурсов (за что и получил Нобелевскую премию вместе Тьяллингом Кумпансом).
Но те из нас, кто ездил на такси в Советском Союзе, помнят систему оплаты (10+10), когда надо было заплатить 10 копеек за посадку, а потом платить по счётчику. В некоторых странах такая система оплаты у таксистов существует и по сей день. Леонид Канторович, как раз, её и придумал, и с боем внедрил.
А что же в ней хорошего? Кажется, нас раздражала эта "плата за посадку"?
А хорошего в ней то, что одновременно сократился тариф за км. - тоже до 10 копеек. И от этого резко выросло количество поездок на небольшие расстояния (до этого внутри города, как известно, советские люди, кроме как "на вокзал" и "в гости" на такси не ездили). И таксопарки стали доходным, а не убыточными.
Когда какой-то партийный чиновник, критиковавший эту систему на собрании в каких-то органах, традиционно тупо заявил: "Надо думать не о прибыли, а о народе и государстве!", Канторович ответил: "Нет, в этой игре, кроме народа и государства, есть еще и третий игрок: пёс. Правила такие: если тариф выбран неверно, то выгоды не получит ни "народ", ни "государство", а всё уходит под хвост псу!".
Хотя современные "уберизированные" такси не берут плату за посадку, а сразу показывают цену в смартфоне - это частность, поскольку сама формула: "Фьючерсная" оплата за сервис в обмен на заметное снижение цены" активно распространяется среди современных коммерческих услуг.
Характерный пример "Amazon Prime" и аналоги. И ещё немало примеров можно посмотреть в разделе 4 этой работы:
Да, я и сам часто разрабатывал для Клиентов "подписные" модели бизнеса. Например, региональный оптовик (мой Клиент) по моей рекомендации резко снижал цены для тех небольших розничных магазинов (его Клиентов), которые покупали ежемесячную подписку на услуги логистики.
Оферта была такой:
"Я прошу у Вас небольшую, но регулярную фиксированную плату за то, что буду отпускать Вам любое количество товара, даже 1 штуку, по той цене, которую раньше можно было получить, лишь взяв целую партию.
И я буду бесплатно 1 раз в неделю привозить к порогу Вашего магазина любое заказанное Вами количество товара по этой низкой цене. И Вам не потребуется "замораживать" много денег в остатках.
И, если значимую часть Вашего ассортимента Вы берёте у меня, я доведу оборачиваемость Вашего магазина до 50-52 раз в год, причём совокупная наценка, получаемая Вами не менее 50-ти раз, вырастет, а цены можете не поднимать.
Если купите подписку. В те месяцы, когда не покупаете подписку, будете по старому получать эти цены за объём".
Трудно узнать в этой современной бизнес-идее, идею 60-х годов прошлого века, реализованную её Автором в нерыночной стране почти за 10 лет до получения Нобелевской премии по экономике. Но это она и есть.
Материал опубликован на сайте "Открытые бизнес-методики и технологии TRIZ-RI" 10 июля 2020 г.