900
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ
© Игорь Викентьев, Система "ТРИЗ-ШАНС"
РЕКЛАМА В ФОКУСЕ

Гарри Гудини. Несколько историй из жизни фокусника


Он мог проникнуть в любое помещение, не оставляя следов взлома. Закованный в наручники, нырял в ледяную воду, освобождался из любых тюрем, по часу находился в гробу под землей. И после каждого чуда готовился к новому. Его имя - Гарри Гудини (1874 - 1926), американский фокусник и почти рекламист.


Он увлекся фокусами с шести лет и о своих первых шагах в этом деле вспоминал всю жизнь: мать держала в закрытом шкафу пирожки, пирожки исчезали, а замок оставался закрытым...

Директор заезжего цирка удивился способностям мальчишки и взял его на работу. Гарри, обвязанный веревками, проворно освобождался от пут; подвешенный за ноги вниз головой, собирал с пола иголки... веками. Когда его заставляли играть роль человека, пойманного в джунглях, он рычал и ел сырое мясо на глазах у публики, проходившей мимо клетки... Так начинался великий маг.


ТАК НАЧИНАЛСЯ ВЕЛИКИЙ МАГ

Освобождение из железного ящика - первоклассный трюк! Ящик из толстого листового железа демонстрировался зрителям: он не имел никаких секретов. Как только Гудини забирался в ящик, зрители накрывали его крышкой. Фокусник проталкивал изнутри сквозь отверстия болты, на них снаружи зрители наворачивали гайки и вставляли шпильки для надежности. Само освобождение из ящика происходило за ширмой. К удивлению публики, Гудини довольно быстро появлялся из-за нее, а болты, гайки и шпильки оставались на своих местах. Подчеркнем еще раз: не было люков, подмен ящиков, а в ящиках - никаких секретов.

Или такой трюк: на сцене - большой молочный бидон с широкой горловиной, доверху заполненный водой. Зрители-мужчины проверяют его своими тросточками. Да, второго дна здесь явно нет, и весь бидон действительно заполнен водой. Выходит Гудини, залезает с головой в бидон. Льется через край вытесняемая им вода... Крышка бидона закрывается на несколько замков. Впрочем, если кто-то из недоверчивых зрителей хочет запереть крышку на свой, специально принесенный из дома, - пожалуйста... Пока зрители возвращаются на свои места, проворные помощники Гудини устанавливают вокруг бидона ширму. Оркестр играет марш, и через минуту мокрый Гудини вновь появляется на сцене. Публика - в восторге, а запиравшие замок - в недоумении: как ему это удается?

Действительно, как? Точно не известно, ведь Гудини никогда не раскрывал своих секретов. Но мы постараемся раскрыть их с помощью ТРИЗ - теории решения изобретательских задач.

Постоянный Посетитель сайта и Читатель бюллетеня "Рекламное Измерение" знает: решение любой творческой задачи разумнее начинать с Ресурсов - того, что уже нам дано. Почему разумнее?

Поясним. Мы давали эти задачи рекламистам, инженерам, менеджерам и всегда замечали, что решающие начинали... САМИ усложнять решение! Они предлагали двойников, потайные люки и даже массовый гипноз всех зрителей... Зачем такие усложнения? Что нам известно о первом трюке? Мы точно знаем: железный ящик был без секретов, иначе бы их заметили дотошные зрители. Значит, секрет в болтах.

Как вынуть болты, находясь в ящике? Скрутить изнутри головки специально изготовленных болтов, вытолкнуть наружу шпильки, поднять крышку и... нет, еще рано выходить к зрителям из-за ширмы.

А каково изобретательское решение в случае с бидоном? Как делался трюк, нам точно не известно. Но что из Ресурсов мы можем менять, чтобы зрители не заметили? Дно, крышку, замок - явно нельзя... Скорее всего, у бидона были двойные стенки, и фокусник просто выдвигал их вместе с замками.


А В ЧЕМ РЕКЛАМА?

Г. Гудини заметил: многие фокусы делают сами... зрители. Точнее, помогают делать. И это главный изобретательский Ресурс мага, который постоянно использовал стереотипы зрителей для решения своих задач. Вот типовой пример. Гудини в синем костюме не спеша выезжает на сцену на белоснежной лошади, не спеша проезжает мимо выстроившихся в шеренгу помощников, одетых в белое. Вспышка взрыва! Легкий дымок вьется вокруг лошади и фокусника! Кстати, а где же он? Куда и как исчез? ... Да, никуда. Все дело в нашем неумении взглянуть на исчезновение свежим взглядом. Ведь во время яркой вспышки Гудини срывал синюю форму, сделанную из бумаги, и оставался в белом костюме среди ассистентов... А кто из зрителей, завороженных явлением белой лошади, сосчитал их количество?

Вот совсем другой фокус, но Ресурс здесь тот же - неповоротливость мышления зрителей. Гудини залезал в бумажный мешок больше человеческого роста. Чтобы мешок нельзя было подменить, часть зрителей оставляла на нем автографы. Затем они загибали край мешка и старательно его заклеивали... А за ширмой Гудини разрезал бритвой мешок, вылезал и заклеивал его вновь. Оркестр полностью заглушал звук разрезаемой бумаги, ну а кисточка и клей всегда были наготове в потайном кармане ширмы. Естественно, никому и в голову не приходило выяснять длину вновь полученного на проверку мешка.

Сам Гудини обожал разоблачать факиров, магов и других фокусников. Тот, кто предлагает зрителям назвать любую страницу в книге - шарлатан. Он знает наизусть всего одну страницу текста, но его книга и состоит из одинаковых страниц, где ни откроешь - текст будет один и тот же. А как Гудини объяснил чтение открытки сквозь конверт? Очень просто: достаточно смочить конверт спиртом - и на время он станет прозрачным, а потом спирт испарится...

Рекламист всегда рекламист - и на работе, и дома. Жена Гудини рассказывала, что в молодости он был вспыльчив, и они договорились любым путем избегать семейных ссор. Так, если Гудини поднимал три раза правую бровь - жена должна была замолчать. Если сердилась жена, то он должен был выйти из дома, обойти его и бросить шляпу в окно комнаты. Если жена шляпу выбрасывала назад, он был обязан сделать еще одну короткую прогулку и повторить все сначала. Он не возвращался в дом до тех пор, пока шляпа не оставалась в комнате...


ПОСЛЕДНИЙ ТРЮК ГУДИНИ

Всю жизнь Гарри Гудини стремился усложнять свои трюки. Так, освобождение от наручников в цирке часто не производило впечатление на публику. Она считала, что наручники поддельные. Поэтому, разъезжая по городам и странам, он старался освобождаться от наручников в местной тюрьме, в присутствии журналистов. Но однажды он не смог открыть наручники. Сыщик, давший их, заклинил механизм фольгой от шоколада. Это - подлый трюк, но он преподал Гудини неплохой урок. После этого, прежде, чем надеть наручники, он требовал открыть и закрыть их. И это было оправдано, ведь порой ему предлагали заведомо ржавые изделия, поскольку им была выгодна антиреклама Гудини.


... Однажды в гримерную артиста зашел студент, слышавший, что Гудини может вынести любые удары в живот. Это было правдой, но он должен был предварительно сосредоточиться, собраться. Студент без предупреждения ударил Гудини в живот. И Гудини... умер. В Нью-Йорк его тело было доставлено в гробу, который он использовал в своих экспериментах под водой.

6 апреля 1974 года, в столетний юбилей со дня рождения Г. Гудини, американские газетчики ждали сенсации: должно быть вскрыто завещание артиста с раскрытием тайн его трюков. Их ожидания не оправдались: ни в именитых юридических конторах, ни в банках - нигде никакого завещания не нашли. Это был последний трюк великого фокусника.

Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" № 11 (28), 1996 г.

Контакты:

Викентьев И.Л.
info@triz-chance.ru

Яндекс.Метрика