907
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ
  • Наталья Швец
© Наталья Швец
ИЛЛЮЗИИ НА БЛАГО РЕАЛЬНОСТИ

Использование оптических эффектов в рекламе


Выражение "под каким углом на это посмотреть" приобретает буквальный смысл, когда речь заходит об оптических эффектах. Особенности человеческого зрения - немаловажный ресурс для создания таких эффектов. Увеличительная лупа, телескоп, монитор, голограмма - далеко не полный перечень изобретений, основанных на свойствах нашего зрения и свойствах световых лучей.

Как эти свойства можно использовать для создания оптических эффектов в рекламе, Вы узнаете из данной статьи.


Что общего между миражом в пустыне и тем, что Вы обычно видите в зеркале, сонно вглядываясь в него по утрам? Прежде всего, то, что и в первом, и во втором случае увидеть можно не сам предмет, а лишь его изображение. Лучи света, искривленные раскаленными слоями воздуха, "связывают" оазис в пустыне и глаза наблюдателя. Собственное лицо с собственными глазами также "связывают" лучи света, отраженные от поверхности зеркала. Но (и это ключевой момент!) глаз человека обладает способностью прямолинейно продлевать лучи до той точки, из которой они будто бы вышли (рис. 1). Поэтому оазис виден ближе, чем он есть на самом деле, а собственное лицо видно на расстоянии.

Использование физэффектов в рекламе

Рис. 1

В сущности, всегда мы видим не предметы, а их изображения’’Изображение - это не что иное, как особым образом организованное волновое поле... Ведь в глаз попадает не предмет, а те волны, которые отразились от него. Только поэтому мы и видим изображение.’’ 
Вячеслав Демидов. И лишь в некоторых случаях сами предметы и изображения совпадают. Существенная разница между предметом и его изображением в том, что предметы можно рассматривать со всех сторон, а изображения видны в довольно узком телесном углу зрения. Попробуйте ринутся к долгожданному оазису или отойти от зеркала - изображение исчезнет. Хорошо это или плохо? Все зависит от того, какую задачу мы решаем.

А раз так, воспользуемся свойством глаз прямолинейно продлевать лучи света и свойствами оптических систем преломлять и отражать лучи света. Поставим себе задачу создать рекламное изображение, расположенное на расстоянии от поверхности. Иными словами, создадим объемное рекламное изображение не где-нибудь, а в пространстве, где, казалось бы, нет носителя изображения. А то, что видно оно будет не со всех сторон, только добавит загадочности изобретениюЗа основу взято а.с. 2196019, МКИ G 09 F, 23/08. ’’Сосуд для жидкости’’, Авторы: П.А. Молохина, С.А. Филин..

Свойством фокусировать (собирать) лучи обладают собирающие линзы и сферические вогнутые (или параболические) зеркала. Главная характеристика оптических линз - фокусное расстояние. От него зависит, на каком расстоянии от оптического центра линзы формируется изображение.

По закону геометрической оптики, если на собирающую линзу направить лучи света, то все они преломятся так, что пройдут через одну точку s¢ (рис. 2).

От фокусного расстояния зависит, на каком расстоянии от оптического центра линзы формируется изображение

Рис. 2

1 - собирающая линза, S - источник света, S¢ - изображение,
J - телесный угол, в пределах которого изображение видно:
а - изображение видно, б - изображение не видно.


Точка S¢ и есть изображение (в данном случае изображение точки), которое видно только в узком телесном угле J (см. рис. 2, положение а). Поэтому с полным правом можем назвать ее иллюзорным изображением точки.

Выстроим линзы в систему так, чтобы они образовывали плоскость 3 (рис. 3). За каждой линзой установим источники света 1. Между плоскостью линз и источниками света расположим светонепроницаемую диафрагму 2 с отверстиямиДиаметр отверстия должен быть меньше диаметра линзы. Ограничивая таким образом пучки света, падающие на линзу, получаем более четкое изображение точки (рис. 2).. Причем отверстия должны быть расположены так, чтобы лучи света проходили строго посередине линзы. На плоскости 4 (см. рис. 3) может быть нанесено любое рекламное изображение, но таким образом, чтобы выходящие из линз лучи света проходили сквозь незакрашенные и оптически прозрачные или просто "выколотые" участки рекламного изображения.

При выключенной подсветке наблюдатель видит рекламное изображение, нанесенное на плоскость 4. При включенной подсветке появляется еще одно изображение 5 - иллюзорное растровое (состоящее из отдельных светящихся точек, сформированных каждой линзой). Светофильтр-слайдГлавное требование к светофильтру-слайду при создании статичной окраски: одному отверстию диафрагмы должен соответствовать один цвет. Т.е. через одну линзу должен проходить луч одного цвета., помещенный между источниками света и диафрагмой, окрашивает лучи света так, что иллюзорная растровая картинка становится цветной. Более того, иллюзорную растровую картинку можно сделать объемной, поскольку разные линзы могут формировать изображение точки на разном расстоянииЛинзы с разными фокусами при прочих равных условиях формируют изображение на разном расстоянии от оптического центра линзы.

Если светофильтр-слайд сделать съемным, то у нас появляется возможность менять иллюзорные растровые картинки

Рис. 3 (разрез)

1 - источники света, 2 - диафрагма с отверстиями, 3 - система линз,
4 - рекламное изображение, 5 - иллюзорное растровое изображение,
6 - светофильтр-слайд.

Если светофильтр-слайд сделать съемным, то у нас появляется возможность менять иллюзорные растровые картинки. Сегодня на некотором расстоянии от фирменного фона 4 наблюдатель увидит иллюзорное изображение 5 логотипа (рис. 4а). Завтра - иллюзорное изображение 5 пиктограммы (рис. 4б).

Рис. 4а Рис. 4б

4 - фирменный фон, 5 - иллюзорное растровое изображение

Если менять еще и поверхность 4 с нанесенным на нее рекламным изображением (или фирменным фоном), то вывеску можно изменять до неузнаваемости. И это еще не все!

Окраска растровых иллюзорных картинок может быть не только статичной (постоянной), как описано выше, но и динамичной (меняющейся во времени). Правда, для этого придется усложнить конструкцию - сделать так, чтобы светофильтр мог вращаться. Его цвета могут быть любыми - яркими радужными или строго фирменными.

Максимальный эффект вывески можно получить, если использовать ее в слегка затемненных местах.

Если выпуклую сторону линзы покрыть зеркальным слоем, обращенным зеркальной поверхностью внутрь, то лучи в такой линзе "развернутся" и изображение (светящееся пятно) будет сформировано на той же стороне, где источник света (рис. 5).

Теперь можно создать объемное растровое изображение даже в стакане или на любой криволинейной поверхности

Рис. 5

2 - собирающая линза, покрытая зеркальным слоем,
S - источник света,
S¢- изображение: а - изображение видно,
б - изображение не видно.

Теперь можно создать объемное растровое изображение даже… в стакане или на любой криволинейной поверхности. Расположим линзы, покрытые зеркальным слоем на дне сосуда 1, как показано на рисунке 6а. Свет, идущий от специальной подсветки, или просто рассеянный свет падает на линзы, отражается от зеркального слоя и при выходе из линзы формирует светящееся пятно-изображение. Зеркальный слой можно сделать цветным. Линзы можно подобрать с разными фокусами. Тогда в сосуде наблюдатель увидит иллюзорное растровое изображение, цветное и объемное (рис. 6б). Разумеется, если будет смотреть сверху вниз.

Свет, идущий от специальной подсветки падает на линзы, отражается от зеркального слоя и при выходе из линзы формирует светящееся пятно-изображение.

Рис. 6а                   Рис. 6б
(вид сбоку, разрез) (вид сверху)
изображение не видно изображение видно

1 - сосуд из прозрачного светопроницаемого материала,
2 - собирающие линзы, покрытые зеркальным слоем,
S
¢ - растровое изображение.

Иллюзорное изображение в нашем случае примечательно тем, что за ним не стоит реального предмета, в точности соответствующего тому, что видит наблюдатель. Оно создано лучами, которые мы "заставили" проходить так, чтобы человек увидел определенную картинку. Поскольку мы используем статичное освещение и статичные линзы, то изображение, созданное ими, также статично. Если же что-то из элементов нашей технической системы сделать динамичным, наблюдатель увидит динамичное изображение.

В случае с вывеской мы ввели вращающийся светофильтр и изменяли лучи, отвечающие за окраску иллюзорного изображения. В случае с сосудом проще ввести … воду и слегка всколыхнуть ее. Колышущаяся поверхность оптически прозрачной жидкости будет изменять углы преломления лучей на границе раздела "воздух-вода". А значит, изображение, сформированное этими лучами, также будет "колыхаться".

Если в сосуд налить прозрачную газированную жидкость, поднимающиеся пузырьки газа добавят загадочности - цветные пятна-изображения будут колыхаться, исчезать и появляться.

Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" № 5 (70), 2000 г.

Яндекс.Метрика