Несколько нериторических вопросов по поводу Закона "О рекламе"
Есть люди, для которых закон не писан. Эти люди, в основном и пишут законы. "Рекламное Измерение" выражало свое отношение к Закону о рекламе. Обсуждался он и на страницах десятков других, как рекламных, так и иных, изданий. Отношение к нему столь же однозначное, как отношение его создателей к рекламе спиртных напитков и табака. Поэтому сегодня мы не будем тратить порох, тем более что (если рассудить здраво), всевозможные запреты только увеличат доходы профессиональных рекламистов. В самом деле, за решение противоречия "сигареты рекламировать нельзя, а продавать их надо" умный Заказчик заплатить не откажется. Нам бы хотелось задать несколько нериторических вопросов, которые проницательному Читателю скажут больше, чем прямая критика ГК (нет, не ЧП) АП.
Итак, "реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий не должна распространяться в радио- и телепрограммах с 7 до 22 часов местного времени", а с 1 января 1996 года вообще запрещена в СМИ. В связи с этим:
ВОПРОС 1Будет ли - при трансляции телевизионных передач в Новогоднюю ночь - процедура поднятия бокалов под возгласы: "С НОВЫМ ГОДОМ!" считаться незаконной? И в этой связи, как будут наказаны создатели новогодних передач?
ВОПРОС 2Как будет наказан президент Б. Ельцин за то, что при встрече высоких гостей, скажем, президента Б. Клинтона, поднимает бокал за российско-американскую дружбу? Как будет наказан президент Б. Клинтон?
ВОПРОС 3Надо ли из художественного фильма "Семнадцать мгновений весны" вырезать фразу: "Шелленберг курил только "КЭМЕЛ"? А также многочисленные фразы Штирлица типа: "Боюсь, группенфюрер, Вам известен мой любимый коньяк!"?
ВОПРОС 4Надо ли из оперы "ТРАВИАТА" вырезать "Застольную песню", (рекламу шампанского "КЛИКО", продаваемого ныне во многих магазинах), подобно тому, как это было сделано во время лигачевского "сухого закона"?
ВОПРОС 5Накажут ли спонсора трансляции в СМИ художественного фильма "Ирония судьбы или "С легким паром"?
ВОПРОС 6Запрещено ли теперь чтение в СМИ стихов Александра Пушкина, в которых не только перечисляются названия известных вин и подробно описан сам "процесс потребления алкогольных напитков", но и прямо сказано, что "употребление алкоголя имеет важное значение для достижения общественного, спортивного и личного успеха", а также для улучшения физического и психического состояния.
ВОПРОС 7Следует ли запретить показ фильмов "Евгений Онегин", "Война и Мир" и многих других, в которых использованы "образы физических лиц до 35 лет". И в этой связи, не изъять ли упомянутые произведения из школьных программ, ибо что это, как не "прямое обращение непосредственно к несовершеннолетним". И не уничтожить ли школьные учебники, напечатанные после выхода Закона "О Рекламе", в которых опубликованы упомянутые (а также многие иные) произведения, ибо они являются "печатными изданиями для несовершеннолетних".
ВОПРОС 8(обобщающий первые семь)
Не следует ли искалечить многие тысячи художественных произведений ради исполнения Закона "О Рекламе"? И если "да", то кто будет нести ответственность за нарушение Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"?
ВОПРОС 9Если я (физическое лицо младше 35 лет) одену майку с надписью "МАЛЬБОРО" и пойду по улице, надо ли меня арестовать (особенно, если пройду "ближе, чем в 100 метрах от детского, спортивного, медицинского или культурного заведения")?
ВОПРОС 10Должны ли быть уничтожены все мои фотографии, на которых я изображен в упомянутой майке, если их могут увидеть мои дети, а также дети моих гостей?
ВОПРОС 11Запрещено ли теперь моей жене вывешивать эту майку на балкон после стирки, если наш дом находится в ста метрах от парка имени Максима Горького (культурное место)?
ВОПРОС 12В связи с тем, что Закон "О Рекламе" "не распространяется на политическую рекламу", нет ли опасности, что наибольшие инвестиции перед выборами получат представители "Партии любителей пива", ибо рекламировать пиво при таком Законе можно легально через них как посредников? Не в этом ли заключается скрытый смысл экономических реформ?
ВОПРОС 13Как принято в народе называть "физических лиц старше 35 лет", придумавших Закон "О Рекламе"?
Материал опубликован в бюллетене "Рекламное Измерение" № 13-14, 1995 г.