НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ
Стенограмма выступления И.Л. Викентьева (консалтинговая фирма "ТРИЗ-ШАНС") на форуме "Формирование национальной идеи современной России" в рамках V-ой Всероссийской выставки достижений практической психологии (организатор ЗАО "ИМАТОН"), г. Санкт-Петербург, Российская национальная библиотека, 08 июня 2002 г.
Уважаемые Коллеги!
Данное выступление состоит из двух частей. Первая: краткий анализ типовых ошибок при поиске национальной идеи - в том числе, на материале анализа 1500 высказываний на эту тему. Вторая часть - пять тезисов. Чтобы сэкономить общее время, я сосредоточусь на тезисах. Желающие ознакомиться с полным вариантом доклада могут оставить визитки с электронной почтой и мы обязательно вышлем доклад.
Предваряя выступление, замечу: из текста моего персонального приглашения не следует, что приглашенный должен говорить эмоционально-приятные вещи…
ЧАСТЬ 1. ПЕРЕЧЕНЬ ТИПОВЫХ ОШИБОК
(данный перечень на форуме не оглашался)
На мой взгляд, при обсуждении ряда сложных PR-проблем часто делаются ошибки:
Типовая ошибка N 1
Попытка найти непременно ОДНО (!) решение сложной проблемы, "одну таблетку от всех болезней". Это хорошо видно на материале фонда "Информатика для демократии", сотрудники которого проанализировали 1500 упоминаний в СМИ, относящихся к национальной идее.
Типовая ошибка N 2
Не учет активности других "игроков", например, американцев, европейцев (у них может быть иное понимание использования России в своих целях). Или, в виде образа: действия водителя на трассе, увы, определяются не только его желаниями, правилами, но и действиями - не всегда грамотными и законными - других участников движения...
Типовая ошибка N 3
Явные мечты, "сверх-замахи" (или: "Если мечтать - ни в чем себе не отказывать").
Типовая ошибка N 4
В качестве отсчета берется сам Автор, его желания, без учета того, что национальная идея должна также разделяться известным процентом населения... Обычно Авторы рассуждают "…так, будто небеса, Солнце, элементы и люди изменили порядок движения по своим орбитам и стали иными, нежели в древние времена" (Н. Макиавелли).
Подробнее о ряде этих ошибок рассказано в [ 2 ] и [ 3 ].
ЧАСТЬ 2. РОССИЯ: ЛОГИКА 5 + 2 = 0
Тезис-1. Немилосредность бизнес-процесса
Есть вековая мечта русской интеллигенции N 2: совместить духовность и деньги (желающие могут спросить после доклада - какова мечта N 1…). В разные времена интеллигенция пыталась найти разные ответы на эти вопросы. В метафоре социализма, проснувшись утром, человек должен был спросить себя: "Как бы пойти на работу и… нанести пользу обществу?" В метафоре капитализма - я намеренно занижаю образ - торговец Сенного рынка, проснувшись, остро думает: он, тот который торгует напротив (конкурент) - уже пашет?… И, не пия утреннего кофию, устремляется на рабочее место. Что правильно. Для общества. Факт: бизнес-процессы, построенные на последнем немилосердном принципе оказываются более устойчивыми во времени.
Тезис-2. Минимально-работоспоосбная бизнес-система.
Отвлекаясь от любимых народом рассказов юмориста Михаила Задорнова на уровне: "Любой русский перепьет американского полицейского, забравшись прямо к нему в машину", многие знают: этнические американцы и эмигранты во втором поколении работают не блестяще. На 3-4 балла, но последовательно, как в сказке о репке. Если нарисовать бизнес-цепочку, составленную из людей, то каждый в отдельности работает на 3,5.
Рис. 1
Тезис-3. Россия: логика 5 + 2 = 0
Хотелось бы начать с примера: почти все летали самолетом ИЛ-86 и знают, что в стенке впереди стоящего кресла есть небольшой вентилятор. Почти никто не знает, что КПД по электричеству этого вентилятора более 90%, а КПД по воздуху - что является его главной полезной функцией - менее 10%. Иначе: на 80% этот вентилятор мешает сам себе. Признаем: многие фирмы в мире и - в России в частности - построены как этот вентилятор… Иначе: если один человек работает отлично, гениально, "своеобычно" (термин Беллы Ахмадулиной), а его смежник работает на 2 балла, то 5 + 2, деленное на два, даст не среднеарифметическое 3,5, а нуль. Опытным путем известно: в России лифт обычно работает в соседнем доме…
Рис. 2
Малоосознаваемый пример: Россия - страна, которая не может сделать (не собирать, а сделать) массовый компьютер. Пока не может сделать факса. Точнее, одно время в Политехническом музее в Москве демонстрировался советский факс - детище Оборонпрома - это было широкофюзеляжная, бронированная модель... Как инженер знаю: по ряду параметров легче вручную собирать очередную малую серию ракет, чем выпускать сотни тысяч гражданских факсов. Хотя бы потому, что для выпуска факсов нужно 2000 человек, уважающих себя, уважающих свой труд, уважающих труд смежника "до" и "после" своей рабочей операции.
При этом все работают не гениально и один день, а десять лет подряд на 3,5 балла не зависимо от: погоды, настроения, выигрыша или проигрыша "Зенита" и даже качества пива "Балтика".
Тезис-4. Россия - страна замечательных людей, которые строят бизнес-процессы с низким КПД
Помните монолог А.И. Райкина о пошиве костюма? Там горе-портной говорит: "Я пуговицы пришивал. Претензии к пуговицам есть? - Нет пришиты намертво, не оторвёшь", а система в целом: "Включаешь - не работает!" Это уже М.М. Жванецкий.
Тезис-5. Крупные достижения - всегда совокупный труд современников
Даже художник покупает изготовленные другими людьми подрамник, холст и краски. И КПД бизнес-цепочки определяется НЕ одним человеком - см. Рис. 2., которым так уютно и привычно мыслить. Можно ставить любые цели, но принципиален фундамент: минимально-работоспособный бизнес-процесс - т.е. бизнес-процесс, каждая стадия которого работает хотя бы на 3,5.
ВЫВОДЫ
- Цитирую фирменную поговорку нашей компании: "Инвестиции в бардак этот бардак только увеличивают". Если угодно, это следствие из 2-го закона термодинамики для общества.
- Россия - страна замечательных людей, которые строят бизнес-процессы с низким КПД. И здесь, увы, недопустимо часто работает противоестественная арифметика: 5 + 2 = 0.
- Любой процесс должен быть минимально-работоспособен: работать хотя бы на 3 + иначе он не имеет смысла. Иные достижения - в том числе неуклонное повышение духовности или образованности на душу населения, к чему эмоционально призывали ряд предыдущих ораторов - базируются на этом фундаменте. [ 1 ]
- Не факт, что правильная постановка бизнес-процессов пойдет через рациональное убеждение населения. Весьма вероятно, это будет сделано через механизмы немилосердной международной и/или внутрироссийской конкуренции. Впрочем, мы возвращаемся к Тезису-1.
Благодарю моих коллег С.В. Сычева и Г.Б. Соколова за помощь при работе над тезисами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука, М.: "Советское радио", 1979.
2. Викентьев И.Л. Приёмы рекламы и public relations: 215 примеров, 130 учебных задач и 18 практических приложений, СПб.: "ТРИЗ-ШАНС" и "Бизнес-пресса", 2001.
3. Викентьев И.Л. Трудная необходимость миссии фирмы (версия 2.0)