Приложение к материалу "Как проводить опросы. Неочевидное"
Опросы в розничных магазинах, супер- и гипермаркетах проведены экспертом ООО "СЫЧЕВ и К" (Система "ТРИЗ-ШАНС") Галиной Викторовной Владимировой.
(ФРАГМЕНТ ОБЩЕГО СПИСКА)
Реальное название колбасного брэнда в тексте изменено на "NN".
Дословная (прямая) речь Покупателей выделена кавычками (""). Жирным шрифтом в ней отмечены характерные фразы, слова и словосочетания. Исходная стилистика речи сохранена.
ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ выделены фразы, в дальнейшем использованные экспертами ООО "СЫЧЕВ и К" в рекламных слоганах (целиком либо с небольшой корректурой).
Стереотипы О КОЛБАСАХ ВООБЩЕ:
(Ст "+"):
Группа стереотипов на тему: "В колбасе должно быть мясо" (симметрично: "…не должно быть "химии"/сои/"добавок")
- "Ну, не знаю, более-менее НАСТОЯЩАЯ КОЛБАСА".
- "Берем ее неоднократно – нравится она нам… Мясо натуральное".
- "…Они, мне кажется, как бы натуральные, мясо там".
- "КОЛБАСА ДОЛЖНА БЫТЬ НАТУРАЛЬНОЙ. Поэтому вот сырокопченая этому больше соответствует, чем другие колбасы".
- "У колбасы должен быть запах, вкус, плотность. Ну и все, что там действительно присутствует… Пусть она будет и дороже, но хоть присутствует мясо".
- "…Натуральное мясо, натуральное все это. Зачесночено, все это вкусно такое. И там уже, действительно, все натуральное. Никакой сои, никакой бумаги, ничего там нет. Домой беру, в основном, "Y". Более понатуральнее, мне кажется". (Прим. Исходная стилистика сохранена.).
- (в сравнении с мясом): "…Допустим, шейка стоит 160-170 руб. (кг). Это натуральное мясо. А зачем мы будем брать колбасу за 140-150 руб. (кг), когда я возьму лучше из натурального мяса".
- "…Очень даже. У нее вкус. Не, ну понравилась, не знаю. КОЛБАСОЙ ПАХНЕТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО! А другую жуешь-жуешь – она трава травой. А здесь вот всего-всего хватает. Приправы".
- "Хочется купить так, чтобы уже без всяких добавок".
- "Я нигде на упаковке не вижу процент сои. …Я хотел бы, чтобы НА УПАКОВКЕ была указана ПРАВДА. (В граммах или процентах?): Ну, как – мы же, к примеру, читаем на майонезе – жирность такая-то… Конечно, в процентах".
- "Раньше вспомните, какая колбаса была. ОНА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КОЛБАСА БЫЛА! Вот я раньше помню, "Докторская" – ЕЁ ВОЗЬМЕШЬ И ЕСТЬ ХОЧЕТСЯ! Она вкусная и запах. А эта ж ни вкуса, ни запаха".
- …и еще длинный перечень высказываний на эту тему (выше приведен лишь фрагмент)
ХОРОШАЯ колбаса – это та, которая:
- "..съедобная",
- "…на мясо похожая, чтоб мясо было",
- "…в которой МЯСА МНОГО",
- "…где ЧУВСТВУЕТСЯ МЯСО",
- "…где мясом пахнет хоть немножко",
- "…которая вкусная, куда мясо положат…",
- "…где мясо натуральное…",
- "…которая из мяса и сделана чистыми руками",
- "…где меньше ароматизаторов, меньше сои, больше натурального мяса. И чтобы оно было свежим и без окислений",
- "…чтобы мясо было нормальным, поменьше сои",
- "…ну, наверное, натуральная. Больше натуральных продуктов",
- "…та, которая домашняя. Которую сам делал. Потому что знаешь, что ты туда ложишь" (Прим. исходная стилистика сохранена.)
- "…это где мяса больше. С сальцом",
- "…чтобы мясо там было, а не чего-нибудь другое",
- "…мясная чтоб была, чтоб перчик был, чесночком отдавало, чтоб вкусно было. А КОГДА КОЛБАСА ТРАВА ТРАВОЙ – ЭТО ЧТО ЗА КОЛБАСА? ЭТО НЕ КОЛБАСА!"
- …и еще перечень высказываний на эту тему (выше приведен лишь фрагмент)
(Ст "+"):
Группа стереотипов на тему: "Берем проверенное - то, что однажды понравилось", "Какая нравится, такую и берем"
- "Хорошая колбаса – та, которую ХОЧЕТСЯ СНОВА КУПИТЬ И ПОКУШАТЬ".
- "ПОКУШАЛИ И ЕЩЕ ХОЧЕТСЯ".
- "Та, которую хочется взять еще, второй раз".
- "Та, которую ХОЧЕТСЯ КУПИТЬ ЕЩЕ РАЗ. Вы же не купите колбасу, которая Вам хотя бы не нравится?"
- "КАКАЯ НРАВИТСЯ, ТАКУЮ И БЕРЕМ. Какая приглянется".
- "ДОМОЙ ТОЛЬКО ТАКУЮ И БЕРЕМ".
- "ЧТОБЫ СЪЕСТЬ ТАК НОРМАЛЬНО…"
- "Мы покупали которая нравится".
- "Не брали бы ту, которую попробовали и не понравилось".
- "Берем ее неоднократно – нравится она нам…"
- (Какую не стали бы покупать?): "ДРУГУЮ Я И НЕ ПОКУПАЮ… А ЭТУ КОЛБАСУ Я ЗНАЮ".
- "Никогда не покупаю "новую" колбасу. Всегда ем старую. Та, которая уже пробрэндирована, известна".
- "Просто одну марку беру и все. Нравится она мне. (Какая это марка?): Ну, не знаю… Где корова нарисована…"
- "Покупаю? Эту самую… Как она называется? С коровкой… (Какую?): Забыла… "Y"! Ну, я как-то уже привыкла к ней".
- "…Нормальная колбаса. Всегда ее берем. Берем одну и ту же".
- "…Эту не берем, не пробовали. Да, знаем, по рекламе. Но мы предпочтение отдаем проверенной фирме".
- "Эту как-то один раз брали, нам не очень понравилась. Вкусовые качества не очень. …Мы ее просто попробовать брали… Нам не понравилась, мы не стали брать".
- "Мы так широко колбасу не покупаем. Бывает, что нам понравилась колбаса – мы на ней остановились. А в другой раз это бывает случайно, когда покупаешь что-то другое".
- (Продавец): "Они, люди, как уже знают какое название, то и берут. А какое не очень – когда уже нету выбора, то берут".
- "Вы знаете, когда понравится какая-то колбаса на вкус, потом стараешься ее покупать. Свежая и на вкус".
- "Вот однажды какую попало колбасу купила, а это хорошая. ТАК НАДО ПРИВЫКНУТЬ И БРАТЬ!"
- …и еще перечень высказываний на эту тему (выше приведен лишь фрагмент)
(Нулевые Ст):
Группа стереотипов на тему: "Пробовать надо! Пока не попробуешь, не поймешь"
- "ЭТО НАДО ПРОБОВАТЬ, А ТОГДА ГОВОРИТЬ…"
- "Хорошая колбаса? Не знаю… Когда попробуешь – после этого уже можно определить…"
- "Но выбираю такие, что один раз попробовал бы и…"
- "Раньше она вкусная была какая-то… А сейчас так… Не знаешь, что брать… (А когда не знаете что брать, на что обращаете внимание?): Ну, как понравится… Откуда я знаю? ВОТ ВОЗЬМЕМ под водочку выпьем – БУДЕМ ЗНАТЬ".
- "Один раз возьму, потом не беру. По названию".
- "Когда бывает что-нибудь такое (прим. дегустации) – пробую…"
- …и еще перечень высказываний на эту тему (здесь приведен лишь фрагмент)
(Ст "+"):
Группа стереотипов на тему: "Колбаса должна быть красивой на срезе"
- "Ну, чтобы разрезаешь ее – она красивая была на срезе. Чтобы жилки не попадались".
- (Какую не стали бы покупать?): "Если говорить о "Х", ее не стала бы. Мне она на срез не нравится по цвету. (А каким должен быть цвет?) Розовая. ЗДОРОВЫЙ РОЗОВЫЙ ЦВЕТ".
- "Знаете, я вот смотрю на разрез: как только колбаса красная, я никогда не стану брать. Уже присутствует там химия".
- "Ну, в разрезе, конечно, смотрим, как она выглядит. Мне нравится, когда она в разрезе имеет розоватый оттенок".
- "Чтобы была свежая. Это же обычно видно – заветренная она или нет".
- … и еще перечень высказываний на эту тему (здесь приведен лишь фрагмент)
(Ст "+"):
Группа ностальгических стереотипов по колбасе "советских времен" ("та самая, "докторская")
- "Просто у меня был мой коллега, концертмейстер, он на аккордеоне играл. Вот он любил только "Докторскую"! (А чью?): Ой, вот это вот я не знаю! Это было давно. Большая, большая была колбаса. (А Вам чем эта "Докторская" понравилась?): А вот просто о вкусе помню "Докторской" колбасы. ТОЙ "Докторской". Напомнило".
- "Раньше, вспомните, какая колбаса была. ОНА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КОЛБАСА БЫЛА! Вот я раньше помню, "Докторская" – ЕЕ ВОЗЬМЕШЬ И ЕСТЬ ХОЧЕШЬ. Она вкусная и запах. А эта ж ни вкуса, ни запаха. Тут рекламировали "Х", люди, действительно, возмущались: ведь рекламировать-то надо хорошее, а плохую – нет!"
- "Я вот из этой серии беру. Между прочим, очень вкусная. И сервелат, и на вкус. Напоминает, как раньше делали колбасу. Именно меньше этой сои".
- "Русская колбаса – вкус тот же остался, что и раньше, какая раньше была колбаса в советские времена".
- …и еще перечень высказываний на эту тему (здесь приведен лишь фрагмент)
(Ст "+"):
Группа стереотипов на тему: "Берем так, чтобы свежая была"
- …(перечень д о с л о в н ы х высказываний на эту тему)
(Ст "+"):
Группа стереотипов на тему: "Колбаса должна быть ровной/плотной/однородной консистенции"
- …(перечень д о с л о в н ы х высказываний на эту тему)
(Ст "+"):
Группа стереотипов на тему: "Колбаса не должна быть излишне жирной и/или сухой"
- …(перечень д о с л о в н ы х высказываний на эту тему)
(Ст "+"):
Группа стереотипов (покупателей пенсионного возраста) на тему: "Для пожилых хорошо, когда колбаса мягкая, легко "жуется"
- …(перечень д о с л о в н ы х высказываний на эту тему)
(Ст "+"):
Группа стереотипов (женщин) на тему: "Колбасу покупаю ребенку: что ребенку нравится, то и покупаю"
- …(перечень д о с л о в н ы х высказываний на эту тему)
(Ст "+"):
Стереотипная привычка семейных женщин: "Колбасу покупаю не столько себе, сколько своим (домашним): мужу, родителям, детям"
- …(перечень д о с л о в н ы х высказываний на эту тему)
(Ст "+"):
Группа стереотипов (достаточно обеспеченных покупателей) на тему: "Дешевая колбаса (до N руб.) не может быть качественной"
- …(перечень д о с л о в н ы х высказываний на эту тему)
(Ст "-"):
Группа (эпизодических) стереотипов на тему: "Я слышала/знаю, КАК делают колбасу"
- …(перечень д о с л о в н ы х высказываний на эту тему)
(Нулевые Ст):
Группа стереотипов (мужчин) на тему: "Что мне покупают, то я и ем. Не помню что, лишь бы было вкусно"
- …(перечень д о с л о в н ы х высказываний на эту тему)
(Нулевые Ст):
Группа стереотипов (мужчин) на тему: "Без списка не рискую/не знаю, что выбирать" и "Что мне сказали купить, то и покупаю"
- …(перечень д о с л о в н ы х высказываний на эту тему)
Стереотипы О КОЛБАСНОМ БРЭНДЕ "NN"
(Нулевые Ст):
Группа стереотипов, показывающих, что люди отождествляют название брэнда с названием колбасы ("NN" – это название конкретной колбасы")
- …(перечень д о с л о в н ы х высказываний на эту тему)
(Нулевые Ст):
Группа стереотипов: "Я Вашу колбасу на прилавке в упор не вижу! Где она тут?" (как выяснилось, покупатели путали логотип "NN"с логотипом другого популярного колбасного брэнда)
- …(перечень д о с л о в н ы х высказываний на эту тему)
(Нулевые Ст):
Группа стереотипов, свидетельствующих о том, что люди не отождествляют колбасу, которую они попробовали на дегустации, с тем, что они видели в наружной и телевизионной рекламе, разработанной ранее приглашенным агентством ("Дегустируемая колбаса и колбаса "в рекламе" - это разные колбасы")
- …(перечень д о с л о в н ы х высказываний на эту тему)
("-"):
Группа стереотипов высказываний на тему: "Невкусная колбаса, нам не понравилась"
- …(перечень д о с л о в н ы х высказываний на эту тему)
(Примечание. Последнюю группу мнений вряд ли можно отнести к "стереотипам". Если колбаса, по факту, невкусная и многие покупатели на это жалуются, то вначале надо "починить" рецептуру (возможно, навести порядок и в технологической линии), а только потом колбасу рекламировать. Иначе успешная реклама только ускорит провал "невкусного" продукта.)
Стереотипы О ПРОИЗВОДИТЕЛЕ КОЛБАСЫ "NN"
(Ст "-"):
Группа стереотипов на тему: "Производитель неместный. Если колбасу привезли издалека - значит, она несвежая"
- …(перечень д о с л о в н ы х высказываний на эту тему)
…и другие группы покупательских стереотипов (на этой странице приведен лишь фрагмент).
Вернуться к статье Г.В. Владимировой "Как проводить опросы? Неочевидное..."