10 вопросов и ответов о программе "Приемы журналистики и public relations"
ВОПРОС 1
Что может помешать воспользоваться рекомендациями программы?- общее недоверие к компьютерам ("компьютерофобия");
- отсутствие мотивации на повышение качества работы;
- недоброжелательное восприятие программы не как Советчика, Помощника или некоего словаря риторики и стилистики, а как злостного Конкурента, которому непременно нужно доказать свое интеллектуальное превосходство;
- постоянные попытки в одном небольшом фрагменте текста (например, НАЧАЛЕ) сказать все, что знаешь, решить все проблемы...
И, разумеется, если некоторого автора никогда, и ни при каких обстоятельствах (!!!) не посещает Муза, то программа, увы, бессильна...
ВОПРОС 2
После выхода программы на рынок, не станут ли шаблонными тексты у всех ее Пользователей?
Нет. Программа не пишет текст вместо уважаемого Автора! Программа лишь помогает Автору, рекомендует, в зависимости от конкретной задачи, применение гаммы риторических и стилистических Приемов.
Какие именно Приемы применить, как их лучше наполнить "фактурой" и образами, решает только уважаемый Автор. При этом заметим, часто программа выдает десятки (!) рекомендаций и Автор может из них выбрать соответствующие именно его стилю, необходимому объему, тематике издания и т.п.
ВОПРОС 3
Наверное, эта программа только для компьютерщиков?..
Назначение программы -: помощь Автору в написании текстов. Никаких специальных знаний компьютера, либо программирования она не требует. Вполне достаточно начальное знание компьютера.
На момент выхода статьи демо-версию программы получили от Разработчиков, Дилеров, либо самостоятельно "скачали" ее с сайта в Internet’е несколько сотен человек и пока никаких замечаний, касающихся именно "трудности обращения" с программой не поступало...
ВОПРОС 4
Не получится ли так, что программа не будет позволять "самовыражаться" Автору?
Как правило, программа выдает не единственную, а целую гамму (более точно - от единиц до десятков) рекомендаций по задаче Автора.
Поэтому Автор может:
- использовать лишь часть Приемов;
- конкретизировать Приемы с помощью собственных образов, сравнений, доводов и т.п.;
- превзойти рекомендации Приемов...
Учитывая, что все рекомендации получены на основе статистического изучения более 10 000 высокоэффективных русскоязычных текстов, программа может помочь Автору быстрее проделать рутинную работу и выйти в искомую "область решения" задачи.
Как правило, после часового обучения Автор выходит в "область решения" за 5-7 минут (время проверено экспериментально). Окончательное оформление этого решения - всегда за уважаемым Автором.
ВОПРОС 5
Не будут ли сотрудники дисквалифицированы программой?
При желании и умении работать - нет! Программа - своего рода словарь, помощник, работающий в союзе с Автором, но не заменяющий (!) человека.
Наиболее оптимальное использование программы: союз интуиции, знания "фактуры" Автора, с одной стороны, и логики, сотен Приемов риторики программы, с другой... То есть, этот союз объединяет, взаимоусиливает сильные стороны человека и компьютера.
ВОПРОС 6
Теперь, используя программу, Заказчики смогут проверять, оценивать уровень работ рекламистов, журналистов?..
Да, конечно.
ВОПРОС 7
Может ли программа написать гениальную статью?
Программа выдает Автору проверенные временем рекомендации.
Сможет Автор, оттолкнувшись от них, написать "гениальную статью" - замечательно. Еще точнее: программа увеличивает вероятность написания приличного текста, но не гарантирует это.
ВОПРОС 8
Помогает ли программа "Приемы журналистики и PR" в написании сценариев радиороликов?
(на вопрос отвечает Алевтина Кавтрева (автор более ста аудиороликов)
А.К.: "Все сценарии радиороликов мы пишем только в паре с программой. Причем, она выступает в двух ипостасях: если идея уже есть, то мы пользуемся программой как инструментом для ее огранки, а если идеи нет, то программа выступает в качестве криэйтора... И надо заметить, у программы "авитаминоза на идеи" не бывает.
Не буду голословной, приведу пример работы с программой. Выбираем в качестве ОБЪЕКТА - кондиционер, о котором в радиоэфире сказано уже все; исходное отношение Слушателей - "спокойно-безразличное" и задачу: "получить "эффект новизны".
Программа предлагает использовать следующий подприем:
"2.10.7. ПРОБЛЕМА, поставленная Автором в начале текста, тут же РАЗРЕШЕНА - как правило, легко и быстро:
- ГДЕ-ТО и КОГДА-ТО для неких Героев описания (но не для самого Читателя) с помощью ОБЪЕКТА описания;
- для неких Героев описания (но не для самого Читателя) с помощью некоего СОВЕТА (вывода), который необходимо запомнить Клиенту, после чего Автор переходит к изложению конкретных деталей.
Получился радиоролик:
"Из окна одного солидного офиса выпал только что купленный и очень дорогой кондиционер (соответствующий звук падающего кондиционера). В другом солидном офисе кондиционер охлаждал только угол, в котором он был установлен (звук ругани).
Вывод - покупайте кондиционеры там, где профессионально поставлена сервисная служба. "ПС-Европа". Кондиционеры и сервис от и до. 32-32-21, проспект Ворошиловский, 54"
ВОПРОС 9
Применима ли программа при составлении речей, писем, пресс-релизов, "речевых модулей" для персонала, текстов для сайтов Internet’а?
Большой практики по этим направлениям пока не накоплено, но отдельные случаи такого применения уже имеются...
ВОПРОС 10
Может ли программа проверить уже написанный текст?
Да, в полуавтоматическом режиме. То есть, нужно заново поставить задачу и, получив рекомендации, оценить: насколько уже написанный текст поддается совершенствованию, и в каком направлении это разумнее делать.
Статья опубликована в бюллетене "Рекламное Измерение" № 9 (50), 1998 г.