Елена,
маркетинг - комплексная система управления производственно-сбытовой деятельностью организации с целью получения прибыли посредством влияния на рыночные условия и удовлетворения потребностей потребителей.
Это только одно из многочисленных (более 100) определений маркетинга.
Строго говоря, PR и промоушен являются инструментами маркетинга, т.е. то, посредством чего достигается основная цель - получение прибыли. (на этом основана теория маркетинг-микса с его 4P: Product, Place, Price, Promotion). При этом реклама является составной частью Promotion (Продвижение), которое подразделяется на прямую рекламу (ATL: реклама на телевидении, в прессе, на радио, на рекламных щитах и транспорте) и косвенную рекламу (BTL: промоакции, product placement, спонсорство, P.O.S. материалы и т.п.). Некоторые авторы и PR относят к продвижению, некоторые - выделяют в отдельную сферу деятельности.
Однако область рекламы, как и PR, настолько широка, что маркетолог должен знать основные принципы этой деятельности, а заниматься этим (например, медиапланированием, креативом, написание статей и пресс-релизов и т.д.) должны уже специалисты именно в этой отрасли. При этом все виды этой деятельности должны подчиняться единой маркетинговой стратегии/плану/программе, которая преследует определенные цели.
Такая вот иерархия.
Тем не менее, в силу того, что маркетинг в России находится в стадии формирования, многие компании (особенно региональные и не очень крупные) практикуют найм одного-двух специалистов, которые должны охватить все виды деятельности: и выставки, и рекламу, и управление продажами, - в общем, что бы был "на все руки мастер". И зачастую даже без привлечения внешних специалистов вроде исследовательских или рекламных и PR-агентств. Как результат мы имеем то, что имеем: неожиданные банкротства маленьких компаний, провальные рекламные кампании, невостребованные рынком товары, непредсказуемые скачки и провалы продаж и т.д. Болезни роста, так сказать. Надо переболеть и выработать иммунитет.
Более подробно вы сможете выстроить схемку из понятий и определений, почитав классику маркетинга - того же Ф.Котлера, например.
Всего доброго,
Людмила.