Я не знаю, что за продукт в качестве семинара или тренинга предлагают авторы. Но по рекомендациям можно попытаться его смоделировать. Эти рекомендации к месту:
1. Если сочетание “информация / время” в пользу времени. Другими словами, времени много, информации у тренера мало. Тогда можно смело позволить себе стимулировать дискуссии и обсуждения, относиться серьезно ко ВСЕМ комментариям и пр.
2. Если важную часть “содержания” семинара составляют реакции слушателей. Во всяком случае, мнение участников заботит тренера БОЛЬШЕ, чем информация, которую он хочет донести, транслировать (отсюда - не оценивать ответы, не критиковать, не отвергать и пр.)
3. Если для тренера важна групповая динамика (развитие отношений между участниками, сплоченность группы и пр.) - отсюда приоритетная ориентация на “атмосферу” семинара, “пусть критикует группа, а не тренер”, чувство юмора и пр.
4. Если тренер сориентирован на процесс больше, чем на результат. Авторы предложенных рекомендаций, судя по всему, психологи. Поскольку именно психологам свойственна такая профессиональная ориентация “на процесс”.
По-моему, эти рекомендации не слишком общие, а слишком ЧАСТНЫЕ. Они уместны, если у какой-либо формы обучения есть задача - создать поле для самовыражения участников. А это надо не всегда.
В предложенной цитате они заявлены - как “приемы развития творческой атмосферы”. По-моему, “творческая атмосфера” - это устойчивый речевой модель, не более того. В большинстве случаев его привычно употребляют, особо не вникая в смысл. ЗАЧЕМ на семинаре творческая атмосфера? И ЧТО это такое? атмосфера для творчества? т.е. участники должны творить здесь и теперь? Если ТАК определяются цели семинара - тогда, пожалуй, надо поработать на ее создание. А если участники должны просто хорошо усвоить содержание, “схватить” его, успеть переварить и своими вопросами продемонстрировать понимание? Тогда какую надо атмосферу? Атмосферу заинтересованности, включенности, понимания, рабочего напряжения….?
И потом, В СЕМИНАРЕ “атмосферный критерий” не главный, в тренинге он важнее (и то не в любом). А в семинаре первична все-таки информация, и если ее нет, то всегда грустно наблюдать попытки компенсировать отсутствие информации созданием “творческой атмосферы”. Хотя... все зависит от цели слушателя. Если он пришел за "самовыражением", то эти рекомендации для него.
С уважением,