Уважаемые коллеги, уважаемая Елена Ивановна!
Позвольте вынести на обсуждение несколько вопросов.
1. ПРЕДМЕТ обсуждения на конференции.
Рабочая тема: "Психология и Бизнес: методики, инструменты, технологии". Я бы первоначально поставила вопрос ОСНОВНОЙ - Зачем психология бизнесу? Основной, потому что лежит в основе, и ответ на него кажется совершенно очевидным и психологам (да как же без психологии?!), и бизнесменам (легко!).
Ведь бизнес - это рынок, деньги, финансовые потоки и операции, продукция, продвижение продукции и пр. и пр. Вот кабы все это происходило без людей, то психология бизнесу напрочь была бы не нужна.
Но бизнес это еще и + ЛЮДИ, которые всем этим занимаются, осуществляют, воспринимают, являются объектами воздействия и пр. Это организация и управление ею, мотивирование и контроль и пр. и пр.
А психология, как известно, наука о человеке, о душе, если уж быть точным. И сфера собственно психологии в бизнесе - это сфера соприкосновения, взаимодействия, пересечения (как угодно) интересов бизнеса и интересов человека. Технологий и человеческого фактора. Всё. И это очень много, ибо пронзает все сферы бизнеса.
Такие актуальные, но скорее экономические темы, как “Реструктуризации крупных компаний”, “Инвестиции в инновационные процессы”, “Прогнозирование развития бизнес-среды” (предложенные уважаемым Дмитрием Смирновым) очень уместны в рамках конференции “Технологии бизнеса”, но сомнительны в рамках темы “Психология и бизнес”.
Потому и вопрос - что есть “предмет” конференции, все-таки:
- Бизнес (и все его аспекты, в том числе и психология)?
- Психология (в том числе и в бизнесе)?
- Психология и бизнес (вот тогда - зачем, сфера приложения, сфера результата и пр.).
Если все-таки “Психология и бизнес”, тогда второй вопрос.
2. Почему важно держать предмет?
Потому что “плохие” психологи предмет этот не держат, распространяя свои советы и рекомендации на сферы, где они плохо прикладываются. В результате идет отторжение.
Неумение “держать предмет” уже сыграло плохую шутку с психологией в бизнесе, да и не только в бизнесе. Психологи хорошо потоптались на этой территории за десятилетие и умудрились так себя спозиционировать, что бизнесмены от них шарахаются как от чумы.
Дошло до того, что психологи, работающие в бизнесе, уже давно на своих визитках не пишут “психолог” - консультант, тренер, как угодно, но только не психолог. Я сама в свое время обожглась на этом, и знаю, что “психолог” в бизнесе - не лучшая визитная карточка.
Если уважаемые преподаватели уважаемой компании, продвигая тренинг продаж, подчеркивают - не психологический, а технологический подход! Т.е. психология и технология стали антонимами. Стереотип, наработанный за эти годы: Психология - это что-то шаманское, халтурное, любительское и уж точно НЕТЕХНОЛОГИЧНОЕ. А потому ненужное.
Это все правда, к сожалению. И про халтуру, и про непрофессионализм, и про манию величия психологов, возомнивших себя гуру в бизнесе, и про “недержание предмета”.
И это все не так. Потому что какая технология, связанная с людьми, может обойтись без психологии, без знания моделей человеческого поведения? Потому что есть технологичные психологические модели. Потому что много психологов работает в бизнесе и приносит РЕАЛЬНУЮ пользу.
Т.е. ситуация с психологией в бизнесе напоминает ту, когда с водой выплескивается ребенок.
3. Кто участники планируемой конференции?
Чтобы определить и тематику, и название конференции, надо бы ответить на вопросы:
На сколько % там будут сами психологи, тренеры, консультанты, преподаватели? На сколько % - бизнесмены?
Т.е. определить целевую группу.
Но в любом случае важными (и полезными обеим сторонам) темами на конференции могли бы стать:
ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ психолога в бизнесе (кто он - бизнес-психолог, в чем его специфика, как он себя позиционирует и пр.)
ПРЕДМЕТ психологии в бизнесе (чем она там занимается и зачем она бизнесу нужна),
ОТСТРОЙКА от недобросовестных конкурентов,
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ аспектов бизнеса (психологии и маркетинга, менеджмента, рекламы и пр.).
4. Про консалтинг и технологии.
Есть в бизнесе “чистые” консалтинговые сферы - финансовый консалтинг, экономический, например. Но в большинстве случаев бизнес-технологии - это сплав знаний и приемов из разных сфер. Что такое технологии рекламы? технологии управления? кадровые технологии? технологии продажи? Это маркетинг + психология + менеджмент + системный анализ + еще много чего. И на стыке и взаимопроникновении разного знания и рождаются жизнеспособные технологичные модели.
В этом смысле бизнес-консультант - это конечно, синтетическая профессия. И чтобы психологу стать успешным в бизнесе, ему необходимо освоить и “другие” знания и “другие” языки, взгляды и позиции. На одной психологии далеко не уедешь. Точнее, даже так - необходимо уметь с “другим языком” вести диалог.
(С этим, кстати, связан, по моим наблюдениям, никудышный имидж психолога в бизнесе: вместо того, чтобы вести диалог, плохой психолог занимается переводом всего и вся на свой язык, для многих непонятный).
В связи с этим такая идея для конференции - “двойные доклады” (или семинары), когда ведут семинар два человека из разных сфер, выстраивая здесь на публике диалог. Идея не новая, но, знаю, что всегда хорошо работает.
С уважением,