Уважаемые коллеги!
Когда я получаю очередное приглашение стать слушателем семинара, тренинга или какой-то конференции, то всегда встает вопрос – а "стоит ли овчинка выделки"?
И если я просто хочу завязать новые знакомства, расширить сферу своих интересов, то качество обучения в принципе не так уж и важно (лишь бы это не было откровенной халтурой). Но если моя цель – научиться чему-то новому, то здесь все сложнее.
Имея определенный преподавательский опыт я могу (в принципе) только по формулировке темы, продолжительности занятий и стоимости с достаточной степенью точности определить, чего можно ждать от семинара. Еще легче, когда среди преподавателей или организаторов семинара мелькают знакомые фамилии. Тогда можно с уверенностью сказать, на что настраиваться. Хотя все преподаватели, менеджеры меняются, накапливают опыт, но отношение к организации любого дела от опыта и знаний зависит мало. Если преподаватель или организатор знаком тебе, как человек добросовестный, то риск впустую потратить деньги и время невелик. И наоборот. Если кто-то известен вам как “халтурщик”, то, как известно, “горбатого могила исправит” (конечно, возможны приятные неожиданности, но в условиях коммерческого обучения это маловероятно).
Но это все общие слова. А как быть человеку без преподавательского опыта? Можно ли дать какие-то, хотя бы общие, рекомендации по выбору семинара? Ну что ж, попытаюсь это сделать.
Во-первых, нужно определить, что за семинар вам предлагается: учебный, презентационный, популяризаторский и т.п. Презентационные семинары, как правило, очень дешевы, средние по цене – как правило популяризаторские, самые дорогие – учебные. Надо еще учитывать, что презентационные и популяризаторские семинары редко бывают более 4-6 часов (обычно с обедами, кофе-брейками и прочей мишурой).
Во-вторых, у хороших преподавателей существует правило – “1 учебный час – 1 важная мысль (одно правило, один закон, один прием)”. Значит, если вам предлагают двухчасовой семинар, то сразу можно ожидать – максимум два-три приема, правила или закона. Попрактиковаться в использовании этих приемов (правил) на таком семинаре скорее не получится. Но понять основной принцип можно. И здесь очень важно узнать объем раздаточных материалов.
Из моего опыта следует, что изложение одного часа семинара с описанием примеров и пояснениями – то, что говорит в течение этого часа преподаватель – в машинописном виде на обычных листах занимает не менее 9-10 страниц. Если раздаточные материалы предоставляются в большем объеме, значит можно сделать вывод, что в них содержится дополнительная информация (разговор о раздатке - отдельный разговор).
В-третьих, по соотношению: количество заявленных тем и продолжительности проведения семинара можно достаточно достоверно определить, а будет ли толк?
Еще один косвенный критерий качества семинар – его стоимость. Конечно, есть преподаватели, гонорар которых привязан к госрасценкам (2-3-4 доллара в час), но минимальная ставка, принятая для среднего преподавателя, не может быть меньше 10 долларов в час. С учетом раздаточных материалов, аренды помещения и других накладных, стоимость 2-х-часового семинара не может быть меньше 50-60 долларов (если меньше – страдает качество, или преподаватель так себе, или раздаточные материалы не очень).
Час более продолжительного семинара, как правило, стоит не меньше 40 долларов. Есть только одно оправдание дешевому семинару – на нем “обкатывается” новый методический курс, но тогда организаторы должны сообщить, что семинар экспериментальный.
Но это речь о семинаре.
К тренингу предъявляются несколько иные требования. И раздаточные материалы для тренинга могут быть меньшего объема (в основном работают слушатели), и цены выше. Но самое главное – в тренинге всегда присутствует время на “рефлексию”. Если в программе оно не выделено, то это скорее всего не тренинг, а расширенный практикум по одной теме.
И последний по очереди, но не по важности критерий. Соотношение теоретических и практических занятий. На семинаре практики должно быть не меньше 40 % всего времени; на тренинге – от 50 до 70 %; а практикум минимум на 80 % должен состоять из практики.
Мне кажется, что используя эти четыре критерия уже можно определить: что ожидать от семинара/тренинга/практикума? Соответствует ли это заявленной цене?