Нам необходимо разработать систему аттестации персонала
Разработаем 3 блока аттестационных заданий, каждый из которых включает 5-7 практических упражнений (проверяющих навык) и 10-13 квалификационных вопросов (проверяющих знание "предмета")
На сайте ведутся работы
сегодня 10929 Подписчиков
Уважаемая Наталья!
"Побочный эффект этого приема: люди, которые регулярно так "думают",(а это не сложно, просто упражнение для ума) действительно способны находить принципиально новые решения, вплоть до изобретений, они слывут оригиналами и часто становятся предметом восхищений"
Согласитесь, что это не факты, а расхожий стереотип "про изобретателя".
Заметим, что некоторые действительно успешные ученые, изобретатели, художники и т.д. сознательно формировали такой стереотип. Но, по сути, они проводили собственный PR. Так поступал, в частности, и Сальвадор Дали, общаясь с прессой, и продвигая свои же книги (например, "Дневник одного гения"). В ряде случаев, схожим образом поступал Л.Д.Ландау и др.
Однако, есть сотни других творческих личностей, в том числе, изобретателей, нашедших сотни принципиально новых решений, которые вели себя иначе: Резерфорд, Бор, Планк, Ньютон, Кеплер, Белл, Максвелл, Любищев, Маркони, Килби и множ. др.
И здесь есть несколько качественных уровней понимания предмета. Важно понять, о чем идет речь:
а) речь идет о PR-байке, повышающей вероятность публикации, повтора, цитирования без искажений журналистами, "самораскрутки" и т.д.;
Пример 1. В свое время, когда пресса писала о связи Дали с певицей А.Лир, Дали отвечал прессе так: "Глубоко возмущен подобными инсинуациями. Разве этим людям не известно, что я - импотент".
Пример 2. Впервые о "яблоке Ньютона" было рассказано (и выдумано) его родственницей через 200 лет после смерти великого механика...
Пример 3. Англичанин, трижды доктор медицины, психологии и философии, Эдуард де Боно, в случае затруднения при решении задач, советует решающим повторять про себя слово (неологизм) "роw".
Все это очень забавно и пересказывается прессой и публикой, но не надо это путать с приемами решения задач.
Скажем, мой ВУЗ'овский преподаватель физики постоянно копировал поведение Ландау (как он это понимал): ел груши на лекциях, неожиданно бросал объяснение материала и заявлял о том, что ему"для того, чтобы полнее выразить мысль" надо влюбиться... и т.п. При этом, он только раздражал и ... в общем, с 20-ти метров было видно, что "не Ландау", что принципиально НЕспособен находить новые решения не только в физике, но даже в поведении и самопрезентации, а просто заимствует чужое, да еще не к месту.
В таком контексте, по моему мнению, текст Р.Саттона, приводимый Павлом - даже не вторичен и не третичен, а "десятиричен" и не инструментален.
То есть, Р.Саттон сам не оригинален, а лишь повторяет устоявшийся стереотип, наработанный другими людьми совсем для других целей.
Павел приводит пример рекомендации Р.Саттона о том, что надо поощрять скандалистов, а также тех, кто грубит Клиентам. Попробуйте рискнуть и буквально использовать этот совет. Аналогично, мужчина в надлежащий момент, заявляющий девушке, о том, что он - импотент, вряд ли, восхитит ее и напомнит Сальвадора Дали.
Да, конечно, создание новых и качественных "PR-баек" - штука весьма креативная. Но именно создание новых, качественных и по делу.
б) речь идет о приеме создания произведения/решения задачи;
Здесь надо сказать следущее:
б1)
Пример 4. Побывав в Фигейросе или посмотрев сотню репродукций Дали, Вы, наверняка, сможете увидеть и иные приемы, использованные для создания произведений:
- "свертывание" (когда на одном полотне - несколько картин - зависит от того, как смотреть: просто или в бинокль, или в тот же бинокль, предварительно его развернув),
- "изменение агрегатного состояния типового предмета" - жидкие часы,
- "намеренное буквальное использование стереотипа" (а не его инверсия) - большие, наклоненные и визуально хрупкие яйца, стоящие на краю крыши музея) и да!
- и конечно - "инверсия" тоже.
Пример 5. Н.Бор - человек, бесспорно, являющийся объектом восхищения, Автор планетарной модели атома, в своей работе использовал не принцип "инверсии", а - наоборот - "дополнительности". Так он говорил: "Старая теория не умирает, а входит в качестве частного случая в новую (более общую)". Соответственно, при решении сложных задач, структурировал факты под данный тезис.
Пример 6. Собственно, надо было написать Пример(Ы), ибо, множество примеров, иллюстрирующих этот п., Вы можете посмотреть в работе Г.С. Альтшуллера "Как делаются открытия".
Резюмируем: В зависимости от поставленной задачи, применяется тот или иной прием, а регулярное повторение одного и того же мало, что гарантирует. Есть разные приемы, разные инструменты. И хотя число их относительно невелико (что позволяет разрабатывать технологии), надо учиться осваивать именно РАЗНЫЕ приемы, а не рассчитывать на то, что один из них (неважно, "инверсия" или иной) при регулярном использовании непременно "доведет до гениальности". Кстати, посмотрите здесь трактовку термина ВОПРЕКИСТ.
б2)
Это тоже - не факт.
б3) Не факт, что люди, применяющие те или иные приемы (в т.ч., инверсии) обычно вызывают восхищение. Отчасти, об этом написано выше + существенное дополнение.
Пример 7. Дж. Бруно использовавший вслед за Коперником прием инверсия по отношению к системе Птолемея (для ее упрощения) - сами знаете - объектом восхищения не стал. Объектом восхищения для многих тысяч людей, к несчастью, стал его костер на Площади Цветов.
Научное исследование и системное изложение тысяч подобных фактов изложено в книге: Альтшуллер Г.С., Верткин И.М., "Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности, Минск, “Беларусь”, 1994, 478 стр.
С искренним уважением,
Коллеги!
А как Вам рекомендации о проверке благонадежности фирмы по визитной карточке?
Прошу ознакомиться с цитатами:
"Информация, собранная в результате проверки благонадежности потенциальных партнеров и контрагентов, предоставляет полную картину о мотивах деятельности и серьезности намерений будущего «бизнес-друга». Иногда предварительные выводы можно сделать уже «по одежке» — цвету и шрифту визитной карточки. Серьезные проекты требуют и сбора более серьезной информации. [...]
Анализ визитной карточки
Рассмотрим наиболее распространенный элемент фирменного стиля — визитную карточку. Получить ее не представится сложным, а информацию к размышлению она может дать весьма богатую. Но вначале стоит отметить, что данная процедура предоставляет вспомогательный материал, который может дать направление дальнейшего изучения. Основывается данный метод на том, что человек при выборе варианта визитки руководствуется своими внутренними мотивами и как бы переносит свое мировосприятие на визитку.
Начинать изучение нужно с материала носителя:
— обычная бумага
— «лощеная» бумага
— бумага повышенной плотности
— рисовая или хлопковая бумага. Перечислен материал по порядку увеличения цены. Меньше всего информации дают два средних вариан-га. Обычная бумага говорит либо о режиме жесткой экономии у контрагента, либо о показном аскетизме. Дорогая бумага, напротив, — либо о вы-:оких доходах обладателя, либо о желании произвести впечатление.
Способ печати:
— обычный
— офсетный
— глубокий
— трафаретный
— с подъемом.
Способы перечислены в порядке возрастания цены. О цене способа печати также говорят:
— наплывы (отсутствие острых уг-тов на буквах)
— приводка (налезание или оттягивание одного цвета от другого)
— непропечатка сплошных полей
— нелинейности в расположении зукв (танцуют).
Повышенная стоимость также говорит об особом отношении фирмы ^руководства) к фирменному стилю.
Логотип:
Знак или название, стилизованное под знак, либо просто название может о многом сказать. Название по смыслу уже выражает намерения своих создателей — достаточно вслушаться. Например, финансовые аферисты тяготеют к расплывчатым ничего не говорящим формулировкам — «Евроазиатская трастовая компания».
Изучение логотипов само по себе занятие весьма объемное, поэтому ограничусь наиболее распространенными характеристиками:
— похожесть на общеизвестные символы — внешнее сходство с распространенными знаками;
— замкнутость — символ направлен в себя или во вне — показатель направленности деятельности самой фирмы (например, символ, заключенный в круг, — самый замкнутый вариант; в многоугольник — тенденция к прорыву во внешнюю среду).
Цвет:
— фиолетовый — некая утонченность, стремление к размеренности, избегание резких обострении, творчество без сильных эмоций;
— синий — артистичность с переходом в афоризм, высокая подозрительность, скрытность;
— зеленый — спокойствие и уравновешенность;
— желтый — креативность, непостоянство, стремление к частой «смене лошадей»;
— золото — высокое самомнение, кичливость, а чрезмерное наличие золотых оттенков говорит об амбици-озности,спеси;
— коричневый — высокая работоспособность при возможно ограниченных интеллектуальных ресурсах;
— красный — импульсивность, агрессия, возможна поверхностность суждений;
— монохром — черный, белый, серый — стойкость, принципиальность, воля, максимализм и способность «рубануть с плеча».
Опубликовано: Игорь Нежданов, Проверка благонадежности юридического лица (по информации Института экономической безопасности), журнал "ДП-Персонал", 2002 г., N 9, с. 56-59.
Вопрос: подобные рекомендации работают или нет?
Добрый день!
Близкий аналог:
Однажды "бродячая психологиня" рассказывала школьникам (на одном из "классных часов") о рекламе (как она ее понимает): "Зеленый цвет - это цвет хороший, спокойный, в рекламе надо использовать зеленый цвет. А вот красный - агрессивный, его не надо использовать ... и т.п.".
Причем ссылки школьников на "Кока-Колу", "Цвет одежды доброго (а не агрессивного) Деда-Мороза" и др. психологиню не убеждали, а раздражали.
"Лекцию" по рекламе прекратил классный руководитель (который присутствовал в аудитории) сразу после вопроса заданного мальчиком 9 лет "тете-психологу": "Скажите пожалуйста, почему Ваши губы выкрашены в красный цвет, а не в зеленый?"
Относительно заданного выше вопроса: "Гораздо больше можно сказать об авторе любой публикации по тому, что он пишет, чем по его визитке".
С Уважением,
> Пример 3. Англичанин, трижды доктор медицины, психологии и
> философии, Эдуард де Боно, в случае затруднения при решении
> задач, советует решающим повторять про себя слово
> (неологизм) "роw"
Сергей, с тем же успехом Вы можете свести ТРИЗ к тому, что Г.С.Альтшуллер в случае затруднения при решении задач рекомендовал повторять слово МАТХЭМ.
Это абсолютно такая же правда и ложь одновременно, как и то, что Вы написали про де Боно :)
Александр! Прежде, чем что-то утверждать надо хотя бы знать первоисточники.
Аббревиатура МАТХЭМ не принадлежит Г.С. Альтшуллеру, а принадлежит Б.Л. Злотину (компания Ideation International Inc).
а) Б.Л. Злотин не рекомендовал "повторять слово МАТХЭМ в случае затруднения", равно, как и вообще что-либо повторять.
б) Б.Л. Злотин рекомендовал использовать этот оператор при решении задач определенного класса методом т.н. вепольного анализа. Там есть вполне определенная процедура.
в) Г.С. Альтшуллер, кстати, сильно критиковал МАТХЭМ. В 1987 году на конференции в Петрозаводске он даже публично оппонировал Б.Л. Злотину.
г) Могу дать ссылки на первоисточники с точностью до страниц.
Всех благ,
Уважаемые коллеги!
По поводу проверки благонадежности фирмы по визитной карточке...
Часто никакой связи "конкретный человек - его визитка" и быть не может, поскольку фирменный стиль когда-то выполнен дизайнером, утвержден руководством, зависит от местных полиграфических возможностей и т.п., а не от характера оцениваемого визитковладельца.
Более тонкий вопрос к специалистам "Института экономической безопасности": а как проводить диагностику, если на визитке, скажем, три цвета?.. (см. флаг России)
С уважением,
Для корректности привожу ссылку на официальный сайт Э. де Боно. Относительно "pow" можно прочитать здесь:
http://www.edwdebono.com/russian/overview/obzor5.htm
Да, действительно, изложенное по ссылке (которая выше) я считаю методически очень слабым. Это можно пересказывать, но с помощью этого сложные задачи не решаются.
C уважением,Поэтому в начале НЛП занималось исследованием способов действия гениальных людей с помощью системного анализа: составлялась последовательность событий, из которой постепенно выкидывались лишние шаги. Например, метод шаманского вылечивания сглаза специалист НЛП может представить так:
1. Помыть руки.
2. Помолиться богу Солнца.
3. Сказать пациенту, что все будет хорошо.
4. Помолиться богу Солнца.
5. Вертеть руками со скоростью 1 оборот в секунду, при этом воображая, что сглаз выходит через макушку пациента в виде черного лоскута.
6. Сказать клиенту, что все готово.
Теперь необходимо выкинуть какие-то шаги этой последовательности и проверить, работает ли метод. Например, если выкинуть шаги 1 и 2, метод все еще работает. А если выкинуть шаг 3, или 4, или 5, или б—не работает. Следовательно, оптимальная модель в данном случае — сразу сказать пациенту, что все будет хорошо, помолиться богу Солнца, вертеть руками и воображать... и, наконец, сказать пациенту, что все готово (выделено мною - Прим. А. Соколова). Заметим, что исследователь основывается на наблюдаемых явлениях, а не на своих домыслах о том, какие из этих шагов нужны".
Юлия Луц, Зомбирование по НЛП, журнал "Новый Акрополь" (философия, психология, наука, искуство), 2002 г., N 1 (26), cтр. 66.
Уважаемые коллеги!
В одной из электронных рассылок была опублкована такая информация:
"Мы использовали систему Р. Дилтса, описавшего эти три состояния, которые приведены ниже.
Как входить в каждое состояние? Через физиологию, позу, с которой и начинается описание. Принцип здесь простой, которому обучают в актерских школах: вздрогнул – вскрикнул – испугался. Соответственно, для того, чтобы мечтать, нужно принять расслабленную позу, характерную для мечтающих, и тогда мышечная память поможет воссоздать состояние раскрепощенной фантазии и раскованных представлений. Ведь Валерию трудно было становиться Мечтателем только в контексте ограничений его работы в банке. Но у него было хобби – он писал компьютерные игровые программы. И уж там-то его креативность проявлялась в полной мере…
Мечтатель “хочу, чтобы”.
Физиология: голова и глаза подняты вверх; поза симметричная и свободная.
Уровень фокуса внимания: что.
Когнитивный стиль: видение – определение “большой картины”; креативность.
Установка: все возможно.
Основная микростратегия: синтез и сочетание чувств.
Определение конкретной, позитивно сформулированной цели и выгоды от ее реализации.
Сергей, очень меня заинтересовала приведенная информация о МАТХЭМ. Дайте, пожалуйста, обещанные сслки на первоисточники.
Заранее благодарен.
Добрый день!
>>
Сергей, очень меня заинтересовала приведенная информация о МАТХЭМ. Дайте, пожалуйста, обещанные ссылки на первоисточники.
>>
1. Г.С.Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов
"Поиск новых идей: от озарения к технологии"
Кишинев: "Картя Молдовеняскэ", 1989, стр. 91-98
2. Б.Л. Злотин, А.В. Зусман
"Месяц под зведами фантазии: Школа развития творческого воображения"
Кишинев: "Лумина", 1988 (см. все разделы, посвященные вепольному анализу)
3. Б.Л. Злотин, А.В. Зусман
"Изобретатель пришел на урок"
Кишинев: "Лумина", 1990 (см. все разделы, посвященные вепольному анализу)
С Уважением,
Спасибо за ссылки. Однако из них непонятно, в чем же собственно было разногласие Альтшуллера и Злотина по вопросу МаТХЭМ.
Ранее Вы писали:
"Г.С. Альтшуллер, кстати, сильно критиковал МАТХЭМ. В 1987 году на конференции в Петрозаводске он даже публично оппонировал Б.Л. Злотину".
Но если в 1987 году Альтшуллер публично оппонирует, а в 1989 году в соавторстве пишет книгу, где этот инструмент присутствует и представляется как очень удобный, то значит разногласия были сняты?
Может бы Вы сможете дать информацию о том, что не устраивало Г.С. Альтшуллера в этом инструменте и как был разрешен этот конфликт?
Спасибо
Добрый день! Поясните свою цель.
1. Вы осваиваете вепольный анализ и у Вас возникли затруднения?
2. Вы решаете конкретную изобретательскую задачу и у Вас возникли затруднения?
3. Иное?
Я смогу показать Вам отличия в двух подходах применения вепольного анализа на конкретном примере. Но есть ли он у Вас?
В книге "Поиск новых идей: От озарения к технологии" корректно изложены оба подхода. К тому же Автором вепольного анализа, в рамках которого Б.Л. Злотин предложил применить аббревиатуру МАТХЭМ, является Г.С. Альтшулллер.
С Уважением,
Для справки: МАТХЭМ - это абреввиатура следующих взаимодействий: "Механических", "Акустических", "Тепловых", "Химических", "Электрических", "Магнитных". Сама по себе, в отрыве от контекста рассматриваемой задачи, она ничего не значит.
Здравствуйте, Сергей!
Поясняю свою цель.
С ТРИЗ я познакомился уже давно, инструментами пользуюсь и стараюсь по мере возможности быть в курсе. На данном форуме увидел, что после того, как «Александр» 19.12.2003. несколько вольно соединил Альтшуллера и МаТХЭМ, Вы в ответ указали, что «надо хотя бы знать первоисточники» и привели в качестве доказательства его некомпетентности три пункта. С первым и вторым я согласен, а относительно третьего ничего не знаю, так как в Петрозаводске в 1987 году не был. Отсюда и вопрос.
И, Сергей, я ведь ничего не спрашивал относительно различия в подходах к использованию вепольного анализа. Оба базовых подхода – это подходы Альтшуллера. Просто Вы подали факт оппонирования Альтшуллером какого то новшества в достаточно драматичном формате. Вот и стало интересно, что же все – таки было на самом деле. Возражал ли Альтшуллер против самого факта перебора вариантов, или считал, что поля в этой формуле надо располагать не по эволюционному признаку, а наоборот начинать надо с самых управляемых для уменьшения этого перебора (помните, Злотин в 88 году использовал другой вариант этой формулы – ТЭММАГ), а может что – то еще…
Расскажете?
Добрый день!
"Возражал ли Альтшуллер против самого факта перебора вариантов, или считал, что поля в этой формуле надо располагать не по эволюционному признаку, а наоборот начинать надо с самых управляемых для уменьшения этого перебора (...)".
Г.С. Альтшуллер действительно видел в этом перебор вариантов. Кроме того, он оппонировал и "эволюционному признаку". То есть, не соглашался с тем, что МАТХЭМ - это "линия применения полей" в ТС.
Г.С. Альтшуллер говорил, что надо верно выбрать уровень взаимодействия изделия и инструмента (примерно, в том же контексте, как это описано в книге "Творчество, как точная наука" (разделы по физээфектам и вепольному анализу)), а если после этого задача не решается, действительно переходить к самым управляемым полям.
Собственно, там драматизма никакого не было. Был интересный и уважительный спор двух ярких личностей.
С Уважением,
Добрый вечер!
Благодарю за разъяснения. Мне кажется, что очень важно и практически полезно знать чем руководствовались разработчики вводя в арсенал конкретный инструмент, чем они при этом жертвовали и что выигрывали.
Для того, чтобы вернуться к основной теме, хочу рассказать небольшую историю. Одажды мой американский коллега. характеризуя различные школы решения задач и добравшись до ТРИЗовцев, сказал: "О, это те люди, которые знают, из какого количества этапов состоит творчество"!
При этом он вполне спокойно рассказывал о провокативном операторе Де Боно (пресловутом "по"), показывая конструктивность его применения для выхода на новые идеи.
В общем получается, что представители каждой системы могут рассказывать различные байки о иных системах, выявляя в них нечто нелогичное относительно своей парадигмы.
Может быть стоит обсудить этот феномен?
Всего доброго.
Добрый день!
Могу вновь только привести ссылки для сравнения.
Некоторые материалы Г.С. Альтшуллера: /authors/altschuller_art.asp
Материалы Э. де Боно: http://www.edwdebono.com/russian/overview/obzor5.htm
Если же Вы хотите спросить о том, когда ТРИЗ не работает, то можно посмотреть, например, здесь.
Неотрицаемый тезис: метод отличается от "шаманства" границами применимости (кроме прочего).
С Уважением,
Здравствуйте, Сергей!
На обсуждение в рамках общей темы («Что пишут о методиках креатива бизнес – консультанты») я, отталкиваясь от примера высказывания консультанта из США, предложил вынести вопрос -
Почему люди, не разобравшиеся в каких – либо методиках, часто склонны считать их «неправильными».
При этом я не собирался ратовать за подход Де Боно, а еще менее искать, где и когда не работает ТРИЗ.
Меня здесь интересуют в первую очередь внутренние мотивы такого поведения. Дело в том, что время от времени привлекаю консультантов для реализации проектов и заметил такую странность.
С уважением
Здравствуйте, Георгий!
По моему Вы абсолютно правы. Уровень решения задач характеризует конкретную методику лучше всего, и уж значительно лучше баек о иных подходах. Вот я попытался пару раз спросить, почему же их все – таки используют? В частности интересно, есть ли у рекламистов и консультантов какие либо конвенции, соглашения на этот счет.
Заранее благодарю
Добрый день!
1. Приведу фрагмент из интервью Макса Люшера (автора известной цветовой методики,послужившей одной из причин вопроса на Форуме) журналу "Секрет фирмы".
Источник: http://www.e-xecutive.ru/talks/article_1663/
"(...)Вячеслав Рухлин, AJT Air International: Для многих советских людей красный цвет имел символическое значение. Учитывается ли это при интерпретации результатов вашего теста?
Макс Люшер: Мы знаем совершенно точно, что такие вещи не имеют никакого значения. Символы существуют лишь в наших мыслях. Когда человек видит и воспринимает вот этот конкретный цвет, его частота регистрируется в мозгу и вызывает вполне определенную, конкретную эмоцию.
Журнал "Секрет Фирмы": Получается, что никакие культурные стереотипы человека не влияют на результат тестирования?
Макс Люшер: Тест применяли везде - на Аляске, в Китае, в Африке, и местная культура никак не влияла на результаты. Если же говорить о восприятии цветов с точки зрения эстетического вкуса, то, конечно, оно будет разным. Например, в Мексике люди одеваются совершенно по-другому, нежели во Франции. А немцы - не так, как русские. Например, в Москве за эти несколько дней я увидел столько хорошо одетых женщин, сколько в Германии не видел за много лет. В Германии в одежде преобладают коричневые, черные и серые тона". (...)
2. Рискну проговорить очевидное: "Макс Люшер просто глуп".
3. Попробую ответить на вопрос Александра Ершова: "Почему такими вещами пользуются?"
Специально для обозначения таких эффектов, в свое время, я придумал термин: "лень второго уровня" - когда специалист вместо решения сложной задачи имитирует деятельность, находя простейший заменитель мышления. Модельно это отчасти "О методичном".
С Уважением,
— синий — артистичность с переходом в афоризм, высокая подозрительность, скрытность;
— зеленый — спокойствие и уравновешенность;
— желтый — креативность, непостоянство, стремление к частой «смене лошадей»;
— золото — высокое самомнение, кичливость, а чрезмерное наличие золотых оттенков говорит об амбици-озности,спеси;
— коричневый — высокая работоспособность при возможно ограниченных интеллектуальных ресурсах;(...)"
Ахинея имелось в виду всё это :) вышеперечисленное :)))
Уважаемые коллеги!
Очередная цитата:
"Творчество в бизнесе — это не просто модное выражение, это ключ к успеху всего дела. Поговорите с лидером любой компании, и в ходе разговора рано или поздно появятся такие слова, как “творчество” и “инновации”. К сожалению, не многие знают, как поощрять и активизировать творчество на рабочем месте. [...] Шведский страховой гигант, компания Skandia, создал стратегическое подразделение, состоящее из людей трех различных поколений. Члены этого подразделения использовали свои различия в опыте и знаниях, чтобы разжечь дискуссии на такие темы, как смерть, старение и болезни. Такой подход помог компании спланировать свою будущую стратегию развития спектра страховых услуг, выбрать рыночную нишу и даже реализовать некоторые процедуры для своих будущих клиентов. Сегодня творческие видения сотрудников компании, представленные под тремя различными углами, позволяют Skandia эффективно реализовывать самые смелые решения и справляться со сложными задачами.
А компания Bell Labs несколько лет назад пригласила в свой офис Роджера Пейна, доктора наук в области орнитологии и мирового эксперта в вопросах коммуникаций между китами. Г-н Пейн выступил перед группой сотрудников компании с докладом, который впоследствии помог в реализации новой технологии. В своем докладе Пейн, в частности, рассказал о том, что киты общаются между собой с помощью пения, однако их язык меняется раз в год. Ученый привел этот пример в качестве противоположности методам общения между птицами, которые сохраняют узнаваемую последовательность мелодий в течение многих лет. В середине доклада Пейна один из участников группы вскочил со своего места и выбежал из аудитории: в его голове родилась идея о том, как улучшить методы коммуникаций между подводными лодками, которыми он занимался уже длительное время.
Руководство компании Hallmark также использует внешние стимулы для вдохновения, ежегодно приглашая в свой офис более 50 представителей различных профессий, которые так или иначе связаны с творчеством. Среди них и бизнесмены, и писатели, и поэты, у которых, по мнению Hallmark, есть новые свежие идеи, способные помочь персоналу компании (а это 740 писателей, редакторов, дизайнеров и фотографов) ежегодно создавать около 15 тыс. оригинальных поздравительных открыток.
Однако “классикой жанра” является все-таки пример компании 3М. Дело в том, что каждый ее сотрудник обладает правом тратить до 15% своего времени на научные разработки. Причем это правило распространяется на сотрудников, в обязанности которых не входит разработка новаций. “Право 15%” дает возможность людям отложить свои непосредственные дела и отправиться в лаборатории компании, посмотреть производственные помещения. Если же в голову сотрудника придет идея, то лаборатории предоставят “вольнодумцу” все необходимые материалы, чтобы проверить ее на практике.
Креативный штат
Разумеется, истории таких известных изобретений, как клеящаяся бумага Post-It или пенициллин (который тоже открыли случайно), совсем не говорят о том, что компаниям нужно ждать годами, полагаясь на судьбу, пока кто-нибудь из их сотрудников не превратится в Эйнштейна. На сегодняшний день существует огромное количество методов творческого мышления, которые широко применяются и в бизнесе. К ним в числе прочих относятся:
1. Метод “мозгового штурма”, или “мозговой атаки” — один из наиболее распространенных методов раскрепощения и активизации творческого мышления. Впервые этот метод был использован в США как способ получения новых идей, заключающийся в полной свободе высказываний и запрещении их критики. Замечено, что боязнь критики мешает творческому мышлению, поэтому основная идея штурма — это отделение процедуры генерирования идей в замкнутой группе специалистов от процесса анализа и оценки высказанных идей.
Как правило, штурм длится около 40 минут. Участникам (до 10 человек) предлагается высказывать любые идеи (шутливые, фантастические, ошибочные) на заданную тему. Критика запрещена. Обычно высказывается более 50 идей.
Самый интересный момент штурма — это наступление пика (ажиотажа), когда идеи начинают “фонтанировать”, т.е. происходит непроизвольная генерация гипотез участниками. При последующем анализе всего лишь 10-15% идей оказываются разумными, но среди них бывают весьма оригинальные. Оценивает результаты обычно группа экспертов, не участвовавших в генерации идей.
2. Метод мозговой атаки “6, 3, 5” состоит в том, что 6 специалистов за 5 минут должны предложить 3 варианта прогноза развития рынка и продвижения на него товаров на специально раздаваемых для этой цели бланках. Через 5 минут для той же процедуры приглашаются следующие 6 сотрудников и т.д. Таким образом, за полчаса фирма может получить 108 новых идей и предложений, которые затем активно обсуждаются и используются. Метод имеет важное значение для получения случайных результатов.
3. Метод разложения на части применяется в отношении материальных (вещественных) объектов. Он заключается в составлении перечня основных характеристик идеи или предмета и рассмотрении каждой из них на возможное усовершенствование.
4. Морфологический анализ заключается в занесении всех переменных в матрицу и их комбинирование. Например, если нужна новая форма транспорта, можно составить список переменных. Хотя матрица не представляет все возможные альтернативы, различные комбинации перечисленных элементов дают значительное количество разных форм транспорта, многие из которых существуют в действительности. Большинство альтернатив будут отброшены, однако некоторые из них могут рассматриваться в дальнейшем и укажут на новые полезные решения.
5. Латеральное (боковое) мышление — рассмотрение всех возможностей, включая те, которые, казалось бы, выходят за пределы данной области.
6. Метод “дневных грез” используется, когда длительная интенсивная работа по какой-либо проблеме не дает новаторского решения. В такой ситуации полное расслабление и мечтание могут привести к творческому озарению".
Источник:
Полевой К, Грезы о творчестве. Как развивать творческий подход в бизнесе, журнал Business Communication (г. Киев), 2003 г., N 13
"Повышение креативности:
Представление о когнитивной структуре креативности открывает нам возможность интенсификации и управления креативным процессом с целью придания ему большей эффективности. Для этого могут послужить три ключевых процесса.
Первый называется дополнение. Один из способов улучшить что-либо — это добавить к нему что-то другое. Можно задать вопрос: «Что я могу добавить к тому, что у меня уже есть и уже работает?»
Второй процесс — перенос. Предположим, что мы имеем дело с аспектом креативной стратегии, выработанной для определенного контекста, и этот аспект может иметь ценность для других контекстов.
Таким образом, нам нужно научиться переносить элементы эффективных стратегий из контекста в контекст.
Третий процесс повышения креативности — координация. В этом случае вопрос, который можно задать, звучит так: «Каким образом я мог бы скоординировать свою стратегию с креативными стратегиями окружающих, чтобы они оказались взаимодополняющими, а не конфликтующими?». К примеру, в НЛП одной из классических проблем коммуникации считается ситуация, когда визуальноориентированный человек пытается скоординировать свои действия с орально- или осязательноориентированным. Визуал говорит: «Я не вижу смысла в твоих словах. Ты можешь показать мне, что ты имеешь в виду?» «Верба-лист» отвечает: «Я говорил тебе об этом тысячу раз». Визуал говорит:
«Мне неясно, что ты имеешь в виду». Кинестетик отвечает: «Я никак не могу почувствовать характер проблемы. Не могу ухватить суть». В этом случае возникает проблема координации базовых каналов коммуникации и репрезентативных модальностей.
В последующих разделах нам предстоит более подробно исследовать каждый из этих способов улучшения креативности".
Скот Торп (Scott Thorpe) в книге Учитесь думать как Эйнштейн (How to think like Einstein), пишет:
"Отсутствие достаточного количества ресурсов — это серьезная проблема. Не просто потому, что чего-то не хватает, но еще и потому, что наш разум использует нехватку ресурсов как оправдание отказа от дальнейших попыток найти решение. Чтобы решить неразрешимую проблему при отсутствии достаточного количества ресурсов, нарушьте правило, согласно которому вы не можете достичь успеха без них. Один из способов борьбы с нехваткой ресурсов — это вообразить, что ресурсов у вас в избытке (создать контр-правило). Подумайте, как вы стали бы решать задачу, если бы с деньгами (людьми или знаниями) проблем не было. Составьте список, кому бы вы позвонили, о чем бы попросили, что бы сделали. Каждый раз, определив препятствие, выписывайте чек или назначайте ответственного. Затем переходите к следующему препятствию. Предположим, босс поручил вам спланировать и провести новую рекламную кампанию, но денег выделил столько, что их хватит всего на одно объявление. Если бы деньги не были препятствием, вы наняли бы людей для работы над проектом. Поэтому попробуйте обратиться в несколько рекламных фирм, включая молодые, которые только и ждут шанса заявить о себе. Если вы найдете фирму, которая согласится работать без оплаты, то считайте, что полдела сделано. Если нет, вернитесь к боссу с самым перспективным из найденных вами предложений и попросите денег. Или ищите другие фирмы, готовые работать бесплатно. Продолжайте искать до тех пор, пока проект рекламной кампании не будет готов. Затем дайте единственное объявление, на которое у вас хватает средств, и когда оно окажется успешным, просите еще денег. Занимаясь поиском решений так, словно ресурсов у вас хоть отбавляй, вы накапливаете моральную уверенность. Ваш мозг учится распознавать проблемы и избавляться от них. Со временем вы научитесь с ходу преодолевать любые внутренние барьеры на пути к решению".
Было бы интересно понаблюдать, как Scott Thorpe решил бы штук 10 задач с этого форума...
Вагин И.О., Думай и побеждай: Практическая психология (Настольная книга бизнесмена), М., "ФАИР-ПРЕСС", 2003 г , с.252-253.
На счет "Согласитесь, вспоминать всегда легче, чем придумывать" и "Настольной книги бизнесмена" автор погорячился: на 272 страницах книги нет ни одного (!) бизнес-примера, полученного с помощью рекомендованной автором процедуры...
С уважением,
Уважаемые коллеги!
Недавно получил возможность ознакомиться с документом одного из западных консалтинговых агентств. Документ посвящен аутсорсингу и продвижению услуг иностранных компаний на американском рынке.
Вот наиболее типовые советы:
С уважением,
"Один психолог, раздосадованный своей неспособностью найти новую тему для семинара, решил поискать ее во сне. И приснился ему человек, носивший свои половые органы в маленьком коробе на спине. Его пенис самостоятельно отправлялся искать себе приключений. Раз этот человек прилег вздремнуть на берегу ручья. Как только мужчина заснул, пенис выбрался из короба, пересек ручей и увидел там красивую женщину. Закончив свое дело, пенис вернулся в свой короб. А мужчина, проснувшись, продолжил свой путь.
Психолог обдумал этот сон и разработал новую тему для семинара, в основе которой лежал вопрос: «Чувствуете ли вы, что несете ответственность за свою сексуальную жизнь?»
Во время поиска идей во сне «правильной» интерпретацией является та, что работает на вас. Неожиданные образы из ваших снов — это отправные пункты, в которые вы вкладываете какой-то свой смысл. Сны связывают воедино настоящий и прошлый жизненный опыт — и создается уникальное повествование. Иногда сны напоминают нам о том, что уже было, а иногда предсказывают будущее.
Одному зубному врачу, дела у которого шли неважно, приснился гигантский зуб, покрытый волосами. Проснувшись, врач представил себе зуб, идущий стричься в парикмахерскую, — и прямо-таки подскочил на кровати. Ему пришла в голову великолепная идея.
Идея: оказывать услугу по чистке зубов без предварительной записи. Для вечно занятых бизнесменов это было бы так же удобно, как без лишних хлопот подравнивать волосы. Плата за полчаса чистки и полировки зубов составит 20 долларов. В случае обнаружения серьезных проблем с зубами пациенту можно посоветовать обратиться к личному дантисту.
Кажущиеся тривиальными сны иногда помогают решить наитруднейшие задачи".
Майкал Микалко, Тренинг интуиции, СПб, "Питер", 2001 г., с. 98.