Как координировать действия менеджеров активных продаж?
Инструкции в кейсе для отела активных продаж. А также: стандарты работы, система мотивации, чек-листы, должностные инструкции, методики и скрипты продаж
На сайте ведутся работы
сегодня 10929 Подписчиков
Учитывая, что сейчас отечественная бизнес-среда проходит теже стадии, что 30-50 лет назад проходили отечественные инженеры и изобретатели, мне представляется поучительным мнение основателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера о мозговом штурме.
Цитата N 1:
"В 1953 году американский психолог А. Осборн предпринял попытку усовершенствовать метод «проб и ошибок». Пытаясь решить задачу этим методом, изобретатель выдвигает какую-то идею («А если сделать так?»), а затем проверяет, годится она или нет. Есть люди, которые по складу ума хорошо «генерируют» идеи, но плохо справляются с их анализом. И наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их «генерации». Осборн решил разделить эти процессы. Пусть одна группа, получив задачу, только выдвигает идеи, хотя бы и самые фантастические. Другая группа пусть только анализирует выдвинутые идеи.
Мозговой штурм (брейнсторминг) — так назвал Осборн свой метод — не устраняет беспорядочных поисков. В сущности, он делает их даже более беспорядочными. Как мы видели, «пробы» долгое время идут в направлении «вектора инерции»: они не просто беспорядочны, они преимущественно направлены не в ту сторону. Поэтому переход к «простой беспорядочности»—уже какой-то прогресс.
Основные правила мозгового штурма несложны:
1. В группу «генераторов» идей должны входить люди различных специальностей.
2. «Генерирование» идей ведут, свободно высказывая любые идеи, в том числе явно ошибочные, шутливые, фантастические. Регламент — минута. Идеи высказываются без доказательств. Все идеи записываются в протокол или фиксируются магнитофоном.
3. При «генерировании» идей запрещена всякая критика (не только словесная, но и молчаливая — в виде скептических улыбок и т. п.). В ходе штурма между его , участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Желательно, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другими.
4. При экспертизе следует внимательно продумывать все идеи, даже те, которые кажутся явно ошибочными или несерьезными.
Обычно группа «генерации» идей состоит из шести — десяти человек. Продолжительность штурма невелика:20—40 минут".
Цитата N 2:
"Известны различные разновидности мозгового штурма: обратный штурм (ищут недостатки машины или процесса; выявление недостатков позволяет поставить новые изобретательские задачи), индивидуальный, парный, массовый, двухстадийный (два этапа по полтора часа, в перерыве ведется свободное обсуждение проблемы), поэтапный (последовательно штурмуются постановка задачи, решение, развитие идеи в конструкцию, проблема внедрения).
За последние годы мозговой штурм использовался для решения проектных, конструкторских и различного рода практических проблем. Этот успех объясняется на столько достоинствами метода мозгового штурма, сколько недостатками традиционного метода «проб и ошибок». Если начальная температура —100°, то и переход к —50° — уже оттепель.
«Бестолковость» поисков, возведенная мозговым штурмом в принцип, компенсируется количественным фактором—задачу штурмуют «оравой». Внешне штурм выглядит эффектно—задача решается за один день. Но выигрыш тут в значительной мере кажущийся: 50 человек в течение одного дня затрачивают столько же работы, сколько один человек за 50 дней. А мозговой штурм всегда требует (учитывая время на предварительную подготовку) несколько сотен человеко-дней. Выигрыш достигается лишь за счет сокращения малоперспективных попыток в направлении «вектора инерции».
Мозговой штурм дает положительный эффект, например, когда надо найти новые способы рекламы, но он не дает существенных результатов, когда дело касается более сложных проблем, которые могут быть решены на изобретательском уровне: здесь его «потолок» — решения второго уровня. .
Есть два пути усовершенствовать мозговой штурм:
перейти к профессиональному мозговому штурму (об этом я расскажу чуть позже) и повысить эффективность самой процедуры штурма. Второй путь изучался Обще
ственной лабораторией методики изобретательства при ЦС ВОИР на задачах, по которым исследователи знали ответ. При такой постановке опытов экспериментаторы находились как бы над лабиринтом, в котором блуждали испытуемые: было отчетливо видно, ведет ли тот или иной шаг к.ответу или куда-то в сторону.
При этом выяснились принципиальные недостатки мозгового штурма. Мозговой штурм исключает управление мышлением — в атом его принципиальный недостаток. Штурм действительно помогает преодолевать инерцию: мысль сдвигается «с мертвой точки», разгоняется... и часто проскакивает то мест о, где надо остановиться. Десятки раз в ходе экспериментов наблюдалась такая картина: один участник штурма высказывает мысль, ведущую в правильном направлении, другой подхватывает эту мысль, развивает ее; до выхода на финишную прямую остается несколько шагов, но в этот момент кто-то выдвигает совершенно иную идею, цепь обрывается, и группа снова оказывается на исходных позициях.
В ходе мозгового штурма запрещена явная критика, но она почти неизбежно заменяется скрытой критикой в форме выдвижения новых предложений, пресекающих развитие других идей.
Мы проводили мозговые штурмы с запретом скрытой критики: не разрешалось обрывать развивающиеся цепи идей — требовалось доводить каждую идею до логического завершения («А если разделить корабль на две части?.. Предлагаю делить на много частей: корабль из блоков... Корабль из мелких частиц... Из порошка... Корабль из отдельных молекул, корабль-облако... Из отдельных атомов...»). При такой организации эффективность штурма повышается. Но резко возрастают и затраты времени: штурм приходится вести в течение многих дней. Это уже не мозговой штурм, а мозговая осада.
При мозговой осаде можно в какой-то степени управлять мышлением, но суть дела от этого не меняется: поиск по-прежнему ведется простым перебором вариантов".
Альтшуллер Г.С., Алгортм изобретения, "Моск. рабочий", 1973 г., стр. 47-51.
Уважаемые коллеги!
1) Доступность и известность мозгового штурма - маленькая правда. Большая правда – я не встречал в русско- или англоязычной литературе подробных описанной технологии "мозгового штурма" (далее МШ). То есть, не встречалось описаний, которые позволяли бы среднеодаренному человеку по литературному источнику провести МШ для решения небанальных задач.
2) Вероятно, в том числе в силу указанной причины, мне приходилось сталкиваться с такими ошибками при проведении МШ:
Подобно тому, как обучение игре на рояле по телевизору невозможно, подозреваю,что лучше всего обучать МШ вживую, а не по куцым литературным источникам.
Уважаемый Алекс!
Могу добавить несколько моментов. Насколько я знаю, как правило, в агенстве модератором выступает творческий директор. Опыт коллег показывает, что качественные решения появляются на втором-третем штурме. Если участники штурма мыслят и работают технологично - качество идей повышается, а временные затраты уменьшаются. Качество штурма повысится, если участники предварительно получат четко сформулированную задачу. Некоторые приглашают на штурм красивую девушку, которая всем улыбается и периодически выкрикивает "Ой, какая классная идея!!!" и все в этом роде. При грамотно организованном МШ обратный штурм не требуется, модератор сам в состоянии отобрать сильные идеи.
Успехов.
"Численный состав группы определяется главным образом возможностями контакта лицом к лицу, непосредственного общения. Количество участников группы варьирует от их способности к такому непосредственному общению. Чаще всего группы бывают по 8-12 человек. Для отслеживания групповой динамики это имеет еще и то значение, что при значительной численности группы у нее возникают формы групповой патологии, например "хорды", когда от группы отделяются 2-3 человека и ведут заинтересованный разговор в стороне. Этим самым они обособляют себя от остальной группы, что осложняет работу.
Иногда такого рода "хорды" могут быть целесообразны, и тогда консультант может предложить людям поработать некоторое время отдельно, принести потом какой-то конкретный результат. Но консультант должен постоянно обращать внимание группы на общий смысл, и если численность группы велика, то делать это трудно.
АКТИВИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ. Тут-то и должна быть обеспечена синергия, т. е. умножение возможностей группы таким образом, что ее общий потенциал становится выше суммы индивидуальных потенциалов отдельных участников.
Задача консультанта - обеспечить взаимоусиление участников работы. Каким образом?
Хороший прием - интерпретации друг друга. "Как вы поняли слова N.?"- спрашивает консультант у кого-то одного, другого... И потом предлагает этому К.: "Скажите нам, насколько верно мы изложили вашу мысль?"
Нередко интерпретации существенно развивают первоначальную идею, что признает и ее автор.
Для усиления результативности интерпретаций консультант может прибегнуть к т. н. "активной паузе". Услышав интересное, перспективное, с его точки зрения, высказывание кого-либо в группе, консультант объявляет: "Теперь давайте 3-4 минуты помолчим, и потом каждый выразит свое отношение к тому, что сейчас прозвучало". В тишине обязательно происходит интенсивная индивидуальная работа, как правило развивающая сказанное перед этим.
Время от времени следует пользоваться групповой саморефлексией, т. е. переосмыслением способов взаимодействия участников. Как мы работаем? Что нам мешало? Что получилось хорошо? и т. п. вопросы. Нередко при этом и сама группа находит способы улучшения взаимодействия.
Совместное мышление (если это словосочетание применять не строго) активизирует и т. н. синектика. Это использование очень далеких и даже парадоксальных аналогий. К примеру, сравнение обсуждаемых нововведений с локомотивом - прежде чем сдвинуть вперед тяжелый состав, он подает назад, освобождая стыки между вагонами, и затем сдвигает их по одному. Синектика развивает воображение, помогает поиску. Ситуацию в группе можно сравнить со стадионом, где все сидят на трибунах, а мяч гоняет лишь один игрок. В этом сравнении содержится намек на пассивность всех, кроме лидера. Синектические приемы могут заходить довольно далеко, и они очень оживляют обстановку
(Честно говоря, один из разработчиков синектики Гордон описывал этот метод по-подробнее - Прим. А.Б. Соколова. См., например: Дж. Джонс, Методы проектирования, М., “Мир”, 1986 г., с. 246-251)
Большая ценность в групповой работе - разнообразие. Должно проявиться много различных фактов, мнений, позиций, чтобы создалось конструктивное напряжение, дискуссия. В разнообразии как раз и рождается новизна. Хороший способ достижения такого разнообразия - "конференция идей". Участники группы расходятся на 20-30 минут по одному, с тем чтобы принести в группу свои идеи. Или же группа делится на 3-4 подгруппы для той же цели.
Очень способствует продвижению и визуализация процесса и результатов работы. Иначе говоря, следует изображать на ватмане, листах бумаги, доске все, что происходит или наработано: схемы мышления, рисунки, графики и тексты (ключевые слова, выводы, мнения и т. п.) с последующей демонстрацией друг другу.
Широкое признание получила модерация. Консультант предлагает участникам ответить на какой-либо значимый вопрос. К примеру - перечислить их проблемы. По мере называния он наносит их на большой лист. А потом предлагает всем ответить на другой вопрос: что можно сказать об авторе этого текста, как этот перечень характеризует того, кто его написал? Связь между текстом и авторством как бы прерывается, и полученные характеристики тоже наносятся на лист".
Пригожин А.И., Методы развития организаций, М., МЦФЭР, 2003 г., с. 408-409.
Наколько я знаю, в области ФСА, а также ТРИЗ + Бизнес также наработаны свои процедуры коллективной работы.
Цитирую Вас: "Во время брейншторминга КРИТИКУЮТ (чтобы быстрее прийти к готовому решению). Это автоматически вводит новое правило:НЕ ОБИЖАТЬСЯ, а напротив взять себе за привычку предложить ещё идею вместо отвергнутой, совершенно ей противоположную".
Одна из проблем творчества, которую в меру своих возможностей пытается разрешить мозговой штурм - разделение стадии выдвижения идей и их анализа... Причина? Люди это плохо совмещают, даже если пытаются "...предложить ещё идею вместо отвергнутой, совершенно ей противоположную".
Цитирую Вас: "В шторминге участвуют люди знакомые с темой, это помогает сократить время на вводную часть".
Это часть правды. Другая часть состоит в том, что обычно прекрасные специалисты не воспринимают (не видят) проблему со стороны. Это азы консалтинга и одна из причин, почему консалтинг существует.
Вновь цитирую Вас: "Модератор шторминга является лицом крайне заинтересованым в выработке хорошей идеи, т.е. не сторонним человеком".
Аналогично. Проверено многократно.
И ещё: Ваше право придумывать и использовать любые техники, но зачем использовать бренд "мозговой штурм" Алекса Осборна при описании процедуры его нарушения? Очень рекомендую Вам внимательно (!) ознакомиться с обсуждением Что пишут о методиках креатива бизнес-консультанты.
Цитирую Вас: "Все эти вопиющие нарушения, тем не менее, позволяют выработать качественные идеи".
Вы это легко можете доказать это на деле вот здесь.
Цитирую Вас: "И как всегда теория отличается от практики..."
Да, плохая, некачественная, халтурная (в частности эклектичная) теория не совпадает с практикой. Полностью согласен.
Творческих успехов!
Уважаемые коллеги!
Для подготовки собравшихся на МШ, мы пользовались таким методом: анализировали объект штурма по “девятиэкранке” (ТРИЗовцы знают что это такое).
Если не подготовить МШ, то получается дурдом “Ромашка”…
Чуть подробнее, если в качестве объекта взять, например, елочную игрушку, это выглядело так. Штурмующим задавались вопросы: Как выглядела игрушка 100 лет назад? Какова надсистема игрушки? Что еще, кроме игрушки, создает новогоднее настроение? Какова антисистема игрушки на уровне под-системы, системы и т.п?
Такая подборка образов хорошо пропитывает сознание собравшихся и помогает интуиции на стадии выдвижения идей.
Желаю всем творческих успехов!
>А «девятиэкранка» легче запоминается
Тогда лучше использовать термин "многоэкранка", ибо 9 экранов - это частный случай.
С Уважением,
“- Существуют легенды о вашем старом театре “Лицедеи”. Рассказывают, что у вас там царили суровые законы.
- Я вообще изъял тогда привычный процесс репетиций и заданий. Никто не знал, что происходит. Я сам тайно подталкивал, нажимал, незаметно провоцировал на действия... Не было процесса подготовки к чему-либо, а была просто игра, сама жизнь. В нашей системе первая фаза называлась “фантазируй”. Это когда один скажет “а”, второй - “б” и начинается просто неуправляемый поток, который записывали одновременно два человека - один не успевал, поток захлестывал. Мы часами сидели, пили чай или что-то еще на какой-нибудь полянке и бесконечно фантазировали. Закон один: никто никогда никому не говорит: нет, это невозможно, это неправильно и т.д. Нельзя никого ограничивать. Потому что, даже если кто-то сказал неинтересное, оно все равно дает толчок другому. И если научиться владеть этим потоком фантазирования, получается нечто нереальное. Количество рожденных идей хватает на несколько лет.
Вторая фаза была посвящена безответственному выражению каждого. Безответственность - это очень важная вещь, потому что мы слишком перегружены ответственностью по жизни - тебя же каждую секунду везде экзаменуют. Мы пытались ее вытравить. То, что мы устраивали, называлось “нонсенс шоу, всяки-бяки”. Я говорил ребятам: несите все, что вам придет в голову, любую идею, предмет, случай - все может пригодиться. Они приносили какое-то зеркальце или еще какую-нибудь белиберду или просто стояли долго с поднятым пальцем. Не было никакой концептуальной вещи, но они знали, что в этот момент создается некое энергетическое пространство, в котором рождалось нечто.
Потом каждому раздавалось по пробке, и каждый на эту пробку мог пригласить с собой еще одного человека. Но если этот человек не нравился остальным, то наш собрат лишался пробки на следующую сходку. И так мы собрали идеальное общество, среду, о которой можно только мечтать. Каждый мог выйти на площадку и показать все, что ему пришло в голову в эту минуту. Все вокруг стояли с разинутыми ртами, орали, подсказывали, менялись местами. Из-за того, что не было ответственности, исключена была оценка, все чувствовали себя свободными - и рождалось нечто. И уже утром мы раздавали “премии за маразм”. Переходящей премией был мой разбитый портрет. Примерно за полгода у нас набиралось пять готовых вещей, которые мы клали на полочку и временно забывали. Потом мы собирались на три дня и три ночи, приглашали всех друзей, и все эти вещи шли подряд. Используя человеческое естество, можно многого добиться”.
Тришина Е., Философия идиотизма, журнал “Огонек” (интервью с режиссером Вячеславом Полуниным), 2003 г., N 4, с. 45.
Уважаемые коллеги !
Думаю, что использование модератором или участниками штурма тризовских инструментов (морфоящик, золотая рыбка, схема экранного мышления, приемы) значительно повышает эффективность любого штурма.
Реплика А. Соколова о “прикладном воображении” А. Осборна указывает на то, что даже штурмовики–классики начинают вырабатывать приемы и стандарты, повышающие эффективность хаотичного штурма.
С уважением,
Уважаемая Татьяна!
Вы пишете:
"Реплика А. Соколова о “прикладном воображении” А. Осборна указывает на то, что даже штурмовики–классики начинают вырабатывать приемы и стандарты, повышающие эффективность хаотичного штурма".
Если Вы об А. Осборне, то учтите, что написал все это он в тридцатые годы.
И, кстати - кто нибудь из участников дискуссии читал книги самого Осборна? Он ведь очень подробно рассматривал процедуру исследования проблемы, дал определенный алгоритм работы (определенный аналог "схемы экранного мышления"). Собственно МШ предлагается им как некий универсальный оператор, обеспечивающий движение по всем этим этапам.
С уважением
Уважаемая Редакция, я нашла такой материал по обсуждаемой теме.
“Алекс Осборн, бывший руководитель рекламного агентства BBDO и основатель Фонда творческого образования, считает этот процесс более сложным. По его версии творческий процесс состоит из семи этапов, начинающихся с определения установки, за которой следует подготовка, анализ, формирование и восприятие идеи, инкубация (или выращивание идеи), синтез, и весь процесс завершается оценкой [Alex F. Osborn. Applied Imagination. 3d ed. New York: Scribners, 1963]. Ключевые этапы данных подходов к творческому процессу обобщены и показаны на рис. 11.1.
У. Уэллс, Дж. Бернет, С. Морнарти, Реклама: принципы и практика, СПб, “Питер”, 2001 г., с. 441.
Уважаемые коллеги!
В книге А. В. Кудрявцева «Методы интуитивного поиска технических решений» Москва, 1992 на странице 26 приведена рекомендуемая Осборном последовательность действий при решении задач.
Насколько помню, эта последовательность приведена во второй главе книги Осборна.
Всего доброго
Господа, думаю, что все особенности организации МШ, ошибки, достоинства и недостатки тех или иных тактик будут ясны, если привести конкретный пример. Может быть, у кого-то есть возможность выложить текст реального МШ? Это растянутое во времени общение в форуме - тоже своего рода МШ, только очень абстрактное. А при наличии конкретного примера будет возможность эмпирического анализа.
Надеюсь, что мой намек понят разработчиками сайта:)
Добрый день, Алекс. Мне лично помогает такой метод разогрева перед началом МШ: я раздаю "бэджики" и листочки бумаги на которых каждый пишет придуманное тут же имя, вернее псевдоним. Иногда это бывают исторические личности, или герои фильмов, или растения и т. д. А затем все по очереди обращаются друг к другу на "ты" с любым вопросом. Просто для того, чтобы создать атмосферу "единого уровня", где нет ни старших, ни младших, ни начальников, ни подчиненных, ни опытных, ни новичков. Есть "другие" люди, которые могут говорить любые глупости, потому что это не Петров выдвигает такую "дурацкую" идею, а "Архимед". Как правило, сам выбор псевдонимов - очень веселая процедура и создает творческое настроение. Мне это очень помогает. Успеха. Жду статью.
Людмила или Жанна Даркова.
Уважаемый Чингиз!
А.Осборн предлагал проводить предварительные обсуждения и удалять с них "критиков". С тем, чтобы (в идеале) создать группу только "генераторов идей".
Равно не допускать нахождения в одной группе зависимых людей (родственников, начальников и подчиненных и т.п.).
Обсуждение же идей вообще не проводить в групповом режиме.
Как Вы к этому относитесь?
Спасибо,
Уважаемый Чингиз! Переформулирую вопросы:
1. Следует ли проводить предварительные обсуждения с целью упреждающего удаления критиков?
2. Следует ли удалять критиков в принципе?
3. Следует ли не допускать нахождения в одной группе зависимых людей (родственников, начальников и подчиненных и т.п.)?
4. Следует ли сначала (групповым способом) получить список идей, а оценивать их уже не в группе?
Спасибо,
Здравствуйте, Чингиз!
Полностью согласен с Вами в том, что подобрать группу по своему желанию как правило не представляется возможным. Поэтому очень интересно, используете ли Вы какие - нибудь средства для ускорения раскачки, разогрева, или это происходит само собой?
Относительно откладывания анализа идей на второй этап. Я использую во время генерации технику скрытой классификации идей. Вкратце она состоит в том, что все высказываемые участниками идеи непосредственно во время генерации относятся мной к заранее понятным направлениям решения проблемы (делаю это, конечно, в уме). Такой подход позволяет достаточно оперативно выявить новые направления и, если в этом есть необходимость, сконцентрировать на каком то из них внимание группы (изменить задачу). Можно (очень аккуратно) и вводить запреты на повторяющиеся идеи, если сформулировать их обобщенно. Конечно, это не подменяет собой этап публичного анализа, но позволяет подходить к нему с бОльшим урожаем различных направлений решения проблемы. (В свое время меня учили, что участники штурма отвечают за количество идей, а ведущий за их качество).
И ещ вопрос - сколько времени у Вас (в среднем) идет процесс генерации?
Спасибо.
"Фаза «мечтателя» (или фаза мозгового штурма) в групповом проекте зачастую оказывается наиболее важной и проблематичной; особенно это касается ситуаций, включающих комплементарные отношения. Ключевая проблема в проведении фазы «мечтателя» — как направить креативность, не ограничивая ее. Роль лидера заключается в том, чтобы направлять «почему» и «как» в большей степени, чем «что». Это можно сделать как вербальным, так и невербальным путем. Во многих отношениях креативность является настолько естественным и спонтанным процессом, что задача менеджера сводится к тому, чтобы просто не мешать ей. В оптимальном варианте менеджер создает пространство, в котором креативность протекает сама по себе.
Можно построить такую схему, которая будет поощрять различные виды креативности или непреднамеренно препятствовать им. К примеру, установление конкретного временного фрейма может само по себе вызвать реакции «мечтателя», «реалиста» или «критика». Предположим, руководитель команды говорит: «Я хочу знать, кто о чем больше всего мечтает; у каждого есть ровно одна минута!» Формулировка может противоречить процессу, который он на самом деле пытается стимулировать. Если сказать «Хорошо, внимание всем, у нас есть еще пять минут», это с большей вероятностью «разбудит» «реалиста», чем «мечтателя».
Креативность группы формируется под влиянием контекста, установки, состояний, когнитивных процессов, каналов коммуникации и правил взаимодействия между членами группы. Диснеевская комната «мечтателей» была обустроена так, чтобы ее контекст поощрял особый вид уместных там процессов. Как руководитель, Дисней моделировал тип метапрограмм, использования которых он хотел добиться от сотрудников.Менеджер может установить окружение или контекст, которые помогут расширить свободу выражения. К примеру, в диснеевской комнате «мечтателей» не было столов. Все стены были облеплены вдохновляющими картинками. Таким образом, задавались определенные ограничивающие правила взаимодействия, которые могли способствовать самому обширному выражению идей и точек зрения. Одним из таких правил было отсутствие четко определенного временного фрейма; также здесь приветствовались даже самые невозможные идеи.
Менеджер может способствовать тому, чтобы убрать все ограничения путем поощрения гиперболизации и мышлением «как если бы»; для этого ему достаточно сказать: «Даже если вы не можете представить себе этого, действуйте так, как будто можете». Полезно бывает также поощрить использование метафор и символического языка, как мы уже говорили в предыдущих разделах. Существуют различные виды действий, которые помогают интерактивно стимулировать креативный процесс группы и управлять им. Для этой цели можно:
• поощрять участие сотрудников в процессе за счет стимуляции более физических действий;
• подчеркивать общие черты и различия между различными точками зрения;
• задавать вопросы, выражая сомнения и одобрение, провоцируя возникновение новых ракурсов и взглядов на проблему;
• предоставлять инструменты, средства и ресурсы;
• предоставлять обратную связь, высказывать предложения, призывать к интеграции и синтезу идей;
• переключать коммуникативные каналы за счет письменной работы, использования плакатов, доски и т. п.
В контексте решения проблем или в ситуации «тупика» при мозговом штурме существует ряд способов, которыми руководитель может повлиять на когнитивные карты членов группы и добиться большей креативности. Для этой цели можно:
• менять фрейм проблемы или цели, рассматривая ее с другой точки зрения;
• менять приоритеты критериев или ценностей;
• менять уровень концентрации, выявлять ограничивающие допущения;
• находить «недостающие звенья»;
• проводить разделение, чтобы установить суб-цели или проработать отдельные области проблемного пространства;
• менять ракурсы или состояния (например, с помощью юмора);
• переключать репрезентативные каналы и поощрять латеральное мышление;
• поощрять мышление «как если бы».
Р. Дилтс, НЛП: управление креативностью, СПб, "Питер", 2003 г., с. 371-372.
"Певец Дэвид Боуи (David Bowie) руководствуется сходными творческими принципами при создании своих песен, когда вырезает слова из газетных заголовков и потом объединяет их в произвольном порядке. Попробуйте также применить технику случайного выбора изображений. Например, ваша задача - разработать сюжет, связанный с пенсионными выплатами, и вы произвольно выбрали рисунок круга. Чтобы найти новое понимание проблемы, вы рассматриваете возможные ассоциативные мостики между вопросом пенсий и мотивом круга.
Техника «Список-экспресс» SCAMPER
Алекс Осборн (Alex Osbom), один из пионеров креативного мышления, предложил технику экспресс-списка, которая сводится к подстановке «волшебных» слов и выражений. Рекомендуемая версия подобного метода, использующего акроним SCAMPER, автором которой является Майкл Микалко (Michael Michatko), выглядит следующим образом:
Заменить (Substitute)
Скомбинировать (Combine)
Адаптировать (Adapt)
Модифицировать (уменьшить/увеличить) [Modify (make bigger/ smaller)]
Применить в другой области (Put to other uses)
Исключить (Eliminate)
Изменить на противоположное (Reverse)
«Волшебное» слово вписывается в ячейку против соответствующей проблемы, после чего вам остается продумать возможный сценарий развития ситуации.
Один участник наших тренингов применил данный метод для разработки нового способа демонстрации потенциала компьютерной системы, которую предстояло раскрутить его агентству. Сопоставив задачу со словом «модифицировать», он пришел к идее стократного увеличения исходной фотографии с помощью системы компьютерного дизайна растровых изображений, что позволило бы получить снимок повышенной четкости.
В свою очередь, примером эффективного использования «волшебного» слова «уменьшить» служит получившая широкое освещение в британских СМИ история с новым пабом в Уэйкфилде, Йоркшир. Обычно владельцы пабов стремятся максимально продлить часы работы. Желая создать в своем заведении особую атмосферу, хозяин Harry s Bar, вопреки общей тенденции, приобрел лицензию, в соответствии с которой он был обязан закрывать паб в 10 часов вечера.
По личному опыту я знаю, что мои слушатели, использующие технику экспресс-списка SCAMPER, сначала испытывают некоторый дискомфорт. Поэтому я рекомендую вам предварительно попрактиковаться и хорошо освоить технику произвольно выбранных слов. а лишь затем приступать к овладению методом экспресс-списка SCAMPER".
А. Green, Creativity in public relations, Kogan Page Limited, 2001.
и далее:
"Хотя участники «мозговой атаки» должны чувствовать себя свободно, однако им не стоит слишком расслабляться. Поэтому пусть все остаются на ногах. Это не только не позволит участникам откинуться на спинку стула и дать мыслям витать в областях, не связанных с обсуждаемым вопросом, но также заставит их сосредоточиться на текущей задаче.
Во время тренингов, проводившихся в нашем Институте, слушатели использовали ритм своего тела для стимулирования творческих мыслей. Один метод, называемый «подражание Биллу», сводится к тому, чтобы, поставив одну ногу перед другой и слегка покачиваясь вперед и назад, стараться при каждом наклоне вперед придумывать идею. Другой метод, «подражание Фионе», позволяет генерировать новые мысли с помощью прыжков на месте вверх-вниз. Однако последний вариант - это чрезмерная нагрузка и для ног, и для ковра".
С уважением,
Уважаемые коллеги!
Обнаружил материал об аналитической стадии анализа "мозгового штурма", цитирую:
"После «мозговой атаки»
1. Выделите самые многообещающие идеи. После проведения «мозговой атаки» ослабьте антикритическое правило для того, чтобы отделить самые многообещающие идеи. Вы все еще не на стадии решения, вы просто отмечаете идеи, которые необходимо развить в дальнейшем. Отметьте те идеи, которые члены группы считают лучшими.
2. Придумайте пути улучшения перспективных идей. Возьмите одну перспективную идею и обдумайте, как ее усовершенствовать и сделать более реалистической, равно как и способы ее осуществления. На этой стадии задача состоит в том, чтобы сделать эту идею как можно более привлекательной. Предварите конструктивную критику следующими словами: «Что мне больше всего нравится в этой идее, это... Не станет ли она лучше, если?..»
3. Определите время оценки идей и принятия решения. Прежде чем закончить совещание, составьте список выбранных и усовершенствованных идей и определите время для решения — какие из этих идей должны быть выдвинуты на переговорах и каким образом.
Обдумайте возможность «мозговой атаки» с другой стороной. Хотя проводить «мозговую атаку» со своими людьми гораздо легче, чем с другой стороной, совместная «мозговая атака» также может оказаться чрезвычайно полезной. Сделать это труднее из-за увеличения риска, что вы что-нибудь скажете такое, что повредит вашим интересам, несмотря на установленные заранее".
Роджер Фишер и Уиллям Юри, Путь к согласию или переговоры без поражения, М., "Наука", 1990 г., с.77.
Не помню где читал, что брался старый сюжет и актерский коллектив во главе с "завлитом" Шекспиром импровизируя создавал новую пьесу, которую потом он же и записывал.