Уважаемые коллеги!
Прорабатывая перевод книги: А. Green, Creativity in public relations, Kogan Page Limited, 2001, я встретил ряд тезисов, если не совпадающих с изложенным в электронной книге "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы" (официальное издание фонда Г.С. Альтшуллера), то весьма близких к ней:
"Как заметил Алекс Осборн (Alex Osbom), один из великих пионеров креативного мышления: «Слишком многие проживают свою жизнь так, словно бы они вели машину и при этом давили на тормоза». Эта книга поможет вам убрать ногу с педали тормоза.
Спросите у большинства людей, что для них представляет собой креативность, и чаще всего ответом будет «произведения искусства» или «великие достижения в разных областях». Во время моих лекций, посвященных вопросу креативности, я показываю слушателям скрепку для бумаг, репродукцию картины Магритта (Magritte) и задаю вопрос: «Какой из этих предметов, на ваш взгляд, содержит в себе больший креативный заряд?» Верх неизменно одерживает Магритт. В ответ я обычно говорю, что мы привыкли считать скрепки чем-то само собой разумеющимся. Хотя общество, в котором мы живем, приписывает скрепке и картине весьма неравнозначную культурную ценность, фактически они несут в себе одинаковое креативное содержание. Каждый из этих предметов обладает (в своей сфере) «добавленной стоимостью».
Скрепка представляет собой кусочек тонкой металлической проволоки, изогнутой таким образом, чтобы удерживать вместе отдельные листы бумаги; картина же дает человеку возможность по-новому взглянуть на мир. Идет ли речь о новом способе скрепления листов бумаги или о том, что принято называть искусством, принципиально значимым аспектом деятельности является наличие «креативного подхода» к решению проблемы. Бесспорно, создаваемые в процессе креативной работы конечный продукт и стоимость, определенно играют важную роль при формулировании дефиниции «креативности», однако стоит все же взглянуть на креативный акт в более широком контексте.
Креативность — это присущая каждому из нас способность создавать что-либо новое путем объединения в новом контексте двух или более разнородных элементов с целью сообщить продукту добавленную стоимость. Креативный акт включает не только создание, но и оценку добавленной стоимости. Его смысл состоит не в том, чтобы породить новинку ради новинки, а в том, чтобы создать определенную стоимость, которую может признать третья сторона.
Если представить креативный процесс в виде математической суммы, он будет выглядеть следующим образом:
1 + 1 + С = 3+.
где 1 соответствует одному из элементов, используемых в креативном процессе, а С — самой креативности. Внедрив в свою деятельность креативный аспект, практики могут создать новую синергетику, позволяющую получить суммарную стоимость, которая превышает стоимость отдельных компонентов.
Если креативность состоит в том, чтобы сообщить продукту добавленную стоимость, то кто в таком случае устанавливает ее меру? Ответ на этот вопрос заключается в условиях, в которых протекает креативный акт. Рисунок моей дочери Шарлотты обладал добавленной стоимостью в глазах ее родителей; поскольку они знали уровень мастерства своего ребенка, то новый рисунок Шарлотты свидетельствовал о росте ее навыков и развитии таланта. В более же широком контексте работа имела очень небольшую добавленную стоимость: еще один детский рисунок, который, на взгляд беспристрастного наблюдателя, не содержал в себе ничего нового. Ценность одного и того же произведения искусства меняется в зависимости от контекста.
В чем состоит разница между креативным и некреативным мышлением? Ответ: ни в чем. В обоих случаях человек использует один принцип комбинирования разнородных элементов, чтобы создать нечто новое. Только вот стоят эти два типа мышления по-разному. Когда впервые приготовили тост с печеными бобами (знаменитую английскую закуску), он воплотил в себе образец поварского творчества. Неизвестный повар сумел оценить весь потенциал сочетания порции печеных бобов с ломтиком поджаренного хлеба. Однако к настоящему моменту закуску отведали бесчисленное количество раз, и она давно перестала быть примером креативно составленного рецепта.
Повара, которые не руководствуются творческими принципами, приготовят блюдо по рецепту, используя опробованное другими мастерами сочетание ингредиентов. Напротив, креативные люди, используя тот же метод комбинирования различных ингредиентов, продемонстрируют оригинальность в выборе последних и сделают блюдо в чем-то необычным, отличным от прочих. Дизайн блюда и обстановка, в которой оно подается, также открывают возможности для создания добавленной стоимости. Именно синергетический эффект, достигнутый поваром благодаря использованным сочетаниям продуктов, а не особый стиль мышления или принцип комбинирования ингредиентов, характеризует его креативные способности. Заурядный повар не привнесет в известный рецепт ничего нового и не станет менять контекст сервировки блюда. Творческий человек привлечет оригинальные источники информации, выберет нестандартные ингредиенты или будет добавлять их в блюдо в непривычном порядке; он спосоен нарушить традиционный антураж, в котором блюдо подается на стол.
Один из главных уроков этой книги, состоит в следующем: Великой Идеи быстрого приготовления не существует.
Подобный «пошаговый» характер творчества подтверждают данные Бюро патентов Великобритании, согласно которым 95 % новых патентов представляют собой лишь улучшенный вариант прежних. (Как я подозреваю, анализ оставшихся 5 % покажет, что они являются продуктом кропотливой пошаговой разработки.) Любая подлинно великая идея (обладающая значительной добавленной стоимостью), как правило, родилась в результате ряда последовательных шагов, причем значительный процент присущей ей добавленной стоимости был получен в ходе усовершенствования либо благодаря эффективному маркетингу.Возьмите любое поле деятельности, где генерируются и применяются на практике творческие идеи, будь то мир менеджмента, искусства или производства телесериалов. Там идеи создаются множеством микрошагов, а не в эпохальном внезапном приступе вдохновения. Том Питере (Тот Peters), настоящий гуру в сфере менеджмента, в своей книге «A Passion for Excellence», 1996 («Страсть к совершенству») описывает несколько ситуаций, когда организации принимают решение заняться поисками Великой Идеи: «Очевидно, что на протяжении всей истории изобретений, от приправы для картофеля фри фирмы McDonald's до компьютера с тактовой частотой 360 Мгц концерна IBM, первый и второй опытные образцы были неудачными». Зачастую ведущие специалисты просто были полны решимости «заставить это работать», и, в конце концов, они методом проб и ошибок добивались успеха. Еще ни одна Великая Идея не принесла быстрого решения проблемы.
Изобретатели, добившиеся успеха, во многом сами повинны в создании вокруг себя романтического ореола... Им больше нравится думать о своих достижениях как о результатах тщательного планирования и безупречной цепочки блестящих решений, а не отчаянных поисков и многочисленных возвратов к исходной точке... Впоследствии биографы, имея на руках больше свидетельств удач, чем многочисленных провалов, и стремясь написать простую и понятную, а не запутанную и сложную историю, продолжают строительство мифов.
Детальное исследование величайших изобретений мирового масштаба только подкрепляет миф о Великой Идее, маскируя реальный пошаговый характер творчества. Спросите, кто изобрел паровой двигатель, и, скорее всего, получите ответ: «Джеймс Уатт» (fames Watt). Вам расскажут, как маленького Джеймса вдохновил вид кипящего чайника на маминой кухне. На деле же Уатт просто сумел найти более широкое применение для парового насоса, ранее изобретенного Ньюкомбом (Newcombe). Вдохновение пришло к Уатту, когда он размышлял над вариантами использования механизма для откачки воды из угольных шахт, а не при созерцании кипящего чайника. Более того, как показывают факты, великие открытия чаще происходят случайно, чем на основе пришедшей кому-то в голову Великой Идеи. Напиток «Coca-Cola» первоначально изготовили в качестве средства от похмелья. Ботинки «Dr Marten's» были придуманы как ортопедическая обувь для престарелых немок. Изобретения совершенствуются в процессе постепенных корректив, причем каждый новый шаг сам по себе является изобретением. Отдавая должное этому пошаговому процессу, сэр Исаак Ньютон заметил: «Я видел далеко, ибо стоял на плечах гигантов». Таким образом, Ньютон сознавал, что ему удалось сделать важнейшие из своих , открытий, лишь последовательно развивая чужие идеи. Следующие слова Томаса Эдисона являются замечательной рекомендацией всем желающим заняться творческой работой: «Возьмите себе за правило внимательно следить за новыми и интересными идеями, которые успешно применялись другими. Ваша идея должна быть оригинальной лишь применительно к проблеме, над которой вы в настоящий момент работаете».
Вопрос: почему авторы разных книг из непротиворечащих посылок, пришли к построению столь разных методик? А. Green в итоге смог привести несколько ординарных примеров (которые могло бы сообщить и любое отечественное PR-агентство); Г.С. Альтшуллер создал ТРИЗ, работающую в разных областях деятельности...