На сайте ведутся работы Почему не удалась методика "Creativity in public relations"?... | Консалтинг и Тренинги | Бизнес-форум TRIZ-RI
9737
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2003-11-03 14:45:33
Александр Соколов » Всем

Уважаемые коллеги!

Прорабатывая перевод книги: А. Green, Creativity in public relations, Kogan Page Limited, 2001, я встретил ряд тезисов, если не совпадающих с изложенным в электронной книге "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы" (официальное издание фонда Г.С. Альтшуллера)то весьма близких к ней:


"Как заметил Алекс Осборн (Alex Osbom), один из великих пионеров креативного мышления: «Слишком многие проживают свою жизнь так, словно бы они вели машину и при этом давили на тормоза». Эта книга поможет вам убрать ногу с педали тормоза. 

Спросите у большинства людей, что для них представляет собой креативность, и чаще всего ответом будет «произведения искусства» или «великие достижения в разных областях». Во время моих лекций, посвященных вопросу креативности, я показываю слушателям скрепку для бумаг, репродукцию картины Магритта (Magritte) и задаю вопрос: «Какой из этих предметов, на ваш взгляд, содержит в себе больший креативный заряд?» Верх неизменно одерживает Магритт. В ответ я обычно говорю, что мы привыкли считать скрепки чем-то само собой разумеющимся. Хотя общество, в котором мы живем, приписывает скрепке и картине весьма неравнозначную культурную ценность, фактически они несут в себе одинаковое креативное содержание. Каждый из этих предметов обладает (в своей сфере) «добавленной стоимостью».

Скрепка представляет собой кусочек тонкой металлической проволоки, изогнутой таким образом, чтобы удерживать вместе отдельные листы бумаги; картина же дает человеку возможность по-новому взглянуть на мир. Идет ли речь о новом способе скрепления листов бумаги или о том, что принято называть искусством, принципиально значимым аспектом деятельности является наличие «креативного подхода» к решению проблемы. Бесспорно, создаваемые в процессе креативной работы конечный продукт и стоимость, определенно играют важную роль при формулировании дефиниции «креативности», однако стоит все же взглянуть на креативный акт в более широком контексте.

Креативность — это присущая каждому из нас способность создавать что-либо новое путем объединения в новом контексте двух или более разнородных элементов с целью сообщить продукту добавленную стоимость. Креативный акт включает не только создание, но и оценку добавленной стоимости. Его смысл состоит не в том, чтобы породить новинку ради новинки, а в том, чтобы создать определенную стоимость, которую может признать третья сторона. 

Если представить креативный процесс в виде математической суммы, он будет выглядеть следующим образом:

1 + 1 + С = 3+.

где 1 соответствует одному из элементов, используемых в креативном процессе, а С — самой креативности. Внедрив в свою деятельность креативный аспект, практики могут создать новую синергетику, позволяющую получить суммарную стоимость, которая превышает стоимость отдельных компонентов.

Если креативность состоит в том, чтобы сообщить продукту добавленную стоимость, то кто в таком случае устанавливает ее меру? Ответ на этот вопрос заключается в условиях, в которых протекает креативный акт. Рисунок моей дочери Шарлотты обладал добавленной стоимостью в глазах ее родителей; поскольку они знали уровень мастерства своего ребенка, то новый рисунок Шарлотты свидетельствовал о росте ее навыков и развитии таланта. В более же широком контексте работа имела очень небольшую добавленную стоимость:  еще один детский рисунок, который, на взгляд беспристрастного наблюдателя, не содержал в себе ничего нового. Ценность одного и того же произведения искусства меняется в зависимости от контекста.

В чем состоит разница между креативным и некреативным мышлением? Ответ: ни в чем. В обоих случаях человек использует один принцип комбинирования разнородных элементов, чтобы создать нечто новое. Только вот стоят эти два типа мышления по-разному. Когда впервые приготовили тост с печеными бобами (знаменитую английскую закуску), он воплотил в себе образец поварского творчества. Неизвестный повар сумел оценить весь потенциал сочетания порции печеных бобов с ломтиком поджаренного хлеба. Однако к настоящему моменту закуску отведали бесчисленное количество раз, и она давно перестала быть примером креативно составленного рецепта.

Повара, которые не руководствуются творческими принципами, приготовят блюдо по рецепту, используя опробованное другими мастерами сочетание ингредиентов. Напротив, креативные люди, используя тот же метод комбинирования различных ингредиентов, продемонстрируют оригинальность в выборе последних и сделают блюдо в чем-то необычным, отличным от прочих. Дизайн блюда и обстановка, в которой оно подается, также открывают возможности для создания добавленной стоимости. Именно синергетический эффект, достигнутый поваром благодаря использованным сочетаниям продуктов, а не особый стиль мышления или принцип комбинирования ингредиентов, характеризует его креативные способности. Заурядный повар не привнесет в известный рецепт ничего нового и не станет менять контекст сервировки блюда. Творческий человек привлечет оригинальные источники информации, выберет нестандартные ингредиенты или будет добавлять их в блюдо в непривычном порядке; он спосоен нарушить традиционный антураж, в котором блюдо подается на стол.

Один из главных уроков этой книги, состоит в следующем: Великой Идеи быстрого приготовления не существует.

Подобный «пошаговый» характер творчества подтверждают данные Бюро патентов Великобритании, согласно которым 95 % новых патентов представляют собой лишь улучшенный вариант прежних. (Как я подозреваю, анализ оставшихся 5 % покажет, что они являются продуктом кропотливой пошаговой разработки.) Любая подлинно великая идея (обладающая значительной добавленной стоимостью), как правило, родилась в результате ряда последовательных шагов, причем значительный процент присущей ей добавленной стоимости был получен в ходе усовершенствования либо благодаря эффективному маркетингу.Возьмите любое поле деятельности, где генерируются и применяются на практике творческие идеи, будь то мир менеджмента, искусства или производства телесериалов. Там идеи создаются множеством микрошагов, а не в эпохальном внезапном приступе вдохновения. Том Питере (Тот Peters), настоящий гуру в сфере менеджмента, в своей книге «A Passion for Excellence», 1996 («Страсть к совершенству») описывает несколько ситуаций, когда организации принимают решение заняться поисками Великой Идеи: «Очевидно, что на протяжении всей истории изобретений, от приправы для картофеля фри фирмы McDonald's до компьютера с тактовой частотой 360 Мгц концерна IBM, первый и второй опытные образцы были неудачными». Зачастую ведущие специалисты просто были полны решимости «заставить это работать», и, в конце концов, они методом проб и ошибок добивались успеха. Еще ни одна Великая Идея не принесла быстрого решения проблемы.

Изобретатели, добившиеся успеха, во многом сами повинны в создании вокруг себя романтического ореола... Им больше нравится думать о своих достижениях как о результатах тщательного планирования и безупречной цепочки блестящих решений, а не отчаянных поисков и многочисленных возвратов к исходной точке... Впоследствии биографы, имея на руках больше свидетельств  удач, чем многочисленных провалов, и стремясь написать простую и понятную, а не запутанную и сложную историю, продолжают строительство мифов.

Детальное исследование величайших изобретений мирового масштаба только подкрепляет миф о Великой Идее, маскируя реальный пошаговый характер творчества. Спросите, кто изобрел паровой двигатель, и, скорее всего, получите ответ: «Джеймс Уатт» (fames Watt). Вам расскажут, как маленького Джеймса вдохновил вид кипящего чайника на маминой кухне. На деле же Уатт просто сумел найти более широкое применение для парового насоса, ранее изобретенного Ньюкомбом (Newcombe). Вдохновение пришло к Уатту, когда он размышлял над вариантами использования механизма для откачки воды из угольных шахт, а не при созерцании кипящего чайника. Более того, как показывают факты, великие открытия чаще происходят случайно, чем на основе пришедшей кому-то в голову Великой Идеи. Напиток «Coca-Cola» первоначально изготовили в качестве средства от похмелья. Ботинки «Dr Marten's» были придуманы как ортопедическая обувь для престарелых немок. Изобретения совершенствуются в процессе постепенных корректив, причем каждый новый шаг сам по себе является изобретением. Отдавая должное этому пошаговому процессу, сэр Исаак Ньютон заметил: «Я видел далеко, ибо стоял на плечах гигантов». Таким образом, Ньютон сознавал, что ему удалось сделать важнейшие из своих , открытий, лишь последовательно развивая чужие идеи. Следующие слова Томаса Эдисона являются замечательной рекомендацией всем желающим заняться творческой работой: «Возьмите себе за правило внимательно следить за новыми и интересными идеями, которые успешно применялись другими. Ваша идея должна быть оригинальной лишь применительно к проблеме, над которой вы в настоящий момент работаете».

 

Вопрос: почему авторы разных книг из непротиворечащих посылок, пришли к построению столь разных методик? А. Green в итоге смог привести несколько ординарных примеров (которые могло бы сообщить и любое отечественное PR-агентство); Г.С. Альтшуллер создал ТРИЗработающую в разных областях деятельности...

2003-11-09 11:38:50
Викентьев И.Л. » Александр Соколов

Уважаемые коллеги!

1) Благодарю А.Б. Соколова как за вопрос, так и за предоставленную книгу.

2) На мой взгляд, книга Энди Гринна позволяет сравнить уровень работ в Великобритании и у нас, но именно инструмента, методики, в этой книге, к сожалению, нет.

 
При этом под Методикой понимается: некая система правил, которая озволяет сренеодаренному человеку увеличить вероятность  решения определенного класса задач в отсутствии Автора.
                  
3)  Учитывая, что подобные ошибки типичны для многих книг, постараюсь обобщить:
  
Типовая ошибка N 1. Попытка придумать методику и "написать ее как статью"...
 
К сожалению, методики не придумываются и не пишутся как книга или статья... Методики весьма долго и кропотливо создаются.

Т.е. сам Автор может быть: умный, креативный, обаятельный, но... Методика (см. выше) делается для Пользователя. Причина столько долгого создания методики в том, что она должна работать "в руках Пользователя" самостоятельно - в отсутствии Автора. Если "методика" работает только у Автора - это авторское исполнение, возможно замечательное, но не более.

 

Типовая ошибка N 2. Попытка обобщения единичных примеров.

 

Приличную Методику, увы, затруднительно, если вообще возможно, построить на малом числе примеров.

Кстати, слушая очередной доклад консультанта, бизнес-тренера на конференции либо круглом столе, достаточно быстро становится слышно/видно на каком потоке бизнес-задач "сидит" фирма - на большом или крохотном: это совершенно разные доклады.

4) Мнение создателя ТРИЗ Г.С. Альтшуллера о построении Методик (с большой буквы) изложено в разделах:

- Выполнение новых разработок по ТРИЗ;
- Как излагать новое в ТРИЗ;
- Как вести исследования по ТРИЗ
 
в электронной книге "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы" (официальное издание фонда Г.С. Альтшуллера).
 

Методических достижений!

2003-11-11 11:17:09
Кирилл Лебедев » Всем

Уважаемые коллеги!

Уважаемый Игорь Леонардович!

Хочу дополнить Ваш перечень типовых ошибок, которые может допустить исследователь, приступающий к созданию методики.

Типовая ошибка № 3. Попытка создать единую универсальную методику на все случаи жизни.

Автор пытается разработать стройную теорию, которая обобщала бы огромное количество разноплановых примеров.

Опыт показывает: для начала лучше построить серию небольших теорий (методик), чем сразу создавать нечто глобальное. Позже эта серия методик может быть как объединена в единую методику, так и не объединена.

В некотором роде эта ошибка противоположна типовой ошибке № 2. Все дело в том, что ни один пример не содержит в чистом виде какого-нибудь одного принципа (хода). Как правио, пример - это комбинация нескольких ходов. Чем больше таких примеров, тем больше не только сходств, но и различий.

В этом случае, исследователь рискует впасть в "ступор". В некоторых книжках, посвященных программированию (проектированию ПО, структур данных), такое состояние называет "паралич от анализа".

Типовая ошибка № 4. Попытка вести обобщение сразу же на нескольких системных уровнях.

Вытекает из типовой ошибки № 3. Поскольку пример - это всегда комбинация нескольких ходов разных системных уровней, у исследователя возникает соблазн сразу же выделить не только отдельный прием (метод), но и средства его достижения.

В результате исследователь рискует окунуться в полезные, но частные вещи, не создав список над-приемов. Хотя полезнее было бы сначала создать список над-приемов, опробовать его на решении конкретных задач, а затем, если возникала необходимость, приступить к изучению методов реализации этих приемов (более мелких ходов).

 

С уважением,

2004-02-03 15:43:50
Георгий Соколов » Всем

Уважаемые коллеги!

__

Выкладываю на форум отрывок, посвященный модным, но неудачным "методикам" обучения английскому языку:

__
"Оставим сейчас в покое сугубо коммерческий продукт, этакий учебный гербалайф, создаваемый с единственной целью: «развести на бабки» ленивых и нелюбопытных. С его изобретателями все ясно.
__
Удивляет другое: количество бескорыстных энтузиастов, полностью уверенных, что изобрели универсальную методику. Хорошо, если это учителя, пытающиеся обобщить свой многолетний опыт, или филологи, тоскующие по преподавательской работе. Хуже, если некто самостоятельно выучил (или думает, что выучил) иностранный и спешит передать свой драгоценный опыт другим. Или просто считает, что раз худо-бедно знает язык, значит, умеет его преподавать.
__
Такие чудики прежде тщетно обивали пороги редакций учебной литературы. А то, что их чаще всего «тащили и не пущали», объясняли косностью методистов, не желающих никаких нововведений. С появлением общедоступного Интернета и неограниченных возможностей «самсебяиздата» бурный поток непрофессиональных методических опусов, советов, рекомендаций хлынул «в народ», преспокойно обтекая все препятствия.
__
Среди предложений попадаются совершенно смехотворные. Например, непонятно, кому может помочь следующий набор рекомендаций:
 
1) Концентрация внимания для запоминания слов из небольшого словаря со скоростью 200 слов в час
в течение 10 часов;
2) Рациональный подход к освоению материала из учебника;
3) Правильный подход к выучиванию текстов;
4) Закрепление материала практикой».
 

Или еще хлеще:

 

«Идея основана на вспоминании информации из предыдущих жизней. Вполне вероятно, что в предыдущих жизнях вы могли проживать в стране, язык которой изучаете в текущей реинкарнации. Освоив техники медитации и составив соответствующую программу, возможно, удастся вспомнить многое из того, чего вы никогда не знали...»

 

Такие дивные «разработки» можно встретить, например, на сайте www.anriintern.com, на форуме которого активно общаются желающие поделиться методическим опытом. Нет, не думайте, там не одни только глупости, есть и вполне разумные соображения. А вообще, все, что происходит на этом сайте, - прекрасное зеркало состояния изучения иностранного языка в России на сегодняшний день. И нечего на это зеркало пенять...

 

__

Зачем их изобретают?

__
 
Как правило, занимаются этим люди, так или иначе пострадавшие от традиционных методик, плохих учителей и т.п. Люди, так и не уяснившие себе, почему они должны учиться так, а не иначе. Поэтому каждый прием, отличающийся оттого, что было написано в их школьных учебниках, уже кажется им верхом новизны и панацеей от всех трудностей.
 
Но источник радости первооткрывателя всего-навсего методическая неграмотность. Такие способы изучения языка, как перебирание карточек со словами, слушание и заучивание песен, придумывание историй со словами, которые нужно выучить, - все это применяет на занятиях любой приличный учитель, причем тогда, когда это уместно. Ни один из этих приемов не является универсальным. Например, для человека, лишенного музыкального слуха, песни - пустой звук. Тот, у кого не слишком хорошо развито воображение, едва ли сумеет придумать запоминающуюся историю и т.п.
 
Такие же соображения о непригодности общепринятых пособий и методов, а также стремление облегчить бедным студентам процесс обучения, по всей видимости, движут теми, кто претендует на изобретение целостной методики, охватывающей все аспекты языка. Но это редко кому удается.
 
Как правило, вся «новизна» состоит в том, что автор, изо всех сил стараясь сделать объяснения понятнее, либо сбивается на разухабистый стиль, создавая произведение из серии «занимательное языкознание» (М. Голденков, В. Шеварденидзе и др.), либо ex cathedra прописные истины, о том, например, что знать вспомогательные глаголы очень важно (Д. Осечкин). А на деле это тот же старый «Бонк», только в ухудшенном исполнении".
__
Хельга О\\\'Брайен, По методу Самоделкина, журнал "Обучение за рубежом", 2002 г., N 7-8, с. 40-41.
2004-06-17 15:00:43
Александр Соколов » Всем

Уважаемые коллеги!

 

Выкладываю отрывок из статьи про обучению креативу. Мне представляется, что явно видны "следующиие шаги".  Впрочем, судите сами... Будет интересно сравнить разные мнения.

"Интерес может представлять опыт проведения обучающих творческих занятий, или, как принято говорить в рекламе, «креативных» семинаров. Его основы разработаны в Независимом институте массовой информации и рекламы «РИМИР», адаптированы в нашем университете и применяются на когнитивных тренин-гах в рамках изучения дисциплины «Режиссура рекламы».

Основной педагогический смысл этих занятий заключается в обучении коллективному творчеству — продуцированию рекламных идей и ходов. Что делает реклама? Она показывает людям способы достижения желаний. А в основе всего лежит простая идея (точнее — ее психологическая основа): покупая товар, мы покупаем счастье. Рекламист же должен найти уникальный ход, чтобы приспособить идею к конкретному товару, к ситуации на рынке, к потребностям целевой аудитории.

Методическим ориентиром креативного тренинга служит концепция трех способов мотивирования покупки в рекламе:

— акцент делается на основном потребительском качестве товара (стиральная машина —- чистое белье);

— подчеркивается второстепенное качество (стиральная машина работает бесшумно);

— вокруг товара создается имидж, ему как бы приписываются новые свойства (стиральная машина как у эстрадной звезды).

При создании рекламных идей, придумывании хода можно применять определенные творческие игры, чтобы раскрепостить фантазию и максимально использовать творческий потенциал студентов. К таким играм относятся следующие.

«Картинки». Подготавливается большое количество вырезок из журналов: жанровые, сюжетные фотографии. Каждый студент выбирает «картинку» случайным способом и связывает рекламный ход с выбранным сюжетом. Случайно выбранный видеоряд не выступает догмой, а является отправной точкой, толчком для развития рекламного сюжета (реклама одеколона — фотография кита — морская свежесть парфюмерии).

«Образы». Из большого количества журнальных вырезок студенты или педагог отбирают определенные образы, соответствующие тем или иным заданным условиям (реклама банка — надежность -- фотография танка).

«Рекламные истории». Педагог или студент задает определенный сюжет, ситуацию, историю. Продолжение или видоизменение ее должно быть связано с предметом рекламы и позиционированием товара (оживление портрета).

«Типичная ситуация». Задается типичная (стандартная) жизненная ситуация («Летели две птицы», «В электричке было тесно», «Корабль причалил к берегу» и т. п.). Далее ситуация обыгрывается в соответствии с рекламной идеей.

«Сказка». Педагог или студент задает первую строчку сказки. Далее по кругу каждый добавляет свою строчку. 'Гак продолжается до тех пор, пока в сказке не будет задействован запланированный «мотиватор» (ударный смысловой момент — чистота белья, бесшумная работа, престижность).

«Расшифровка». Дается слово (чаще всего это название товара или торговая марка), каждую букву которого необходимо расшифровать. При этом ориентируются на необходимые в рекламе потребительские свойства.

«Рифма». Студенты подбирают рифмы к заданному слову, составляют короткие стихотворные фразы.

«Новые пословицы». Известные пословицы или поговорки модернизируются, изменяются или объединяются друг с другом до появления уникальной рекламной фразы.

«Фразы». Студенты вспоминают известные изречения, так называемые «крылатые выражения» или расхожие речевые конструкции, придумывая к ним видеоряд, соответствующий рекламной идее (Как дела? — Все «Твикс»!).

«Герой». Каждый участник формулирует рекламную идею от имени какого-нибудь знаменитого персонажа, литературного героя, политического или общественного деятеля, известного человека (Муму — страхование).

«Слова». Дается произвольный набор слов. В них включаются возможные «мотиваторы». Необходимо составить рекламные сюжеты с использованием всего набора. Составление рекламных текстов с очень разными по смыслу словами требует большого мастерства и фантазии.

Творческие задания. Сочинение и исполнение рекламных песен, фрагментов опер, оперетт, балетов, театральных спектаклей, детских утренников, капустников и тому подобное, в основе которых — определенная рекламная идея".

Зам. декана Шаталова Т.Е., Опыт подготовки студентов по специальности 35070 "Реклама" в Московского универстета культуры и искусств, в Сб.: Реклама в России: современное состояние и проблемы развтия. Материалы межвузовской научно-практической конференции 26-27 ноября 2003 г., СПбГУП, 2004 г., с. 47-49.

 

Кстати, вопрос: а где пролегает граница (ограничения) перечисленных приёмов?

С уважением,

2004-06-19 22:47:02
Кирилл Лебедев » Александр Соколов

Уважаемый Александр!

Попробую ответить на Ваш вопрос: «Кстати, вопрос: а где пролегает граница (ограничения) перечисленных приёмов?».

1) Данные приемы относятся к т.н. методам активизации творческого мышления.

Помимо перечисленных существуют:

a)    Мозговой штурм.

b)    Синектика.

c)    Морфологический анализ.

d)    Метод фокальных объектов.

e)    И другие.

Подробнее о них можно прочитать в следующей литературе:

2) Методы активизации творческого мышления нередко используют для нахождения «диких», «нестандартных», новых идей. Они позволяют устранить психологическую инерцию и упорядочить перебор вариантов (сделать его не хаотичным, а методичным, последовательным).

3) Однако, наряду с достоинствами, эти методы имеют и ряд недостатков. В основном, недостатки связаны с их переборным характером. Для того чтобы получить подходящую идею, необходимо перебрать множество вариантов. Отсутствуют и критерии выбора. Нельзя отличить, какая идея является подходящей, а какая – нет. Приходится придумывать идею, проверять – мысленно или на практике – ее пригодность, отбрасывать и придумывать снова.

С уважением,



Яндекс.Метрика