Есть необходимость разработать систему мотивации для сотрудников
Можем разработать для Вас, а можем Вас научить разрабатывать на вебинарах по умным зарплатам. На выходе - готовые решения
На сайте ведутся работы
сегодня 10929 Подписчиков
Уважаемые коллеги, слышала от знакомых, что С.В. Сычев говорит о том, что целью науки является устранение мышления... Возможно я не так это поняла. Мог бы Сергей Валерьевич, либо кто-то из ТРИЗ-ШАНС'а пояснить: в чем тут дело, либо опровергнуть...
Уважаемая Анастасия! Мысль действительно еретичная, но это только на первый взгляд.
К данной мысли подходили и ранее (Мах, Фрейд, Альтшуллер, Адам Смит, А. Сент-Дьерди, Авенариус, Кирхгофф, а даже, пожалуй, и Пушкин).
Другое дело, что она всякий раз не была доСказана. Очевидно, все же, в силу ереси.
Вот пример "почти сказанного".
Эрнст Мах: "...Более менее значительное знание достижимо только при величайшей экономии мышления. Поэтому сама наука может рассматриваться как задача на минимум, состоящая в том, чтобы возможно полнее изобразить факты с наименьшей затратой работы мышления".
А потому цель науки - устранить человеческое мышление, а не развить его.
В последнем предложении и заключена последняя "наоборотная мысль", которуя я и говорю.
Не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Идеал Науки - не в том, чтобы думали, а в том, чтобы не думали. Как и все идеалы, этот тоже не достижим до конца.
Спасибо за вопрос,
Здравствуйте,
Сергей В. Сычев, учитывая, что из приведенной цитаты Маха не следует Ваш вывод, фраза:
"К данной мысли подходили и ранее (Мах, Фрейд, Альтшуллер, Адам Смит, А. Сент-Дьерди, Авенариус, Кирхгофф, а даже, пожалуй, и Пушкин).
Другое дело, что она всякий раз не была доСказана."
называется плагиатом наоборот - приписывание своих мыслей великим. Не надо додумывать за людей - они сказали все что хотели.
Это был тезис, а теперь его доказательство. Из словаря - экономить - бережно расходовать. Значит по Вашей логике чем меньше чего-то расходуешь, тем МЕНЬШЕ этого остается у тебя.
Кроме того все трое Мах, Фрейд и Альтшуллер, труды, которых я читал, много понапутали в своих работах, так, что ссылка (да еще с душком плагиата) на их авторитет не доказательство. И чем Пушкин провинился, что в эту компанию попал. Может Вы его с Ломоносовым перепутали.
А далее вообще идет психологическая эквилибристика. После цитаты Маха, Ваш тезис в форме вывода из фактов изложенных выше. А дальше фраза по форме сравнивающая только что завершенную цитату с собственными данными. И создается полное впечатление, что Мах и выдал Ваш тезис. При быстром просмотре полное вчатление, что Мах и сказал: "А потому цель науки...." И только потом соображаешь, что Мах то конечно ошибался ... но не настолько же. И как все тонко сделано, всегда на стиль свалить можно, а кавычки на месте стоят.
Далее. У науки нет ни цели ни идеала, эти поняти применимы только к людям.
Анастасия, не верьте никому на слово, думайте своей головой, среди еретиков только 1 % чего-то стоят, остальные 99 % ...
Удачи, КВВ
Уважаемый КВВ!
1. Я внимательно несколько раз перечитал Ваше сообщение.
2. Я удалил из него все ругательства и эмоции. И оставил только следущее:
Это был тезис, а теперь его доказательство.
Из словаря - экономить - бережно расходовать. Значит по Вашей логике чем меньше чего-то расходуешь, тем МЕНЬШЕ этого остается у тебя.
Я не понял какой тезис Вы собирались доказывать. Я также не обнаружил ни одного аргумента, кроме того, что процитирован (выше синим). Это единственный Ваш аргумент?
3. На Ваши ругательства я позволю себе не отвечать.
То, что сказал Эрнст Мах действительно вынесено в отдельный абзац и закавычено.
Дословно (я-Сычев) сказал следущее:
"А потому цель науки - устранить человеческое мышление, а не развить его.
В последнем предложении и заключена последняя "наоборотная мысль", которуя я и говорю. Не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Идеал Науки - не в том, чтобы думали, а в том, чтобы не думали. Как и все идеалы, этот тоже не достижим до конца".
И за эту мысль я готов отвечать. Поэтому свои впечатления и домыслы о том, "все сделано тонко" (чтобы потом отмазаться) оставьте при себе. Именно это я хотел сказать, именно это я и сказал. И не собираюсь сваливать от ответственности за сказанное.
Одновременно я полагаю корректным ссылаться на тех, кто ранее неоднократно аргументировал эту же мысль.
И чем Пушкин провинился, что в эту компанию попал. Может Вы его с Ломоносовым перепутали.
"Наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни"
Всего доброго, учитесь.
Уважаемый КВВ!
Вы можете быть с чем - либо не согласны. Но на этом Форуме принято излагать свои мысли корректно.
Редакция делает Вам замечание относительно формы изложения (а не содержания) Ваших мыслей.
Если Вы позволите себе подобную форму еще раз, то доступ на Форум будет Вам закрыт.
Всего доброго,
Коллеги, я, к сожалению, не могу оценивать вклада уважаемого КВВ в мировую науку (не знаком с этим вкладом: возможно, уважаемый КВВ поможет ознакомиться, дав соответсвующие ссылки). Уважаемый С.В. Сычев в этом плане представлен в сети достаточно широко.
Но при прочтении следующих слов уважаемого КВВ "Кроме того все трое Мах, Фрейд и Альтшуллер, труды, которых я читал, много понапутали в своих работах" мне почему-то вспомнилась известная басня...
Всегда Ваш Яков.
Уважаемый Яков!
Случай, свидетелем которого я был: экзамен философии, экзаменатор спрашивает студента, читал ли тот Платона.
- Да, читал.
- Ну и что Вы скажете?
- Да скучновато как-то написано...
Уважаемый КВВ!
Вы пишете:
"среди еретиков только 1 % чего-то стоят, остальные 99 % ..."
Вы проводили соответствующее исследование? Где с ним можно ознакомиться? Какова величина выборки?
С уважением, Шварц К.
Добрый вечер, коллеги!
1. Мне тоже есть, что сказать на эту тему. Сделаю это чуть позже.
Пока лишь замечу, что прав Сергей Сычев, а силлогизмы уважаемого анонима КВВ напоминают мне забавный случай описанный уже упомянутым выше поэтом:
... Но, господа, забавный случай сей
На память мне другой пример приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
А все же прав упрямый Галилей ...
2. Собственно, этот мой пост посвящен след. замечанию к КВВ.
Требуя от других строго формализованных доказательств, вероятно, следует и самому их приводить.
Вы же на вопрос, адресованный Вам относительно Вашего лихого вывода по еретикам написали: "это мое личное мнение" и "я лично в жизни встретил".
Как Вы понимаете, истории о Ваших личных встречах не слишком экстраполируются в масштабный вывод:
"среди еретиков только 1 % чего-то стоят, остальные 99 % ...".
3. И я, конечно, был бы рад услышать от Вас: что напутал в своих исследованиях Зигмунд Фрейд (Эрнста Маха уже поминали с избытком, а Ваше отношение к ТРИЗ слишком эмоциональное, чтобы Вы могли комментировать работы Г.С.Альтшуллера).
4. Мои замечания по п.п. 2 и 3, разумеется, не избавляют меня от необходимости привести аргументы по п.1.
С Уважением ко всем участникам ,
Уважаемые господа!
Мне хотелось бы вернуться к просьбе Анастасии:
« целью науки является устранение мышления...».
Вопрос видимо не в том, что «Сергей Валерьевич говорит…» а в том: действительно ли целью науки является устранение мышления?
И прежде всего, согласно правилу Сократа, надо бы определиться: о какой науке мы говорим?
Мне кажется важным различить по крайней мере две науки:
- целью первой является изучение Природы и Мира для ПОНИМАНИЯ ИХ;
- целью второй является собственное выживание, а для этого все средства хороши.
Это чисто условное разделение помогает видеть, что первая – назовем ее Наука – создает средства ДЛЯ мышления как определенные стереотипы: понятия, термины, теории. Становится легче мыслить (то есть получать определенные результаты с помощью мышления).
Вторая – назовем ее Научка – создает рефераты, диссертации, плодит дезинформационный шум, затрудняющий понимание, обучение и другие важные процессы. Она действительно «устраняет мышление» первого вида: люди начинают говорить и писать, не понимая: что и о чем они говорят. Мамардашвили писал примерно так: «создается впечатление, что у этих людей волосы растут внутрь». И мысли там блуждают…
Такова последовательность развития – все проходит три этапа и доводится до отрицания себя.
Было бы хорошо Анастасии познакомиться с работой Злотина-Зусман по творческим коллективам.
Всего наилучшего!Здравствуйте,
Уважаемый Сергей В. Сычев.
Цитата:
А экономит Б – следовательно, А устраняет избыточный расход Б.
Это был ответ в Вашей модели.
Извините, но это не ответ потому, что А устраняет Б и А устраняет избыточный расход Б это разные тезисы (ответы). С формой "устраняет избыточный расход" я абсолютно согласен, и она корректна в контексте цитаты Маха.
Далее. 1-5 согласен при всех Х. (Это то же , что и я пытался сказать (ряды стремящиеся к 0), но гораздо лучше выражено.)
Пока я считаю, что истинность или ложность 6. зависит от Х.
Я вполне согласен, что из цитаты Маха и простых наблюдений следует, что наука, выявляя способы решения некоторых задач, дает возможность технологии (технике) устранить человеческое мышление из актов решения этих задач, при условии, что эти задачи решаются не с целью научного познания явлений, существенных для данной задачи. (Далее Вывод1) Например компьютерные программы основанные на теории гравитации Ньютона позволяют исключить мышление из актов решения задач по баллистике, но не позволили Энштейну устранить мышление при разработке им своей теории гравитации.
То есть если Х это акт решения задачи Ваша модель не вызывает возражений. Однако если Х это человек, то Вывод1 и Ваш тезис "Наука устраняет человеческое мышление" – это разные мысли. Разные прежде всего по объему устраняемого Объем понятия человеческое мышление гораздо шире объема понятия человеческое мышление в акте решения типовых задач при условии…и т.д.
Таким образом и по моей и по Вашей модели мы к настоящему моменту подошли к ключевому вопросу: "Каким образом Вы обосновываете переход от истинного узкого понятия к более широкому?" Если для этого нужна другая логика, то, пожалуйста, укажите где ее найти или познакомьте меня с ней здесь. И отвечает ли эта другая логика на вопрос, чем занимается человек, в то время, которое он сэкономил, устранив мышление в актах решения … и т.д. по Выводу1.?
С уважением, КВВ.
самый первый пост КВВ шапкозакидательский;
Весьма возможно, но точно можно будет сказать только по окончании дискуссии с уважаемым Сергеем В. Сычевым.
КВВ своих работ по тематике дискуссии не приводит;
Естественно, их у меня просто нет. В науковедении я дилетант в начальном смысле этого слова - знающий, но не открывающий.
КВВ предлагает написать "как ведут себя личинки рыб во время покатной миграции"
Это мой вклад (с 1980 г.) в "мировую науку", который Вы меня и просили указать
или указать "практичный способ как найти призвание в жизни".
А это вклад в практику или полезная эвристика. Других публикаций у меня нет.
Уважаемый, Яков Немировский.
Прошу прощения я ошибся и забыл подписать, свой ответ.
С уважением, КВВ он же
Костин Василий Викторович, 1952 г. рождения, С 1980 г. В Институте проблем экологии и эволюции РАН, ихтиоэтолог, специализация миграционное поведение молоди рыб, кбн с 1995 г.
Уважаемый Василий Викторович,
Благодарю Вас за понимание.
Ваш Яков.
Уважаемые коллеги!
Мне кажется "логичным" (это слово я беру в кавычки, т.к. хочу избежать связи с формальной логикой) посмотреть на эту проблему с двух точек зрения: точки зрения создателя методики (науки) и точки зрения пользователя методики (науки).
Объект, процесс, количество. | Создатель методики (науки). | Пользователь методики (науки). |
Методика (наука). | Создает. | Использует. |
Мышление. | Затрачивает на создание методики. | Экономит при решении задач с испольованием методики. |
Количество разработчиков/пользователей. | Единицы. | От нескольких сотен до сотен миллионов. |
Дальнейшие выводы можно сделать, посмотрев на предложенную таблицу.
С уважением,
Уважаемый КВВ!
Любое обсуждение можно вести на одном из трех следующих уровней:
1) Эмоциональном.
2) Уровне слов.
3) Методическом.
На эмоциональном уровне дискуссия сводится к обсуждению личностей участников. Нередко оппоненты используют оскорбления, прямые или косвеные грубости.
На уровне слов дискуссия превращается в спор вокруг понятий, точных определений. Нередко используются такие приемы, как:
Прием 1. «Сужение смысла понятия с помощью определения из словаря»,.
Прием 2. «Произвольное расширение смысла»:
- «путем приведения примера не из-той области»,
- «путем рассуждения вообще, вне контекста»,
- «путем достраивания суждения своей (надуманной !) цепочкой».
На методическом уровне обсуждаются реальные проблемы, ставятся задачи и предлагаются их решения. Участники дискуссии предлагают парадигмы, которые «сворачивают» (объясняют) имеющиеся факты, предлагают решения поставленных задач.
Возможны, конечно, и комплексные варианты, но, в целом, преобладает один из уровней.
Если участник не может и/или не желает вести дискуссию на методическом уровне, он непременно «скатывается» либо на информационный («цепляние к словам»), либо эмоциональный (оскорбления явные или неявные) уровни. И, наоборот, чем больше человек заинтересован в постановке и решении конкретных задач, в создании и тестировании парадигм, тем больше он стремится вести обсуждение на методическом уровне.
В заключение приведу табличку, которая, надеюсь, будет полезна:
Уровень обсуждения | Действия участника | Решаемые задачи |
Эмоциональный | Обсуждение личностей. Использование прямых и косвеных оскорблений. | Психотерапевтические. |
Словесный | Спор вокруг понятий, точных определений. Произвольное толкование (сужение или расширение смысла) слов оппонента. | Психотерапевтические. Удовлетворение желания поразвлечься. |
Методический | Точная постановка конкретной задачи и ее решение. Выработка гипотез, парадигм, «сворачивающих» реальные (а не надуманные!) факты. | Решить конкретную задачу. Помочь коллеге в решении задачи. Разработать метод. |
С уважением,
Сообщение КВВ7
Уважаемый Кирилл Лебедев. Я Вас не понял.
Я считаю, что (в сообщении квв 6 ) квв6.1. фиксирует уже пройденный путь в дисскуссии, с которым, я предполагаю, согласны все участники. квв6.2. уточняет задачу, а квв6.3-5 разбивают ее на подзадачи. Стандартный прием решения сложных задач. Примечание иллюстрирует квв6.5. Если я правильно понял Вашу логику, то мои последние сообщения попадают под определение методического уровня.Но тогда зачем так много слов? Пожалуйста поясните Вашу мысль.
С уважением, КВВ.
Уважаемые Коллеги!
Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить Кирилла Лебедева за компактные и удобные формулировки, которые я полностью разделяю.
Спасибо,
Сообщение квв8
Здравствуйте!
Уважаемый Михаил Опанасенко, возможно Вы меня не поняли, из-за того что я плохо написал.
Аналогия с аптекарем приведена в примечании к квв6.5. И относится только к нему. Ее цель не опровегнуть оппонента, а пояснить почему я считаю, квв6.5. важным учитывать в дисскуссии. Поясню эту аналогию.
Наука выявляет (создает) возможность устранения ...
Аптекарь изготовляет яд
Техника, используя результаты науки, устраняет ...
А ядом, купленным у аптекаря, убивает Б
Использование фразы "наука устраняет ..." вместо фразы "
техника, используя результаты науки, устраняет ..."
настолько обосновано, насколько обосновано наказание аптекаря вместо А.
На практике аптекаря не наказывают (практика критерий истинности)
Вы вводите в систему лишние элементы.
Техника (технология) ведена не в квв6., а в моем ответе уважаемому Сергею В.Сычеву от 23.12.2003 15:20:07 в "Вывод1" В квв6. только приведены основания для этого - логическое (0.) и иллюстративное (аналогия с аптекарем).
Суважением, КВВ.
Сообщение квв9
Здравствуйте, уважаемый Сергей В. Сычев.
0. По поводу моего сообщения квв6. (ответ Кириллу Лебедеву Дата: 24.12.2003 18:11:54) Я еще не освоил полностью технику форума (например, гиперссылки у меня пока не получаются) и слишком поздно сообразил, что Вам может быть не удобно читать мои сообщения, адресованные другим участникам форума (возможно Вы используете кнопку "все ответы..."). Если это так, то я постараюсь не допускать впредь таких ситуаций.
И еще вопрос: "У Вас на форуме принято говорить по очереди или по мере появления мыслей?" Мне бы не хотелось повторно нарушить как писанные, так и неписанные правила форума.
Теперь по существу Вашего сообщения, в основном, я с ним согласен, но есть уточнения.
1. Мне кажется, что Ваше 1. указывает на "место" первого нашего разногласия, а Ваше 2. - это суть его. То есть это одна задача, которую в квв6.3. назвал статической и дал логически эквивалентную формулировку. Но если Вам удобнее разбить ее на две, выбрать любую из формулировок, то у меня нет возражений.
2. Ваше 3. Согласен (квв6.4. логически эквивалентна - выбор на Ваш вкус).
3. Вы пишите:
Вы признали применимость обсуждаемого тезиса для частных случаев, но не в целом.
Мне кажется это не точно. Цитата из того ответа, что Вы цитировали:
Я вполне согласен, ... что наука, выявляя способы решения некоторых задач, дает возможность технологии (технике) устранить ...
То есть, я сказал, что согласен не с
применимостью обсуждаемого тезиса для частных случаев, а применимостью модифицикации обсуждаемого тезиса для частных случаев. Почему я согласен только с модификацией тезиса я объяснил в квв6.0 логически, а в примечании к квв6.5. аналогией. Она, судя по откликам, оказалась плохо выражена, поэтому в квв8, повторена в полностью развернутом виде.В связи этим мне кажется, что необходимо обсудить и это разногласие, которое в квв6.5. сформулировано так:
Операционная задача. Необходимо доказать, что конструкция: "техника, используя результаты науки, устраняет …" логически эквивалентна конструкции: "наука устраняет…".
Я сознаю, что эта задача отличается от двух выше указанных, некоторым "привкусом этики", чем перекликается с понятием "идеал", использованным в Вашем первом сообщении. Поэтому мне преставляется разумным, заняться ей после решения первых двух задач или вопросов.
4. Я считаю (основания приведены в квв6.2.), что обсуждаемый тезис Наука устраняет человеческое мышление приведен в сокращенной логической форме, а его полная логическая форма - Наука устраняет всё человеческое мышление.
Если Вы с этим согласны, то, пожалуйста, подтвердите, а если не согласны, то укажите, пожалуйста, его правильную логически-полную форму. А то вдруг окажется, что мы говорим о разных вещах. Из Ваших слов:
... аргументации в пользу общего принципа ... (подчеркнуто КВВ)
вроде бы следует, что обсуждаемый тезис - общеутвердительное суждение, но в таком важном вопросе, лучше расставить все точки над "и".
С уважением, КВВ.
P.S. Прогноз неотъемлемое право каждого :-) {доброжелательная улыбка}
Уважаемый КВВ!
Пожалуйста поясните Вашу мысль.
Поясняю.
Для того, чтобы вести обсуждение на методическом уровне, необходимо сначала поставить задачу.
Какую конечную задачу Вы решаете? Выберите, пожалуйста, из перечисленных или назовите сами:
1) Вас задело высказывание С.В. Сычева, вызвало неприятные эмоции, и Вы включились в обсуждение, чтобы эти эмоции слить.
2) У Вас есть свое понимание науки, того, что она делает, как влияет на мышление. И Вы это понимание отстаиваете. В таком случае, каково же оно?
3) Что-то иное. Что?
С уважением,
Здравствуйте!
Уважаемый Михаил Опанасенко,
d. Учителя похвалили (наградили) за успехи в обучении детей, а ученого нет.
Ученый только создал возможность (благодаря методике только появилась возможность), а обучал (устранял потребность в гениальности), то есть реализовал возможность, учитель.
С уважением, КВВ.
Увжаемый, Кирилл Лебедев,
я, считаю, что решаю задачу 2).
Моя формулировка :
а) Наука создает возможности для развития мышления у большинства людей.
Механизм: техника, используя результаты науки, сокращет необходимое трудовое время, увеличивая тем самым свободное время. С увеличением свободного времени человек может больше заниматься наукой и исскуством. То есть формами деятельности которые явно (наука) или весьма возможно (исскуство) развивают мышление.
б) Занятие наукой развивает мышление у меньшинства людей (ученых). Не буду спорить и против таких форм Наука развивает мышление [у меньшиства] людей.
в) Занятие наукой одна из форм удовлетворения генетически детерминированной потребности людей - исследовательского инстинкта.
С уважением, КВВ.
Уважаемый Василий Викторович!
d. Учителя похвалили (наградили) за успехи в обучении детей, а ученого нет.
Ученый только создал возможность (благодаря методике только появилась возможность), а обучал (устранял потребность в гениальности), то есть реализовал возможность, учитель.
Не убедительно.
А Вы строили свою аргументацию на следующем: "На практике аптекаря не наказывают (практика критерий истинности)"
Тот факт, что на практике не наказывают аптекаря никак не экстраполируется на ситуацию с ученым (тоже на практике). Да и вообще отношения к ней не имеет.
Успеха,
Уважаемый Василий Викторович!
Возьмем два тезиса.
Тезис-1. (С.В. Сычева).
А потому цель науки - устранить человеческое мышление, а не развить его.
Тезис-2. (Ваш).
Наука создает возможности для развития мышления у большинства людей.
Оба этих тезиса образуют противоречие.
Как человек, знакомый с ТРИЗ (во всяком случае, с его основами), скажите, каким образом можно разрешить указанное противоречие?
С уважением,Здравствуйте!
Уважаемый Кирилл Лебедев,
Мне кажется, что Вы несколько торопитесь, и у нас сейчас ситуация (этап) перехода от изобретательской ситуации к изобретательской задаче.
На данный момент это противоречие словестное и может быть связано с разным пониманием слов, разным пониманием правил логики и просто ошибкой в доказательстве одно из суждениий или даже их обоих.
По правилам логики из двух утверждений А и неА одно истино, а другое ложно. Поэтому логическое противоречие возникнет только тогда, когда окажется, что оба, обязательно оба тезиса истинны.
Насколько я понял и в ТРИЗЕ оба суждения противоречия должны быть истинными, оба требования к системе должны быть такими, чтобы без их выполнения система не работала, а иначе собственно и противоречия не будет.
То есть сейчас мы собственно и выясняем есть ли противоречие или его нет.
С уважением, КВВ.
Здравствуйте!
Уважаемый, Михаил Опанасенко, Устранение мышления техникой это закономерный процесс, а все Ваши предположения, это случайные отклонения от закономерности выражаемой принципом каждому по заслугам. Следовательно, случай с учителем не может быть аналогией, поскольку нет соотвествия по важно компоненте.
Хорошо признаем, что предыдущие аналогии оказались не удачны. И попробуем попроще.
Ответьте пожалуйста на вопрос.
Если Ваня сделал метлу, а Маша подмела ею пол, то кто устранил мусор с пола?
С уважением, Василий.
Здравствуйте.
Уважаемый Михаил Опанасенко, у меня сложилось впечатление, что мы говорим о разных вещах.
Наша минидискуссия Началась с аналогии с аптекарем. Я сразу уточнил (см. квв8 от 25.12.2003 17:00:29), что эта аналогия относится только к частному подвопросу общей дискуссии, а именно к логической эквивалентности фраз: "техника, используя результаты науки, устраняет …" и "наука устраняет…" (см. квв6.5).
Я считаю, что если доказано, что
1. наука выявляет возможность устранения Х и
2. техника устраняет Х
то в этом случае фраза
"техника, используя результаты науки устраняет Х" - верная, правильная,
а фраза "наука устраняет Х" - неправильная, не логичная.
Говорить, что наука устраняет Х также странно на мой взгляд, как и говорить, что Ваня устранил мусор с пола.
Только об этом я и говорил, только для этого и приведены аналогии с аптекарем и Ваней-Машей.
Вопрос о том, кто на самом деле устраняет Х наука или техника - это другой вопрос, он за рамками нашей минидискуссии и к нему не относится ни одна из аналогий. Если Вы хотите обсудить его, то пожалуйста, но давайте точно определимся, какой подвопрос общей дискуссии мы обсуждаем, чтобы оставаться на методическом уровне (по определению уважаемого Кирилла Лебедева).
Таким образом, согласны ли Вы, чтомы обсуждали этот маленький подвопрос общей дискуссии, что я указал?
Если Вы считаете, что мы обсуждали другой подвопрос, то уменя будут к Вам две просьбы:
а) укажите пожалуста согласны ли Вы с моим мнением в том подвопросе, который я считал, что мы обсуждали.
б) укажите пожалуйста тот вопрос, который обсуждали Вы.
С уважением, КВВ.
Уважаемые, господа, подскажите пожалуйста.
Я хочу в сообщение поместить ссылку на другое сообщение данной темы. Где взять, как получить, те символы, что надо вставлять в окошко URL в диалоге гиперссылки?
В HELP и Памятке я ничего по этому вопросу не нашел.
Заранее благодарен, КВВ
Уважаемый Василий Викторович!
1. Выбрали ли Вы уже себе редактор сообщений?
2. Если нет, то, пожалуйста, выберите здесь. Для того, чтобы вставлять гиперссылки, надо выбрать редактор "расширенный" или "профессиональный.
Лучше "профессиональный", поскольку в нем есть возможность вставки разных типов ссылок.
3. Для того, чтобы вставить ссылку на любое сообщение текущего обсуждения, следует:
3.1. Слева на панели в группе "АВТОРЫ" выбрать то сообщение на которое надо сослаться
Выглядит это так (слева; если не видно, то прокрутите вверх):
Анастасия | |||
Сергей В. Сычев | => | Анастасия | |
Логинов М.В. | => | Всем | |
КВВ | => | Всем |
.... и т.д. ...................
Предположим Вам надо сослаться на сообщение
Логинов М.В. => Всем
Тогда Вы "кликаете" на нем мышкой. Осуществляется переход к этому сообщению.
3.2. Затем Вы берете ссылку в командной строке броузера.
3.3. ... и вставляете ее в окошко диалога гиперссылки.
Если Вы выбрали "профессиональный редактор", то, пожалуйста, обратите внимание на меню "target" (внизу слева).
Для ссылки на сообщение текущего обсуждения лучше выбрать в этом меню позицию "Same Window (_self)". Тогда ссылка откроется в текущем окне (просто осуществится переход к сообщению на которое Вы сослались).
Успеха!
Уважаемые Коллеги!
1. Для удобства Редакция структурировала обсуждение следующим образом:
Все - раздел обсуждения, в который мы попадаем "по умолчанию" и в котором отображаются все сообщения в порядке их поступления.
Далее идут тематические нити, в которых те же самые сообщения отображаются в определенном контексте:
2. Разумеется, те сообщения, которые должны отображаться сразу в нескольких нитях в нескольких нитях и отображаются. (С тем, чтобы не "разрывать контекст"). Поэтому часто стартовые сообщения отображаются практически везде, а затем идут "расхождения".
Уважаемая редакция, спасибо за помощь с гиперссылками, отдельное и большое спасибо за разметку гиперссылок в моих предыдущих сообщениях.
Пусть новый год будет для вас удачным.
С уважением, КВВ.
Уважаемые коллеги!
Вероятно, полезно дополнить это обсуждение фрагментом из книги:
"В процессе развития технической системы происходит поэтапное вытеснение из нее человека, то есть техника постепенно берет на себя ранее выполнявшиеся им функции, тем самым приближаясь к полной (выполняющей свои функции без участия человека) системе. Вытеснение человека из технической системы фактически означает последовательную передачу машинам физического, монотонного труда и переход человека к все более интеллектуальным видам деятельности, то есть отражает общее прогрессивное развитие общества.
Возможны два пути вытеснения человека из технической системы.
Первый - вытеснение человека как индивида, замена его деятельности устройствами, выполняющими те же операции. В подавляющем большинстве случаев это неверный, тупиковый путь.
Второй, более эффективный - отказ от «человеческого» принципа работы, технологии, рассчитанной на человеческие возможности и интеллект. Это становится возможным только после выявления, упрощения и «деинтеллектуализации» выполняемых функций. [...]
Подавляющее большинство существенных систем неполно. Недостающие части замещает человек, но по мере развития системы все большее количество функций передается машине, полнота ее увеличивается. Развитие техники начиналось с досистемного уровня, когда человек не имел никаких инструментов кроме собстенных рук, зубов, ногтей и т. п., и в дальнейшем шло путем последовательного вытеснения человека сначала внутри одного уровня, а затем на более высоких и сопровождалось следующими событиями.
При вытеснении с исполнительского уровня:
с уровня управления:
с уровня принятия решений:
Вытеснение человека быстрее и легче всего происходит на первом уровне и с большим трудом идет на третьем, потому что человек является гораздо более эффективной «информационной машиной», нежели «энергетической».
Понимание закономерностей последовательного вытеснения человека из технической системы позволяет вести работу по ее совершенствованию целенаправленно, избегая типичных ошибок, связанных с забеганием вперед, то есть попытками вытеснения человека с более далеких этапов, не обеспечив вытеснение с предыдущих, например автоматизация управления системы (3,3), в которой основным источником энергии все еще остается человек (1.3)".
Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. и др., Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Каpтя Молдовеняскэ, 1989 г., с. 33-35.
Здравствуйте, уважаемые Кирилл Шварц и Георгий Соколов!
Вы оба привели цитаты из работ Г.С.Альтшуллера из которых я сделал следущий вывод.
Г.С.Альтшуллер на основании выявленных закономерностей развития технических систем считал, что в будующем возникнет конструкция с искусственным интеллектом (ИИ). И этот ИИ вытеснит человека, как менее приспособленного. Примерно как серая крыса вытесняет черную. В связи с этим у меня к вам обим два вопроса.
1. Я правильно понял смысл цитат?
2. Вы сами придерживаетесь такого же мнения?
С уважением, КВВ.
Уважаемый Сергей В. Сычев
Вы предлагаете понимать мышление исключительно как процесс, происходящий в голове, когда обладатель ее пытается решить задачу, которую он не знает, как решать. Одновременно вы просите оппонента привести пример мышления, не предполагающего решения какой-либо задачи. Интересно, какого ответа, вы, собственно, ждете? Очевидно, что если согласиться с вашим определением, то никакого примера привести будет нельзя.
Тем не менее, то, что вы имеете в виду, все же проясняется. Следует ли вашу фразу, начавшую дискуссию, понимать так: "Наука устраняет процесс поиска решения из задач, решения или способ решения которых уже найдены. В этом заключается цель науки"?
Если да, то с первой частью вряд ли кто-то будет спорить (хотя, замечу, находить решения может не только наука, но и обычная житейская практика). Вторая же часть утверждения весьма спорна, да что там --- просто неверна. Целью науки является установление истины, получение достоверного знания об окружающем мире. Установить всю истину невозможно; более того, похоже, что чем больше мы знаем, тем больше граница неизведанного, так что тут ни с какой стороны к "устранению" мышления прийти вроде нельзя.
Ваша реплика?
Уважаемый М. Едошин!
1. Отвечаю на Ваш первый вопрос:
"Вы предлагаете понимать мышление исключительно как процесс, происходящий в голове, когда обладатель ее пытается решить задачу, которую он не знает, как решать. Одновременно вы просите оппонента привести пример мышления, не предполагающего решения какой-либо задачи. Интересно, какого ответа, вы, собственно, ждете?"
Ответ: Оппонент сможет привести такие примеры. Ибо, в отличие от меня, от считает, что "Объем понятия "человеческое мышление" гораздо шире объема понятия человеческое мышление в акте решения типовых задач при условии…и т.д.".
Я бы хотел получить соответствующий пример. Прочитав такой пример, я лучше пойму его позицию.
2. Отвечаю на Ваш второй вопрос:
"Следует ли вашу фразу, начавшую дискуссию, понимать так: "Наука устраняет процесс поиска решения из задач, решения или способ решения которых уже найдены. В этом заключается цель науки"?"
Ответ: Наоборот. Наука создает методы решения тех задач, для которых ранее требовался "поиск".
После создания методов решения, "поиск" уже не требуется. В создании таких методов (в устранении "поиска", в превращении ранее нетривиальной задачи в типовую) и заключается цель науки.
3. Вы также пишете:
"Целью науки является установление истины, получение достоверного знания об окружающем мире".
Истина конкретна. Приведите и Вы конкретный пример, когда "истина ищется", а "никакие задачи не решаются".
4. Вы также пишете:
"... чем больше мы знаем, тем больше граница неизведанного"
Бесспорно. Так оно и есть. Хорошую метафору для этой мысли придумал Лео Сциллард: "Предположим шар - это знание, а пространство, что его окружает - это незнание. Если шар маленький, то и площадь соприкосновения с незнанием - маленькая. Если шар растет, то и соотв. площадь растет тоже".
Если Вы имели в виду эту мысль, дайте знать. Если другую - уточните.
Спасибо,
P.S. Кстати сказать, понятие "истина" для науки часто является лишним. Можно и без него обойтись. Однако эту мысль я пока развивать не буду, чтобы не создать оффтопика (по крайней мере, до окончания текущей дискуссии).
По ТРИЗ: все системы развиваются в направление идеальности, и идеальной системой является такая система, которой нет, а функции ее сохраняются. При этом функции подсистемы переходят в над систему.
1. Отсюда следует, что идеальным мышлением /творческим процессом/, является такое мышление /творческий процесс/, которого нет, а функции его выполняются. Функции мышления как подсистемы сознания при дальнейшем развитии должны перейти непосредственно в сознание.
То есть, идеальным развитием мышления будет осознание без мысли, при котором объекты, события, ситуации непосредственно, а не опосредованно как при мышлении, отражаются на центральной нервной системе во всем многообразии и взаимодействиях, и происходит постижение их смысла и значения. При этом результаты таких составляющих процессов мышления как анализ, синтез, обобщение и т.п., получаются не опосредованно, а непосредственно.
При безмысленном осознании отсутствует такое явление как психологическая инерция, поскольку отсутствует сам процесс мышления, значительно повышается различающая способность сознания и увеличивается его объем за счет отражения на центральной нервной системе неосознанной реальной действительности, бывшей до этого за порогом восприятия.
И значительно возрастает скорость осознания, поскольку не затрачивается время на процесс мышления.
Многие выдающиеся музыканты, поэты, художники, философы, естествоиспытатели говорили о «высшем озарении» в состоянии «осознания без мысли».
Идеальным же конечным результатом повышения различающей способности и увеличения объема осознания будет абсолютное отражение всей реальной действительности на центральной нервной системе во всем многообразии и взаимодействиях, и постижение ее сущности и значения.
Таким образом, "осознание без мысли" при дальнейшем развитии сменяется "осознанием без сомнения" и любая деятельность должна стать выражением этого осознания.
2. Рассмотрим идеальное развитие восприятия как инструмента осознания.
При дальнейшем развитии сознания целостное отражение предметов, событий и ситуаций и постижение их смысла и значения должно происходить непосредственно в сознании, минуя восприятие как процесс - функция восприятия как подсистемы сознания переходит непосредственно в сознание?! Что приведет к еще большему увеличению скорости осознания, и его объективности. /функция восприятия как подсистемы сознания переходят непосредственно в сознание/
Но, так как «окрашивание» и другие искажения происходят не только в процессе восприятия и осознания реальной действительности, но и в процессе выражения осознанного.
Для успешного творчества необходимо приобретение и развитие определенных знаний, умений и навыков для адекватного выражения осознанной Реальности в соответствующих видах деятельности. В том числе обязательно развитие словесно-логического (понятийного) мышления и "богатого" понятийного запаса с точным знанием понятий для отображения осознанного в общепринятых словесно-логических символах.
Пока не для того, чтобы что-то доказать, а стимулировать обсуждение крайне важной темы!
С уважением, Ерёмин Е.Г.
Здравствуйте!
Просто в данном случае я рассматриваю только функции.
Функции элементов подсистемы должны перейти к элементам надсистемы.
Система (элемент) должны раствориться в надсистеме: система (элемент) есть и её нет.
Иначе мы никуда не денемся от функций расплаты.
Старый классический пример: в самолете "АН-22" задняя нижняя часть корпуса является грузовым трапом, по которому в самолет въезжает техника: трапа нет, а функция его выполняется частью самолёта.
P.S. Я имею ввиду развитие именно человеческого мышления, а не просто технических костылей (типа компьютера) пусть даже очень совершенных.
С Уважением, Ерёмин Евгений.
Уважаемые Коллеги!
Разумеется, сообщение Коллеги Дмитрия Шубина не относится к сообщениям Коллеги Е.Г. Еремина.
Редакция выделяет обсуждение, инициированное Коллегой Е.Г. Ереминым в отдельную нить, находящуюся в контексте настоящего обсуждения.
Спасибо,
Сергею В. Сычеву
Под мышлением обычно понимается познавательная деятельность. В нее, в частности, входит вся практическая деятельность, дающая опыт. В контексте нашего обсуждения в мышление (=познавательную деятельность) входит и решение задачи по известным методикам; ведь никогда нельзя утверждать, что какое-то явление исследовано до конца, а узнать что "дальше", за пределам известных методик, можно только на практике (=мышлении).
Поиска решения новой задачи при этом действительно представляет собой только часть мышления; примерами мышления, не решающего никаких задач, является любая практическая деятельность, в т. ч. решение любых задач, хоть по таблице умножения, или, например, не преследующее никаких целей наблюдение. Разумеется, можно утверждать, что это тоже решение новых (ведь новизна для вас важна?) задач, но для этого придется чрезмерно расширить понятие "решения задач": т. е. наблюдая за явлением я "решаю новую для меня задачу наблюдения", забивая гвоздь в доску я "решаю новую для меня задачу экспериментального исследования процесса забивания гвоздя" и т. п., вплоть до "я решаю задачу отыскания и постановки задачи". Понятие "задачи" в ТРИЗ шире, чем в математике, но не до такой же степени.
Это, впрочем, не так и важно; употребляйте слова, как хотите, хотя, конечно, было бы удобнее придерживаться общепринятых значений. Насколько я понимаю, утверждая, что "цель науки --- устранение мышления" вы употребляли слово "мышление" в вашем значении, т. е. "процесс поиска решения новой задачи". Решение задачи по известной методике либо считывание готового ответа (например, нахождение произведения 2х2) вы мышлением не считаете. Таким образом, вы утверждаете, что цель науки --- устранение "процесса поиска решения новой задачи". Это очевидно неверно; как раз с развитием науки процесс поиска решений новых задач усилился, по крайней мере количественно --- ведь и новых задач стало во много раз больше. Видимо, я вас не так понял, но единственный вариант толкования, который я вижу, такой: вы утверждаете, что цель науки --- устранение процесса поиска решения из задач, которые уже решены. Т. е. цель --- не решать одну и ту же задачу дважды, что ли? Существенное открытие, что и говорить.
Пока вроде все. Да, я имел в виду именно эту фразу, хотя и не знал, что она принадлежит Лео Сцилларду (и, откровенно говоря, не знаю, кто такой Лео Сциллард :-)
Е. Г. Ерёмину
Непосредственное осознание, как я понимаю, это то, что описано у Лема в "Формуле Лимфатера"? Однако это все-таки фантастика и для начала неплохо было бы показать, что объекты вообще могут отражаться на центральной нервной системе непосредственно, а не опосредованно, а уж потом рассуждать о свойствах такого мышления :-) То, что говорят выдающиеся музыканты и т. п. о "высшем озарении" в состоянии "осознания без мысли" таковым не является и представляет собой психологическую иллюзию.
Редакции
Очень удивлен репрессиями против В. В. Костина. Хотелось бы все-таки прочитать его сообщения и самому оценить меру грубости и прямых оскорблений, а не полагаться на мнение безымянной "редакции", особенно когда та берется констатировать "подмену тезиса" и другие тонкие моменты.
Уважаемый г. М. Едошин!
Правила на этом Форуме устанавливаются Редакцией.
Вы согласились с ними во время регистрации.
Это истина не подлежащая обсуждению.
Здравствуйте!
В ответ на Ваше высказывание:
«Однако это все-таки фантастика и для начала неплохо было бы показать, что объекты вообще могут отражаться на центральной нервной системе непосредственно, а не опосредованно, а уж потом рассуждать о свойствах такого мышления :-)»
Предлагаю следующие:
"Правило первое: не следует загадывать заранее, возможно или невозможно
достичь идеального результата.
Вспомним, например, задачу о подъемном устройстве для транспортных самолетов.
Идеальным результатом в этой задаче было бы следующее: при погрузке на самолете
появляется кран, затем в полете этот кран исчезает, а при разгрузке на другом аэродроме
он появляется вновь. На первый взгляд это совершенно невозможно осуществить. Однако
каждое изобретение, как уже говорилось,- путь через "невозможно". И в этой задаче
"невозможно" означает лишь "невозможно известными способами". Изобретатель должен
найти новый способ, и тогда невозможное станет возможным. [...]
Правило второе: не надо заранее думать о том, как и какими путями будет
достигнут идеальный конечный результат".
Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., "Московский рабочий", 1973 г., с. 130-132.
Взято из:
Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы. Версия 1.01.
Электронная книга.
Официальное издание Фонда Г.С. Альтшуллера.
(c) Правообладатели: тексты Г.С. Альтшуллера, 1998, 2003 г.г.
(c) Система "ТРИЗ-ШАНС": программирование и дизайн, 2003 г.
С сайта www.altshuller.ru
PS.
Было бы очень интересно обсудить, как достичь «осознания без мысли» используя для открытия методов аппарат ТРИЗ!? А?
С уважением, Ерёмин Евгений.
Уважаемая редакция,
Согласен, что правила устанавливаются редакцией и не обсуждаются. Можно ли узнать, кто входит в редакцию?
Уважаемый Сергей,
Дело в том, что я читал ваш ответ и не один раз; все пытаюсь понять вашу мысль о науке, как устранителе мышления. Очевидно, что в первозданном виде она до меня не доходит, потому что мой словарь отличается от вашего. Вот я и составляю свои определения, размазывая их поподробнее, чтобы яснее было. Давайте я еще раз сформулирую, как я вашу мысль понимаю:
Наука занимается решением задач. В науке существует тенденция решать как можно более общие задачи (так сказать, массовые задачи, проблемы). Экстраполируя эту тенденцию в будущее, получаем, что когда-нибудь наука решит "общую проблему всего", после чего для решения любой частной проблемы нужно будет просто подставить конкретные значения в формулу и через конечное число четко определенных шагов получить ответ.
Так?
Теперь к вопросу, что относить к мышлению, а что нет. Представьте, что у вас есть возможность воочию наблюдать электрохимические процессы нервной системы. Как вы думаете, сможете ли вы по внешнему виду этих процессов определить, мыслит ли человек (в вашем смысле), или же занимается "тупой работой", или решением задачи по готовой методике (например, умножением 1214 на 8377), или наблюдением?
Спасибо за доброжелательный ответ.
>Теперь к вопросу, что относить к мышлению, а что нет...
Судя по всему, ключевым моментом является ответ на вопрос: "Можно ли отнести к мышлению следующие действия:
1. "не преследующее никаких целей наблюдение"
2. "считывание готового ответа"
3. "забивания гвоздя в доску"
4. ........ ?
Свой ответ я дал.
Считаю полезным задать еще два вопроса:
а. Кто такие "Мыслители"?
б. За что (за какие действия, проявления...) человека называют "Мыслителем"?
Вы пишете:
"Представьте, что у вас есть возможность воочию наблюдать электрохимические процессы нервной системы. Как вы думаете, сможете ли вы по внешнему виду этих процессов определить, мыслит ли человек (в вашем смысле), или же занимается "тупой работой", или решением задачи по готовой методике (например, умножением 1214 на 8377), или наблюдением?"
Ответ:
Насколько знаю э/х процессы во время мышления (т.н. "генерализованная функция", в которой задействованы разные очаги и отделы мозга), наблюдать в деталях ПОКА нельзя.
Томограф фиксирует очаги + их динамику
Нейрофизиологи делают акцент на СВЯЗИ отделов мозга при мышлении, а не на самих очагах.
Но, тем не менее, предположим, что есть некий "демон", который это смог увидеть. Возможны два варианта.
Вариант 1. Он увидел разные электрохимические процессы для "тупой работы" и для "мышления".
Вариант 2. Он увидел одинаковые электрохимические процессы для обоих случаев.
Спрашиваете ли Вы меня о том, какой из двух случаев, я считаю более вероятным? Или иное?
С Уважением,
Мне кажется, что взявшись за "мыслителей" мы уйдем не в ту степь :-) На мой взгляд, "мыслителями" главным образом называют людей, околофилософские (главным образом) сочинения которых можно почитать, но у которых нет никаких значимых научных результатов. Художественных и (в особенности) технических результатов у "мыслителей" чаще всего не бывает; если они есть, то ипостась "художника" или "писателя" рассматривается отдельно от "мыслителя". Т. е., по моему, это слово применяется, когда человек на ученого не тянет, а нужно как-то выразить его вклад в общую копилку знания. Я не отношусь к мыслителям негативно: возможно, человек не тянул на ученого, потому что в его время область его интересов еще не сформировалась, как наука.
Давайте также закончим с определениями: правильно ли я понял, что тенденция развития науки в идеале приведет ее к решению "общей проблемы всего", после чего мыслить (в вашем смысле) уже не потребуется? (Я с этим не согласен.)
И о "наблюдении" за процессами, происходящими в мозге. Мне интересно, как вы представляете себе мышление на вот таком низком уровне. Задача, решаемая человеком, может быть новой только для него; мы, очевидно, должны признать, что тут он тоже мыслит (в вашем смысле). В конце концов, все задачи, над которыми бьется человечество, может быть уже решены где-то на Альфе Центавра, но это ведь не означает, что мы не мыслим :-)Таким образом, состояние внешнего мира не имеет никакого значения и разница между мышлением и не-мышлением должна находиться внутри головы. Предположим, что мы видим распространение возбуждения в мозге, некоторый изменяющийся во времени "узор" мысли. Мы должны быть в состоянии по виду этого узора сказать, решает ли человек неизвестную ему задачу или же нет.
Так вот, полагаю, что принципиальной разницы мы там не увидим. Разумеется, "узоры" решения простой задачи вроде вычисления произведения 2х2 или перечисления алфавита будут выглядеть проще, чем "узоры", образуемые вычислением 1728х77382 или делкамацией "Руслана и Людмилы". Но как распознать решение новой и не-новой задачи, возникновение нового знания?
Предположим, я решаю сложную задачу по известной методике, т. е. не мыслю (в вашем смысле), например, вручную вычисляю определитель матрицы. Операции относительно просты и мне знакомы и возбуждение бегает по накатанным дорожкам: это прибавить к этому равно это, то умножить на то равно то...
Предположим, я решил подумать над новой задачей, например, задачей коммивояжера. Думал-думал, но ничего не придумал. Что это означает? Это означает, что возбуждение так же бегало по накатанным дорожкам, но на решение я не вышел. А ведь по-вашему я думал или даже мыслил! Где разница?
Рассмотрим сам момент решения задачи, возникновение нового знания. Ничего зрелищного, увы. Я переформулировал задачу, применил какую-то эвристику, морфологический анализ, ТРИЗ, в конце концов случайно увидел что-то, что навело меня на идею. Что это означает? Это означает, что на вход подается несколько измененный сигнал возбуждения, порождаемый им "узор" мысли несколько изменяется и случайно цепляет какой-то молчавший до этого контур, позволяющий мне по-новому взглянуть на проблему. Разумеется, если я сознательно применял эвристики, морфологический анализ или ТРИЗ, это уже не совсем случайно, но все равно возможности управления здесь очень слабые --- можно всего лишь подать другой сигнал. В этом "низкоуровневый" смысл всех методик изобретательства, а также необходимости научного общения, доступа к научным новостям и т. п.
Откликнувшийся контур может быть совершенно не связан с проблемой. Контуры возбуждаются и затухают по электрохимическим законам работы мозга и им нет дела до ваших проблем. Все, что дает молчавший контур --- это только возможность нового взгляда. Знание появится, когда это взгляд будет переведен на язык проблемы и проверен в деле. При этом, кстати, в основном будут задействованы "немыслящие" контуры знаний о проблеме, расчетов, наблюдения и т. п. Очень часто этот новый взгляд ошибочен и приходится начинать сначала.
К чему это я? Если понимать под мышлением только решение новых задач, то, во-первых, если "решение" (отклик нового контура) не получено, то такой процесс практически не будет отличаться от решения задачи по известной методике. Если "решение" получено (контур откликнулся), то неизвестно еще, верно ли оно, а если и верно, то до действительного решения еще километры "безмысленного" пути. По-моему, не стоит придавать малозначительному факту отклика контура столь уж большое значение, что, дескать, вот он --- мышление, а все прочее --- не мышление. Тем более, что управлять этим откликом функционально нельзя, можно только статистически.
Уважаемые коллеги,
Цитата по теме:
“Потребительский “рай” с его мгновенным исполнением всех желаний и прихотей, быстро привел бы к духовному застою и тому “вырождению”, которому фон Хорнер в своей статистике космических цивилизаций отводит роль “гасителя” психозоев. Но если мы отбрасываем этот фальшивый идеал, то что же остается? Цивилизация, основанная на творческом труде? Но мы же сами делаем все, что в наших силах, чтобы передать машинам, механизировать, автоматизировать любой труд; вершиной этого прогресса является отделение человека от технологии, ее полное отчуждение – в кибернетическом, а стало быть охватывающем также и психическую деятельность смысле. Говорят, что можно будет автоматизировать только нетворческую умственную деятельность. Где доказательства? Скажем определенно: их нет и, более того, не может быть. Голословно утверждаемая “невозможность” автоматизировать творческий труд представляет не бОльшую ценность, чем библейское утверждение о том, что человек всегда будет добывать хлеб в поте лица своего. Можно, конечно, утверждать, что и для нас всегда останется работа, и не потому, что мы считаем труд ценностью сам по себе, а потому, что природа мира, в котором мы живем, вынуждает (и всегда будет вынуждать нас) трудиться – но это было бы довольно своеобразным способом утешения.”
С. Лем, “Сумма технологии”, 1967 г.
Цитируется по: Лем С., Сумма технологии. – Москва: АСТ, 2002
Это ответ Михаилу Опанасенко на реплику 12.03.2004 14:56:08.
1. Я согласен насчет скачков: воображения и понятий, как способ развития информационных систем.
Ньютон назвал свою теорию тяготения "всемирной" не имея к этому исчерпывающих доказательств. Мариотт сумел осмыслить результаты, впервые полученные Бойлем за сорок лет до него. Пастер осмыслил явление прививки, впервые изобретенной Дженнером. Америго понял, что открыт новый континент, первые острова которого посетил Колумб...
Карл Поппер сформулировал критерий необходимой опровергаемости научных гипотез (четвертый из критериев научности, мне известных). Этот принцип не применялся в обсуждении. Увы.
2. Победа "наиболее экономичных" теорий? Экономичность - хорошее определение. Но я бы заменил его на "эффективность", в том числе и при использовании. Эффективность включает экономичность как составную часть.
3. У Вас небольшая неточность - на самом деле Эйнштейн построил 2 терии относительности: общую и специальную. Насколько я знаю, они как раз отличаются одним постулатом - тождественностью и нетождественностью инертной и гравитационной масс.
Я несколько не согласен с Вашим мнением по поводу устранения человеческого мышления.
Оно (мышление) в любом случае будет сходить на нет, лишь у слабо развитых в силу своей лени или в силу природы.
Но в любом случае существует понятие совершенствования и развития, к которым стремится (я надеюсь) общество.
Единственное, можно сделать поправку в том, что в большей степени к новым познаниям и открытиям стремится более интеллектуально развитая часть общества, а именно
ученые (хотя их гораздо меньше чем основная масса).
В следствие чего, могу сказать, что интеллектуалы, в силу своего научного прогресса, вытеснят "отупевших" за рамки своего общества.
Уважаемый Коллега!
Благодарю Вас за Вашу точку зрения.
Спасибо,