Здравствуйте, Андрей!
Это же не мои запреты (но я с ними согласен). По Закону составная часть любого Произведения - это также Произведение. Название Произведения - это тоже Произведение.
Поэтому возникают следующие ситуации:
1. Если не прошло 70 лет со дня смерти Автора, Произведение (и его составные части, включая название) являются объектами авторского права. За нарушение будут все вытекающие.
2. Патентование соответствующего ТЗ затруднено:
2.1. Патентовать с нарушением авторских прав нельзя.
2.2. Если кто-то умудрился (что в нашей стране бывает) такую регистрацию осуществить, то она все равно ненадежна. Рано или поздно ее аннулируют. Для этого существует ППС (палата по патентым спорам).
Дело в том, что эксперт Роспатента не обязан знать все Произведения мира. А поскольку объекты авторского права в отличие от объектов промышленной интеллектуальной собственности не регистрируются, то сверки, как таковой не происходит. И эксперт может пропустить/не заметить объекта авторского права. Но все равно регистрация ТЗ с нарушением авторских прав - дело опасное. Т.к., живет она только до протеста Автора или Правообладателя в Палату по патентым спорам.
И надо сказать, что нарушителем тогда будет вовсе не экспертиза, а инициатор регистрации. И тогда он получит даже не по первое, а по тридцать второе число, если не договорится-таки с Автором или с Правообладателем.
Так Эдуард Успенский неоднократно (и успешно) требовал аннулирования товарных знаков "Чебурашка" и др., которые (ТЗ) были осуществлены без его ведома.
Другой пример. Писатель-сатирик Виктор Шендерович в 1995 вразумил (правомерно потребовав 400 МРОТ) одну туристическую фирму, которая использовала его фразу "Для кого идут дожди в деревне Гадюкино" в рекламе без его согласия. Это агентство использовало слоган: "В деревне Гадюкино - дожди, а в Анталии - +30". Представители турфирмы оправдывались тем, что считали, дескать, эти слова народными.
Третий пример. Группа "Чайф" добилась в 2002 году аннулирования ТЗ "Чайф", которую осуществило некое ООО "Караван" по товарным классам 29 (мясо и рыба) , 30 (кондитерские изделия) , 31 (семена растений) , 32 (пиво, безалкогольные напитки) и 35 - экспортно-импортные операции и рекламная деятельность.
Или вот очень характерный известный пример.
2.3. Если прошло 70 лет со дня смерти Автора, Произведение - да - теряет защиту, но это означает, как раз, равные возможности для всех. И тогда, если по соседству, начнут открываться фирмы, копирующие Вас, с этим ничего сделать будет нельзя. А ведь чего хочет цивилизованная компания, думающая над своими названиями и слоганами? Она думает над теми, как запомниться, как выделиться среди конкурентов и т.д. (А если это не так, то зачем она тратит время - можно ведь назваться (без регистрации ТЗ) ООО "Юридическое лицо") Этих целей она не достигнет, если будет стремится использовать то, что доступно всем.
3. Но я бы хотел сконцентрировать внимание не столько на правовой стороне вопроса, сколько на творческой. В конце концов, мы здесь на Форуме, в меру сил, помогаем придумывать новые названия, а не ищем, где в законе дырка. Эта задача труднее, но в 100 раз достойнее, чем вот эта задача.
Предлагаю с Форума ничего не убирать, поскольку мы цивилизованно и дружелюбно обсуждаем все эти примеры. И сам их разбор интересен.
С пожеланиями,