Добрый день, Вячеслав,
...процесс продажи/консультации клиента растянут по времени до месяца...Срок исполнения заказа может достигать 45 дней.
Факт (номинальный) продажи для продавца - выписка заказа и внос денег покупателем в кассу; для салона - оплаченная, отгруженная, собранная покупателю мебель.
Что касается долгосрочных / отложенных продаж, то посмотрите обсуждение Как создать мотивацию для крупных, долгосрочных продаж?
На сегодняшний день з/п продавцов рассчитывается от выполнения планового задания на месяц по каждому салону, личный результат не учитывается.
Что Вы имеете в виду под плановым заданием по салону? Выручку? Число продаж? И то, и другое? Что-то иное?
Как рассчитывается зарплата продавцов, если план не выполнен? Есть ли какие-то дополнительные условия для получения оплаты?
Было бы удобно, если бы Вы привели формулу расчета заработной платы.
Есть ли у продавцов какие-либо квалификационные категории?
Кому подчиняются продавцы? Есть ли у них администратор?
Стоит задача создать систему мотивации продавцов, где учитывался бы и личный результат, и коллективный.
В связи с чем возникла такая задача? Т.е. что сейчас "плохо" в работе продавцов?
...Клиент может приходить в салон несколько раз, приводить семью/друзей/знакомых и советоваться... Причем консультировать одного и того же покупателя могут разные продавцы-консультанты, а заказ может выписать продавец, который ни разу с этим покупателем не работал(ни его смена была) и по программе он будет числиться за ним.
Сколько продавцов, как правило, работает в бригаде/смене каждого магазина? В обычный (будний) день? В выходной / праздничный день?
...мы продаем мебель по выставочным образцам под заказ. Например, в салоне стоит образец кухни и по нему под размеры клиента подбирают соответствующую компоновку. То самое касается спален, гостиных, детских.
Делают ли продавцы какие-то расчеты, мини дизайн-проекты? Или это делает отдельный специалист?
Вопрос связан со следующим рассуждениями.
Очень часто при разработке моделей зарплат для отделов продаж и магазинов мы вводим такой критерий результативности, как "число продаж".
В мебельных магазинах существует практика, когда товары в рамках отдела разнородные (стулья, диваны и кухни), и трудоемкость их продажи резко отличается. Поэтому в некоторых случаях число продаж удобнее считать не в штуках, а в баллах. Так за продажу товаров, требующих мини-проекта (например, кухни), начисляется больше баллов, чем за иные (которые такового не требуют).
Характерна ли для Вас такая ситуация?
ИЛИ продавцы выполняют одну и ту же работу и, если предусмотрены дизайн-проекты, то все продавцы без исключения их создают и все "товары" их "требуют"?
...оплаты клиентом в кассу предоплаты (обычно 70% от стоимости заказа)...Клиенты ...часто меняют предварительные заказы (передумали, хотели добавить/убрать и т.д.).
Это происходит после внесения предоплаты?
Стоимость заказа в этом случае изменяется? Значительно? Как часто?
Таким образом, продавец за месяц может выписать заказов, к примеру, на 100 000 руб., а реально отвезти покупателю можем только придший товар, к примеру, на 50 000 руб. Для продавца работа была проделана, было затрачено много сил и времени и он свою часть процесса продаж выполнил, но результат его работы может "размазаться" по двум-трем месяцам и он может в итоге даже и план не сделать по причинам от него совершенно не зависящим (поставщик задержал отгрузку и т.д.).
Как все это учесть?
Факт (номинальный) продажи для продавца - выписка заказа и внос денег покупателем в кассу; для салона - оплаченная, отгруженная, собранная покупателю мебель.
...оплата клиентом в кассу предоплаты (обычно 70% от стоимости заказа) - хорошая гарантия.
Фактически Вы сами ответили на свой невысказанный вопрос ("Стоит ли оплачивать работу продавца, если...?") и я согласна с тем, что для продавца работа была проделана, было затрачено много сил и времени и он свою часть процесса продаж выполнил.
Вопрос может заключаться лишь в том, в какой момент времени и в каком размере "закрывать" продавцу(ам) продажу.
Например, первую часть (величина / доля "закрытия" ?) - после внесения Клиентом предоплаты, а вторую - после внесения окончательной суммы ИЛИ даже после отгрузки мебели.
В связи с этим вопросы к Вам.
Может ли Клиент вообще отменить заказ после предоплаты (обычно 70% от стоимости заказа) ? Как Вы страхуетесь от этого?
Что Вы ответите продавцу, когда результат его работы "размажется" по двум-трем месяцам и он может в итоге даже и план не сделать по причинам от него совершенно не зависящим (поставщик задержал отгрузку и т.д.) ?
....по причинам от него совершенно не зависящим (поставщик задержал отгрузку и т.д.).
Так зарплата и работает! Заставляет наводить порядок от одного отдела к другому...
См. также статью Т. Радченко "Дневник выздоравливающей фирмы"
С Уважением,