Здравствуйте Алевтина.Отвечаю на Ваш вопрос следующим образом.
1. Выделяем менеджеров активных продаж.
Выделяется менеджер активных задач.
Обязанности – привлечение новых Клиентов (прозвон).
Самостоятельно ищет контактную информацию (БД, справочники, интернет, …).
Может быть, ему передать часть работ по:
- оповещению о специальных предложениях, акциях (по специально разработанным поводам);
- развитию Клиентов, которые не обращались квартал/полгода.
Принимаем на работу специалиста «коммуникатора» - знание ассортимента необязательно, так как будет работать по речевым модулям.
Этот сотрудник практически сразу может приступить к выполнению своих обязанностей.
2. Отделяем консультирование Клиентов в оперативном режиме от оформления сделок.
3. Тех, кто консультирует Клиентов (по телефону и очно) пересаживаем в один торговый зал.
4. Выделяем менеджера по развитию "текущих" Клиентов (здесь уже возможно совмещение с другой работой).
Очень интересное предложение - логически выверенное.
«Что-то» мешает полностью принять этот оптимальный вариант, поэтому предлагаю действовать поэтапно.
Второй этап – Ваш.
Первый этап – делим отдел продаж на две части:
1. С менеджерами торгового зала мы определились – будет сформирован отдельный штат сотрудников, их обязанности:
- консультации лично и по телефону;
- обслуживание витрин;
- собственно сами продажи в торговом зале,
Для этих целей формируем штат из сотрудников склада.
Критерий – высокая квалификация (знание ассортимента) и «общая» коммуникабельность.
Так быстрее «закроем» данную позицию.
2. Сотрудники корпоративного отдела:
- консультации по телефону и лично;
- приём заявок, оформление заказов, выписка накладных, оформление договоров;
- контроль дебиторской задолженности;
- контроль частоты обращений Клиентов (из месяца в месяц);
- развивать «текущих» Клиентов – реализация максимально возможного количества товарных позиций.
Это корпоративный отдел в целом – то есть действующие 5 сотрудников отдела.
Так «много», потому что кадровая ситуация внутри коллектива нестабильна – что называется с «запасом» на естественную текучку кадров.
Почему я объединил значительное количество работ у сотрудников корпоративного отдела?
1. Запчасти нужны "сейчас", и если устраивает цена и товар в наличии, «консультация» завершается выставлением счета или совершением сделки (продажа продукции по договору с отсрочкой платежа);
2. Дебиторская задолженность – до этого я не работал с такими вопросами. Предполагаю, чтобы сотрудники оповещали Клиентов о существующей кредиторской задолженности, например в течение 1 месяца после отгрузки продукции с установленной частотой прозвона. После этого срока передавать дебиторку по конкретному Клиенту другому выделенному сотруднику (пока не знаю кому, допустим - юристу). Одновременно сделать рабочими процедуры: лимит отгрузки и величина отсрочки платежа – установить запрет на отгрузку продукции с превышением контрольных «цифр».
3. Контроль частоты обращений – самостоятельно готовят график звонков на неделю/месяц, или им передаётся уже сформированный список Клиентов для прозвона. С обязательным отчетом о причинах отказа от сотрудничества;
4. Развитие текущих Клиентов. Сейчас запчасти редко «кладут» на склад. Поэтому, если будет выделенный менеджер на этот тип работы, полагаю, ему будет сложно «уговорить» увеличить количество закупаемых товарных позиций после совершения сделки или пере ней.
По моим наблюдениям, Клиенты приезжают только за конкретными запчастями – впрок ничего не берут.
У нас есть крупный Клиент, так вот у него, нами, сформированы консигнационные склады, чтобы он не ездил за «мелочами». У других Клиентов нет такого парка автомобилей.
Исходя из выше сказанного, полагаю, сделки должны совершаться «здесь и сейчас» и задачу расширения ассортимента необходимо решать именно в момент получения заявки от Клиента.
То есть, я не вижу возможности делить это подразделение на «оформителей» и «выделенного» сотрудника по развитию текущих Клиентов.
Может быть позднее, действительно, поручить работу по развитию действующих Клиентов руководителю этого подразделения.
Меня интересует Ваше мнение по поводу предложенной структуры отдела продаж.
Где могут возникнуть «узкие» места, что принципиально неправильно и т.п.?
Поздравляю Вас и ваших Коллег с праздником светлой Пасхи!
С Уважением,
P.S. Алевтина, можете ли Вы прокомментировать методику работы с возражением: «у нас действительно нет денег».
Менеджеры довольствуются этим ответом и «быстро» прекращают общаться.
Не узнают, что значит «нет денег»:
- они банкроты;
- денег нет сейчас, но они будут через месяц;
- готовы брать продукцию сейчас, но оплачивать со значительной отсрочкой (>6 месяцев);
- не хотят покупать именно у нас ("обиделись", ...);
- у нас высокие цены;
- покупают в другом месте;
- новая техника и она не ломается;
- снимают запчасти с других машин.
То есть, ответы менеджеров не дают никакой информации о реальном положении вещей.
Непонятно, как Клиент решает задачу обеспечения запчастями имеющегося парка автомобилей.