Уважаемый Евгений,
1. Если Клиенты пересекаются, то лучше не идти против природы, а разрешить менеджерам продавать весь ассортимент.
2. Полезно также просегментировать Клиентов и сделать готовые "комплексные предложения" для каждой целевой группы (Клиентов), включив в него максимально интересный (для данной целевой группы) перечень Ваших услуг.
Теперь остается решить, как стимулировать менеджера.
Назовем каждое Ваше направление (услуг) "группой".
Если решать задачу "в лоб", то можно было наказывать за результат в целом, если не выполнен план по любой из "входных групп". Но это приведет к тому, что менеджер, не справившись с какой-либо "входной группой", потеряет мотивацию к общему результату, что отразится на продажах других групп.
Поэтому, ...
РЕШЕНИЕ 1.
... предлагается действовать иначе. Решение состоит в том, что мы разделяем премиальные части.
Всего их три:
Первая - за общий результат по выручке;
Вторая - за достижение и превышение 100% результативности по группам;
Третья - за работу в зоне «достойной» результативности (например, не менее 90% по каждой группе).
Таблица. Результативность по выручке |
Группы | Эталонная выручка | Фактическая выручка | Результативность 1 за суммарную выручку | Результативность 2 за группу >=100% | Результативность 3 за отсутствие рез.по группе < 90% |
| 100 000,0р. | 110 000,0р. | 110,0% | 15% | |
| 100 000,0р. | 100 000,0р. | 100,0% | 10% | |
| 100 000,0р. | 85 000,0р. | 85,0% | | -5% |
| 100 000,0р. | 85 000,0р. | 85,0% | | -5% |
| 100 000,0р. | 85 000,0р. | 85,0% | | -5% |
| 100 000,0р. | 80 000,0р. | 80,0% | | -5% |
| 100 000,0р. | 90 000,0р. | 90,0% | | |
| 100 000,0р. | 95 000,0р. | 95,0% | | |
| 100 000,0р. | 95 000,0р. | 95,0% | | |
| 100 000,0р. | 95 000,0р. | 95,0% | | |
Результат-ть по выручке | 900 000р. | 825 000р. | 92% | 25% | 80% |
| | | | | |
Линейка выполнения /невыполнения плана | | | |
Предел линейки - МАХ | 360% | Увеличение/снижение результативностей 2 и 3 | Предел линейки МАХ задается с учетом возможности превышения начального значения последнего диапазона линейки в три раза. | |
Шаг линейки | 10,0% | |
от | до | |
0,0% | 69,9% | -20% | | | |
70,0% | 79,9% | -10% | | | |
80,0% | 89,9% | -5% | | | |
90,0% | 99,9% | 0% | | | |
100,0% | 109,9% | 10% | | | |
110,0% | 119,9% | 15% | | | |
120,0% | 360,0% | 20% | | | |
Р2 и Р3 НЕ «классические» результативности. Корректнее их было бы называть «бонусные» проценты, но для единообразия можно пользоваться понятием «результативность».
Может показаться, что премии немного дублируют друг друга, но они введены в таком количестве по следующим причинам:
Премиальная часть 1 нужна для того, чтобы, несмотря на низкие результаты по отдельным группам, не терялся смысл (в текущем месяце) работать дальше (т.е. продолжать активно продавать),
Премиальная часть 2 – для повышения заинтересованности «вытягивать» отличные результаты (от 100% и более) по группам (т.е., для стимулирования на промежутке 100-120%).
Премиальная часть 3 – для усиления стараний (на промежутке 70-90%).
Казалось бы, логично, было бы объединить премии 2 и 3. Но эти премии не взаимозачитываются намеренно. Нельзя, показав очень высокий результат по одним группам – за счет этого - покрыть низкие результаты - по другим. При этом, если у сотрудника низкие показатели по одним группам, то его не наказывают в части п.п. 2 и 3 (тем самым, не «убивают» мотивацию) по другим.
При кажущейся «либеральности» модели, при низком результате по той или иной товарной группе сотрудник будет терять весомо:
снижается результативность 1 (Р1) в части суммарной выручки.
не начисляется «премиальный» процент за высокий результат по «провальной» группе (Р2);
списывается «штрафной» процент за низкий результат по группе (Р3).
Аналогично он будет трижды поощрен за высокий результат по какой-либо товарной группе (Примечание: но это не означает, что зарплата его вырастет в три раза):
повышается результативность 1 (Р1) в части суммарной выручки.
начисляется «премиальный» процент за высокий результат по данной товарной группе (Р2);
не списывается штрафной процент за низкий результат (Р3).
Результативности рассчитываются следующим образом:
Р1 = (Факт суммарная выручка/эталонную выручку) х 100%.
Р2 = 0 + сумма премиальных процентов по всем группам с результативностью равной 100% и более (премиальные проценты выбираются по таблице «Линейка выполнения /невыполнения плана»).
Р3 = 100% + сумма штрафных процентов (со знаком минус) по всем группам с результативностью менее 90% (штрафные проценты выбираются по таблице «Линейка выполнения /невыполнения плана»).
РЕШЕНИЕ 2.
Нередко целесообразно введение показателя «Число продаж».
Чем полезен этот показатель? Если проблема в том, что сотрудники «не любят» те группы, в которые входит (в основном) дешевый ассортимент, то введение данного критерия повысит мотивацию продавать не только крупные услуги, но и продавать недорогие.
РЕШЕНИЕ 3.
Возможно таблицу «Линейка выполнения / невыполнения плана» имеет смысл делать не общей (сразу для всех товарных групп), а предусмотреть возможность введения разных премиальных и штрафных процентов (по каждой группе). Это будет, конечно, более громоздко, но с другой стороны – более точно.
РЕШЕНИЕ 4.
В нашей практике мы нередко (наряду с другими) используем такой показатель как результативность по комплектам. Приведем пример стимулирования продавцов магазина одежды.
Устанавливается план по числу комплектов (комплект = верх + низ + аксессуар). Верх – это рубашки, майки и т.д., низ – брюки, шорты и т.д, аксессуар – шляпы, перчатки, зонты и т.д..
В конце месяца программно подсчитывается число «верхов», число «низов» и аксессуаров. Среди числа продаж этих групп ищется меньшее значение (например, верхов продано – 1000, низов – 800, аксессуаров – 900, меньшее – 800). Это есть "число комплектов". При этом, учитываются продажи НЕ обязательно в одни руки. Но продавцу поясняется, что комплект – это наиболее часто покупаемое сочетание, поэтому нужно не забывать предлагать Клиенту все его составные части.
Не исключено, что в Вашем случае, этот показатель простимулирует продажи менее популярных групп.
Естественно, менеджеров нужно непрерывно тренировать на напоминания и подбор "комплектов" услуг.
Спасибо,