Как оплачивать работу сотрудников отдела маркетинга?
Системы мотивации "под ключ" для: руководителя отдела продвижения, разработчика, маркетолога, специалиста по размещению, редактора-верстальщика и др. специалистов
На сайте ведутся работы
сегодня 10929 Подписчиков
Уважаемые коллеги!
Передо мной стоит тривиальная задача: провести опрос среди инвесторов для написания курсовой работы. Тема работы: "Информационное сопровождение компаний малой и средней капитализации перед выходом на рынки капитала», то есть перед IPO.
Суть заключается в том, что мне нужно выявить типичные проблемы в информационном взаимодействии эмитента и инвестора: что инвестору не нравится, что мешает, раздражает, причиняет неудобства при работе с эмитентом. Далее я хотела бы выяснить их стереотипное представление о причинах этих «неудобств», соотнести это представление с эмитентами о самих себе и составить рекомендации для улучшения деятельности PR, IR-специалистов перед IPO.
Подготовила специальный опросник и начала обзванивать инвесторов. Во время разговора стараюсь строить беседу так, чтобы один вопрос плавно перетекал в другой, формулировать свои мысли проще, подбадривать, задавать уточняющие вопросы, мысленно дарить ему кучу денег в конце-концов)))))… Все хорошо… До тех пор, пока дело не доходит до «кульминации». Когда я начинаю спрашивать о том, что вызывает наибольшие трудности в процессе получения информации, вообще взаимодействия с компанией, большинство респондентов начинает затрудняться. Хотя я думаю, трудности все-таки есть, об этом свидетельствуют неформальные разговоры со знакомым портфельным инвестором.
Сам звонок должен занимать не более 15 минут, так как я звоню людям в их рабочее время. За это время нужно успеть как-то «раскрыть» собеседника. Плюс хочется получить не банальный ответ, а какую-то конкретику.
Я уже и не знаю, как поменять формулировку… Может, как-то изменить порядок вопросов или выработать другой подход, чтобы у человека понятие «затруднение» не вызвало отторжение, не воспринималось им как его проблема или вообще как глупый вопрос, на который не стоит отвечать. Чтобы ему захотелось поделиться этим, а не закрыться.
Может, Вы мне подскажете что-нибудь полезное? Может, другую формулировку? Или дополнительные техники?..
Вот мой «скелет» опросника. Примерно по этой схеме я и провожу опрос.
Уважаемая Дарья!
...мне нужно выявить типичные проблемы в информационном взаимодействии эмитента и инвестора: что инвестору не нравится, что мешает, раздражает, причиняет неудобства при работе с эмитентом.
До тех пор, пока дело не доходит до «кульминации». Когда я начинаю спрашивать о том, что вызывает наибольшие трудности в процессе получения информации, вообще взаимодействия с компанией, большинство респондентов начинает затрудняться. Хотя я думаю, трудности все-таки есть, об этом свидетельствуют неформальные разговоры со знакомым портфельным инвестором.
То есть пара-тройка примеров "затруднений" - по итогам этого разговора - у Вас уже есть. Используйте их как "наживку" для последующих бесед.
Но даже если бы у Вас их не было...
Представим себе "человека с деньгами", которому надо куда-то их разместить..
Он ведь не обязательно финансист (или юрист) по образованию. Точнее, совсем не обязательно. Ему, как и большинству не-финансистов, не-юристов, в этом смысле сложно.
Сложно во всё это вникать, понимать, быстро понимать, в т.ч. быстро понимать "с голоса"..., отличать, где ему "дело" говорят, а где иное..., проверять (самостоятельно проверять) достоверность сообщаемых ему сведений, быстро ориентироваться..., перестраиваться..., усваивать, анализировать определенный объем информации определенного содержания. (Работая с "гигабайтами" разношерстной информации, хорошо представляем себе все "нюансы" восприятия.) Даже если он наймет "переводчика-консультанта", вопросы возникнут уже относительно качества этих консультаций...
Вполне возможно, есть и другие сложности. Но этот вектор, чувствуется, правильный.
Одновременно, представим себе представителя эмитента. Какой-нибудь менеджер (пусть даже верхнего звена), скорее всего - не PRщик (т.е. не озабоченный адаптацией своей информации под "понимание" инвестора и общающийся с ним на "своем" языке). А тот, наверняка человек статусный, вряд ли признается, как ему нелегко.
То есть можно расспросить, в том числе, в таком ключе:
Могут быть и другие вопросы. Более того, один "вопрос" может состоять из нескольких реплик-подвопросов. Ведь это беглая беседа, а не "обстоятельная" анкета.
Это уже позволит поставить разговор на рельсы. Дальше пойдет само... Останется только развивать тему (не упуская важные "ответвления" беседы, не предусмотренные первоначальной анкетой).
Может статься, у инвесторов таких (см. выше) сложностей с эмитентами и нет. Но всплывут другие проблемы. Ибо при такой стилистике беседы о них захочется сказать: "да нет, это как раз таки понятно, а вот как удостовериться в том, что... " и т.д.
Я уже и не знаю, как поменять формулировку… Чтобы у человека понятие «затруднение» не вызвало отторжение, не воспринималось им как его проблема
Для этого с ним надо быть "заодно" против этих сложностей (самой стилистикой беседы). Задавать вопросы "с точки зрения проблем инвестора", а НЕ "с точки зрения проблем эмитента".
То есть НЕ стоит спрашивать: кто должен быть ключевой фигурой в процессе донесения информации до эмитента? или какие типовые ошибки совершаются эмитентом при попытке взаимодействия с Вами? Инвестор не будет выстраивать "бизнес-процесс" в компании эмитента (а стилистика Ваших вопросов как раз такая). Аналогично и восьмой вопрос.
Лучше спросить: От кого в компании эмитента Вам было бы удобно получать информацию? Что бывает не совсем удобно при получении информации от эмитента? Что Вам хотелось бы изменить...?
Разница, думаю, понятна.
Девятый вопрос - очень общий. Непонятно, что отвечать. Инвестор не будет за нас изучать особенности российских эмитентов. Он максимум скажет, о том, что его уже "достало" с ними. Это не одно и то же.
То есть формулировки вопросов НЕ должны "заставлять" инвестора делать за нас полезные обобщающие выводы. Они должны лишь давать необходимую нам фактуру. Чтобы мы сами сделали эти выводы.
И еще, люди не ответят на прямые вопросы типа: "Были ли какие-то раздражающие факторы в процессе взаимодействия с эмитентом?".
Но задав несколько дробных вопросов ("вокруг да около" темы), мы в конце концов получим список искомых проблем.
С Уважением,
Спасибо огромное за столь полезные советы!
Обязательно ими воспользуюсь.
С уважением,
Дарья
Здравствуйте!
Пишу еще раз сказать спасибо за предоставленные мне рекомендации.
Хотелось бы подытожить результаты, которых удалось добиться благодаря модификации опросника ) Единственное, что хотелось бы отметить: в мою целевую группу входили профессиональные инвесторы, большинство из них – управляющие активами.
Действительно, после того, как я стала задавать вопросы «со стороны инвесторов», беседа стала проходить гораздо легче. Особенно мне помогли приемы вербальной визуализации вроде: «Будь у Вас в руках некий пульт-преобразователь презентации эмитента, на какие клавиши Вам хотелось бы нажать? ("Замедлить изложение", "Ускорить", "Воспроизвести заново", "А теперь рассказать по-человечески" и т.д.)». Слушающий явно начинал строить картинку в голове и, как следствие, ему удавалось вспомнить больше.
Вопросы в духе «укажите типичные ошибки» на самом деле, я поняла, давили на собеседника, заставляли его «напрягаться». А вот формулировка «а какую информацию Вам было бы удобнее получать от эмитента» и правда, помогает выстроить более дружественную беседу.
Помогают, кстати, также и вводные фразы. Такие, как «а позвольте узнать», «а можно поинтересоваться». Ведь вопросы «а почему не купили?» – вторжение в личное пространство. А вводные фразы – все-таки «подушка безопасности». Плюс, если разговор удавался и собеседник оживлялся, полезно было тоже подать признаки оживления, говорить вообще в том же стиле, что и он.
Еще одно примечание. Так как ничего, кроме «спасибо», я не могу дать инвестору, иногда я говорю «Правда? Надо же, а я даже не предполагала!». Или «Да, это интересное замечание». Только говорить это лучше действительно тогда, когда человек сказал что-то не банальное. Это порою стимулировало респондента ответить лучше. Правда, действовало это не на всех. Но тут уже в ходе беседы можно понять, что лучше сказать.
Еще один хороший, выясненный на опыте прием: звонить «по рекомендации господина Х». Когда я звонила в компанию и разговаривала, например, с генеральным директором или директором департамента, многие из них переадресовывали этот вопрос кому-то другому. И когда я ссылалась на господина Х, мне отвечали гораздо охотнее, плюс ответственнее подходили к делу… Этот «прием» тоже можно занести в копилку =)
Ну и, в конце концов, главное – это искренность и заинтересованность в том, что тебе скажут! Мне так кажется.
Уважаемая Дарья!
Спасибо, что поделились Вашими результатами.
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!
Согласна, что вводные фразы – все-таки «подушка безопасности».
Остальное тоже "в точку".
Так как ничего, кроме «спасибо», я не могу дать инвестору, иногда я говорю «Правда? Надо же, а я даже не предполагала!». Или «Да, это интересное замечание». Только говорить это лучше действительно тогда, когда человек сказал что-то не банальное. Это порою стимулировало респондента ответить лучше
И еще один способ потрафить самолюбию статусного человека - это говорить с ним "со стороны его руководящих полномочий".
Например (со смещением в строительную сферу):
"Какую отчетность должен Вам предоставить...?"
"Обычно он выбирает... или это Вы решаете?" (ответы соотвествующие: "все идет через меня"),
"... то есть ему остается перед Вами отчитаться, что он закупил именно там, где Вы ему сказали?"
С Уважением,
Эта статья НЕ про соцопрос. НЕ про "белые воротнички" с планшетами в руках, по стойке "смирно" анкетирующих на улице случайных граждан из "генеральной совокупности". НЕ про анкетные листы с односложными ответами "да", "нет", "не знаю", "часто", "редко", "иногда". И НЕ про явную "джинсу" (рекламу), следующую за первыми вопросами, на которые попался прохожий, а теперь и сам не рад…
Эта статья про опросы, которые по жанру ближе к расследованию. Например, когда надо понять, почему упали продажи, мало звонков или почти нет посетителей. Решить, как привлекать новых Клиентов, на что они среагируют. Разобраться, почему нет откликов, хотя рекламная кампания идет полным ходом. Возможно даже, принять решение, в каком направлении развиваться.
И здесь много нюансов...
Автор статьи, на протяжении ряда лет лично проводя опросы корпоративных и частных Клиентов, собрал эти тонкости воедино – в помощь тем, кому предстоит опрашивать. Ибо вопросы: "Как поднять продажи?", "Как привлечь новых Клиентов?" (в т.ч. "Куда нам развиваться?") - регулярно поступают на Форум TRIZ-RI.RU. А разобраться в ситуации помогают опросы.
"Меня интересуют люди обеспеченные и люди среднего уровня, имеющие дома и драгоценности, часто покидающие жилье ради путешествия, командировки или отдыха за городом. Мне интересны одинокие богатые коллекционеры и владельцы отдельных строений (коттедж, частный дом), а также люди "опасающиеся", люди с большим количеством знакомых, посещающих их квартиру, то есть люди "избыточно общительные".
Меня интересуют люди, имеющие хорошую аудио- и видеоаппаратуру; люди, побывавшие в ситуации обворованных; меня очень интересуют их родственники, живущие в криминально-неблагополучных районах, а также люди, снимающие или арендующие жилье.
Меня интересуют все, кроме нищих. Нет, я не бандит, я - президент страховой компании, формулирующий задачу своему рекламисту".
Выбор целевой группы - задача не такая уж и простая... Если просто следовать традиционным рекомендациям разделить "по полу", "по возрасту", "по социальному положению", то через некоторое время можно запутаться. Сами критерии не плохи. Но какой из них выбрать - вопрос не для слабонервных... Получается так, что уже на стадии выбора целевой группы нужен некоторый креатив - прием или приемы, позволяющие "свернуть"/упростить/сузить поле поиска...
В настоящей статье описан один из возможных, а не единственно верный такой прием.
- Ты видел фильм "Криминальное чтиво"?
- Видел.
- Ты все диалоги помнишь?
- Некоторые.
- Напомню тебе один: "Когда ты повернул к моему дому, ты видел указатель "Склад мёртвых ниггеров?" Нет? Не видел? А знаешь почему? Потому, что это не мой бизнес. Так зачем же ты привёз мне в дом мёртвого ниггера, если ты не видел такого указателя?"
- А что Вы будете производить? Для какой продукции нужен маркетинг?
- Издеваешься? Цену хочешь набить. У тебя и так прайс космический, мог бы и не выпендриваться. Знал бы я что производить, на хрена мне тогда маркетинг и ты вместе с ним.
Если Вы бываете в Европе по делам бизнеса или с частными целями, найдите время заехать к нам в Прагу. На консультацию, на стажировку, на деловой завтрак. За свежими идеями, за новыми методиками, за иной обстановкой и за иными возможностями.
В Праге Вас встретят наши лучшие эксперты. Мы предложим Вам качественные программы бизнес-обучения по-европейски. В том числе, сделанные "под Вас". В том формате, в каком удобно Вам.
Часто бывает так: людей на работу взяли, а дело не движется. Звонков мало, заявок еще меньше, клиентская база тает… И не только в отделе продаж.
А Вы возьмите к себе "на работу" наших специалистов.
Каждый из нас имеет более чем 20-летний опыт практического внедрения системы управления предприятием, администрирования бизнес-процессов в отделах: активных продаж, закупки (снабжения), продвижения, складском хозяйстве, бухгалтерии, IT и пр.
С нашим приходом на предприятие уже через короткое время процессы управления организацией начинают работать как хорошо отлаженный механизм. А штатные сотрудники привыкают выполнять свои функции.
Подобно велосипеду, профессионально сделанная и заложенная в основу корпоративной культуры система "фирменных стандартов" изобретается один раз и надолго.