Дария,
в нашей структуре можно выделить 2 вида торговых точек:
1. Офисы. Здесь упор идет на работу с юридическими лицами, на сервис - гарантийный и постгарантийный, а также на заправку картриджей. Торговая площадь тут небольшая - обычно в районе 20-30 квадратов, но помимо нее есть некоторое количество помещений, где собственно и происходит работа по ремонту и заправке. Поток клиентов при входе дробится: покупатели остаются в первом помещении, клиенты на сервис отправляются в соответствующее помещение и там выделенные люди занимаются работой с ними. Объем загрузки каждого отдела позволяет держать на этой работе выделенных людей. Также на базе офисов обычно находятся склады, логистика и прочие службы.
Склад - для нас это обязательно выделенный человек (обычно несколько, работающих посменно, с перехлестом графика). Тут арифметика бизнеса простая - если мы хотим порядка, в частности, чтобы реальные остатки на складе всегда соответствовали документальным по системе учета - значит на это выделяются люди и доступ к складу есть только у них. Они принимают и отгружаю товар со склада, они отвечают за материальные ценности. Причем и официально (с каждым заключен договор материальной ответственности), и по системе ЗП, которая стимулирует их не совершать ошибок при отгрузке, а также выполнять нормативы по количеству отгруженных и оприходованных позиций.
Ремонт и сервисное обслуживание техники - достаточно большое направление, продается много техники, определенный процент все равно как ни крути проходит через гарантию, есть клиенты на платный постгарантийный ремонт, а также большое количество людей, проблемы которых решаются переустановкой операционной системы на ПК. Т.к. поток большой, на приеме-выдаче сидит постоянный человек, который принимает технику, вносит координаты клиента и описание проблемы в систему учета, печатает заказ-талон о приеме в сервис, отдает отрывную часть клиенту, основная часть сопровождает оборудование по всему его пути через технических специалистов. По завершению ремонта или обслуживания этот человек при необходимости созванивается с клиентом и по его приходу выдает оборудование.
Заправка картриджей - после того как несколько лет назад мы обратили на нее свое пристальное внимание стала достаточно прибыльным и интересным бизнесом. На данный момент в центральном офисе работает 2 взаимозаменяемых человека, каждый из которых может принять картридж от клиента, внести данные о заправлямом картридже в систему учета и непосредствнно заправить картридж. Прием денег - только через кассу (лично от клиента никто из сотрудников сервиса денег принять не может - за это у нас увольняют). Система ЗП - от количества и вида проведенных работ.
2. Магазины. Это магазины в классическом виде - здесь только продают. Ремонта и/или заправки картриджей мы в магазинах не производим - всех направляем в ближайший офис. Объясняется это тем, что у нас как и у Вас небольшой город (вернее, города, в которых функционирует наша сеть) и для клиента это не затруднительно. А нам позволяет сэкономить на технических специалистах за счет их централизации, а также разделить поток покупателей и тех, кто обращается по ремонту и гарантии. Причины такого разделения я описывал в предыдущем посте.
В магазинах прием товара с центрального склада осуществляется продавцом в статусе заместителя заведующего магазином, который совмещает эту работу с основной работой по продажам. Эта работа оплачивается отдельной строкой, привязываемся к количеству позиций (строк накладной), оформленной за месяц. За каждую он получает N-ную сумму. Т.к. впрямую повлиять на количество этих строк он не может, то злоупотреблений тут не бывает. При определении тарифа за эту работу мы использовали средневзвешенное время, необходимое для проведение оприходования одной позиции. Оно легко определяется экспериментальным путем. Жалоб и нареканий от персонала на такую систему нет. Кстати, пока она не была введена, аргументы о том, что "пока я тут приходую, они там продают..." звучали.
Вообще глобально хочу сказать, что при введении систем оплаты труда, зависящих от персональных усилий, у людей включаются все мыслительные способности, и они умозрительно и на практике тестируют вашу систему на предмет "несправедливостей", а также устойчивости к "взлому". Будьте готовы к этому, и вводите ее как экспериментальную, с оговоркой что практика покажет в какую сторону и что именно надо изменить. Покажите, что вы готовы к обсуждению и готовы корректировать систему на основе этих обсуждений. И делайте так, как задекларировали. Через несколько месяцев тихих и громких обсуждений и общих собраний коллектива по инициативе сотрудников (было у нас и такое) вы достигнете необходимых результатов. Просто будьте открытыми к диалогу, внимательно слушайте что говорят люди и анализируйте что на самом деле они хотят этим сказать.
И еще, в заключении традиционно гигантского поста, хочу сказать, что система, которую мы построили у себя, не придумана нами с нуля. Все, что мы сделали, сделано под влиянием посещений семинаров уважаемых нами И.Л. Викентьева, С.В. Сычева, А.Б. Кавтревой (вот только Галина Викторовна Владимирова никак не выберется с гастролями на Украину, а то мы бы и к ней с удовольствием попали :)), а также прочтения многочисленных материалов, в том числе и на этом сайте. И строили мы все это счастье минимум лет пять (а в общем-то гораздо дольше). Но результаты нас очень радуют, хотя система все равно находится в постоянном развитии.
Это я к чему:
во-первых - пробуйте, экспериментируйте, внедряйте - результат будет;
во-вторых - обращайтесь, не стенсняйтесь, своим опытом поделимся, да и вашему поучимся с удовольствием;
ну а в-третьих, личный совет - все-таки стоит съездить на семинар, стажировку - выберите что к вам поближе будет проводиться и езжайте.
Потраченные деньги и время окупятся МНОГОКРАТНО.