Добрый день!
У Вас, на самом деле, было 3 вопроса:
1. О пользе или вреде эталонов (планов и т.д.) для мотивации = общий вопрос.
2. Об инфляции и зарплатах = общий вопрос.
3. О том как быть с эталоном по обороту, если цены в Вашем магазине растут = частный вопрос.
Ответ на вопрос 1:
Вы пишете:
"Система эталонов не предусматривает тенденции к росту продаж, не стимулирует человека соревноваться с самим собой. Вот он достиг 100%, а через месяц - 105%. И на этом он остановится. Ему не надо никому ничего доказывать, у него и так все замечательно (в первую очередь в плане личного самоудовлетворения). А вот если каждое ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ усилие будет ДОПОЛНИТЕЛЬНО поощряться и план будет ставиться от достигнутого, в этом случае работник будет замотивирован на постоянный рост".
Разберем по порядку:
а. Однажды Рузвельта, читающего К.Маркса, спросили о том нравится ли ему марсксизм. На что Рузвельт ответил: "Прекрасная теория. Только для ангелов".
Когда Вы пишете о "стимулировании соревнования с самим собой", о желании высокой выработкой кому-то что-то доказать, о личном самоудовлетворении, о мотивации "прогрессивкой" (каждое ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ усилие будет ДОПОЛНИТЕЛЬНО поощряться) и т.д., Вы имеете в виду реальных людей, работающих у Вас в компании (и их число - несколько десятков или больше) или Вы имеете в виду "ангелов": вымышленных, абстрактных людей, которые будут мотивированы так, как Вы написали, в силу "простоты и очевидности Ваших мыслей"?
Ибо, как же не замотивироваться "конечным результатом", особенно, если это щедро оплачивается. Такая вот "волшебная таблетка".
Весной исполнится 13 лет, как мы на рынке. Имеем свой бизнес, занимаемся консалтингом и видели многие сотни компаний и десятки тысяч сотрудников разных фирм в очень разных отраслях. Признаемся, людей, которые вдохновлялись бы "конечным результатом" среди них было очень мало (единицы). Да и эти единицы, в свою очередь, "дробились" на "ангелов" и на тех, кому просто некуда уволиться.
Мы исходим из простого и разумного принципа: реальный бизнес приходится строить не из "ангелов", а из тех, кто есть. И надо построить систему, которая работала бы производительно при "обычных" сотрудниках. Конечно, это здорово, если у нас будут и необычные сотрудники, мы их сразу заметим и поощрим. Но проектировать систему и закладывать правила менеджмента надо в расчете на "обычных", значимая часть из которых, не получив ясного задания, будет работать так, "чтобы не напрягаться". И с большей степенью вероятности не повысит собственную выработку, а просто попросит увеличить расценки (сославшись, например, на ту же инфляцию).
б. Продажи (в технологическом смысле) бывают разные: продажи при самообслуживании, продажи из-за прилавка, активные продажи, продажи по телефону, оптово-контракторные и т.д. Каждая технология продаж имеет свои нормативы. И, если мы выбрали тот или иной формат продаж, то нам следует их, как минимум знать, как максимум, иметь в виду при оценке, как собственной работы, так и работы своих сотрудников. Они и называются эталонами.
И если мы их не только установим, но и покажем сотрудникам способы их достижения (научим) + построим нормальную систему администрирования, то производительность будет системно выше, чем при любой сдельщине. Соответственно, нужды в повышении результативности за счет "доказывания самому себе" и т.п. просто нет. Так жокей может пришпоривать лошадь сколько угодно, ему не догнать автомобиля (даже со среднемотивированным шофером).
в. Эталоны будут установлены все равно, даже, если Вы их не установите. Их Вам "стихийно" установят Ваши сотрудники.
Иллюстрация того, как устанавливается эталон сотрудниками, если это не сделано руководителем.
Пример (модельный).
Число работающих - 5 человек
Зарплата достаточная для сотрудника, "чтобы не напрягаться" - 10 000р.
Процент от оборота, выплачиваемый в качестве вознаграждения сотрудниками - 10% (например)
"Стихийный" фонд оплаты труда - 50 000р.
"Эталон" по обороту, стихийно установленный сотрудниками предприятию - 500 000р.
Можно верить в то, что "эталона нет" и "люди стараются", но лучше самому установить эталоны своему бизнесу (руководствуясь бизнес-идеей и параметрами бизнес-плана, а не желаниями сотрудников) и организовать работу так, чтобы обычные люди смогли их достичь, не совершая самотверженных подвигов. В умении так организовать работу и заключается мастерство руководителя и предпринимателя.
Верно и обратное: в избегании этой организационной работы, в ее подмене тезисом о "волшебной формуле мотивации", от которой обычный сотрудник сам превратится в "ангела" и сам расхлопается крыльями (и важно эту волшебную формулу найти), заключена известная лень руководителя, а многочисленные "теории сдельщины и самоудовлетворения от нее" - лишь философские оправдания этой лени.
Пожалуйста, не примите на свой счет - мы просто излагаем свои принципы.
Ответ на вопрос 2:
Вы пишете здесь: "Согласен. В каждом отдельном случае – да".
Таких "каждых отдельных случаев" статистически очень много. Пожалуй, "других случаев" гораздо меньше (и есть подозрение, что эти "другие случаи" можно пересчитать по пальцам).
"Имеем: процесс - рост цен (инфляция) -> процесс - рост зарплат"
рост цен происходит в определенных сегментах;
в других сегментах роста цен не происходит;
рост цен в отрасли и рост зарплат отрасли - факторы не согласованные друг с другом
Кроме "программистов" мы можем перечислить и множество других профессий, заработные платы которых не растут, несмотря на рост стоимости некой "потребительской корзины". И - наоборот - когда "потребительская корзина" была дешевле, зарплаты их росли.
Но "во время" - не значит "по причине". Эти вещи друг друга не обуславливают.
//Даже, если какие-то две средние величины чего-нибудь на длинных временных интервалах увеличиваются - это не означает, что они друг друга обуславливают. Например, растет число жителей на Земле, а также растет "средний рост" человека. Но нет зависимости: процесс рост числа людей -> процесс - средний рост человека (равно и обратной тоже)//.
процесс - рост цен (инфляция) -> процесс - рост зарплат - это некоторое допущение из учебника по макроэкономике, но это - НЕ ИСТИНА.
Это стереотип авторов таковых учебников. (Так бывает, как раз, только в очень частных немногочисленных случаях).
Самые бедные страны имеют высокую инфляцию и низкие зарплаты и такое положение дел сохраняется очень долго. Недаром (при вменяемых правительствах в этих странах) туда устремляется производственная часть бизнеса. Как только расширился "Евросоюз", немецкие фирмы (Siemens, а также все автомобильные) сразу пояснили тамошним профсоюзам в ответ на вопрос про "немецкую потребительскую корзину" о том, что рядом есть хорошая страна Чехия, где таких вопросов не задают. Чемпион по оффшорному программированию - Индия, а внутри России любят белорусских и молдавских специалистов.
Так, что скорее так. Имеем стереотип: рост цен (инфляция) -> процесс - рост зарплат.
Мы понимаем, что это звучит, как ересь. Но это так.
Ответ на вопрос 3:
Перейдя к терминам «Статьи про зарплату»
Результативность = Факт / Эталон х 100%
Факт зависит от суммы оборота. Рост цен -> рост суммы оборота -> рост Результативности.
Предположим, что другие показатели результативности (число продаж, прибыль, оборачиваемость) остаются неизменными.
Если принять Эталон = const, мы можем получить через какое-то время абсолютно непредсказуемое значение Результативности, зависящее не столько от деловых
качеств и усердия работника, сколько от посторонних факторов.
Превышение Факта над Эталоном (при изначальной рекомендуемой пропорции 7 к 10) только вопрос времени.
Переформулируем. Как быть в том случае, если цены на товары в Вашем магазине растут. В том случае, который Вы описали (число продаж не меняется), то сохраняете эталон по числу продаж, эталон по обороту рассчитывается, исходя из новых цен. И сотрудники об этом знают.
Есть более сложные ситуации, например, когда рост цен влияет на число продаж, когда цены выросли скачкообразно, когда "акция", когда "Новый год", когда "не сезон" и т.д.
Тем не менее, они имеют решения.
Спасибо за обсуждение,