Здравствуйте Михаил!
Под «стандартизацией» понимается не только конечный продукт (речь не о том, что в итоге все должно быть на «одно лицо»). Это может быть способ поиска Клиента; форма «входного» коммерческого предложения/получения заявки/информации; формы документов и т.д.
…заказчики все индивидуальны, и запросы у всех разные и отличия есть всегда. Да еще бывают ситуации, когда заказчик не до конца определился в своих желаниях, это дополнительные временные затраты.
Аналогия из области дизайна квартир: все Клиенты хотят, чтобы их квартира была особенной. Но, предлагая «готовые решения» по стилю и цветовой гамме, грамотный проектировщик/дизайнер сильно облегчает жизнь Заказчика, подсказывая, что можно "захотеть" и сокращает усилия обеих сторон.
Это, как мне кажется, особенность крупной продажи - длительный подготовительный процесс.
Здесь важно не перепутать «сложную» услугу (которую трудоемко продавать или оказывать) и крупную продажу. Не все, что крупное – сложно и уникально, и, наоборот.
Затяжные переговоры – признак того, что на дорогие товар/услугу "кредит доверия" у Клиента не выработан; услуга, ее цена или сама компания – до конца не спозиционированы; критерии оценки качества услуги для Клиента не понятны.
Нередко «установить контакт» в крупных сделках помогает предложение небольшой (более или менее стандартной) услуги (по принципу: "большое пьянство начинается с маленьких рюмок"), чтобы Клиент мог попробовать поработать с компанией.
Кстати чем отличается "агентская" работа от "сопровождения", в случае, когда клиент новый, но переговоры с ним ведутся несколько месяцев одним человеком, тем же который клиента нашел?
Работа по «поиску Клиента» должна заканчиваться в определенный момент, например, когда Заказчик прислал заявку, заключил предварительный договор или произошло иное событие. Далее (или параллельно) - оформление, диспетчирование и надзор за документальными, техническими и монтажными моментами – прерогатива «сопровожденца».
Практика показывает, если эти работы не отделять - поиск Клиентов будет осуществляться вяло. Менеджеры завязнут в текучке. Кроме того, начнут прятаться за более стабильную работу в части «сопровождения».
Часто, имеет смысл делить «агентскую» работу на «первичную презентацию» и «дожим». У каждой составляющей будут свои критерии результативности.
Техническую (расчетную) работу не стоит привязывать к конечной продаже, по крайней мере, в значимом объеме.
При разделении перечисленных работ (среди менеджеров) у Заказчиков нередко возникают задачи:
а) наиболее рационального распределения функций;
б) оплаты за первую сделку (т.к. один менеджер Клиента находит, а второй – его обслуживает);
в) вознаграждения за «агентскую» работу при следующих сделках (т.к. Клиента уже «нашли»; первый заказ, к примеру, был всего лишь пробным, а на второй заказ Клиента убеждает «сопровожденец»);
и т.д.
Эти и другие задачи можно обсудить…
С уважением,