Уважаемая Елена!
... покупательский спрос направлен на дорогостоящие препараты. В итоге: кол-во покупателей в месяц в аптеке №1, расположенной на почте, и в аптеке №2, расположенной в торговом центре равно, а выручка в аптеке №2 в 2-3 раза больше, чем в аптеке №1. При этом "телодвижения" совершаемые фармацевтами в ап.№1 и ап.№2 одинаковы.
Казалось бы, ответ напрашивается сам собой: ЗП фармацевтов в аптеке №1 и ап.№2 должны быть примерно одинаковыми. Но …все фармацевты единогласно заявляют, что зависимость ЗП от выручки должна быть, иначе отсутствует всякая мотивация...
Давайте обострим противоречие. Оттого, что продавец торгует медью, а не золотом; икрой щуки, а не осетра, он не должен получать меньше. Деньги, в которых «измеряется» выручка (от металла, икры, орунгала) и деньги, в которых выплачивается зарплата – разные. Первые «привязаны» к стоимости товаров/лекарств, инфляции и пр., вторые – к среднерыночной зарплате. Т.е., каждый параметр живет своей жизнью. Тот, кто их удачно умеет соединять называется предпринимателем и получает прибыль, т.е. «процент» - прерогатива владельца.
В то же время, выручка (в данном случае) - один из критериев производительности труда. Ведь аптекарь может продать дополнительные товары, предложить более дорогой заменитель и т.д. Если выручку не учитывать, то все дорогие товары в ассортименте заместятся дешевыми.
Итак, используйте ее (в том числе), но давайте задание (план) по выручке. Свой для каждой аптеки. Тогда противоречие: «в одной аптеки продаются дорогие товары, а в другой – дешевые…» снимется.
Примечание. С установлением плана, в свою очередь, возникает ряд задач (их и предлагаю обсуждать в дальнейших сообщениях).
Задание (план) нужно давать по нескольким причинам:
1. Если он имеется, то можно исчислять производительность ("КПД" сотрудника), а это не то же самое, что абсолютное значение выручки (в деньгах).
2. Работник перестанет принимать решения, что "выручки уже достаточно", ибо его уже устраивает сумма, которую он получит в виде процента.
(Заметьте, когда есть план, его работа при недостижении определенного значения будет оцениваться «неудовлетворительно» и сумму, которая его устраивает, он не получит).
3. Премиальные будут возникать по причине роста выручки, но исчисляться будут в долях от "ЗАРПЛАТЫ" (точнее: базовой части зарплаты), а не от "ВЫРУЧКИ".
4. План можно (по предварительной договоренности!) менять.
...отчего тогда должна зависеть ЗП…
Зарплата складывается из постоянной и переменной части:
Постоянная часть зависит от:
1. Квалификации, навыков, особых знаний и т.п.
2. Стабильности показателей работы (на протяжении длительного периода, а не от случая к случаю);
3. Стабильности исполнения фирменных технологий, стандартов, дисциплинарных требований и т.п. (на протяжении длительного периода, а не от случая к случаю);
4. Интенсивности работы.
Примечание. Показатели 1-3 могут учитываться в категории специалиста (от категории зависит базовая часть).
Переменная часть зависит от:
5. Выполнения текущего задания по выручке,
6. Выполнения текущего задания по числу продаж,
7. Соблюдения фирменных технологий, стандартов, дисциплинарных требований и т.п. в текущем месяце.
Еще обязательно надо учитывать «средний» чек (о котором Вы писали мне в письме). Нам вместе нужно будет продумать, в какой части (переменной или постоянной) его учитывать.
Проект решения таков: «если у специалиста (бригады) стабильно высокий «средний чек» (определяется для каждой категории аптек), то категория специалиста(ов) растет» (а вместе с ней базовая часть).
Показатель «средний чек» полезен тем, что «уравновешивает» приписки по «числу продаж» (при введении показателя «число продаж» фармацевты начинают дробить чеки).
...Но я убеждена, что не размер ЗП волнует людей, а справедливость оплаты. Поэтому стоит вопрос не "сколько платить", а "как или за что платить"...
Людей волнует и то, и другое. "Абсолютной справедливости" в денежных вопросах не бывает, бывает "договорной процесс" и "вынуждающее обстоятельство - рынок труда". И важно не подменить задачу построения системы оценки производительности труда сотрудников (соответственно, вознаграждения) задачей "установления социальной справедливости в отдельно взятой аптеке".
Договоримся сразу: мы с Вами обсуждаем первую задачу (реальную), а не вторую.
Возможно, имелось в виду то, что работники хотят видеть связь между своими стараниями и вознаграждением. Если результат, за который им платится премия, от них не зависит, то они, конечно, теряют мотивацию.
...Мне непонятно что подразумевается под «результатами в зависимости от стараний»...
Если взять два "одинаковых месяца" и поставить в один из них за прилавок самого ленивого и безынициативного сотрудника, а в другой – наоборот, самого ответственного и старательного, а в затем сравнить их результаты по «выручке» и «числу продаж», то разница между результатами и будет мерилом «старания».
Очень много факторов влияет на объём продаж:
- месторасположение аптеки
- ассортимент (правильно сформированный, ориентированный на спрос)
- цена
- наличие рядом других аптек
- работа специалистов (умение фармацевтов «продавать»)
- режим работы аптеки
- кол-во фармацевтов в аптеке
…
Все это полезные данные для установления плана…
... Наблюдали. Описали в стандартах. Но одни их выполняют, другие нет, ссылаясь на большой поток покупателей, когда некогда ни то что предложить сопутствующие товары, некогда даже замену предложить отсутствующему препарату, рассказать о достоинствах более дорогого товара. Да и всё время улыбаться, приветствовать и благодарить за покупку и быть доброжелательными у многих нет желания...
Это говорит о том, что тех, кто выполняет стандарты – никак не поощряют, а тех, кто не выполняет – никак не наказывают. А еще говорит о распущенности сотрудников, которые позволяют себе ставить под сомнение необходимость постоянно хорошего отношения к Клиенту...
...(Особенно, после того как бабуля-покупательница швырнула в лицо корвалол, который подорожал на 70 коп., обозвала воровками, крохоборками, с…ми и т.д.. Одно радует – бабуля сняла стресс, разрядилась. Хоть какая-то польза от нашей аптеки)...
Такого рода байки только отвлекают от решения. Покупатели всегда были и будут разными. Если специалист к этому не готов, то не нужно идти работать в аптеку. Какие бы покупатели не были, фирменные стандарты и технологии выполнять нужно. Это правило, которое обсуждать вредно.
...Как их (факторы) связать между собой, чтобы в итоге получилась простая формула для расчёта...
Давайте сначала договоримся о наборе показателей, затем, обязательно объединим их в формулу.
Спасибо,