Уважаемая Софья,
давайте, сначала определимся с технологией работы Ваших менеджеров, а затем перейдем непосредственно к заработной плате.
будучи на месте этого менеджера, я бы стремилась обсуждать с клиентом заказ, выявляя почему, он предпочитает именно эту деталь именно этого производителя.
Пыталась бы объяснить клиенту (по возможности конечно), что тот аналог, который есть у нас на складе на данный момент ему подойдет.
Ваши рассуждения более чем верны. Но лучше поступать следующим образом.
Необходимо заранее (еще до разговора с Клиентом) определить его предпочтения и пожелания, т.е. надо сделать предварительное действие.
Все предпочтения и пожелания, которые высказывают Клиенты на 80 - 90 % стандарты (в рамках каждой группы/сегмента Клиентов). И нет необходимости изучать или спрашивать каждого отдельного Клиента, что ему нравится, а что нет; почему он покупает, а почему нет и т.д.
Узнав все это заранее (мы называем это стереотипами Клиентов), можно уже при обращении к Клиенту знать, что ему интересно и предлагать это, тем самым, попадая в его стереотип.
Предоставляла бы клиенту доп. информацию о будущих поступлениях товара
Да + постоянный обзвон и напоминание Клиенту, что поступил новый товар, проводится акция, есть целевое предложение и т.д.
В некоторых случаях сделала бы клиенту скидку, чтобы изменить разницу в цене и клиенту выгодно было бы взять то, что есть на складе.
На основе чего Вы определяете какую скидку какому Клиенту дать?
"На глаз"?
На основе интуиции?
Есть ли у Вас формализованные (и прописанные) принципы определения размеров скидок, которыми пользуются менеджеры?
Главное, я бы не молча обрабатывала заказ, а обсуждала бы его с клиентом.
Софья, для этого надо подготовить для менеджеров "речевые модули", обучить их как "правильно" их произносить (спокойно и функционально, без лишних слов и пауз, без суеты, «трепета» и «придыханий», без заискивания и в то же время без высокомерия в голосе – с нейтральной «деловой» интонацией) и ШТРАФОВАТЬ за их неупотребление.
Теперь о показателях. Мы остановились на следующих:
результативность по обороту,
результативность по числу новых Клиентов (от постоянных Вы отказались: новые клиенты - 20%. Не возникнет ли ситуации, когда менеджер начнет выбирать кого обслужить: нового или постоянного Клиента?),
результативность по номенклатуре,
результативность по числу сделок (Вы от нее отказались: на большее число покупок, наверное, нет...)
Результативность по номенклатуре действительно можно учитывать так, как Вы предлагаете, но здесь нужно учесть следующий момент
Если у Вас в ассортименте есть позиции, которые продавать гораздо легче, менее трудоемко, чем другие, то именно такие позиции и будут продаваться менеджерами, именно такими позициями они и наберут план.
Как правило, это позициии, которые стоят в N раз дешевле позиции со средней ценой.
Так как Вам необходимо, чтобы менеджер не выбирал, а предлагал любую ассортиментную позицию (из тех, которые, естественно, можно предложить к продаваемому товару), то можно ввести веса для различных (по стоимости или трудоемкости продажи) ассортиментных позиций или групп позиций.
Что касается дополнительных предложений Клиенту, то, на мой взгляд, здесь тоже не обойтись без "речевых модулей" и заранее прописанных "готовых решений", где указывается что с чем продается (т.е. какие еще товары к покупаемому нужно предложить. И если не предлагашь, то опять же автоматически ШТРАФУЕШЬСЯ).
Менеджеры часто не предлагают товар не потому, что им "в лом" (хотя и такое не редкость), а потому, что:
им неудобно "навязываться" Клиенту,
они боятся услышать отказ или даже грубость в ответ,
они не знают как "правильно" сделать дополнительное предложение
и т.п.
С Уважением,