На сайте ведутся работы Вышла книга о ТРИЗ | ТРИЗ - РТВ - ТРТЛ | Бизнес-форум TRIZ-RI
9737
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ

Вышла книга о ТРИЗ

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2004-01-03 13:43:40
Толмачев А.А. » Всем

Предлагаю обмениваться информацией о методических новинках по ТРИЗ в данной теме. Делаю первый шаг:

информацию о новой книге можно получить по ссылке:

http://triz-ta.narod.ru

С уважением, автор.  Готов к любым творческим контактам.

2004-01-04 00:01:39
Александр Соколов » Толмачев А.А.
Уважаемый Толмачев А.А.!
 
Получил от Вас письмо по электронной почте с рекламой Вашей книги. Посмотрел и на рекомендованном сайте - новых "методических новинок", увы, не обнаружил.
 
Не могли бы Вы сформулировать: в чем заключается Ваш  новый  методический  результат?
 
Например, вот так:  мною поставлена (новая) задача-N  и предложено ее (новое) решение-P, заключающееся в том, что: ........................................................
 
С уважением
 
P.S. Напоминаю, что по правилам этого форума, с которыми Вы согласились при регистрации, реклама на нем не публикуется.
2004-01-04 01:49:04
Толмачев А.А. » Александр Соколов

Уважаемый Александр!

Скоры Вы на суждения...)). Как говорил уже давно Жванецкий, мы привыкли говорить о взлете и крахе Голливуда, не видя голливудских фильмов. Типично для ТРИЗ-экспертов...

Ну, хорошо, пользуясь предложенноя Вами формулой попытаюсь сформулировать некоторые положения своей работы.
Мною была поставлена задача рассмотреть современное состояние той части ТРИЗ, которая используется в практике школ в виде направления ТРИЗ+педагогика, с точки зрения целесообразности использования отдельных элементов. Другими словами, что целесообразно преподавать, что нежелательно, а что вообще - вредно.
В своей работе я попытался также дать некий анализ существующих подходов по проблеме творчества вообще.
Новыми (точнее - не достаточно распространенными), в частности, считаю свои взгляды на проблему подготовки педагогов.
Новыми (среди работ по ТРИЗ)считаю оценку возможных отрицательных  последствий развития воображения, а также использование сказок (нежелательные эффекты). Новыми представляется мне рассмотрение возможностей нейро-лингвистического программирования с точки зрения ТРИЗ...
А в целом, результат - личный.

С уважением, Толмачев А.А.

2004-01-04 12:23:08
Эрнст Кассациер » Толмачев А.А.
Здравствуйте, уважаемый коллега Толмачев!
 
Простите, не знаю Вашего имени. А как можно сопоставить Ваше же предложение "обмениваться информацией о методических новинках по ТРИЗ" и то, что "в целом, результат - личный"?..
 
Дело в том, что согласно Большой Советской Энциклопедии, Метод это (от греч. méthodos - путь исследования или познания, теория, учение), совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчинённых решению конкретной задачи. В качестве М. могут выступать система операций при работе на определённом оборудовании, приёмы научного исследования и изложения материала, приёмы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т. д. 
То есть, не совсем личный результат.
 
С уважением,
Эрнст Кассациер     
2004-01-04 16:12:00
Кирилл Лебедев » Толмачев А.А.

Уважаемый Толмачев А.А. !

Рекомендую Вам ознакомиться с вот этим моим сообщением из другого обсуждения.

Не могли бы Вы пояснить Ваши высказывания:

"с точки зрения целесообразности использования отдельных элементов"

Каких элементов? Можно их перечислить? Привести конкретные примеры?

"что целесообразно преподавать, что нежелательно, а что вообще - вредно".

Опять хотелось бы увидеть конкретику. Что цесесообразно преподавать? Что нежелательно? Есть ли примеры, объясняющие почему?

С уважением,

2004-01-04 17:15:59
Модестов С.Ю. » Толмачев А.А.

Уважаемый Толмачев А.А.!

 

Вы правы в том, что не читая еще неизданную книгу, судить о ее содержании сложно. Но сложно не значит невозможно. Имея опыт анализа ряда пособий по ТРИЗ, написанных за последние несколько лет, а также существенный педстаж – в том числе школьный – позволю себе высказаться.

 

1. Оценить Ваше пособие будет легче и объективнее, если Вы выложите на своем сайте некоторые фрагменты текста, помимо аннотации и оглавления. Например хотя бы список литературы, использованной Вами в данной работе. Он, кстати, почему-то не попал в оглавление. Или библиографии в Вашей работе нет?

 

2. Судя по структуре, Ваша книга является компилятивным изданием, поскольку повторяет большинство источников по данной теме. Достаточно сравнить книгу с работой:

 

Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л. Зусман А.В. и др. Поиск новых идей: от озарения к технологии, Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.

На сайте – Вы уж извините – есть орфографические ошибки – например, 4.2.4. Учащияся.

Кстати, если не секрет – в каком именно издательстве Санкт-Петербурга выходит Ваша книга? У нас их довольно много ;)

 

3. Думаю, что Вы повторили типичную ошибку свежеочарованного ТРИЗ человека: переоткрыли и переозвучили то, что в науке давно известно. Именно эта традиция, кстати, и подкосила в свое время ТРИЗ-педагогику - не надо называть другими терминами уже открытые модели. Их надо изучить и написать на их основе свое, новое.

Наверное, это простительно, поскольку Вы – не педагог, а психолог и физик.

 

Вопросы, поднятые Вами во Введении, подробно раскрыты в следующих работах:

  1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. - Красноярск, 1998.
  2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития, в 2 т. Издательство Казанского университета. - Казань, 1998.
  3. Альтшуллер Г.С. Как вести занятия по ТРИЗ. Рукопись фонда ЧОУНБ, 1985.
  4. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. - М.: Знание, 1987.
  5. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: ВГУ, 1977.
  6. Беспалько В.П. Проблемы развития современных педагогических систем. - М., 1980.
  7. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества. - М.: Просвещение, 1993.
  8. Викентьев И.Л. Психофизиологические основы обучения ТРИЗ // журнал ТРИЗ № 2.2, 1991.
  9. Выготский Л.С. Педагогическая психология /под ред. В.В. Давыдова - М.: Педагогика, 1991.
  10. Гиг ван Дж. Прикладная общая теория систем. - М.: 1981.
  11. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб, 1995.
  12. Ильясов И.И. Структура процесса учения. - М.: МГУ, 1986.
  13. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М., 1984
  14. Кузнецова Н.Е. Педагогические технологии в предметном обучении. - СПб: Образование, 1995.
  15. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966
  16. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990.
  17. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. СПб: СПбГТУ, 1996.
  18. Шепель В.М. Настольная книга менеджера. Управленческая гуманитарология. - М., 1992.
  19. Щедровицкий Г.П. Логика педагога. - М., 1993.
  20. Щукина Г.И. Проблема деятельности в педагогике. - М.: Просвещение, 1985.

Из этих книг я бы советовал Вам прежде всего ознакомиться с обстоятельными монографиями по вопросам современной педагогики и творчества следующих авторов: Адольф В.А., Андреев В.И., Бухвалов В.А., Ланда Л.Н., Радионов В.Е., Шепель В.М., Щукина Г.И. А также рекомендую изучить журнал ТРИЗ № 2.2.1991 “Педагогика” – его можно одолжить в организации, в которой Вы изучили основы ТРИЗ.

 

Думаю, если Вы изучите хотя бы названные работы – это не займет много времени, зато будет способствовать повышению качества методических материалов.

Успехов!

2004-01-04 18:56:37
Толмачев А.А. » Кирилл Лебедев

Уважаемый Кирилл!

Мне было бы сложно передать основное содержание двух глав в форуме. ... Тут уж ничем не могу Вам помочь.

Толмачев А.А. 

2004-01-04 19:01:54
Толмачев А.А. » Эрнст Кассациер

Уважаемый Эрнст!

Спасибо, что ознакомили меня с определением метода...))) Что касается личного результата... Любое творчество содержит в себе как объективно, так и субъективно новое. А личным я его считаю потому, что он важен лично для меня, поскольку в довольно сложное для себя время я не ударился в депрессию, а попытался сделать что-то полезное... Что получилось - рассудит практик, т.е прежде всего учитель, педагог. Макет работы уже просматривался учителями...

С уважением, Толмачев А.А.

2004-01-04 19:17:15
Толмачев А.А. » Модестов С.Ю.

Уважаемый, Модестов С.Ю (не знаю Вашего имени отчества)!

Спасибо Вам за замечание, касающееся ошибок на сайте. Были и более сложные проблемы при устанорвке отдельных файлов на сайт. Естественно, нужно исправить. Вполне возможно, что есть смысл поместить фрагменты работы или список литературы. Что касается педагогической квалификации... Всю свою жизнь я занимался педагогикой. Преподавал в школе, вузе. 

О знании основных педагогических источников. Одна из глав, посвященная  анализу содержания ТРИЗ, строится на положениях теории пед. систем академика Н.В.Кузьминой (я ее ученик), использованы работы и др. авторов, занимающихся пед. системами (в частности, упомянутого Вами Беспалько В.П.).  Часть своих выводов я пытался построить на результатах исследований: собственного диссертационного, а также исследований, организованных на базе Красноярского пед. университета.

В любом случае, спасибо за пожелания.

С уважением, Толмачев Андрей Алекснадрович.

2004-01-04 20:19:58
Георгий Соколов » Всем
Уважаемые коллеги!

Когда специализированная литература приобретается в магазине, есть возможность её пролистать и оценить.

Когда книга продвигается с помощью рекламных писем, рассылаемых Толмачевым А.А. Посетителям форума по ТРИЗ - РТВ - ТРТЛ с помощью электронной почты, логично предоставить на своем сайте несколько глав, с которыми можно бесплатно ознакомиться.

Думаю, эти главы должны быть как-то связаны не с "ТРИЗ вообще", а в первую очередь характеризовать достижения автора - Толмачева А.А. Это будет честно и профессионально. И сразу же снимет целую серию вопросов.

Ознакомившись с несколькими главами, каждый сможет осознанно принять решение: приобретать или нет книгу, сколько экземпляров и т.п.

Успехов!
2004-01-04 21:44:56
Толмачев А.А. » Георгий Соколов

Уважаемый Георгий!

Вы правы целом, поэтому вношу изменения на сайт, поместив на нем ссылку "Сказка" (пример использования метафоры при изложении материала). Проблема использования метафор сложна и многопланова, описана в работах, например Гордона. Подобная проблема заслуживает специального рассмотрения.  Но использование метафор на занятиях (при знании их цели, структуры и т.д) представляется нам очень важным.

Что касается ознакомления с книгой. Мне довольно сложно сделать это из-за границы лично. Хотя я и  приезжал с этой целью в Санкт-Петербург в ноябре 2003 года. Побывал практически во всех РОНО, беседовал с методистами.

Мне хочется, чтобы книга попала именно тем людям, кому она нужна. Уж больно мал тираж, чтобы ее передать в магазин. Кому смогу - разошлю лично (при следующем приезде в Питер в марте 2004). Возможно, встречусь с учителями.

Мне приходилось заниматься подготовкой педагогов в рамках психологических треннингов (почти пять лет в Красноярском края, почти в каждом из его районов).

С уважением, Толмачев Андрей Александрович.

PS: а колючий здесь народ))). Но сам виноват... Не надо было с рекламой ....

2004-01-05 01:45:23
Толмачев А.А. » Всем

Уважаемые коллеги!

По всей вероятности, мое решение таким образом донести информацию о книге до лиц, занимающихся ТРИЗ, ошибочно, поскольку вызвало ощутимое раздражение. Мною двигало  отнюдь стремление не рекламировать книгу... Верю, что она окажется полезной и найдет своего читателя.

Необходимо, быть может, привести отрывки из книги на сайте. Все-таки кое-что лучше, чем почти ничего.))) Постараюсь что-либо изменить... Спасибо за советы.

С уважением, Толмачев.А.А
2004-01-05 11:54:02
Георгий Соколов » Толмачев А.А.

Уважаемый Андрей Александрович!

 

1) Вы пишете: "По всей вероятности, мое решение таким образом донести информацию о книге до лиц, занимающихся ТРИЗ, ошибочно, поскольку вызвало ощутимое раздражение. Мною двигало отнюдь стремление не рекламировать книгу... Верю, что она окажется полезной и найдет своего читателя".

 

Судя по задаваемым Вам вопросам, главное, что всё же интересовало коллег: качество (новизна, инструментальность, форма изложения и т.п.) материала.

 

Думаю, Вы согласитесь, что заголовок темы: Новинки ТРИЗ способствует появлению подобных вопросов. Кроме этого, надеюсь, что Вы с этим также согласитесь, что от ряда коллег, преподающих ТРИЗ в Университетах и имеющих свои публикации в области ТРИЗ, можно ожидать несколько иных вопросов, чем от уважаемых учителей Красноярского края...

 

Пользуясь случаем, могу сказать, что Новости ТРИЗ регулярно публикуются на официальном сайте Г.С. Альтшуллера здесь и в нашей ежемесячной электронной рассылке NEWS@TRIZ-RI.RU.

 

2) Да, конечно, разместите несколько не-общетризовских глав из Вашей работы на Вашем сайте и дайте ссылку на этом форуме.

 

Если главы качественные, это поможет в продвижении книги; возможно, Вам доброжелательно посоветуют, как их доработать... (Например, я лично этим занимаюсь - в питерский офис работы по ТРИЗ, ТРИЗ+ присылают на отзыв постоянно).

 

3) Кроме этого, посмотрите:

- Электронная книга: "Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы".

Это официальное издание фонда Г.С. Альтшуллера.

Распространяется бесплатно.

- Викентьев И.Л., Методика оценки методик.

 

 

Творческих успехов!

2004-01-05 14:40:45
Редакция » Толмачев А.А.

Уважаемый Коллега!

1. Конечно, было бы лучше привести несколько фрагментов из Вашей книги (на Вашем сайте).

 

2. Конечно, лучше выбрать для такой публикации те фрагменты, в которых содержится новизна и/или содержатся существенные отличия от материалов содержащихся в уже известных книгах по ТРИЗ, равно, как и от материалов содержащихся в списке, приведенном выше Коллегой С.Ю. Модестовым.

 

3. Было бы неплохо эти основные отличия и/или новые моменты сформулировать здесь на Форуме и дать соответствующие ссылки на Ваш сайт.

4. Тогда, вероятно, Ваша информация не будет воспринята Коллегами, как прямая реклама. В любом случае, Редакция Форума (при условии выполнения Вами п.п. 1-3) не воспримет Вашу информацию, как рекламу и употребит свое влияние на преобразование отношения Коллег к Вашим сообщениям из состояния "колючее" в состояние "белое и пушистое".

Успеха!

2004-01-05 19:19:11
Толмачев А.А. » Георгий Соколов

Уважаемый Георгий!

Я начал добавлять некоторые материалы на сайт. В частности, по вопросу использования метафор в процессе обучения (придерживаюсь теоретических взглядов Гордона) приведена одна из используемых метафор (см. в меню - "Сказка").  Думаю разместить отрывки, посвященные некоторым аспектам развития воображения детей и использования сказок (здесь я сторонник трансактного анализа) и некоторые примеры из приложения.

В работе затрагиваются и взгляды зарубежных специалистов по ТРИЗ (некоторые из организаторов международного конгресса по ТРИЗ в Цюрихе в 2003, например, докт. Дитмар Цобель, с кем я имею личные контакт, по его просьбе писал ему отзыв на его последнюю книгу по ТРИЗ). Кстати, о методиках, аналогичных ТРИЗ, используемых за рубежом (именно методиках а не софтверах) почему-то в работах по ТРИЗ мало пишут.

Хотелось бы  зайти и к Вам в офис, когда приеду в Питер. Пожалуйста, сообщите адрес.

Интересно, а кто решает, качественные ли главы...? ))) (Прямо ГлавЛит какой-то).

С уважением, Толмачев Андрей Александрович

2004-01-06 00:21:58
Георгий Соколов » Толмачев А.А.

    Уважаемый Андрей Александрович!

Вы пишете: Я начал добавлять некоторые материалы на сайт.

О своем впечатлении напишу Вам чуть позже.

Хотелось бы  зайти и к Вам в офис, когда приеду в Питер. Пожалуйста, сообщите адрес.

Просто напишите нам заранее, недели за две, чтобы согласовать графики.  Мы находимся в центре.

Интересно, а кто решает, качественные ли главы...?

 

Если Вас интересует процедура оценки работ в области ТРИЗ, советую: сформулируйте новую тему, более широко, примерно так: "Как оценивать работы в области ТРИЗ", "Обмен мнениями о критериях работ в области ТРИЗ" и т.п.  Судя по текущей переписке с коллегами по ТРИЗ, думаю, что эта тема актуальна и вызовет серию сообщений, мнений. 

Вам принадлежит приоритет в постановке вопроса на этом форуме и поэтому именно Вам логично открыть эту тему. Если подробно отвечать на заданный Вами вопрос в этой же теме, мы точно смешаем разные обсуждения, чего не хотелось бы... 

С уважением,

2004-01-06 00:23:35
Толмачев А.А. » Редакция

Попытаюсь описать, что сделано помимо общетризовских вопросов.

Прежде всего - стиль работы. Стремился, чтобы читать было интересно, поэтому использованы притчи, сказки, метафоры, анекдоты, соответствующие иллюстрации, выполняющие ту же роль.

  • Глава 1 посвящена анализу теоретических подходов к определению творчества, причем большее внимение уделяется не процессуальному, а личностному аспекту. Рассматривается понятие готовности к творческой деятельности, описанной в виде набора качествличности (автором предложена структура) в отличие от хорошо известного списка в ЖСТЛ.
  • Гл. 2. В разделе, посвященном воображению, с позиций психологии рассматриваются, в частности, такие вопросы как „воображение и детские страхи“ (позиция автора отличается от позиций некоторых авторов-тризовцев, пишущих о воображении).
  • Гл. 3. Как новое можно отметить ряд примеров, иллюстрирующих понятия ТРИЗ (в основном – из наблюдений автора в Германии).
  • Глава 4. Новое: приведены результаты научного исследования по проблеме психологических факторов продуктивности деятельности педагогов, занимающихся развитием творческих способностей учащихся, а также предлагается анализ основных компонентов педагогической системы, целью которой является формирование готовности к творческой деятельности (в соответствии с основными структурными компонентами пед.системы согласно теоретическим разработкам академика Н.В.Кузьминой). Говорится о содержании, которое должно стать предметом усвоения учащимися, о методах и формах пед. Воздействия, о проблеме подготовки педагогов. В данной главе автор пытается проанализировать и современное состояние направления ТРИЗ-педагогика, указывая на нежелательные эффекты (НЭ), наблюдающиеся в его развитии.
  • Глава 5. Посвящена рассмотрению проблемы использования сказок. В работах тризовцев этот ресурс рассматривается как положительный. Автор готов поспорить. Приведен также материал, с одной стороны, еще раз иллюстрирующий понятия ТРИЗ, с др. Стороны - просто полезный для педагогов и родителей. Автор говорит об учете психофизиологических особенностей детей (вопрос поднимаемый, например, А.Нестеренко, но не освещенный в работах по ТРИЗ-педагогике).
  • Приложения – чисто практический материал. Примеры бесед, занятий, упражненй и т.д. В целом сборник – но не случайных упражнений, а тех, которые были проверены на эффективность в ходе экспериментальной работы студентов факультетов дошкольного воспитания и начальных классов красноярского пед.университета.

Говоря о новизне, подчеркну, что это не значит, что я делаю открытия в психологии или педагогике, а хочу обратить внимание разработчиков ТРИЗ (некоторые из которых пренебрежительно относятся к психологическим понятиям) на некоторые важные вопросы Общий объем работы – примерно 550 м.п.с.

2004-01-06 17:56:24
Толмачев А.А. » Георгий Соколов

Уважаемый Георгий!

Открывать тему, обсуждая вопрос о том, как и кому оценивать работы по ТРИЗ, мне бы не хотелось.  Честно говоря, лично я бы не понес свою работу на отзыв в какой-либо ТРИЗ-центр. Хотя бы потому, что (перефразировав классика): "В мои лета пора уж сметь СВОЕ суждение иметь"... Мне кажется, что все что связано с оценкой, отзывами и т.д., напоминает цензуру в нелучшем ее варианте, создание тех самых внешних обстоятельств, с которыми вынуждена бороться ТЛ (согласно ЖСТЛ). Нужно ли это? Для меня - ответ однозначен. Нет!

Толмачев А.А.

2004-01-06 18:41:42
Редакция » Толмачев А.А.

Уважаемый Коллега Толмачев А.А.!

 

Обратите внимание.

 

1. Когда Вы пишете:

 

"...позиция автора отличается от позиций некоторых авторов-тризовцев, пишущих о воображении...".

 

"... В данной главе автор пытается проанализировать и современное состояние направления ТРИЗ-педагогика, указывая на нежелательные эффекты (НЭ), наблюдающиеся в его развитии..."

 

"... Посвящена рассмотрению проблемы использования сказок. В работах тризовцев этот ресурс рассматривается как положительный. Автор готов поспорить..."

"... некоторые из разработчиков ТРИЗ пренебрежительно относятся к психологическим понятиям..."

 

то никому в голову не приходит назвать Вас цензором.

 

2. А когда Вы читаете просьбы о понятных формулировках:

 

"мною поставлена (новая) задача-N  и предложено ее (новое) решение-P, заключающееся в том, что: ..........."

 

или когда в ответ на Ваш же вопрос: "Интересно, а кто решает, качественные ли главы...?" Вам предлагают способ его обсудить, Вы вспоминаете Главлит и цензуру.

Это

а) не корректно;

б) является подменой тезиса (типовым приемом демагогии N6);

Делаем Вам замечание.

 

3. Одновременно, позвольте Вас поблагодарить за формулировки приведенные здесь. Желательно было бы увидеть и примеры их иллюстрирующие.

 

Успеха!

2004-01-10 02:19:52
Толмачев А.А. » Редакция

Кое-что добавил... Фрагменты, рисунки, библиографию. Понимаю, что немного. Но на все, что хотелось бы, не хватает времени. Делаю все сам (уж как могу).

Толмачев А.А.

2004-01-13 11:04:32
Георгий Соколов » Толмачев А.А.

Уважаемый Андрей Александрович!

1) Просмотрел Ваш обновленный сайт.

По приведенным фрагментам мне сказать что-то трудно.

Очень уж они небольшие. Поэтому несколько прямых вопросов и предложений.

2) Далее: "Рассматривается понятие готовности к творческой деятельности, описанной в виде набора качеств личности (автором предложена структура) в отличие от хорошо известного списка в ЖСТЛ".

Очень интересно: нельзя ли чуть подробнее на Вашем сайте и/или на этом форуме?

3) Цититрую: "Проблемы, связанные с образованием, являются чрезвычайно сложными, и, признаюсь честно, я тоже не знаю ответов на многие поставленные вопросы" - почему бы список этих проблем открыто не выложить на Форум?

Есть основание считать, что у ряда Посетителей форума могут найтись если не ответы на эти вопросы, то подходы к ним.

4) Прошу Вас также ответить в новой теме: Нежелательные эффекты в области ТРИЗ-педагогики.

С уважением,



Яндекс.Метрика