Добрый день, Наталья,
1. Если план выполнен на 99 % и меньше, на ВСЮ премию сотрудников накладывается понижающий коэффициент, если выполнен на 101 и более - повышающий коэффициент, т.е. формула расчета примерно будет такова: Премия=Базовая часть+Базовая часть*Р1*Р2, где Р1 это результативность сотрудника по выполнению его личного плана, а Р2 - результативность сотрудника по выполнению плана отдела. Р1 и Р2 определяются через таблицу, т.е. Р1 и Р2 НЕ равно % выполнению плана.
Т.е у Вас ничто иное как прогрессивно-регрессивная система оплаты в рамках одного показателя, и использование умножения при сведении 2-х результативностей (Р1 и Р2 в общую).
На эту тему написан материал "Плюсы и минусы умножения". Думаю, Вам небезынтересно будет с ним ознакомиться.
Изначальный Ваш вопрос, с которым Вы обратились к участникам форума: "Насколько корректно и эффективно включать в систему оплаты рядовых менеджеров по продажам такой критерий как «Процент выполнения плана отдела по обороту»?
Давйте проанализируем, насколько полезен, для Вашего случая такой показатель...
Обычно показатели на "отдел" вводят для решения следующих задач (приведу ряд примеров, которые встречаются достаточно часто):
1. Клиент попадает то на одного, то на другого менеджера (в случаях, когда Клиент звонит, а менеджера [с которым он до "этого" общался] нет на месте), и важно избежать "спихивания".
2. Клиента обслуживают 2 менеджера сразу (это характерно для товаров, выбор которых достаточно трудоемок), например, плитка. Клиент ходит, смотрит, консультируется. Уяснил критерии выбора. Пошел рассматривать по второму кругу (с учетом полученных от продавца знаний). В это время первый продавец переключился на иного Клиента. Второй свободен. Клиент с новой серией вопросов (теперь уже о расчете количества кв. метров) обращается ко второму продавцу. Здесь важно, как и в п.1, избежать ситуации: "Вы не мой Клиент, ждите пока освободится "Ваш" продавец, а я посижу, подожду "своего" Покупателя).
3. Продавцы работают в разных сменах. И ЧАСТО так случается, что одна смена (или продавец) уговаривает Клиента, а покупка совершается во "второй смене" (у др.продавца) на следующий день.
4. Менеджеры "А" ведут одну товарную группу, а менеджеры "В" - другую. Часто Клиенты по этим товарным группам соприкасаются. Менеджеры "А" должны порекомендовать Клиенту обратиться еще и к менеджеру В (и наоборот). Примечание. Такая организация торговли неверная сама по себе. Но это отдельная тема.
Для Вас характерна какая-либо из перечисленных ситуаций? Или же приведите свой вариант соприкосновений/пересечений менеджеров (который вынуждает вводить показатель "на отдел").
2. Схема практически та же только с ограничением: Если план выполнен на 99 % и меньше, на ВСЮ премию сотрудников выполнивших свои личные планы на 99% и меньше (т.е. грубо говоря виновников недовыполнения общего плана) накладывается понижающий коэффициент, если выполнен на 101 и более - повышающий коэффициент для сотрудников выполнивших свой личный план ("виновников" перевыполнения) на 101% и более.
Поясните, пожалуйста, почему при таком способе расчета результативность индивидуальная и отдела будут отличаться? Возможно, я не поняла описание.
С Уважением,