Добрый день, Алекс.
Попробую помочь Вам. Для начал разделим Ваше первое сообщение на направления:
1. решения простых офисных задач (ворды-эксели)
2. настройка и подключение интернета
3. поддержка 1С:Предприятий
По первому направлению мне кажется, что на текущий момент времени сложно найти или сформировать существенный поток заказов по этой теме. Как вспомогательный - да, он существует. Дело в том, что вопрос по офисным пакетам возникает у новичков в работе с компьютерной техникой - а им редко доверяют заключение договоров поддержки и подписание актов на выполненные работы.
По второму направлению есть стабильный поток клиентов. Для того чтобы часть его переключить на себя рекомендую кооперироваться с провайдерами интернета. У некоторых Вы найдете ситуацию, когда очередь на вызов специалиста имеет неразумный размер, и Вы можете помочь с их обслуживанием. В дальнейшем провайдер может вообще ВСЁ обслуживание вести через Вашу компанию, а сам только мегабайты продавать.
По третьему направлению - изучите опыт франчайзи и нефранчайзи фирмы 1С в Вашем городе. Это Ваши конкуренты, которых Вам придётся догонять и обгонять или вычеркните это направление из своего плана. В Липецке в октябре 2006 года одних только франчайзи я насчитал 11, не считая других категорий партнеров фирмы 1С. Вы уверены, что Вам есть что предложить рынку лучше чем уже имеющееся?
Далее Вы пишете "Основной котингент работников данном направлении -- студенты или сразу после института." О каком из трёх направлений идет речь? Обо всех?
Что касается времени и зрелости - предлагаю исключить фактор времени, т.к. при внутренней зрелости к интеллектуальному труду организация собственного времени прилагается. Давайте расшифруем "со временем у них косяк" (примеры модельные):
1. они должны 6 часов в день проводить в институте, 3 часа самообучение и самосовершенствование, 4 часа общение с противоположным полом, 2 потери на транспорт, 1 час бытовые вопросы, 8 часов сон. А РАБОТАТЬ КОГДА?
2. они проводят 6 часов в день в институте, 4 часа общение с противоположным полом, 6 часов сон. А где остальные часы?
3. они закончили институт. 8 часов сон. 8 часов работа. 8 часов остальное - нет косяка со временем - это Ваш потенциальный сотрудник.
4. они закончили институт. 8 часов сон. 8 часов отдых. 2 часа потери на транспорт, 4 часа первая работа, 2 часа остаётся для работы на Вас - оно Вам надо?
5. продолжите список вариантами, которые Вы видите в своих будущих сотрудниках и забудьте о тех, у кого "косяк со временем".
Про зрелость. "..к клиенту нужно приходить очень осторожно..." - я согласен полностью, "... и без лишних слов." - непонятно, что имелось в виду.
Клиент не "ламер" - клиент профессионал в своём деле и использует компьютерную технику для облегчения своей основной работы. Ваш бизнес и будет (или не будет) строиться вокруг этой идеи. За "поговорить и не задеть чувств" вряд ли кто-нибудь будет платить существенные деньги молодой компании. Вот когда Ваша компания будет иметь положительную репутацию - тогда наоборот.
Про молодежь и "стандартные заготовки". Органичное соединение этих элементов и даёт то, что Вы иногда слышите как "молодая, динамично развивающаяся компания".
"Да и какую заготовку можно придумать, если работник - зеленый?". Поскольку Вы хорошо умеет делать то, что хотите вложить в свой бизнес, значит эти заготовки УЖЕ ЕСТЬ в ваших навыках. Пропишите их на бумаге и получится Ваш фирменный стандарт на обслуживание клиентов. На данном сайте есть огромное количество статей и обсждений о том, что делать с этими стандартами потом. Это и есть Ваша работа как предпринимателя, создающего бизнес. Рассматривайте рынок труда как систему в которой ВСЕ "зелёные", а те кто "не зелёные" - Вам не по карману. Стройте свой бизнес по принципу "5+2=0", подробно изложенному в части 2 статьи «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ: ТИПОВЫЕ ОШИБКИ и КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.» /themes/terapia/terapia41.asp.
Далее Вы пишете "2. Другой опасностью может оказаться то, что успешный работник может в результате открыть конкурирующий бизнес." Рассматривайте это не как опасность, а как реальность. Например, перебегая автодорогу в неположенном месте нет _опасности_ погибнуть, а есть факт гибели через небольшой промежуток времени, возможно даже с первого раза, т.е. первый наёмный сотрудник сразу решит открыть конкурирующий бизнес на Вашей базе. Это я к тому говорю, чтобы Вы строили стратегию фирмы и найм сотрудников с таким расчетом, что через некоторое время КАЖДЫЙ из них ЗАХОЧЕТ открыть собственную фирму, а ВАША технология либо не даст ему это сделать с минимальными затратами, либо он Вас будет догонять в то время пока Вы семимильными шагами движетесь вперёд. Посмотрите "Решение 3.1. Методика первична, сотрудники подбираются под методику.", а затем и решения 3.2-3.5 в статье "Еремина Н. А., Как построить тренинговую / консалтинговую компанию" http://www.treko.ru/show_article_812. И особенно понижайте требования к квалификации персонала, а не наоборот. Подсказка в статье "Сычев С.В., О создании консультационной фирмы" /themes/profi/profi14.asp начиная со слов "Но обычно начинающие руководители верят в то, что ..."
"А задача простая. Как расширить бизнес с меня одного, до нескольких человек?"
Мой ответ такой.
1. Сконцентрировать свой опыт на бумаге.
2. Выделить элементарные повторяющиеся операции.
3. Выделить самые повторяющиеся операции.
4. Пронормировать эти операции и рассчитать ЗП будущего сотрудника.
5. Найти сотрудника под эти операции и эту ЗП.
6. Если получилось - повторить п.1 - п.6 :)
К сожалению, моя рекомендация не принимает Ваши тезисы о том, что:
"Проблема ведь не в том, как работнику платить..."
"Структура доходов -- это тоже неважно в рамках моей задачи."
"Вопрос не касается зарплаты. Вопрос касается организации."
"Не в зарплате дело. Она всегда будет меньше того, что он в состоянии заработать сам, договорившись с клиентом."
"Проблема не в том, как структурировать доходы и расходы"
"Проблема в том, как стабилизировать ситуацию с кадрами в фирме."
Про опыт студентов. Вы пишете "Я точно знаю, что на этой ниве трудятся студенты и у них опыта уж не меньше, чем у старшего поколения." Скажите, какого опыта? В использовании инструментов tracert, arp, nbstat? Или в умении найти ответ на вопрос клиента: "Вот у наших соседей с пятого этажа 1С работает в 10 раз быстрее. Сколько стоит сделать так, чтобы у нас было в 20 раз быстрее, чем у них?"
Про "500-250 > 400". Если есть поток заказов, то сотрудник будет знать свою зарплату за месяц. Если при этом ЗП выше рыночной, то сотрудник будет дорожить своим местом. Если есть недогруз - ищите заказы - это работа директора. А сотрудники пусть сидят в офисе за зарплату как будто работают или отпустите их домой. При нормальном нормировании и учете труда левый заказ выплывет очень быстро. Про борьбу с левыми заказами очень богатая ссылка /forum/search/search?q=левые%20заказы.
О профессионалах. Поясните простыми, понятными для клиента словами, что означает фраза "полетели все бухгалтерские данные" и этот ответ покажет клиенту, почему он должен сотрудничать с Вашей фирмой и платить Вам за работу. Что касается "косяка" с троекратным восстановлением данных - вначале приходил профессионал по восстановлению данных и прекрасно делал то, чему обучен и что просил клиент. Но этого оказалось мало, т.к. действительно нужен был другой профессионал, который определяет причину, устраняет причину и только потом приходит первый профессионал по восстановлению. Опять я согласен с Сергеем Сычевым, что это повод для улучшения своего бизнеса. Рекомендую книгу "Джанелл Барлоу, Клаус Меллер. Жалоба как подарок. Обратная связь с клиентом - инструмент маркетинговой стратегии".
Алекс, Вы пишете: "... завтра, вернувшись в офис, вы не найдете ни одного ... вероятность возникновения такой ситуации гораздо меньше, чем в моем случае ... Вот я и хочу выяснить, как эту вероятность уменьшить". Давайте рассмотрим автомобиль, который проектируется с расчетом на маловероятное ДТП, а подушка безопасности с расчетом на обязательное ДТП. Модель для Вашего бизнеса, предложенная Сергеем Сычевым, имеет преимущество в том, что вероятность ухода сотрудника большая, но это не портит бизнес и у Вас не будет расходов на обучение сотрудников. Мне лично такой подход не очень нравится, но он вполне здравый. Если Вы считаете, что "стандарты не гарантируют мне отсутствие дикой текучки кадров", то и проектируйте бизнес в расчете на это. Это и был ответ на последний Ваш вопрос: "Как объем увеличится, придут сотрудники... как раз этот момент я и пытаюсь подготовить." Готовьтесь сразу и к уходу этих новых сотрудников - хоть на волю, хоть в конкуренты, хоть к Вашим же клиентам.
С уважением, Попов Роман Анатольевич.
PS Прошу прощения у Уважаемой Редакции за столь большой текст. Долго собирал советы - вот и получилось много. Дополнительно прошу прощения за возможный пропуск ссылок на источники цитат.