Уважаемый Андрей!
Спасибо за очень подробный и ясный ответ.
Вы пишете:
Цитата 1 «… в сети есть магазины, которые приносят операционную прибыль (большую, среднюю, маленькую), а есть те, что не приносят. Первый вопрос - надо ли мотивировать продавцов одинаково притом, что из-за размера товарооборота разная загруженность?»
Цитата 2 «Число продавцов определяли следующим образом: взяли один из лучших магазинов за эталон. Измерили три показателя: а) количество ед. товара к выкладке в месяц; б) товарооборот в месяц; в) количество покупателей в месяц.
Получилось количество продавцов от 3 до 6 в смену».
1. В «цитате 1» речь, наверное, идет не о том, как мотивировать, а о том, как оплачивать за отличающуюся интенсивность труда (загрузку).
2. Интересный момент, цитата 1 немного противоречит цитате 2. Если бы количество продавцов определялось с учетом интенсивности работы (т.е. с учетом количества ед. товара в выкладке, товарооборота и количества покупателей), то загрузка бы в магазинах не отличалась.
Возможно, эта задача возникает из-за того, что продавцы используются в качестве «наблюдателей» за определенной площадью (сохранностью, порядком в выкладке и т.п.). Т.е. определяющим критерием является «площадь». Из-за разной проходимости магазинов, продавцы в одних – часто простаивают, в других – вертятся как белки в колесе.
Примечание. В магазинах с малой проходимостью приходится держать "резерв" на момент пиковых часов.
3. Можно попытаться магазины разделить на группы по интенсивности (с учетом проходимости).
Магазины:
· «красной» интенсивности (загрузка максимальная, практически без простоев);
· «зеленой» интенсивности (простоев мало, загрузка средняя);
· «синей» интенсивности (низкая загрузка; сплошной простой
(или еще более дробно).
Я привожу «качественное» описание, а можно выразить интенсивность в относительных цифрах на продавца магазина, (проанализировав оборот, число продаж, число единиц выкладки), и включить в их критерии.
В магазинах с разной интенсивностью может быть разная базовая часть (оклад) или разная расчетная переменная (на которую умножается результативность). Она не должна быть прямо пропорциональна интенсивности. Например, если загрузка отличается в 2 раза, то оплата не должна разниться также (разброс может быть 10-30%).
4. Теперь, что касается «операционной» прибыли. Наверное, продавцы на нее не влияют. Они, как Вы правильно заметили, влияют на товарооборот, число продаж. И, если их загрузка высокая, а выручка соответствует плановой, а прибыли в магазине нет, то, они не должны от этого страдать.
5. Когда мы задаем вопрос: к чему мотивировать сотрудника, нам полезно определится, что мы от него хотим в идеале (например, на ближайший год). Критерии могут различаться в зависимости от концепции сети магазинов. Одни Заказчики, по сути, превращают продавцов в операторов выкладки. Они не обращают внимания на тонкое знание товара, но не прощают пустой полки. Другие - требуют, чтобы продавец, в первую очередь, консультировал Клиента. И, если уж Клиент зашел, то продавец не должен отойти, пока покупка не состоится. В зависимости от задач подбираются критерии, и определяется их вес.
Какие задачи, Вы ставите перед своими продавцами?
Что сейчас плохо в работе продавцов (что хотелось бы поправить), они:
1. Не подходят к покупателям.
2. Не предлагают дополнительные товары.
3. Консультируют с ленцой. Не хотят/не умеют «дожимать»
4. Не находят "заменитель" при отсутствии спрашиваемого товара.
5. Не следят за аккуратностью выкладки и заполнением пустых мест.
6. Не хотят изучать информацию о товарах.
7. Не хотят выполнять какие-либо дополнительные поручения.
8. Одни стараются, а другие нет. Получают одинаково. Это вызывает конфликты.
9. Иное....
С уважением,