Добрый день!
Сергей, можете перечислить конкретные "отложенные PR-неприятности"?
Есть "а" и "б".
а. Дружба дружбой и б. служба службой. Не надо смешивать а и б, как пиво с водкой. Недаром во многих компаниях "друзья и родственники" просто запрещены.
Да, Коллеги эффективно работающие вместе могут и подружиться - часто так и происходит. Но обратное неверно. Нельзя улучшить бизнес попытками "сдружить Коллектив". Дружба - вовсе не предпосылка эффективной работы. Более того, устанавливая "неформальные отношения" между сотрудниками, делая их "знакомыми", руководитель уничтожает культуру бизнеса, ибо сотрудникам надо требовать друг от друга выполнения распоряжений, иногда штрафовать, иногда увольнять, а не только "дружить"; кроме того он рискует и сам попасть в зависимость.
Хочешь потерять друга - возьми его на работу, будущие бывшие друзья обычно создают свою первую фирму.
В определенном смысле, зацикливание на "дружеских", "семейных" и/или иных чувствах не менее вредно для компании (особенно российской), чем выпивка на рабочем месте.
Теперь давайте решим "типовую задачу" (см. также данное обсуждение, которое поизошло 4,5 года назад), из которого беру Редакционный фрагмент и цитирую практически полностью, заменив цифру 400 на 900:
"В компании работает 900 человек. Проведем коллективный выезд за город (или устроим корпоративную вечеринку на теплоходе, в клубе (где организуют корпоративные вечеринки), в ресторане, ... далее любое).
Вопрос 1: "Приглашаем всех или только избранных?"
Ответ 1: "Очевидно, всех". Иначе: массив "обидок" по всей фирме и раскол на "избранных" и "всех прочих".
Вопрос 2: "За счет компании или вскладчину?"
Ибо, даже 100 долларов на человека сразу дает 90 000 долларов. При этом, если это "белые деньги", то стоить они будут ~ в 2 раза дороже, ибо пойдут из прибыли, да еще попадут под соц. начисления. То есть, "по полной программе" - это тысяч 150 USD. Либо, надо обналичить (например,через "однодневку" ~ за 4-6% и зайти "под статью"). Понятно, что при корпоративном заказе будет спец.цена и может получиться существенно дешевле... Все равно речь идет о сумме "в окрестности 100 000 USD".
Итак, повторим вопрос: "За счет компании или вскладчину?"
Ответ 2.1: "Вскладчину".
Тогда последствия:
2.1.1. "В срок не собрать"
2.1.2. Мгновенно возникает следующий вопрос: "Зарплаты у разных сотрудников существенно отличаются. Складчина одинаковая или нет?"
Если "да", то куча обид и отказов. (Независимо от размера суммы).
Если "нет", то куча отказов и обид (дважды унизили: сначала показали всем малую или большую зарплату, затем объявили, кто у нас "бедный").
2.1.3. "И вообще в "нормальных фирмах" дают денег на праздник, а не отбирают. Даже праздник - блин! - за счет работников и т.п.". (Хотя, если работникам раздать по 50 долларов - многие опять обидятся).
Ответ 2.2: "Что ж, пусть будет за счет компании. ("Господи, ладно уж, заплатим. На корпоративную идею не жалко..."). Но возникает вопрос 3.
Вопрос 3: "А сотрудники с женами/мужьями/детьми придут или нет?"
Ответ 3: "А Иначе никак и нельзя!" (как говаривал М.С.Горбачев, "ударяя" на первую букву в слове "иначе"). Тогда неизбежно переходим к вопросу 4.
Вопрос 4: "А родственники сами заплатят или тоже "за счет компании"?
Ответ 4.1: "Нет, ну, жены пусть сами. Вот мы скажем, что пусть жены сдадут...".
Последствия: см. 2.1.1 - 2.1.2. - 2.1.3., но на новом "витке". Правда, обиды будут поглубже и системнее...
Ответ 4.2: "Тогда увеличиваем сумму. Платим и за жен".
В зависимости от схемы и скидки, получается ... посчитайте сами.
Добавим к этому постоянное раздергивание руководства многочисленными вопросами в "предпосиделочный период".
Внимание! Это только начало. Эти задачи возникнут на первом этапе.
Затем начнется, собственно, "посиделка". Большая. "18 свадеб". (Мы не посчитали число автобусов и расходы на них).
Отложим в сторону мысли о том, что одной (не малой) части сотрудников будет на следующий день просто стыдно, у другой части будет болеть голова и не только... Эти черные мысли не про нас, они о других сотрудниках, работающих в других фирмах, а не в нашей. Которая "одна семья"... :-)
Поговорим о мыслях других. Вот об этих:
- "Сколько вбухали денег в пьянку, лучше б дали людям";
- "У нас не проплачены (шесть поставок, реклама, далее подставьте...), а тут такие расходы";
- "Плохой праздник. Лучше бы дома посидели...";
- "Отобрали выходной";
- "Продолжите этот список...".
А кроме того, когда к следующему празднику не будет посиделок (или они будут подешевле) сформируется новая обида: "Дирекция опять зажилила!"
Вот лишь малый перечень задач, которые Вам предстоит решить.
Они Вам нужны? Все эти задачи НЕ решены ни русской, ни западной, ни восточной философиями. То есть, возможно они "пережиты" и "описаны", но не решены. И это не культура, а жанр "русской народной галлюцинации" (И.Л. Викентьев).
Конечно, приведенный выше пример - модельный, гиперболизированный. Тем не менее, перечисленные в нем "отложенные PR-неприятности" могут произойти с достаточно высокой вероятностью.
В заключение процитирую фразу Татьяны Небольсиной (
из того же обсуждения): "Формализация и технологизация способствуют здоровью компании, а тепленький микроклимат - ее растлению и распаду".
С Уважением,