Уважаемый 111,
Если мы говорим о массовых продуктах "не для специалистов", то я знаю иное общее правило и постоянно сталкиваюсь с его потдверждением на практике: непонятный потребителю продукт куплен не будет. (Почему это так - см. в книге И.Л. Викентьева: "То, что PR-объект неспозиционирован означает, что он непонятен Клиентам, и его реклама неэффективна. И типичная ошибка – тратить средства на тиражирование и выпуск рекламы непонятных Клиенту Товаров, Услуг или Идей...")
Это правило железно работает, как минимум, на территории стран бывшего СССР (а приведенный выше пример показывает, что и в других странах).
Более того, часто приходиться убеждать производителей сложных товаров и услуг "говорить" с Клиентами на понятном, русском языке. И пусть даже "специалисты засмеют" (типовой страх): массовый потребитель - неспециалист и не надо стесняться объяснять ему, что такое "депозитный сертификат", "MP3", "как пользоваться мультимедийным проектором" и т.п.
Т.е. ориентироваться надо на самого неосведомленного потребителя, а не наоборот:
«… В. И. Ленин, как это явствует из воспоминаний Н. К. Крупской, просил ее читать его рукописи и критиковать их «специально с позиций неразвитого читателя».
Аграновский В., Вторая древнейшая. Беседы о журналистике, М., «Вагриус», 1999 г., с. 306.
Вы пишете: "Один продакт-плейсмент в художественном фильме может достичь большего, чем многократный повтор всех преимуществ данного продукта на понятном людям языке".
Согласен, но первое не отменяет необходимости второго.
Вы пишете: "А многие ли знают, что такое "керамиды"?"
Ситуация с керамидами иная, здесь речь идет не о продвижении нового товара, а о создании искусственной новизны старого, хорошо известного.
“Дело происходило в прошлом веке, однако ситуация симптоматичная. Некий просвещенный русский помещик захотел облегчить жизнь своих крестьян. Выделил деньги, нанял немца-управляющего, объяснил задачу. Для крестьян были построены благоустроенные дома (так сказать, коттеджи). Через год помещик приехал посмотреть, как живут крестьяне. Оказывается, по-прежнему в своих старых избах, которые топят по черному. Новым коттеджам тоже нашли применение: в них ходили испражняться. Нечто со стенами и крышей – дом, только когда к нему привык, а иначе это просто нужник.
Неподготовленное в культурном отношении общество просто не сможет воспринять экономические дары, любые экономические (и государственные) блага будут ему не впрок. Экономические блага усваиваются в той степени, в которой общество культурно”.
Любарский Г.Ю., Морфология истории: сравнительный метод и историческое развитие, М., “КМК”, 2000 г., с. 39.
“Каждая выставка чем-то поражает. Прошедшая в октябре в Сокольниках выставка “Мобильный офис - 2001” поразила своим каталогом, практически наполовину заполненным материалами, объясняющими понятия, связанные с мобильной связью. Решение если не гениальное, то очень правильное. Действительно, как объяснить потенциальному покупателю, который всю жизнь говорил только по обычному телефону, в чем преимущества WAP-систем, что такое меню для Palm, как пишется “карманный ПК” по-английски и где в метро двух российских столиц можно говорить по сотовому. Ознакомившись с этой частью каталога, потенциальный покупатель, смотришь, превратиться в реального”.
Барановский А., Каталог для выставки – дело не последнее, еженедельник “PC Week/RE”, 2001 г., N 39, с. 22.