Добрый день, Олеся!
Действительно, величина оплаты не гарантирует улучшение качества работы. Разве, что сотрудники до повышения были совсем демотивированы низкой оплатой (относительно среднерыночной).
Вы спрашиваете, что плохого в выплате % от прибыли.
Одну причину Вы назвали сами - премия для продавцов непрозрачна. Им не заметна связь с результатами их труда.
Другие причины:
1. Очень сложно придумать большее несоответствие, чем стимулирование за продажи процентом от прибыли на товарах, цена которых отличается на порядки (т.е. в 10, 50, 100, 200, 1000 раз). Причем трудоемкость продавца при этом часто одинакова. Естественно, он не любит товары дешевые (низкоприбыльные). Потери от НЕпродаж которых колоссальные!
2. Магазины/секции/товары часто "дают" объективно разную прибыль, при том, что затраты труда продавцов в них могут быть одинаковыми.
3. На прибыль влияют очень много факторов помимо "продажных", вклад продавца "замыливается".
4. Прибыль на товары с ростом конкуренции снижается, а среднерыночные зарплаты часто (с ростом той же самой конкуренции) растут. Т.к. одно не связано с другим, приходится делать искусственную подгонку. Логического объяснения которой - нет.
С уважением,