Добрый день!
Основное решение заключается в том, чтобы "сделать наоборот". А именно провести РАБОТУ НАД НЕСДЕЛАННЫМИ ОШИБКАМИ. Ошибки надо предотвращать заранее.
Как это делается. Нам необходимо собрать перечни типовых ошибок.
Предварительным этапом их сбора является разделение всех документов на типы.
Приведу "бухгалтерский пример"
1) первичка, (кассовая книга, авансовые отчеты, банк и т.д.),
2) отчеты (во внебюджетные фонды, балансы и т.д.)
.........
По каждому очень конкретному типу документов (например, приходному ордеру) составляются перечни типовых ошибок в таком порядке:
1) ошибки, влекущие за собой штрафные санкции (с указанием какие);
2) ошибки, влекущие потерю Клиента (неприятности, усложнение для Клиента и т.п.);
3) ошибки, влекущие ухудшение отношений с партнерами, полезными людьми и т.п.;
4) ошибки, требующие больших затрат (денежных, временных) на устранение, в т.ч. способные вызвать остановку работы сотрудников.
Примечание. По опыту, получается пара десятков, не более.
Формуляр такой:
Поле 1. Ошибка
Пример: В платежное поручение из бухгалтерской программы «на автомате» вносятся устаревшие реквизиты фирмы, не соответствующие выписанному счету.
Поле 2. Последствия
Пример: Средства будут перечислены на другой счет.
Поле 3. Алгоритм выявления или процедура, не допускающая возникновение ошибки в принципе
Пример: Сверить реквизиты с последним счетом и расписаться на обратной стороне счета. Подпись означает, что реквизиты сверены.
После упреждающего составления перечня типовых ошибок, вводится обязательная процедура проверки.
Участвуют две стороны. Одна - сам исполнитель, который сдает проверенные документы и расписывается.
Вторая - руководитель (или ОТК).
Соотв. «Сдал-принял» отражается в журнале и привязывается к конкретным датам.
- на ошибку Nо 1. проверил - Подпись
- на ошибку No 2. проверил - Подпись
- и т.д.............................
- Документацию, в целом, проверил - Подпись.
Чья подпись последняя тот и виноват.
Несвоевременная "сдача-приемка" также наказывается. На реальном конвейере при отсутствии ОТК, конвейер останавливается и это большой скандал.
Ошибкам можно присвоить баллы. Таким образом, получится своеобразный "прайс-лист" на каждый вид ошибки в зависимости от ее тяжести (критериями тяжести ошибки могут быть: время необходимое на исправление, цена ошибки, число пострадавших, наличие или отсутствие влияние на Клиента или другие).
В случае появления "поздней ошибки" (например, обнаруженной постфактум, или "незамеченной") следует выполнить алгоритм:
шаг 1. Проверить "типовая" или нет.
1.1. Если "да", смотри журнал (кто проверил и упустил).
1.2. Если "нет", опиши и внеси в перечень.
шаг 2. Если 1.2. - задать вопрос: "Ловится ли новая ошибка старым алгоритмом?"
2.1. Если "да" - конец алгоритма.
2.2. Если "нет" - улучшить алгоритм.
С Уважением,