Уважаемый Александр!
Занятный список. Только у меня ощущение, что Вы бросили «два крючка». Вы задаете в начале одну логику - увлечения (полезные, бесполезные и вредные для профессионального роста). А в конце выходите на обобщение гораздо более широкого свойства - тупики развития. И каждый участник обсуждения берет тот «крючок», который ему ближе. Мне ближе про тупики.
Что качается полезности и бесполезности…. Такая буквальная постановка вопроса провоцирует и на буквальные ответы. Человек - он ведь ЦЕЛОЕ. Профи - часть в нем. И что на что в этой целостности влияет и помогает - поди разберись. Как оценить, например, полезность или бесполезность (для профессионального роста) посещения церкви. Это вроде же бесполезно (если буквально)? А еще бесполезно дурить с детьми, валяться на траве и пялиться в небо, слушать музыку… Страшно бесполезная вещь отпуск. По большому счету, жизнь - помеха, ибо отвлекает от профессионального роста. Если я, во-первых, ПРОФИ, а «человек» лишь часть меня - то, это, наверное, диагноз. Извините, утрирую, но вот такая вот возникла реакция.
А про тупики интересно. Понятно, что подобные увлечения не всегда тупиковые. Одна и та же деятельность может выполнять разные функции в развитии, в зависимости от целей и смыслов, на которые человек ее «надевает». Другими словами, ЗАЧЕМ он этим занимается? И насколько ведом ему этот смысл.
Все названные увлечения (почти все, не берем априори разрушительные - секты, наркотики и пр.) могут быть просто локальными способами удовлетворения потребностей, формами структурирования времени, способами расширения социального опыта, кругозора. И пока они существуют в нашей жизни как локальное увлечение, или как хобби, или как черта характера - все нормально. И даже полезно. Для переключения, для релакса, для баланса, для гармонизации, для подзарядки…. Один коллекционирует бабочек, другой - впечатления, третий - крестиком вышивает. Кто из нас чем не увлекался, «без отрыва от производства»?
Они становятся «вредными» для развития, когда осуществляется ПОДМЕНА, и увлечения начинают использоваться ВМЕСТО решения жизненных (или профессиональных) задач.
Есть в психологии развития такое понятие - «возрастные задачи развития». Ну например, в юности (лет до 30-ти) у человека возрастная задача адаптироваться в социуме - найти «место». Свое. Чтобы состояться. Для этого надо определиться с видом деятельности, профессией, кругом общения, партнерами, целями и смыслами и т.д. и т.п. Короче, задач валом, времени мало. А человек вместо этого начинает, например, коллекционировать образования, дипломы, статусы…. Подводит под это аргументированную базу.. Процесс затягивает, деформация осуществляется, обучение перестает быть средством и становится целью. Потом лет этак в 40 человек обнаруживает, что сверстники с куда более скромным образованием достигли куда больших результатов.
Мушка цели сбита - человек встает на тупиковый путь. Или говоря научным штилем, «слабо развита способность целеполагания». Профессионализму мешают, конечно, не сами увлечения, а, во-первых, неумение ставить ЦЕЛИ. Во-вторых, неумение ОТВЕЧАТЬ за результат, за себя, за свою жизнь, за свой профессиональный рост и т.д. Этому не учат почти, хорошо, если повезет с семьей, учителями, жизненными примерами и сценарием….
Спутанность в голове - что главно, что второстепенно, что цель, что средство, что шаг к результату, что сам результат, что делать и кто виноват. Каша эта во все времена имеет свой определенный привкус, придаваемый ей эпохой, временем, социальным устройством, модой. Следствие - человек ошибается с жизненным или профессиональным маршрутом.
Варианты тупиковых маршрутов, на мой взгляд, такие:
1) ИМИТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Внешне все атрибуты ДЕЛА, но к результату не ведут. «Нет ничего проще, чем быть занятым, и ничего сложнее, чем быть результативным». Сюда относятся все виды коллекционирования (самоценного накопления), если они не как хобби, а подставлены ВМЕСТО жизненных или проф. задач. В Вашем списке 1, 2, 4, 7, 8, 10 - коллекционирование мыслей, знаний, дипломов, тестов, навыков, сплетен…
Сюда плюс. Коллекционирование людей и связей. Человек знает полгорода. Нарабатывает такие связи и знакомства!!!! Гордится этим, говорит, как это полезно. Но связи не ведут к результату, превращаются в самоцель. Вспомните героя Калягина в «Прохиндиаде».
Сюда плюс. Коллекционирование участия. И не только у молодых. В научных конференциях, встречах, круглых столах, во всякого рода профессиональных тусовках. Уже и работ давно нет. И новых мыслей… Некогда.
2) «БЕЗ ЭТОГО НЕВОЗМОЖНО». Человек фиксируется на деталях, частностях… На подготовительных действиях. Вот мы сначала «точно определим понятия» (5 в Вашем списке) или сначала получим еще одно образование (3). Форма избегания результата, постоянный поиск своего рода «препятствий» на пути к цели. Преодоление препятствия превращается в самоцель, потом ищется новое.
Сюда же (об этом писал Валентин Лопан). Фиксация на имидже, на вещах. Увлечение внешней, атрибутной стороной. Без такого компьютера (автомобиля, костюма, шубы, мебели, кабинета, квартиры, офиса…) делать дело, ну, никак невозможно! Может трансформироваться в шоппинг - как серьезное увлечение.
3) ВЫСОКАЯ ЦЕЛЬ. Когда ставится высокий, недостижимый, заведомо нереальный результат (у Вас - 6). А поскольку цель высокая - то я и не виноват, что не получается. Тоже форма избегания результата.
Сюда плюс. Поиск гениальной идеи. Когда люди годами живут в мечте и поиске гениальной идеи, волшебной палочки, чтобы одним махом решить проблемы (личные, финансовые, профессиональные). Находят. Хватаются. Через некоторое время обнаруживают ее недостаточную гениальность. Бросают. Ищут дальше.
4) ПРОЦЕСС ВАЖНЕЕ. Отказ от результата. Сосредоточься на процессе, результат сам придет. Надо просто жить…. Надо просто честно работать….. Надо просто быть гениальным… (12 в Вашем списке). Делай, что должно - и будет, что будет. (Кто бы еще сказал, что должно…..) В бизнесе это может принимать формы такого «тупого исполнительства» - а вы так сказали, я так и сделал… Я же честно работал, устал, мне положена премия….
Сюда плюс. Увлечение развитием. Всякого рода личностный рост, психологические тренинги. Известный эффект: вместо того, чтобы приложить навыки в жизни, человек просто становится тренинговым аддиктом. И растет, растет….
5) ПОДМЕНА ГЛАВНОГО и ПОБОЧНОГО. Когда «побочная» деятельность занимает место «столбовой». В Вашем списке, по-моему - 4, 9, 11. На место главной может стать любая деятельность, в которой человек ощутит себя успешней и комфортней - спорт, шоппинг, рыбалка, выпивание с нужными людьми…
Сюда же разного рода игры, о чем писали коллеги. Компьютерные, азартные, ролевые.
Сюда же шоу-увлечения. КВН-щики часто являются студентами галочно. Их «профессия» - КВН. Почти в любом коллективе найдется гениальный массовик-организатор, «душа коллектива» (при этом никакой профи).
Сюда плюс. Увлечение отношениями. Когда самое заманчивое в офисе - это интриги, сплетни, война отделов, личная жизнь начальника и т.д. Тоже, собственно, игры - социальные.
Одним словом, чем бы не работать, лишь бы не работать. Вспоминаю анекдот про пожарника, что гордится своей работой. Доволен зарплатой, командой, формой. Все хорошо! Одно плохо. Как пожар - хоть увольняйся!
Подмена. Подмена в голове - подмена в жизни - подмена в профессии.
Ошибка в путевом листе - тупиковый маршрут.
б) в каких случаях и как именно подобные увлечения могут положительно сработать на профессиональный рост?
- Если кто-то внешний (наставник, учитель, начальник) направит энергию в нужное русло. Другими словами, поможет человеку «поставить» цели. С ответственностью труднее.
- Если человек сделает увлечение своей профессией. Сколько на TV профессионалов, выросших из того же КВН.
А еще (это не работает на профессиональный рост, но как выход из тупика) - если человек внутри себя снимет всякие претензии на успехи и достижения в профессиональной деятельности. Да и вообще в социуме. Непритязательность целей - наслаждение жизнью. Сейчас на Западе очень популярны тренинги такого наслаждения. Дорогие. Люди копят деньги, чтобы их научили, как НЕ ставить социально значимых целей, как НЕ реализоваться в профессии, и при этом НЕ испытывать разочарования.
Коллеги, с наступающим Новым годом!
Верного нам всем маршрута и в профессии, и в жизни...