Уважаемый Борис!
Поделюсь собственным опытом в этом деле. Как показывает практика, оплату задерживают по следующим причинам:
1) элементарно потеряли счет или забыли оплатить,
2) объективные трудности, связанные с выделением бюджета (обычно характерно для крупных госструктур),
3) на всякий случай жмутся (характерно для небольших компаний, у которых и сумма-то за обслуживание ПО невелика).
Борьба с дебиторской задолженностью у нас велась по нескольким направлениям (в прошедшем времени, поскольку работаю сейчас на новом месте).
Во-первых, прививали всем Клиентам мысль о том, что наши услуги ценны. И если сумма счета невелика для Клиента, это не значит что она не значима для Поставщика услуг. Более конкретно, инженер время от времени ходил на прием к руководству и обсуждал вопросы сотрудничества (обучение, модернизация и в т.ч. своевременная оплата счетов). Конечно, далеко не каждый сервис-инженер готов идти к руководству и разговаривать с ним твердым голосом, но это очень результативный способ. Заставляйте своих инженеров выглядеть и разговаривать соответствующе, а не как студенты на сезонной подработке.
Чтобы счета не терялись, а также для того, чтобы Клиенты не платили по счетам-фактурам, счет можно печатать на цветной бумаге, можно также ввести в оборот соответствующий термин, например "зеленые " и спрашивать "зеленый оплатили?". Это хорошо для больших организаций, где счетов действительно очень много. Полезно также передавать счета всегда одному и тому же человеку, а не разным.
Помогают звонки с напоминанием. У нас это делали менеджеры. Если есть техническая возможность, то можно ввести процедуру реакции на оплату и отправлять письма/факсы типа "Благодарим за своевременную оплату нашего счета" либо напоминание оплатить счет вовремя.
Сразу отмечу, что в нашей компании была жесткая привязка зарплаты инженера к своевременности оплаты Клиентами счетов. Хорошо это или плохо, это отдельная тема, но инженеры своих Клиентов в покое не оставляли, и результаты оплат были очень хорошие (уровень 95%, и то и выше).
Правда, иногда инженеры сообщали о своей участи Клиентам и давили таким образом на жалость, особенно там, где отношения с бухгалтерами хорошие. Для имиджа это безусловно плохо, но Клиенты платили.
В больших госструктурах практикуйте полугодовой аванс. В этом случае у Вас будет задержка в оплате иногда, а не каждый месяц. Клиентов мотивируйте олатой по фиксированной цене, без инфляции.
С мелкими фирмами действительно сложно. Но помогают нормальные человеческие отношения, подарки руководству на праздники (даже мелкие в виде открыток и календарей, они этим не очень-то избалованы). Одна из компаний-конкурентов поступала так: до 25-го числа текущего месяца счет на одну сумму, после 25-го - по ценам следующего месяца. Эта небольшая разница для малых Клиетов была значима.