На сайте ведутся работы Аналогия с искусственным интеллектом | ТРИЗ - РТВ - ТРТЛ | Бизнес-форум TRIZ-RI
9737
СОГЛАСЕН С ОБРАБОТКОЙ ЛИЧНЫХ ДАННЫХ

Аналогия с искусственным интеллектом

Обсуждения-аналоги

Скрыть / Показать Сортировать по дате
2003-12-15 12:50:20
Анастасия » Всем

Уважаемые коллеги, слышала от знакомых, что С.В. Сычев говорит о том, что целью науки является устранение мышления... Возможно я не так это поняла. Мог бы Сергей Валерьевич, либо кто-то из ТРИЗ-ШАНС'а пояснить: в чем тут дело, либо опровергнуть...

2003-12-15 13:17:31
Сергей В. Сычев » Анастасия

Уважаемая Анастасия! Мысль действительно еретичная, но это только на первый взгляд.

К данной мысли подходили и ранее (Мах, Фрейд, Альтшуллер, Адам Смит, А. Сент-Дьерди, Авенариус, Кирхгофф, а даже, пожалуй, и Пушкин).

Другое дело, что она всякий раз не была доСказана. Очевидно, все же, в силу ереси.

Вот пример "почти сказанного".

Эрнст Мах: "...Более менее значительное знание достижимо только при величайшей экономии мышления. Поэтому сама наука может рассматриваться как задача на минимум, состоящая в том, чтобы возможно полнее изобразить факты с наименьшей затратой работы мышления".

А потому цель науки - устранить человеческое мышление, а не развить его.

В последнем предложении и заключена последняя "наоборотная мысль", которуя я и говорю.

Не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Идеал Науки - не в том, чтобы думали, а в том, чтобы не думали. Как и все идеалы, этот тоже не достижим до конца.

Спасибо за вопрос,

2003-12-17 18:04:24
Логинов М.В. » Всем
В искусственном интеллекте есть подход, называемый “кибернетика черного ящика”. Упрощая, обоснование примерно такое: учитывая, что "колеса в природе нет", поэтому, имеет смысл "учить компьютер думать" не слепо копируя мышление людей, а как-то совсем иначе.
2003-12-25 11:24:57
Кирилл Шварц » Всем
Уважаемые коллеги!
 
В научно-фантастическом очерке Г. Альтова "Машина открытий" описано, как в недалеком будущем расположенная на спутнике Юпитера Машина Физических Открытий совершенно самостоятельно, без участия человека, занимается научной работой.
Все происходит в соответствии с Законами развития систем. Человек последовательно вытесняется со всех уровней системы - начиная от рабочих инструментов и заканчивая уровнем управления. Наука в этом случае не исключение. Рано или поздно человек становится лишним элементом в системе науки.
Рано или поздно и человеческое мышление как система подойдет к 3-му этапу S-образной кривой...
2003-12-29 14:59:25
Редакция » Всем
Уважаемые Коллеги!
 
Для добавления ясности Редакция по просьбе С.В.Сычева разместила на сайте существенный фрагмент из той работы Э.Маха, откуда появилась обсуждаемая цитата.
 
 
С пожеланиями успехов и красивых идей,
2003-12-29 20:34:17
КВВ » Редакция
Уважаемая редакция, спасибо за фрагмент работы.
2003-12-30 16:20:57
Георгий Соколов » Всем

Уважаемые коллеги!

 

Вероятно, полезно дополнить это обсуждение фрагментом из книги:

"В процессе развития технической системы происходит поэтапное вытеснение из нее человека, то есть техника постепенно берет на себя ранее выполнявшиеся им функции, тем самым приближаясь к полной (выполняющей свои функции без участия человека) системе. Вытеснение человека из технической системы фактически означает последовательную передачу машинам физического, монотонного труда и переход человека к все более интеллектуальным видам деятельности, то есть отражает общее прогрессивное развитие общества.

 

Возможны два пути вытеснения человека из технической системы.

 

Первый - вытеснение человека как индивида, замена его деятельности устройствами, выполняющими те же операции. В подавляющем большинстве случаев это неверный, тупиковый путь.

 

Второй, более эффективный - отказ от «человеческого» принципа работы, технологии, рассчитанной на человеческие возможности и интеллект. Это становится возможным только после выявления, упрощения и «деинтеллектуализации» выполняемых функций. [...]

 

Подавляющее большинство существенных систем неполно. Недостающие части замещает человек, но по мере развития системы все большее количество функций передается машине, полнота ее увеличивается.  Развитие техники начиналось с досистемного уровня, когда человек не имел никаких инструментов кроме собстенных рук, зубов, ногтей и т. п., и в дальнейшем шло путем последовательного вытеснения человека сначала внутри одного уровня, а затем на более высоких и сопровождалось следующими событиями.

 

При вытеснении с исполнительского уровня:

 

  • появление простых инструментов типа дубина, каменный нож (1.1);
  • простых механизмов - преобразователей энергии типа рычаг, лук, блок (1.2);
  • использование вместо мускульной силы различных источников энергии - ветра, воды, паровых машин (1.3);

 

с уровня управления:

 

  • появление устройств управления механизмами - руль корабля, переход от балансирных планеров, в которых управление осуществлялось перемещением тела человека, к использованию воздушных рулей-элеронов (2.1);
  • появление механизмов - преобразователей команд в системах управления - сервомоторы, бустерные устройства (2.2);
  • появление источников команд -копирные устройства токарных и фрезерных автоматов, простейшие автопилоты без обратных связей и логических схем (2.3);

 

с уровня принятия решений:

 

  • появление датчиков, заменяющих органы чувств человека, позволяющих повысить точность получаемой информации и также получать информацию, недоступную органам чувств человека (3.1);
  • появление преобразователей информации - от простейших биноклей до электронных систем (3.2);
  • появление систем оценки информации и принятия решений - автоматических систем управления (3.3). 

 

Вытеснение человека быстрее и легче всего происходит на первом уровне и с большим трудом идет на третьем, потому что человек является гораздо более эффективной «информационной машиной», нежели «энергетической».

 

Понимание закономерностей последовательного вытеснения человека из технической системы позволяет вести работу по ее совершенствованию целенаправленно, избегая типичных ошибок, связанных с забеганием вперед, то есть попытками вытеснения человека с более далеких этапов, не обеспечив вытеснение с предыдущих, например автоматизация управления системы (3,3), в которой основным источником энергии все еще остается человек (1.3)".

 

Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В. и др., Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач). - Кишинев: Каpтя Молдовеняскэ, 1989 г., с. 33-35.

2004-01-05 21:10:06
КВВ » Всем

Здравствуйте, уважаемые Кирилл Шварц и Георгий Соколов!

Вы оба привели цитаты из работ Г.С.Альтшуллера из которых я сделал следущий вывод.

Г.С.Альтшуллер на основании выявленных закономерностей развития технических систем считал, что в будующем возникнет конструкция с искусственным интеллектом (ИИ). И этот ИИ вытеснит человека, как менее приспособленного. Примерно как серая крыса вытесняет черную. В связи с этим у меня к вам обим два вопроса.

1. Я правильно понял смысл цитат?

2. Вы сами придерживаетесь такого же мнения?

С уважением, КВВ.

  

2004-01-06 00:16:49
Георгий Соколов » КВВ
        Уважаемый КВВ!
 
         Я бы сформулировал так:  если анализировать различные технические системы на протяжении достаточно длительного времени (десятилетия, столетия), то одна из действующих тенденций - "вытеснение человека" по схеме:
 
        исполнение ---> управление ---> принятие решений...
 
         На занятиях по ТРИЗ обычно подчеркивается, что тенденции развития техники носят статистический характер и в ряде локальных случаев возможны исключения. Скажем: произошла авария на водопроводе и вместо "управления краном" жильцы превращаются в тягловую силу, носящую воду вёдрами и т.п.
 
        Кроме этого, в разделе ранее процитированной мною книги указаны и другие тенденции, действующие совместно с "вытеснением".
 
 
       С уважением,


Яндекс.Метрика