Добрый день!
Приведем несколько дополнительных рекомендаций:
Рекомендация 1. Опросы необходимо проводить в местах прохождения целевых потоков (по возможности совпадающих с местами продажи товара/услуги), поскольку интересующие нас стереотипы проявляются в "контексте продажи" и/или "в контексте использования товара/услуги". В иных контекстах возникают другие стереотипы. (В этом смысле метод фокус-групп дает большую погрешность).
Рекомендация 2. Важно не допустить след. типовой ошибки
Ошибка: "Чем больше опрос, тем лучше, тем точнее...".
На самом деле, чем больше выборка, тем больше проявляется не точность, а "эффект усреднения" (эффект "средней температуры по госпиталю").
Если целевая группа определена верно и опрос проводится корректно, то после опроса даже нескольких десятков потенциальных Клиентов, можно обнаружить характерные повторяющиеся ответы. Именно на них и стоит обратить внимание. Если же повторов не будет (все или почти все ответы уникальны и разнообразны), то, вероятно, допущена ошибка в определении целевой группы.
Рекомендация 3. Вопросы должны быть как можно более конкретными (частными). Слишком общо сформулированный вопрос (например: "Что вам известно о бытовой технике?") вызывает у людей затруднение. Либо не ответят, либо отделаются поверхностным ответом.
Рекомендация 4. С этих позиций очень инструментальным бывает вопрос "Почему Вы НЕ... (не купили бы/не купите, не обратились бы/не обратитесь и т.д.)?" или "Что Вы у нас (в магазине) искали, но НЕ нашли...".
Подсознательно вопрос для самих опрашивающих неприятный, но выводящий в область действительных задач, которые нужно решить, чтобы Клиенты покупали, обращались и т.д.
Кроме того, отвечая на вопрос, заданный "через частицу НЕ", люди редко обманывают. Они могут не ответить, но, если ответят - скорее всего, скажут правду, либо назовут свой стереотип (то, в чем они искренне уверены, хотя это может не соответствовать действительности). Иными словами: если у человека (не психа) нет к Вам действительных претензий, то, вряд ли он начнет тут же при опросе их сочинять (это трудно, глупо...)...
Если же мы задаем "положительный вопрос" (например: "Что Вам понравилось у нас в магазине?"), да еще и довольным посетителям, то, Клиентам будет легко просто сказать несколько вежливых общих фраз, типа: "Хорошие цены", "хороший ассортимент", "приветливые продавцы" и т.п.
И что же мы выяснили в этом случае?
Рекомендация 5. В момент опроса важно фиксировать ДОСЛОВНЫЕ фразы и выражения, которые "быстрее логики" (т.е. на первом - эмоциональном - уровне) произносятся людьми. Это и будут те стереотипы, с которыми потом придется работать.
Рекомендация 6. Опросная анкета НЕ должна содержать более 6-8 вопросов (ибо - по опыту - в вышеназванных местах люди редко отвечают на большее количество вопросов).
Рекомендация 7. Не следует одновременно с опросами рекламировать достоинства товара/услуги/фирмы. Наша цель в этот момент: только сбор стереотипов.
Рекомендация 8. (предложена И.Л. Викентьевым, Система "ТРИЗ-ШАНС").
Иногда можно внимательно послушать как спорят, например, супруги, по поводу приобретения того или иного товара. Важно зафиксировать: какие именно доводы они приводят друг другу? Возможно, это будет стоящая подсказка для рекламы и PR.
Так, многие родители были бы готовы купить для подростков сотовый телефон, который нельзя отключать (каждый родитель желает знать: где его ребенок и что с ним...).
С Уважением,