Нужна умная зарплата для менеджеров продаж
а также: методика увеличения продаж оптом и под заказ, стандарты и технологии работы, система администрирования
На сайте ведутся работы
сегодня 10929 Подписчиков
Уважаемые коллеги!
1) Эта тема открыта в процессе обсуждения книги А.А. Толмачева.
2) Очень интересна фраза А.А. Толмачева из Введения: "Уделено внимание как положительному значению, так и отрицательным моментам использования ТРИЗ в практике работы школ". И вот это: "В данной главе автор пытается проанализировать и современное состояние направления ТРИЗ-педагогика, указывая на нежелательные эффекты (НЭ), наблюдающиеся в его развитии".
Нельзя ли хотя бы перечислить нежелательные эффекты ?..
Лично я сталкивался на конференциях, "круглых столах" и в ряде методичек вот с чем:
а) очень слабое владения педагогами даже основами ТРИЗ, при том, что они это своё "незнание" активно преподают детям;
b) преподнесение под заслуженным брендом ТРИЗ-РТВ тем, просто ну никак не связанных с этими дисциплинами;
с) преподнесение давно известных в педагогике вещей "под соусом" модной ТРИЗ-терминологии;
d) настаивание педагогом именно на одном контрольном решении "из книжки по ТРИЗ";
e) сверхреклама возможностей ТРИЗ без достаточных на то оснований - см., например, пункт а).
Вопрос: а какие ещё есть нежелательные эффекты?..
С уважением,
Уважаемые коллеги!
Недавно был на пресс-конференции, посвященной открытию некой "Академии коучинга".
Ознакомился с программой обучения в этой Академии, где среди различных психологических дисциплин увидел "Основы ТРИЗ".
На мои вопросы:
- кто преподает ТРИЗ в Академии?
- как такая не-психологическая методика, как ТРИЗ, вписывается в общую концепцию коучинга?
директор Академии (человек по всем признакам "страшно далекий" от ТРИЗ) ответил, что преподавать ТРИЗ будет он (потому что когда-то обучался), и что ТРИЗ конечно эффективна при решении некоторых задач, но это - цитирую - "всего лишь частный случай коучинга".
В дальнейшем директор Академии позволил себе ряд высказываний, из которых можно было сделать вывод, что о ТРИЗ он имеет очень приблизительное представление ("Встречался я тут со знакомыми ТРИЗовцами, и они мне говорят: Альтшуллер это здорово, одного только мы не можем понять: как все-таки происходит озарение?!" и т.п.).
Мое мнение - подобного рода ТРИЗ-педагогика способствует не популяризации, а дискредитации ТРИЗ.
К перечисленным Георгием нежелательным эффектам я бы добавил:
d) попытка преподавателем "модифицировать", "развить", доработать классические триз-инструменты, не обладая для этого достаточной квалификацией, и преподавание слушателем такого переработанного (читай - искаженного, испорченного) ТРИЗ.
е) преподавание винегрета: ТРИЗ + НЛП + коучинг + йога +... (ТРИЗ при этом рассматривается как "одна из современных психологических методик")
f) незнание преподавателем современных ТРИЗ-разработок, новинок литературы, современной ситуации на рынке ТРИЗ-услуг.
С уважением,
Хочу сразу же определить свою позицию по отношению к ТРИЗ, чтобы у редакции (солидно и непонятно – кто это) не возникло неприятие с первых же строк обсуждения.
1. Я – за развитие ТРИЗ в целом!
2. Я – за использование его элементов в обучении на самых различных этапах.
В то же время
1. Я - против „догматического“ развития ТРИЗ (когда то, что уже предложено мэтрами ТРИЗ, не подвергается сомнению.Это абсолютная истина)
2. Я против амбициозного стремления отдельных сторонников ТРИЗ „открыть новое“ в других областях человеческого знания (в ТРИЗ есть части хорошо разработанные – это касается „железной ТРИЗ“, и существуют части, мягко скажем, неразработанные – это касается в большей степени других предметных областей, в которых делаются эклектические, наукообразные попытки их „развить“ – таких областей как педагогика и психология). От некорректного обращения с понятиями этих наук – до абсолютно неграмотного их использования. А ведь, как известно „в чужой монастырь со своим уставом не ходят“.
3. Я против противопоставления ТРИЗ науке, против призывов к борьбе с костностью ее неперспективность и костностью.
3. Я против часто встречающегося навязывания методологии ТРИЗ как единственно верного с точки зрения развития творческих способностей пути.
Сразу также хочу отметить, что в рамках форума возможно лишь тезисное изложение позиции без приведения подробных аргументов, фактов, примеров. В своей же работе я попытался это сделать. Если принимается тезисное изложение – можно попробовать.
Уважаемый коллега Толмачев А.А.!
1. Вы пишете:
"Я против амбициозного стремления отдельных сторонников ТРИЗ „открыть новое“ в других областях человеческого знания (в ТРИЗ есть части хорошо разработанные – это касается „железной ТРИЗ“, и существуют части, мягко скажем, неразработанные – это касается в большей степени других предметных областей, в которых делаются эклектические, наукообразные попытки их „развить“ – таких областей как педагогика и психология). От некорректного обращения с понятиями этих наук – до абсолютно неграмотного их использования".
Выше в своем предыдущем сообщении, дабы не быть голословным, я -кратко! - привел пример, иллюстрирующий мои тезисы о нежелательных эффектах триз-педагогики.
Не могли бы и Вы, хотя бы кратко, привести пример некорректного, неграмотного использования ТРИЗ в психологии, о котором Вы пишете - чтобы коллегам и мне стало понятно, что Вы имеете ввиду?
2. Вы пишете:
Я против противопоставления ТРИЗ науке, против призывов к борьбе с костностью ее неперспективность и костностью.
Честно говоря, мне не понятен смысл этой фразы. Кто-то противопоставляет ТРИЗ науке? Не могли бы Вы пояснить.
С уважением, А. Соколов
Уважаемый Коллега А.А.Толмачев!
Редакция НЕ использует парадигму "за - против" в своей деятельности.
Редакция просит, чтобы уважаемые Коллеги:
а) соблюдали корректность;
б) аргументировали свои утверждения;
в) приводили примеры, а не только высказывали тезисы и рассуждения.
Редакция будет очень благодарна за понимание этого обстоятельства.
Относительно нежелательных эффектов в области ТРИЗ см., например, в этом материале.
Успеха,
Уважаемый Александр!
Так же, как и Вы, чтобы не быть голословным приведу ряд примеров, касающихся одного из нежелательных эффектов в развитии направления ТРИЗ-педагогика.
1. Недостаточная компетентность работников образования, занимающихся развитием этого направления, в самой ТРИЗ (ее истории, понятий) и т.д. (Здесь речь идет не только о тех педагогах, которые „передают свое незнание детям“, но и о тех, кто пропагандирует идеи ТРИЗ, организует эту работу.
Примеры (лишь некоторые):
· В одной объяснительной записке по региональной программе ТРИЗ-педагогика читаем:
«Около 50 лет назад замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер создал две очень интересных и весьма эффективных теории – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) и Теорию Развития Творческой Личности (ТРТЛ). С их появлением возникла реальная возможность эффективно управлять процессом мышления и процессом творчества опираясь на законы развития систем.»
Как видно, авторы этих строк, занимающиеся внедрением ТРИЗ в учебный процесс, имеют недостаточно ясное представление как об истории ТРИЗ, так и о ее возможностях. Но ведь это люди, принимающие решения!
· Вот еще одно довольно амбициозное мнение:
«Мы считаем, что ТРИЗ-педагогика придет на смену развивающего обучения (Давыдова) как самостоятельная педагогическая система, подобно тому как системы назвивающее обучение неизбежно заменят в конце концов традиционную педагогику»
Обратите внимание, еще не получив вразумительного ответа на вопрос, что такое ТРИЗ-педагогика, это направление объявляно самостоятельной педагогической системой.
· Приведу пример из педагогической практики. В одной из статей, посвященных применению ТРИЗ в школе, я нашел описание «ИГРЫ В СЛОВА» Цитирую: «Цель игры: отработка умения отличать неоднокоренные слова от однокоренных слов по 2 признакам (смыслу и общей части) Приемы ТРИЗ (???): ассоциация и аналогия».
· Методиками ТРИЗ в педагогике сейчас что только не называется. Любая дидактическая игра, где можно ЧТО-ЛИБО составить из ЧЕГО-ЛИБО (как и в предыдущем примере) объявляется тризовской (на том простом основании что по ТРИЗ - это понятие системы и подсистемы).
Можно долго говорить об этом. Важно другое. Многие части ТРИЗ называются ТЕОРИЯМИ (например ТРТЛ), не имея под собой даже разработанного (т.е. базирующегося на анализе известных различных подходов) понятийного аппарата (что понимается, например, под личностью вообще, а уже потом под творческой личностью).
Суть ТРТЛ составляют шесть известных качеств и „деловая игра“ ЖСТЛ.
Утверждается, что эти качества образуют систему. Правда, не понятно, за счет чего достигаются основные системные свойства. Можно ли эти качества считать личностными (наука четко разводит понятия личность и деятельность)?
Справедливости ради заметим, что на начальных этапах высказывались некоторые сомнения.
Цитируем:
«Итак, шесть качеств. ТРИЗ непосредственно связана только с четвертым пунктом (курсив здесь и далее по цитате - наш) этого списка. Но качества образуют систему: нельзя добиться высоких показателей по одному пункту, если на нуле все остальные. Поэтому в последние годы в программах обучения ТРИЗ все большее место отводится комплексному развитию качеств, присущих творческой личности... ».
Посмотрим, каким способом предлагается это делать.
«Достигается это включением в программы конкретных примеров, относящихся ко всему комплексу качеств (например, подробно изучается система А.А.Любищева). Разумеется, показ на примерах – начальная форма обучения. По каждому из пяти пунктов (шестой – результат первых пяти) нужна технология: методика, набор рабочих инструментов."
Заметим, по каждому пункту предполагалось создать некую технологию. На самом же деле все по-прежнему сводится к примерам.
Уважаемый Андрей Александрович!
1) Вы пишете:
"Хочу сразу же определить свою позицию по отношению к ТРИЗ, чтобы у редакции (солидно и непонятно – кто это) не возникло неприятие с первых же строк обсуждения".
В дополнение к Редакции могу сообщить, что примерно раз в полгода мы, так или иначе, оплачиваем Коллегам их работу по поиску недостатков в наших разработках.
2) Да, было бы интересно познакомиться примерами "догм от мэтров ТРИЗ".
Первый разработчик теории неоднократно и спокойно писал о негативных эффектах, связанных с внедрением ТРИЗ - см., например: Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности, Минск, "Беларусь", 1994 г., страницы 270, 248-249 и др.
3) Да, было бы интересно узнать об альтернативах ТРИЗ. Работоспособных альтернативах. С примерами решенных задач.
4) Вы пишите: "Сразу также хочу отметить, что в рамках форума возможно лишь тезисное изложение позиции без приведения подробных аргументов, фактов, примеров".
Откуда взялось такое ограничение? На форуме нормально размещаются аргументы, факты, примеры, цитаты, гиперссылки на опубликованные материалы на этом и других сайтах.
С уважением,
В приведенной Вами цитате Генрих Саулович четко обозначил направление для развития еще очень молодой теории. В связи с этим что Вы предлагаете, конструктивно, и что Вами сделано в этом направлении.
Уважаемый Александр!
Мне показалось, что в Вашем предложении дописать фразы чувствуется некая ирония. Отвечаю, как я бы продолжил их (исходя из своих представлений)
- Пока я не определил, что такое личность, я не могу даже мечтать о том, чтобы создать какую-либо теорию личности (например, теорию развития моральной личности ТРМЛ)
- Когда я наконец узнаю, что такое личность, - только тогда я смогу двинуться дальше и рассмотреть вопрос о структуре личности, о возможности (или невозможности) развития (или формирования, что не одно и то же) ее отдельных компонентов. Или проанализировав различные позиции все же неглупых людей по этому поводу, скажу в чем конкретно меня эти позиции не устраивают и предложу новый вариант.
Замечу, что структуры личности (по С.Л.Рубинштейну, К.К.Платонову, К.К.Ковалеву и т.д.) теоретически обоснованы и все же отличаются.
Замечу также, что понятие деятельности отличается также глубокой проработкой.
В связи с этим я не могу считать, что шесть предложенных в ЖСТЛ пунктов (не поворачивается язык называть их качествами личности) – это „четкое направление для развития еще молодой теории“. Теория не начинается с этого. Иначе она так и рискует остаться „молодой“, возможно на этапе детского возраста.
Если ставить целью развитие творческой личности, то необходимо понимать, что цель – это представление о результате и способах его достижения. Если образ результата – туманен, то результат – сомнителен.
Что конкретно я предлагаю? Относиться серьезно к серьезным вещам. Признавать, что и в ТРИЗ возможно проявление закона „отрицания-отрицания“.
Что сделано мною конкретно? Не знаю, много ли значат почти 20 лет работы в этом направлении. Собственные работы (более 20), работы моих студентов (сотни), проведенные семинары (более 40 – только недельных тренигнов).
Оценивалась ли данная работа серьезно? Да. Последний год перед отъездом за границу я был директором института прикладных проблем образования при Красноярском гос. университете. Была предложена исследовательская тема, посвященная развитию творческих способностей дошкольников и младших школьников. Тема была одобрена (на конкурсной основе)... И лишь мой отъезд не позволил дальше ею заниматься. Кстати, свою последнюю книгу я также рассматриваю как вполне конкретные шаги. Не претендую в ней на истину, лишь делюсь своими соображениями.
Далее – следующий пункт из нежелательных эффектов в ТРИЗ-педагогики (также не последний).
1. Не понятно место и задачи курса РТВ (как части ТРИЗ) при обучении школьников и дошкольников. Ведь чаще всего именно преподавание РТВ выдается за обучение ТРИЗ в школе. РТВ ради РТВ? Но РТВ – не ТРИЗ (если не считать привычное сокращение). Вспомним, как возник этот блок в ТРИЗ. Лишь как дополнительный (привнесенный извне), чтобы снижать действие таких факторов как психологическая инерция (часто пораждаемая прежним опытом, узкой специализацией и т.д. – об этом много написано ). Ведь не секрет, что в рамках РТВ используются так критикуемые методы активизации перебора вариантов. Или специальное преподавание „нетризовских методов“ обязательно для освоения „тризовских“?
Вопрос о развитии школьников воображения важен, но только при подходе к этому психическому процессу на основе глубокого знания психологии. (Пример – воображение и детские страхи. Развитие воображения может даже усилить детский страх)....
Уважаемый Георгий!
Одной из догм ТРИЗ лично я считаю блок ТРТЛ, основанного на шести известных пунктах (для общего развития – интересно, но для серьезного направления развития или научного рассмотрени –нет). На мой взгляд, это мешает дальнейшему развитию. Точка зрения субъективна. Но Вы же именно меня об этом спрашивали.
Ирония... ирония... ирония.
Замечание первое: психология, например, разводит понятия, человек – индивидуальность – личность.
ТРИЗ (железная ее часть) – тоже дает определения понятий, которыми пользуется (например, при изложении АРИЗ).
Замечание второе: на самом деле, зачем в обыденной жизни определять понятия, смысл которых нам ясен, если мы и так понимаем о чем идет речь? Логично . Но ведь те люди, которые не дают определения понятия машины, не создают ОБЩУЮ ТЕОРИЮ МАШИН, а те, кто не дают определения музыки, не создают ОБЩУЮ ТЕОРИЮ МУЗЫКИ. И мне как пользователю интернета, не хочется почему-то создавать ОБЩУЮ ТЕОРИЮ СЕТЕЙ...
Можно в дальнейшем ожидать и такое определение личности, исчерпывающее всю ТЕОРИЮ ЛИЧНОСТИ. „Личность – это я.“ (отсутствует только подпись).
Вот именно такая позиция и дает мне основание судить, что ТРИЗ противопоставляется науке. О важности определения основных понятий науки писали и Лобачевский, и Вернадский, и многие другие(список можно продолжать).
А может быть, все гораздо проще? „Если ТЕОРИИ создаются, то это кому-нибудь нужно?“
Подобной логикой при объяснении своей позиции могут пользоваться представители парапсихологии, эзотерики, окультизма и т.д. Мне она не по вкусу.
С уважением.
Ваше достаточно объемное послание о вреде точных определений основано, в общем-то, на одном только слове из реплики А. Толмачева: "Пока я не определил, что такое личность..." Хочу обратить ваше внимание на то, что А. Толмачев продолжил фразы, предложенные ему А. Соколовым. Причем слово "определил" принадлежит как раз А. Соколову. У меня, например, вовсе даже не создалось впечатления, что А. Толмачев настаивает на точной дефиниции понятия "личность". Похоже, вы несколько промахнулись :-)
У Зиновьева, кстати, есть хорошая фраза об определениях (определение коровы); если ее еще нет в вашей коллекции, попробую отыскать (в Сети не нашел).
Уважаемые коллеги!
Несколько лет назад между мною и одним из моих коллег разгорелся спор. Суть спора такова: можно или нельзя определить какое-нибудь понятие. Мой коллега утверждал, что можно. Я утверждал, что нельзя.
Чтобы обосновать свою точку зрения, я предложил коллеге определить, что такое стол. Он на это согласился и зря…
Первая его попытка была определить «стол» через его форму: «Стол – это горизонтальная плоскость на четырех вертикальных ножках». Но выяснилось, что стол бывает и на трех, и на двух, и даже на одной ноге. Бывает и вовсе без ног (например, подвесной).
Тогда коллега попытался определить «стол» через его функции. Но выяснилось, что обычный стол, помимо привычных, может выполнять и непривычные функции. Например, на него можно встать, чтобы ввернуть лампочку.
После нескольких попыток, коллега вынужден был сдаться. Я не записывал хода нашей дискуссии, но, видимо, она протекала по следующему алгоритму:
1) Был выбран предмет, который нужно было определить. Таковым оказался стол.
2) Были выбраны характеристики этого предмета, через которые давалось определение. Таковыми оказались: функция и форма.
3) Для формулировки определения коллега, в конечном итоге, перечислил все известные функции и все известные формы стола. Так что результаты можно было поместить в такую таблицу:
Функция | Форма | ||||
На ножках | Подвесной | Откидной | Выдвижной | … | |
Обеденный | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Письменный | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Компьютерный | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Журнальный | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
… | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Полученное (сверхполное!) определение можно было опровергнуть (показать его неполноту) с помощью следующего алгоритма:
Шаг 1. Зафиксировать один из параметров определения.
Пример. Фиксируем функцию «для обеда».
Шаг 2. Подобрать предмет, у которого фиксированный параметр будет таким же, а нефиксированный – другим.
Пример. Выбираем сферу с выбоинами для тарелок и чашек. Чем она – не обеденный стол?
Данный пример наглядно показывает, как с помощью нехитрой методики можно обесценить любое определение даже такого привычного предмета, как стол.
Кроме того, шаги алгоритма опровержения показывают возможные направления развития:
1) Система С, созданная для выполнения функции Ф1, постепенно начинает выполнять дополнительные функции Ф2 и Ф3. Чем больше полезных функций выполняет система, тем ближе она к идеальной.
2) Функцию Ф, которую раньше выполняла система С1, постепенно начинает выполнять новая – более идеальная – система С2.
Поэтому, приступая к созданию новой методики, науки, важно не зацикливаться на определениях, которые все равно (особенно, в начале!) не будут полны, а собирать факты и заносить их в картотеку.
С уважением,
Друзья!
Несколько лет назад любопытный случай произошел. Я дал своему знакомому, интересовавшемуся ТРИЗ, почитать книгу «Как стать гением: ЖСТЛ». Неожиданно для меня знакомый стал резко и агрессивно критиковать эту книгу. Я вначале не мог понять, что вызвало у него такое раздражение. Но потом вдруг понял: этот человек считал себя Творцом высокого полета; а по ТРТЛ выходило, что это не совсем так… Признать это было тяжело.
С пожеланием объективных оценок,
Шварц К.
Уважаемые коллеги! Уважаемый Андрей Александрович!
1. Благодарю А.А. Толмачева за ответы на вопросы:
- Пока я не определил, что такое личность, я не могу ... ???...
- Когда я наконец узнаю, что такое личность, - только тогда я смогу ...???...
2. Для удобства общения я свел тексты в Табличку 1:
А.А. Толмачев | Предложения и вопросы А.Б. Соколова |
В связи с этим я не могу считать, что шесть предложенных в ЖСТЛ пунктов (не поворачивается язык называть их качествами личности) – это „четкое направление для развития еще молодой теории“. | 1. Предлагаю далее использовать безэмоциональный (!) термин 6КТЛ. 2. ТРТЛ состоит из ряда частей: 6 КТЛ (из них особо выделяется Достойная Цель) Источник: Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности, Минск, "Беларусь", 1994 г. |
Одной из догм ТРИЗ лично я считаю блок ТРТЛ, основанного на шести известных пунктах (для общего развития – интересно, но для серьезного направления развития или научного рассмотрени – нет). На мой взгляд, это мешает дальнейшему развитию. | Вопрос N 1: а как именно 6КТЛ мешает развитию или научному рассмотрению? |
Теория не начинается с этого. Иначе она так и рискует остаться „молодой“, возможно на этапе детского возраста. | Вопрос N 2: а с чего начинается теория? |
Если ставить целью развитие творческой личности, то необходимо понимать, что цель – это представление о результате и способах его достижения. Если образ результата – туманен, то результат – сомнителен. | Утверждение мне не понятно, не раскрыто. Если принципиально для дальнейшего изложения, прошу раскрыть. |
Что конкретно я предлагаю? Относиться серьезно к серьезным вещам. Признавать, что и в ТРИЗ возможно проявление закона „отрицания-отрицания“. | Нельзя ли раскрыть тезис, пока не понятно… |
Не понятно место и задачи курса РТВ (как части ТРИЗ) при обучении школьников и дошкольников… | Насколько я знаю по опыту встреч и публикаций, под названием РТВ обычно идет упрощенный курс, имеющий мало общего с тем, что разрабатывал и делал Г.С. Альтшуллер. То есть, здесь дело не столько в ТРИЗ, сколько в преподающих подобные курсы. |
3. Насколько понимаю, стержень обсуждения: догмы в ТРИЗ.
С уважением,
Уважаемые коллеги!
Предлагаю А.А. Толмачеву подробно ответить о догмах в области ТРИЗ.
С уважением,
Общая тема обсуждения связана с НЭ в направлениями ТРИЗ-педагогика. Но переход к обсуждению догм ТРИЗ, на мой взгляд, произошел не случайно. Попытаюсь пояснить.
Недостаточно высокий уровень преподавания ТРИЗ в школах – факт. Как он объясняется? Примерно так: во всем виноваты учителя, они так восприняли ТРИЗ на семинарах (курсах и т.д.) и „свое незнание передают детям“. Отсюда подобное восприятие детьми ТРИЗа. Но откуда получены знания учителями? От мастеров и преподавателей ТРИЗ. Или здесь тоже имеет место „передача незнания“?
Теперь об определительстве. Мне лично самому неинтересно, когда на конференциях (куда люди идут за новой прежде всего информацией) или на практических семинарах (где люди хотят получить ответы на конкретные интересующие их вопросы) большое внимание уделяется анализу определений. Здесь имеет смысл говорить о „зловредном определительстве“. Когда я говорю с коллегами, занимающимися этими вопросами, мне также достаточно определения системы „по Злотину“. Вряд ли меня удивили замечания господина Сычева о том, что на семинаре по рекламе слушателей не интересовали определения рекламы.
Совсем другое дело, когда мы говорим об обучении. Здесь содержание, по моему убеждению, должно быть определено ясно. Здесь недостаточно подобных неопределенных определений. Или есть какие-либо основания считать, что большинство слушателей, впервые сталкивающиеся с ТРИЗ, должны сразу же сами выйти на уровень понимания его сути? Я полагаю – нет. Мне кажется, что „безвредное неопределительство“ играет в такой ситуации не лучшую роль. На вопрос, какие еще возможны подходы к проблеме обучения взрослых, я попытался также ответить в своей работе.
Примеры с определением атома, приведенные г. Сычевым (это не значит, что не было никаких определений и моделей) меня не убеждают также. На мой взгляд любое определение (или модель) – явление временное. Когда появляются новые знания, модель устаревает, заменяется новой. Именно в этом и состоит отрицание отрицания. Это нормально. Но это не означает, что необходимо совсем отказаться от определений, разрабатывая новые теории. Это уже другая крайность.
В ТРИЗ есть своеобразная классификация людей, которые так или иначе с ТРИЗ соприкасались (есть и на этом сайте). Я для себя тоже имею подобную (стал думать об этом, рассуждая о проблеме „порче школы“). В эту классификацию, в частности, входят неприкасаемые, непримиримые и несомневающиеся. Наладить диалог с ними очень сложно. Есть и другие, которые отличаются некоторой умеренностью во взглядах, сомневающиеся в абсолютных возможностях ТРИЗ. Мне более близка их позиция, они готовы прислушаться к чужой точке зрения.
По поводу определений. Из статьи Королева В.А.: «Мало того, что всякие попытки как-то установить единое понимание терминов всегда встречали, мягко говоря, настороженное отношение (от “злостного определительства” до “это нас погубит”). Даже сегодня всё ещё остаётся настороженное отношение к таким попыткам. (о чём свидетельствует реакция на проект “Энциклопедии ТРИЗ”). Трудно расценить это иначе, как попытку сохранения монополии на толкование системы понятий ТРИЗ, что способствует её перерождению в версию сайентизма. Характерно, что иерархия в ассоциации ТРИЗ (профессионал и мастер) устанавливается в связи с заслугами преимущественно в её распространении. »
Что касается педагогики, уважительно отношусь к разработкам отдельных авторов, например, по сказкам - А.Нестеренко. Кстати позволю себе привести одно из ее высказываний: «... мы не должны забывать о развитии того, чему учить пока не умеем. Рискуя быть плохо понятой коллегами тризовцами, подчеркну ... что вопрос о самодостаточности ТРИЗ в педагогическом плане мною давно решен отрицательно.»
В работах этого автора заметно и серьезное отношение к психологическим проблемам, и готовность искать новые пути в преподавании ТРИЗ. Подобные взгляды мне близки. Значит в ТРИЗ есть ресурсы дальнейшего развития. И ТРИЗ – не умер!Насчет качеств ТРТЛ я уже высказался. Бробить барьер непонимания (или нежелания понять) оказалось сложно.
По поводу второго вопроса. На него есть смысл отвечать, если спрашивающий согласен, что ..."теории с этого не начинаются", если же нет - зачем время тратить? - спрашивающий и сам знает, с чего они начинаются.
А в целом - не нужно придираться к каждому слову, это не лучший стиль...
С уважением.
Уважаемый Андрей Александрович!
Вот Ваш тезис: “Одной из догм ТРИЗ лично я считаю блок ТРТЛ, основанного на шести известных пунктах (для общего развития – интересно, но для серьезного направления развития или научного рассмотрени – нет). На мой взгляд, это мешает дальнейшему развитию”.
Вопрос N 1 А.Б. Соколова | Ответ А.А. Толмачева |
Вопрос N 1: а как именно 6КТЛ мешает развитию или научному рассмотрению? | “Насчет качеств ТРТЛ я уже высказался. Бробить барьер непонимания (или нежелания понять) оказалось сложно”. |
Еще один тезис А.А. Толмачёва: “Теория не начинается с этого. Иначе она так и рискует остаться „молодой“, возможно на этапе детского возраста”.
Вопрос N 2 А.Б. Соколова | Ответ А.А. Толмачева |
Вопрос N 2: а с чего начинается теория? . | “По поводу второго вопроса. На него есть смысл отвечать, если спрашивающий согласен, что ..."теории с этого не начинаются", если же нет - зачем время тратить? - спрашивающий и сам знает, с чего они начинаются”. |
Заключительная фраза А.А. Толмачева: “А в целом - не нужно придираться к каждому слову, это не лучший стиль...”
Уважаемый Андрей Александрович!
На заданные вопросы, основанные на ряде Ваших высказываний, Вы не ответили.
С уважением,
Уважаемый коллега Толмачев!
Совсем другое дело, когда мы говорим об обучении. Здесь содержание, по моему убеждению, должно быть определено ясно. Здесь недостаточно подобных неопределенных определений.
1. В современной педагогике есть т.н. «деятельностное» направление, где предлагается необходимый набор знаний, умений и навыков давать обучающемуся в первую очередь через деятельность, а не через теоретические положения (или определения). А с точными определениями разбираются сильно позже… Эффективность образовательного процесса, как показывают исследования, в таком случае существенно выше. В частности, в СССР этой областью занимались такие видные педагоги-ученые, как Г.И. Щукина, Н.Е Кузнецова и их ученики.
2. В педагогике уже довольно давно описаны два полярных пути формирования абстрактных понятий у обучающихся, пришедшие из философии: от частного к общему и от общего к частному. При движении от частного к общему точные «теоретические» определения понятиям не даются, понятия определяются через массив конкретных примеров. Например, в курсе русского языка понятие «имя собственное» определяется не как «имя собственное – это….», а как «имена людей, названия городов, рек, улиц, клички животных […и т.п.] - имена собственные».
Думаю, коллеги согласятся, что есть области, где точные определения нужны и хороши; есть, где - наоборот. Опыт показывает, что ряд дисциплин, ориентированных на решение практически важных задач, не должен страдать «зловредным определительством» (замечательный термин!).
Триада классической педагогики «Знания - умения - навыки» говорит, что знания должны стать умениями, а умения – свернуться в навыки. Ради профессиональных навыков и затевается, как ни странно, обучение. Знания – стадия…
Уверен, что где-то в старых студенческих конспектах именитых хирургов есть определение, скажем, полостной операции. Но проверяет ли это знание этого определения больной, который среди прочих специалистов клиники выбирает, к кому лечь на операцию – да еще за собственные деньги? Так или иначе больной будет проверять уровень сформированности умений хирурга.
ТРИЗ – как теория, ориентированная на решение задач (что – как ни удивительно! – отражено даже в ее названии) имеет очень сильный акцент на развитии вполне определенных умений человека. Достаточно просмотреть работы Г.С. Альтшуллера, скажем, «Икар и Дедал: комплекс программ для НТТМ» и «Как преподавать ТРИЗ?».
Развитие этих умений идет разными средствами и на разных уровнях. (Среди них и РТВ, кстати…)
На этом понимании легко строится собственное исследование. Тогда работы по ТРТЛ становятся не мешающей развитию догмой, а фундаментом для работы. Чтобы идти дальше – в теории и практике.
С уважением, С.Ю. Модестов.
Редакция дает справку:
"Автор термина "зловредное определительство" - Борис Львович Злотин.
С Уважением,
К сожалению, как я и опасался, обсуждение выродилось в рассуждизмы об вреде точных определений. Зачем уделять этому банальному "вопросу" столько времени? Само собой, точных определений явления не бывает, потому что определение конечно, а явление бесконечно. По-моему, достаточно сослаться, скажем, на "Материализм и эмпириокритицизм" ("Диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека."), а не приводить пример за примером, убеждая, так сказать, "по индукции". Примеры уместны разве что при обучении неофитов, да и то как промежуточная стадия. Создается впечатление, что уважаемые коллеги отвечают больше незримой публике, чем собственно оппоненту; "выступают". Неудивительно, что у оппонента пропадает желание участвовать в споре.
Сергей, вы замечаете, что приводите только примеры, работающие на вашу точку зрения? О хирурге можно сказать, хотя и с натяжкой, что (теоретические) знания для него --- стадия (замечу, что вы неявно понимаете знания только как теоретические знания, хотя это и не так). Замечу только --- верные теоретические знания. Но можно ли сказать то же самое о математике или физике?
Чтобы легче было вытащить гвоздь из доски, его нужно согнуть и крутить. Это "теория", достаточная для формирования навыка. Навык вытаскивания приобрести очень просто. Но разве теория сухого трения, объясняющая, почему так легче, может быть названа средством формирования этого навыка? Можно ли, в таком случае, утверждать, что (любые) знания --- стадия (на пути приобретения навыков)? И почему это я подбираю вам очевидные контрпримеры, а не вы сами?
Можно сказать, что ТРИЗ ориентирован на развитие определенных умений человека. Решать новые задачи пока умеет только человек, а ТРИЗ как раз занимается решением задач. Но ТРИЗ не сводится к формированию навыков решения задач. Навыки решения ("согни гвоздь и крути") формируют и другие эвристики, и эта, как ее, синектика, да и, в конце концов, простая практика. ТРИЗ как раз и отличается от всех этих методик тем, что ищет не в голове (навыки), а в окружающем мире (законы развития технических систем), колоссально увеличивая, таким образом, вероятность отыскания ответа. Умения и навыки в ТРИЗ как раз вторичны; сердце ТРИЗ --- ТРТС (в которой, отмечу, нет ни капли "навыков"), а все приемы ТРИЗ (переходящие в навыки) имеют значение только потому, что основаны на ТРТС.
Редакция выделила 2 смысловые нити этого обсуждения:
Те из сообщений, которые одновременно относятся к обоим контекстам, отображаются в обеих нитях.
Но в дальнейшем, просьба, к уважаемым Коллегам:
С Уважением,
Уважаемый Андрей Александрович!
1. Ваша последняя реплика удалена Редакцией.
2. Редакция будет Вам благодарна, если Вы перечитаете вот это сообщение.
Большое спасибо,
Без коментария.