Уважаемый КВВ!
Любое обсуждение можно вести на одном из трех следующих уровней:
1) Эмоциональном.
2) Уровне слов.
3) Методическом.
На эмоциональном уровне дискуссия сводится к обсуждению личностей участников. Нередко оппоненты используют оскорбления, прямые или косвеные грубости.
На уровне слов дискуссия превращается в спор вокруг понятий, точных определений. Нередко используются такие приемы, как:
Прием 1. «Сужение смысла понятия с помощью определения из словаря»,.
Прием 2. «Произвольное расширение смысла»:
- «путем приведения примера не из-той области»,
- «путем рассуждения вообще, вне контекста»,
- «путем достраивания суждения своей (надуманной !) цепочкой».
На методическом уровне обсуждаются реальные проблемы, ставятся задачи и предлагаются их решения. Участники дискуссии предлагают парадигмы, которые «сворачивают» (объясняют) имеющиеся факты, предлагают решения поставленных задач.
Возможны, конечно, и комплексные варианты, но, в целом, преобладает один из уровней.
Если участник не может и/или не желает вести дискуссию на методическом уровне, он непременно «скатывается» либо на информационный («цепляние к словам»), либо эмоциональный (оскорбления явные или неявные) уровни. И, наоборот, чем больше человек заинтересован в постановке и решении конкретных задач, в создании и тестировании парадигм, тем больше он стремится вести обсуждение на методическом уровне.
В заключение приведу табличку, которая, надеюсь, будет полезна:
Уровень обсуждения | Действия участника | Решаемые задачи |
Эмоциональный | Обсуждение личностей. Использование прямых и косвеных оскорблений. | Психотерапевтические. |
Словесный | Спор вокруг понятий, точных определений. Произвольное толкование (сужение или расширение смысла) слов оппонента. | Психотерапевтические. Удовлетворение желания поразвлечься. |
Методический | Точная постановка конкретной задачи и ее решение. Выработка гипотез, парадигм, «сворачивающих» реальные (а не надуманные!) факты. | Решить конкретную задачу. Помочь коллеге в решении задачи. Разработать метод. |
С уважением,