Бизнес-обучение в Праге
Качественные тренинги, бизнес-семинары, стажировки в удобное время: от краткосрочных до многомесячных бизнес-курсов
На сайте ведутся работы
сегодня 10929 Подписчиков
Здравствуйте!
Латвия, г.Даугавпилс (120000). В качестве объекта имеется обычный (типовой) детский сад № 20, особо ни чем не отличающийся от похожих 30-ти в городе. Объект находится в «депрессивном» районе на окраине города. Детсад – бюджетная организация. Поэтому денег совсем нет (предполагаю, что всех это условие может ввести в депрессию).
Задача: сделать данный детский сад «выделяющимся» на фоне всех остальных. Чтобы был «у всех на устах».
Решение данной задачи, возможно, поможет «выбить» финансирование городских властей.
За полгода работы для детсада было создано несколько информационных поводов.
Осуществлена связь со спонсорами (коммерческими компаниями) и получено в подарок от них 5 персональных компьютеров и цветной принтер. Информация в виде пресс-релизов разослана в городские СМИ. Итог: 2 публикации.
Осуществлена вторичная связь со спонсорами. Получены телевизор и видеомагнитофон для круглосуточной группы детсада. Дети смотрят мультфильмы.
Желательно далее «подогревать» публику. Быть может, кто-то заинтересуется и что-либо предложит. Заранее благодарен.
Дальше можно не читать.
Уважаемая редакция! Я «вкладчик» некогда существовавшего Вашего IDEA-BANK. Мой «счет» 000142. Вероятно, этого всего уже не существует. К сожалению, с 2000г. потерял возможность общаться на Вашем форуме. К счастью, такая возможность появилась теперь. Буду рад, если снова примите в компанию…
С уважением.
Аркадий Ларионов (Латвия)
Уважаемый Аркадий!
1. Рады вновь общаться с Вами. Ваш вклад в целости.
2. Касательно детского сада. Есть ли у городских властей какой-нибудь "драфт", согласно которому принимаются соответствующие решения?
Спасибо,
Здравствуйте, Уважаемая Редакция!
Большое спасибо за Ваше Внимание.
«Свободный драфт» отсутствует. Существует лишь аварийный фонд, предусмотренный для оплаты непредвиденных расходов (поломка, оборудования, срочные ремонтные работы и т.п.).
Финансирование детских садов складывается из бюджетов Городской думы, Школьной управы и Министерства Образования. Думается, что в России система похожа. Поэтому так просто получить какие-либо дополнительные финансы крайне сложно. Однако, гипотетически такую возможность отбрасывать нельзя, т.к. при планировании очередного бюджета есть вероятность повысить сумму. Для этого все это и затевалось. Поэтому и задача ставилась как «отстройка» (выделяться на фоне остальных).
В данный момент прорабатываются следующие варианты:
Тем не менее, думается, что следует продолжать мedia активность как средство влияния на чиновников, общественность, спонсоров и т.д.
Надеюсь, кто-нибудь сможет подтолкнуть как продолжать.
Спасибо.
С уважением,
Аркадий Ларионов
Уважаемый Аркадий!
Слева на панели мы добавили обсуждения-аналоги.
Успеха,
Здравствуйте!
Уважаемая Редакция!
Огромное спасибо за Ваше Внимание.
На узучение потребуется время и осмысление+детальная проработка как этим воспользоваться применительно к моему объекту. Толчок действительно получен. Благодарю!
Однако, это дело не одного дня. Обязуюсь сообщать о новостях...
С уважением,
Арк. Ларионов
Уважаемый Аркадий!
Обязательно сообщайте. Очень интересно!
Спасибо,
Здравствуйте Уважаемая Редакция!
Есть новости... Плохие...
В новом бюджете на 2005 год самоуправление сократило(!) финансирование городких детских садов. И это на кануне выборов в Городкую Думу (12 марта). О чем они там думают?!
При этом многие партийные списки посещают детский сад и проводят "стречи с избирателями". Во время этих встреч некоторые партии жертвуют деньги (150 - 200$) саду. Но ведь выборы закончаться мгновенно, а бюджет останется...
Уж не знаю стоит ли продолжать затеянное... А может утроить усилия? Проблема в том, что я, похоже, зациклился на media активности и создании информационных поводов. Это, как мне кажеться, самый незатратный способ.
Ознакомившись с предложенными Вами обсуждениями-аналогами пришла мысль раставить ящики для пожертвований в общественных местах, включая фойе Городкой Думы(!). Однако, не вызовет ли это негатив в обществе? Родители и так платят садам (порядка 30 $ в месяц) за содержание, питание и т.д. их детей ("Чего же они еще хотят? Совсем с ума сошли!").
Прошу прощение за эмоциональность высказываний.
С уважением,
Арк. Ларионов
Labdien!
Правильно я понял, что ПАРТИИ жертвуют меньше сотни латов. Что-ли они из кармана достают наличность? Надо бы их прогнать в шею, а не встречаться с такими.
Так, что, я думаю, надо "не политические" потоки искать. И чтобы людям было не сложно. Пусть действительно отправляют сантимы с мобилки или подобное простое.
И что надо еще сделать - это пойти в самоуправление и сказать:
"Вы сократили бюджет детским садам, помогайте знакомствами и пресс-службой Вашего управления.
Ваши пресс-релизы СМИ берут и бесплатно. Мы денег просить не будем, но будем носить информацию для СМИ через Вас. Так, например, мы хотим рекламировать номер телефона для сбора пожертвований с мобилки. Мы хотим, чтобы вся пресса об этом взяла у Вас релиз и чтоб Вы позвонили в "Lattelekom" или там в "Baltkom" (сейчас не знаю, кто еще есть) их пресс-службы тоже об этом сообщили в СМИ, этот номер опубликовали по своим каналам. Дети про все эти конторы скажут хорошее только - будет им PR, и про Ваше самоуправление тоже скажут хорошее - будет и самоуправлению PR, а денег не израсходуете. И пусть номер Вам дадут хороший (запоминающийся).
И пусть позвонят по всем торговым сетям ("Rimi", "VP", "Nelda", "Mego" и т.д., сейчас не знаю, кто еще есть, но, думаю, много их) - они с городом дружат всегда и бесплатные (!) услуги городу окажут. Вот пусть Вам разрешать бесплатно разместить информацию в этих магазинах о том, что можно сделать простой звонок. Прямо на выходе из касс и на паркинге пусть разрешат.
Также в заведениях, как "Lido" и других.
И позвонят в стройконторы. В какой-нибудь "Kalnozols", чтоб на стройках своих (на всех заборах) плакат разместил. Если уж им в Риге (сами знаете в каком парке) разрешили пересадить деревья из-за стоянки, то, наверное, они не откажут в мелочах.
Вот в таком направлении, думаю, надо действовать.
Paldies,
Здравствуйте!
Спасибо за Ваш отклик.
Вы правильно поняли. Жертвуют именно из карманов. Прогонять их смысла не вижу, после выборов сами испарятся... Мало осталось. А так хоть что-то...
Ваши предложения показались мне интересными. Огромное спасибо. Обязательно проработаю, многое может пригодиться (правильно, настойчивее надо быть).
Однако:
1. В пресс-службе Городской думы с Public Relations полный Public Morozoff. Они со своими проблемами справляются из рук вон плохо, работают по-совковски. Им бы профессионального консультанта...
2. "Стук кулаком по столу" в Городской Думе ни к чему не приводит. Уже не раз стучали, чтобы заменили гниющий пол в актовом зале, купили новую профессиональную мясорубку на кухню, заменили оконные рамы в саду (дует) и т.д. Результат - нулевой.
3. Сильно настойчивым быть иногда мешает "стереотип руководства" Заведующей детским садом. Ведь ее Гордума назначает на должность. Может и снять за "костность в горле".
Тем не менее Вы меня убедили, что продолжать усилия стоит (а то я уже было отчаялся) и подтолкнули к новым мыслям. Еще раз примите благодарность.
С уважением,
Арк.Ларионов
Может ли быть задачей – поиск денег? Вряд ли
Поясните почему.
Спасибо,
Здравствуйте, Уважаемый Александр!
Спасибо за Ваш отклик и Ваше мнение. Безусловно, тема "Что должен делать руководитель бюджетного учреждения, чтобы его не сняли с должности?» сама по себе прекрасна, актуальна и интересна. Но здесь ее я не рассматривал в принципе. Заведующая детским садом находиться на своей должности уже 17 лет, что говорит о том, что со своими обязанностями она справляется великолепно. Более того, в духе со временем. С моей помощью (извините за нескромность) и ее активностью сад стал самым известным в городе.
Далее:
1. Связь с родителями через различные опросные исследования (анкетирование с закрытыми и открытыми вопросами, интервьюирование, наблюдение) проводиться регулярно. 2 раза в "учебный" (не летом) год по различным предметам исследования.
2. Родителей стимулировать высказывать свои идеи по совершенствованию работы детсада вообще никогда не надо. Они делают это охотно, регулярно и постоянно (в том числе и в анкетах и даже без всякого анкетирования). И только попробуй их не послушать. Они сразу же пойдут и пожалуются в ту самую Гордуму. Если бы Вашего ребенка содержали в детсаду не так, как хотелось бы Вам, Вы бы промолчали? Так что с этим, как представляется, достаточный порядок.
3. По поводу вежливости персонала (воспитателей), то их грубость это такая редкая случайность, которая разбирается на педсовете, делаются выводы вплоть до увольнения. Максимум - 1-2 раза в год и то в легкой форме. А уж "получасовой скандал" с Клиентом - это нонсенс. Родители (Клиенты) ставиться на роль (место) Бога. Может это даже излишне в некоторых случаях.
Не знаю, но у нас в Латвии, почему-то, даже в магазинах, на улицах и прочих общественных местах люди общаются довольно культурно. Например, в магазине покупатели почти всегда говорят продавцу "спасибо". Когда я в Москве (будучи в командировке) сказал в магазине "спасибо" (за обслуживание), продавец на меня посмотрел как на сумасшедшего. Более того, у нас бомжи спрашивают сигарету чаще таким способом: "Извините, не будет ли у Вас сигаретки. Спасибо!". Извините за лирическое отступление.
Так что с мотивацией бюджетного персонала (воспитателей детского сада) вопрос не стоит так остро, как это Вам представляется. Поэтому я и формулировал задачу иначе. Более того, по латвийским законам воспитатель детского сада обязан иметь высшее дошкольное профессиональное образование ("Педагог дошкольного учреждения"). Все воспитатели его имеют.
4. По Вашему 4-му пункту, я только могу полностью его поддержать. Дискутировать по этому поводу не представляется необходимым, так же как и утверждать обратное в ответ на доктрины "Все люди - братья", "Воровать грешно" и т.п.
5. Может ли быть задачей – поиск денег? Врял ли. Присоединяюсь к вопросу Уважаемого Андрея Жукова? А почему, собственно? Если я не ошибаюсь, то это самая типовая задача. В том числе и в бизнесе...
Спасибо.
С уважением,
Арк.Ларионов
Уважаемый Андрей!
Некоторые цели не надо ставить и проговаривать, чтобы их достичь.
На мой взгляд, например, будет примитивно звучать цель: "Получение максимальной прибыли" и уведет нас от сущности задачи.
Возвращаясь к задаче: "Как раскрутить д.садик".
По-моему, д.садик это директор и персонал. Раскрутка д.садика это раскрутка этих людей. Или что-то еще?
Александр.
Добрый день!
Как я понимаю, конкретному детскому садику действительно нужны деньги.
Вы можете дать конкретный совет, не философствуя "о проговоренных и непроговоренных целях", с учтетом исходных данных, которые описал Аркадий?
Вероятно, он может сообщить и необходимую Вам дополнительную информацию, если Вы спросите.
С Уважением,
Дети рисуют - родители умиляются.
Много креатива изводят на продвижение "семейных" товаров.
Постоянно- изменяющаяся выставка детского рисунка в общественном транспорте. А4: Сверху лого Спонсора, середина детское видение мира , снизу данные ребенка из Вашего детсада. Усиление бледной акварели в фотошопе и качественная печать обязательны.
К сожалению, решение подходит для любого детского учереждения и требуетс спонсора регионального уровня.
Уважаемый Аркадий!
Позвольте несколько вопросов и несколько частных мнений.
Вопросы:
1. В Латвии для детских учреждений финансирование подушевое или сметное?
2. Чем Ваш садик по качеству предоставляемых детям и родителям услуг лучше, чем другие?
3. Чем по ассортименту предоставляемых услуг Ваш садик отличается от других?
4. Средства за коммуналку город платит поставщикам напрямую или они сначала попадают на счет садика? (Если садик установит аппаратуру по учету и регулированию тепла и счетчик воды, экономия будет оставаться у него на счету или изыматься городом?)
5. Есть ли в здании садика неиспользуемые помещения?
6. Может ли по латвийским санитарным нормам детское учреждение сдавать в аренду часть помещений?
7. Может ли садик (по тем же нормам) пускать в вечернее время в свой актовый или физкультурный зал какую-нибудь группу (хор, танц. ансамбль, тренера по шейпингу с группой худеющих и т.п.)?
Теперь субъективные мнения, сложившиеся из начала данного обсуждения.
Мнение журналистское: судя по набору информповодов, в самом садике ничего интересного - только обучение комп.грамотности, а все события делаются с помощью гостей. Разовые акции, встречи - хорошо, но формирует имидж скорее гостей, снизошедших до садика, чем садика, поднявшегося до уровня, когда не стыдно приглашать таких гостей.
Мнение родительское: лично меня с моим ребенком не заманили бы в садик публикации о разовых встречах с художниками. Чтобы я захотела привести своего ребенка в садик и чтобы я была готова открыть кошелек на пожертвования этому садику, я должна знать, что
1) здесь ребенок не будет болеть
2) сюда я смогу привести его в удобное для меня время и увести - тоже в удобное для меня время
3) здесь ребенку будет очень интересно
4) здесь ребенка подготовят к школе так, что он легко пройдет тестирование в самую престижную школу города
Соответственно, чтобы открыть мой родительский кошелек и сделать пожертвования осмысленными, просить денег у меня нужно не вообще, а на
А. внедрение в моей группе здоровьесберегающей технологии, благодаря которой в соседней группе садика заболеваемость детей снизилась на столько-то
Б. на оплату действия группы с удлиненным рабочим днем (круглосутка мне может быть и не нужна, но иметь возможность забрать ребенка не в 18.00, отпрашиваясь с работы, а в 20.30, вернувшись с работы окончательно, я бы хотела; пусть такая группа будет одна на садик, но каждый родитель должен иметь возможность по предварительной заявке или по телефонному предупреждению ею воспользоваться). Если есть спрос (а его нужно изучить), возможно, будет целесообразно открыть и "группу выходного дня" для детей, чьи родители работают по скользящему графику или просто хотят съездить на уик-енд куда-то без ребенка.
В. на дополнительные образовательные услуги или кружки (иностранный язык, хореография, бальные танцы, хоппи-бол, основы единоборств, основы технического моделирования, вязание, лепка из глины или теста, основы риторики, основы этикета, РТВ и т.п.)
Кстати, по пунктам А и В вполне можно писать гранты или просить выделения доп. муниципальных средств (особенно если что-то привязать к национальным традициям и народным промыслам), по пункту Б - дополнительных муниципальных либо средств крупнейших работодателей района (мол, мы создаем специально для мамочек, работающих у вас посменно, ночную группу и вечернюю - помогите, а то закроем, и придется вам искать новых сотрудниц).
Мнение человека с педобразованием: любой власти нужна "потемкинская деревня", образцово-показательное учреждение, куда можно водить гостей и хвастаться. Станьте такими, чтобы вами хотели хвастаться. Хвастайтесь сами. Делегируйте своих педагогов на конкурс "Учитель года". Устраивайте на своей базе открытые занятия, семинары и тренинги для педагогов, для поваров детских учреждений, для физоргов, показывайте себя. Защищайте авторские программы, популяризуйте свои наработки. Устраивайте "бенефисы" лучших педагогов с приглашением лиц из власти, спонсоров детского сада и родителей. Устройте, пригласив родителей и прессу, "конкурс профессионального мастерства помощников воспитателей" (пусть няни соревнуются в застилании кроватей, сервировке столов, в творческих конкурсах и т.п. - и им почет и уважение, и садику информповод). Устраивайте дни открытых дверей и выставки работ воспитанников, распродажи сделанных детьми сувениров и детские концерты в обед в ближайших учреждениях. "Заметным" помогать проще, а у вашей заведующей, когда к ней потомком хлынут гости, будет больше доводов просить у власти средства на ремонты: мол, стыдно перед гостями, все же видно...
Мнение общественницы: многое из того, на что вы ищете деньги, можно сделать без денег. Например, если речь идет о косметическом ремонте коридоров, то вам нужна спонсорская помощь строймаркета в виде нескольких банок краски, услуги бригады маляров для покраски потолка - возможно, удастся привлечь на это кого-то из родителей - и группа учащихся ближайшей художественной школы, которая в каникулы по заранее утвержденным эскизам с удовольствием самовыразится на ваших стенах. Аналогично установка теплосчетчика может быть PR-акцией дилера по реализации этого оборудования, может быть произведена в рассрочку (что наэкономите, тем и будете расплачиваться) или может продвигаться как "пилотный проект городской администрации".
С уважением, Анна Каправчук
Поправочка:
в предыщущем сообщении в предпоследнем абзаце читать
"когда потоком хлынут гости"
Предлагаю небольшое усиление к идее Коллеги Николая Кузнецова. Его решение подходит для всех, усиленное - только для вас, имеющих необходимое оборудование.
Проведите выставку детской компьютерной графики. Пусть малыши в Paint попробуют рисовать или конструировать изображения из раскрашенных геометрических фигурок. Могут получиться очень милые штучки. В спонсоры выставки возьмете компьютерные фирмы, фирмы по зарядке картриджей, поставщиков бумаги, фирмы по обслуживанию комп. техники и т.п. По крайней мере обеспечите комп.класс расходниками на пару месяцев вперед. А если тему выставки определите как "Мой любимый Даугавпилс", то можно претендовать и на подарки от мэра, и на экспонирование этой выставки в зале заседаний городской Думы.
С уважением,
Анна Каправчук.
Здравствуйте, Уважаемый Александр!
Снова позвольте Вас поблагодарить за участие в обсуждении. То, что делалось ранее по-моему и есть раскрутка Заведующий и персонала. В газетных публикациях и телерепортажах размещались фото (изображение) Заведующей, Методиста, Руководителя компьютерного класса, интервью с ними, интервью с представителями Власти, которые, естественно, хвалили Руководство за их активность. Совершенно с Вами согласен, что стоит продолжать в этом духе. Поэтому и обратился на Форум за помощью уважаемых Коллег. Могли бы Вы что-либо предложить?..
Спасибо.
С уважением,
Арк.Ларионов
Здравствуйте, Уважаемый Николай!
Спасибо Вам за Ваш отклик. Ваша идея мне понравилась. Будем прорабатывать возможности ее реализации. Далее уважаемая Анна Каправчук поделилась идеями как ее усилить.
Спасибо.
С уважением,
Арк.Ларионов
Здравствуйте, Уважаемая Анна!
Огромное спасибо Вам за время, уделенное данному обсуждению. Позвольте считать Ваше "субъективное мнение" объективным и выразить огромную признательность за его выражение.
Мнение журналистское
Вынужден с Вами согласиться. Действительно прием "Привлечение авторитетного посредника" не решает поставленной задачи. Похоже у меня просто замылился глаз, и я придавал этому слишком большое значение в ущерб другим идеям. В самом садике интересного действительно мало. Как я уже писал, он один из 30-ти однотипных. А в вашем городе имеется бюджетный садик резко отличающийся по качеству и ассортименту предоставляемых услуг (не частный) от других?Мнение родительское За него отдельное спасибо. Предложения, прозвучавшие в нем для меня особо интересны.
Однако:
Мнение человека с педобразованием И здесь спасибо Вам за ряд интересных предложений.
Однако:
Остальные Ваши мысли показались мне очень ценными.
Мнение общественницы И опять Вы правы.
Однако:
Но как я уже сказал Ваши мысли очень интересны.
Теперь ответы на Ваши вопросы.
В Латвии для детских учреждений финансирование подушевое или сметное?
Финансирование сметное.
Чем Ваш садик по качеству предоставляемых детям и родителям услуг лучше, чем другие?
Чем по ассортименту предоставляемых услуг Ваш садик отличается от других?
1. Тихий незагазованный район. Рядом лес, озеро.
2. Опять-таки единственный в городе компьютерный класс.
3. Самая дешевая в городе оплата факультативных занятий по изучению азов английского языка.
4. Ежедневно работает отдельная логопедическая группа для детей с нарушением речи. Таких детей много. Для них и организована данная группа. Такая группа есть только в 7-ми садах из 30-ти.
5. Логопед работает не только со своей группой, но и со всеми группами детсада в случае необходимости бесплатно для родителей. Такого нет в других садах.
6. Наличие круглосуточной группы. Таковая есть только в 5-ти садах из 30-ти.
7. Игровые помещения и спальни для детей находяться в разных помещениях. Такое есть не в каждом саду. Во многих дети играют, кушают и спят в одном помещении.
Средства за коммуналку город платит поставщикам напрямую или они сначала попадают на счет садика? (Если садик установит аппаратуру по учету и регулированию тепла и счетчик воды, экономия будет оставаться у него на счету или изыматься городом?)
Коммунальные услуги полностью оплачивает экономический отдел Школьной Управы. Счетчики учета расхода воды и тепла установлены давно. Руководство сада только снимает показания и передает данные в Школьную Управу, та оплачивает. Более того, оплата коммуналки изначально заложена в смету. Перерасход недопустим. А экономия - на чем экономить то?
Есть ли в здании садика неиспользуемые помещения?
Есть. Здавать можно только по вечерам, когда в саду не осталось детей. Но если бы Вы хотели забирать своего ребенка в 20:30, то в какое время и кому их сдавать? Неоднократно пытались это сделать. Результата пока нет. Причина - отдаленный, "депресивный" район города (я писал об этом ранее). Не хотят люди далеко ездить. Помещения предлагали адресной рассылкой снять:
Думаю, что здесь я Вам ответил на вопросы 6 и 7.
Еще раз позвольте поблагодарить Вас за Ваше мнение и время потраченное на обсуждение данной проблемы. Для меня очень ценна Ваша мысль (наряду с другми мыслями) о просить денег у меня нужно не вообще, а на.
Теперь будем пытаться строить работу именно таким образом. Однако, на установку сигнализации (я писал ранее) уже просили и даже требовали... Результат - нулевой. Будем копать дальше...
Спасибо.
С уважением
Арк.Ларионов
Уважаемая Анна!
Отвечу на Ваш последний комментарий.
да и просто для проведения экскурсий
В этом детсаду дети не все время сидят за забором. По моей рекомендации Руководством детсада проведен ряд экскурсий для детей (естественно по всем правилам их проведения и сопровождения). К примеру, экскурсии детей по студиям городских радиостанций и Редакциям городских газет. Дети были в восторге. Газетчики тоже. Опубликовали интересные репортажи о том, как у них гостили дети. С фотографиями и т.п. Идея пришла потому, что раньше я работал на TV, радио и в газетах. Организованы экскурсии в городкой пожарный расчет. Дети смотрели на пожарные машины. Пожарники продемонстрировали им технику, обмундирование и т.п. Опять восторг детей был бескрайним. Прорабатываю возможности организации таких же экскурсий на станцию скорой помощи, другой детский сад (в худший по сравнению с нашим, чтобы дети могли рассказать своим родителям, что у нас лучше).С уважением,
Арк.Ларионов
Уважаемый Аркадий!
"Все люди - братья" - хорошая идея!
В Иркутске проект с точно таким названием признан самым успешным среди образовательных проектов региона. Спонсор проекта - компания ЮКОС. http://brothers.irkutsk.fio.ru/ Учат детей толерантности.
"Чем удивить спонсоров?" можно найти в Интернете в поисковых системах, например по словам "уникальный детский сад".
Всего доброго, Александр.
Уважаемый Александр!
Спасибо Вам за Ваше внимание и предоставленные ссылки. Внимательно изучу. Благодарю...
С уважением,
Арк.Ларионов
Здравствуйте, Уважаемая Анна!
>>А в вашем городе имеется бюджетный садик резко отличающийся по качеству и ассортименту предоставляемых услуг (не частный) от других?
Да. Иркутская обл., г.Ангарск, д/у № 117 "Теремок". И ряд приведенных мной идей (например, конкурс профмастерства нянечек) - из их уже опробованного арсенала. Я, когда у них по группам прошлась, сама захотела стать ребенком, чтобы в такой садик ходить. А моя 9-летняя дочь выразила готовность, если я рожу второго ребенка, возить его через полгорода в этот садик. И дело даже не в отдельных звездных воспитателях, а в заведующей, которая смогла системно, ровно отстроить работу.
>>1. Тихий незагазованный район. Рядом лес, озеро.
А летом вы туда детей водите?
>>2. Опять-таки единственный в городе компьютерный класс.
1. Как вы демострируете родителям и коллегам эффект от его появления в садике? Это - вопрос перспектив. Сейчас нужно создать эмоциональную базу для того, чтобы в будущем просить у родителей или еще у кого-то средства на апгрейд, ремонт и другие неизбежные траты.
2. Может быть, по выходным попробовать делать занятия для родителей (для "своих" бесплатно, для "чужих" платно): "Как с помощью компьютера развивать 4-летнего ребенка" "5-летнего ребенка" и т.п. В спонсоры возьмите фирму, торгующую дисками с обучающими программами и играми. Не знаю, многие ли заинтересуются, но уж на пять-то машиномест народ набрать для первого раза можно.
А экономия - на чем экономить то?
На отоплении неиспользуемых в ночное время групп и залов. Включать в них отопление за пару часов до прихода детей (в отсутствие сторожа вменить это в обязанности няне ночной группы).
>>Есть ли в здании садика неиспользуемые помещения?
>>Есть. Здавать можно только по вечерам, когда в саду не осталось детей.
Не факт. Помещения с отдельным входом можно сдавать и на весь день.
Но если бы Вы хотели забирать своего ребенка в 20:30, то в какое время и кому их сдавать?
Мой ребенок до 20.30 будет явно не в спортзале. Реально получается, что сдавать можно уже часов с 18. Что касается удаленности, то в идеале нужно брать в партнеры фирму-маршрутное такси и организовывать на такие занятия доставку людей из города и развоз по домам. Микроавтобус снять на 2 поездки не очень дорого.
>>Для меня очень ценна Ваша мысль (наряду с другми мыслями) о просить денег у меня нужно не вообще, а на.
Мысль далеко не свежая. Вы ведь тоже не отдадите деньги коту в мешке. А вот если вам скажут, что это для профилактики блох у миленьких котят, может, и раскошелитесь.
Рекомендую почитать литературу, которую западные фонды издают о фондрайзинге для некоммерческих организаций. Полезно понять, как создаются социальные проекты, как формулируются ожидаемые результаты проекта, критерии их достижения, как пишутся заявки на гранты. Тогда и фондрайзингом для бюджетной организации заниматься становится существенно легче.
Однако, на установку сигнализации (я писал ранее) уже просили и даже требовали...
Сигнализация - не панацея. Электричества не будет - и сигнализация не спасет. Телефонный кабель вырежут - и окажется, что все ранее произведенные траты бесполезны. Вечером охранную сигнализацию включить забудут - и опаньки. Или кошку на пищеблоке прикормят, поймут, что на кошку сигнализация срабатывает - и, жалея животинку, включать не будут... Так что я ваших родителей понимаю. Когда дети ночуют в садике, родительский страх за них сигнализация не снимает.
Кстати, по опыту: однажды в нашем городе было ложное минирование станции скорой медицинской помощи. Все машины выкатили за забор, всех сотрудников вечером вывели на мороз, вызвали спецназовцев и саперов, полтора часа искали взрывное устройство. О том, что за забором в 10 метрах садик не простой, а круглосуточный, никто даже и не вспомнил. Ну, была бы в садике сигнализация - что, в случае настоящего минирования соседнего здания она бы кого-то спасла?
С уважением,
Анна Каправчук.
Уважаемая Анна!
Огромное Вам спасибо!
С уважением,
Арк.Ларионов
Аркадий!
Буду Вам признательна как грамотному коллеге за ознакомление вот с этим обсуждением:
"Доводы для PR-специалистов в пользу ледяной скульптуры"
Мне интересно Ваше мнение
Несколько мыслей по теме "сигнализация или сторож":
1. С учетом регулярного повышения стоимости обслуживания сигнализации сумма экономии и срок окупаемости могут оказаться совсем не такими, как кажется сейчас.
2. Садику сразу после увольнения сторожей могут скорректировать штатное расписание, и тогда экономии не получится вовсе. Возможно, имеет смысл подписывать со Школьной управой отдельное соглашение о том, что, поскольку сигнализация установлена на собственные/привлеченные средства, ставки сторожей сохраняются еще N лет.
3. В наших заснеженных краях сторожа, как правило, по совместительству дворники. "Обычного" дворника вряд ли что-то заставит начать работать в 5-6 утра, чтобы к 7.00, когда в садик приводят первых детей, двор уже был расчищен.
4. Зарплата сторожа может быть не издержками, а инвестициями в имидж учреждения. Реальный пример: садик устроил у себя сторожем художника-керамиста и позволил ему в неиспользуемую каморку провести 380 вольт и установить муфельную печь. Расходы садика - зарплата сторожа. Расходы художника - оплата электричества и начисляемая за аренду мастерской плата. Он ее не платит, он ее отрабатывает, придумывая почти из ничего такие дизайнерские изыски, на которые у садика в жизни бы денег не хватило. Оформляет группы, коридоры, стенды, оборудование для участия садика в выставках и конкурсах. Согласитесь, человек, который в этом садике практически живет (сутки через двое + все то время, когда не спит и не в походах), оформляет интерьеры с гораздо большей любовью и старательностью, чем нанятый на неделю шабашник. Поскольку как керамист он работает в паре с художницей, расписывающей его изделия, садик приобрел сразу двух высококвалифицированных специалистов для ведения платных кружков - по лепке и по живописи, а значит, дополнительные доходы + материал для проведения выставок детских работ + наличие мужчины-педагога в женском коллективе. При всей копеечности зарплаты своей работой художники дорожат и к садику очень крепко привязаны: они понимают, что значит оказаться со своей печью под открытым небом, да и просто знают, что для того, чтобы ее вывезти, потребуется как минимум выставить окно - в двери она даже в разобранном виде не пролезет. Пример по-своему уникальный, но демонстрирующий, что сторож может быть гораздо полезнее садику, чем кажется.
Теперь о том, что здесь пока не обсуждалось. но что наверняка важно в Латвии:
А. на каком языке работает садик?
Б. на каком языке говорят дома большинство воспитанников?
В. на каком языке им предстоит учиться в школе?
С уважением, Анна.
Быстрой реакции на Ваши сообщения не гарантирую - все таки 6 часовых поясов разницы...
Здравствуйте, Уважаемая Анна!
Не устаю Вас благодарить за интерсные и качественные мысли! Снова огромное спасибо!
А. на каком языке работает садик? Даугавпилс - русскоязычный город. В городе проживают всего 14% людей с латышской национальностью и 86% - русскоговорящие. Поэтому, на улицах, в магазинах, в других публичных местах и даже в государственных и муниципальных учреждениях общаются преимущественно по-русски. В том числе и в детском саду педагоги с руководством, педагоги с детьми, педагоги с родителями. Тем не менее, в саду огромное значение уделяется изучению латышского (единственного государственного) языка. Для латышских деток существуют несколько "латышских" садиков. Их 3 из 30.
Б. на каком языке говорят дома большинство воспитанников? Исходя из сказанного выше, большинство воспитанников данного садика (более 90%) из рускоязычных семей и общаются дома и везде по-русски.
В. на каком языке им предстоит учиться в школе? Вопрос (даже проблема) больной для Даугавпилса. Согласно закону об образовании от 2004-го года более 60% (в реальности больше) изучаемых в школе предметов должны преподаваться на государственном языке с 1-го класса. Не предусмотрен даже переходный период. Именно поэтому в садике делается очень большой акцент на изучение государственного языка. Бедные дети (извините мысли)... Такое же огромное значение изучению латышского придается во всех "русских" садах. На этой почве развилась нездоровая (может не прав, наоборот здоровая) конкуренция кто лучше обучит детей латышскому.
Спасибо.
С уважением,
Арк.Ларионов
Уважаемая Редакция!
При обсуждении интересной задачи Аркадия, встретился замечательный пример продвижения сложных услуг:
Запах деревни
Необычный детский сад открылся в Берлине. Дети, возвращаясь из него, пахнут по-деревенски.
Под детский сад перестроили старое фабричное здание. Пол покрыли 30-сантиметровым слоем соломы. Детям там разрешается делать все, что угодно – строить из соломы домики, кататься в ней, прыгать; некоторые даже сложили себе соломенные избушки в углах здания. Необычный детский сад работал в течение двух недель, и его посещение было абсолютно бесплатным для всех детей.
http://old.samara.ru/paper/41/5046/90576/
Работать на запахе – высший пилотаж, не так ли?
Аркадий!
Полагаю, что несколько из Ваших заинтересованных в удачном прохождении ближайшей аттестации педагогов могут осилить подготовку ряда планов/сценариев на темы
"Латышские подвижные игры на прогулках в детском саду"
"Латышский фольклор в режимных моментах" (умывании, укладывании спать, приеме пищи)
"Интегрированные занятия по основам математических знаний-латышскому языку" (аналогично "ознакомлению с окружающим миром - латышскому языку" и т.п.)
"Латышские песни и танцы на музыкальных занятиях в детском саду"
Думаю, методист Вашего детского сада легко сочинит еще с десяток-два подобных тем и даже может создать общую "тему года" для методработы садика в целом. А когда планы будут написаны и реализованы, Вы сможете:
1. Провести "открытые занятия" для прессы и общественности
2. Продвигать садик под девизом "Латышский - играючи" или "Освоим латышский, играя"
3. Проводить большое количество открытых и методических мероприятий для коллег из своего других городов.
4. В силу реальной остроты проблемы и наличия конкуренции между садиками - продавать коллегам разработки интегрированных занятий, подборки фольклора под режимные моменты, сценарии двуязычных праздников, описания игр и необходимого реквизита для них и т.п.
С уважением,
Анна Каправчук
Доброе время суток, Коллеги!
В процессе размышления над поставленной Аркадием задачей я постепенно перешла от задачи "сделать у всех на устах" и "сделать выделяющимся" к задачам "на чем может заработать детский сад" и "какие ресурсы и как детский сад может привлечь для более успешного исполнения своих основных функций". В плане решения последней задачи, возможно, некоторые параллели можно увидеть в обсуждении У кого просить денег на культуру? Задачи похожи: денег нет ни там, ни тут, интересна деятельность учреждения весьма ограниченному кругу людей + ресурсы на конкретные проекты привлечь легче, чем пожертвования "на культуру вообще" или "на детский сад в целом".
С уважением,
Анна Каправчук.
Уважаемая Анна!
Может быть, детские сады это такие же массовые услуги, как и рекламные агентства? Сейчас стало модным их переименовывать на «Центры развития ребенка», и в настоящее время более уместна эта аналогия? Ваш вопрос «подушевое или сметное финансирование» может быть ключевым. Насколько я понимаю, нас ждет в самое ближайшее время подушевое финансирование. В этой связи интересны публикации – прогнозы Татьяны Викторовны Клеймихиной. Не могу найти конкретную ссылку, где она пишет о том, что в штатах нет обычных детских лагерей, обязательно по-своему уникальные (для толстых детей, хромых и т.п.). Конечно, набор уникальностей у нас будет каким-то другим. Учитывая кол-во детских учреждений, задача кажется невероятной, но детским учреждением нужно как-то себя продвигать. К сожалению, пока они считают себя отдельно от бизнеса. Вижу в этом проблему.
Всего доброго, Александр.
>>
Может быть, детские сады это такие же массовые услуги, как и рекламные агентства?
Гораздо более массовые. Вы можете ни разу в жизни не обратиться в рекламное агентство, но я не поверю, что у вас нет родственников, ни разу не сталкивавшихся с детскими учреждениями.
Ваш вопрос «подушевое или сметное финансирование» может быть ключевым.
Именно поэтому я задала его первым.
Насколько я понимаю, нас ждет в самое ближайшее время подушевое финансирование.
Нас с Вами в Иркутской области - в далеко не ближайшее время. Или по крайней мере далеко не всех и не сразу. В Ангарске вопрос достаточно серьезно прорабатывался - планировалось сделать подушевым финансирование школьного образования: общее образование финансировать по нормативу пропорционально числу учащихся, а на профильное обучение ежегодно проводить конкурсы, чтобы школы доказывали, что данный профиль востребован и у школы есть база и кадры для его осуществления. Теперь, когда зарплату учителям платят из областного бюджета, эти планы и благие намерения подвисли. Местный бюджет финансирует только содержание школьных зданий, а здесь от подушевого норматива сплясать сложно - здания разные и конструктивно, и по возрасту. Да простит нас Редакция за отклонение от темы.
Конечно, набор уникальностей у нас будет каким-то другим.
Несомненно то, что если учреждение хочет выжить, ему придется формировать, формулировать и широко транслировать свой набор уникальностей. Лучше вовремя начать "снизу", чтобы опередить конкурентов на пару лет. У нас этот процесс запущен "сверху": школы вынудили задуматься над тем, какие цели они ставят и чем отличаются друг от друга. См. http://www.angarsk-adm.ru/info/adm/obrazovanie/osn.html
Учитывая кол-во детских учреждений, задача кажется невероятной, но детским учреждением нужно как-то себя продвигать.
Задача вполне решаема. Главное, решать ее предстоит не только "в глазах начальства", но и во вкусах потенциальных клиентов, тех, кто решает, в какой садик отдать ребенка или не перевести ли его в другой. А значит, и излагать свою уникальность придется не в цифрах и терминах, а в речевых модулях, которые могут передаваться мамочками из уст в уста. "Тут детей каждый день на озеро водят", "Два года в этом садике - два года без больничных" и т.п. Уникальность предстоит сформулировать и для того, чтобы удержать квалифицированные кадры: нужно мотивировать сотрудников, которые в другом д/у могут получать такую же зарплату, ездить на окраину. Так что в изначально поставленной Аркадием задаче "выделиться на фоне 20 типовых" есть своя сермяжная правда.
С уважением,
Анна Каправчук
Уважаемая Анна!
К вопросу о квалифицированных кадрах. В наших детских садиках способны ли воспитатели к такому подходу http://www.vp.donetsk.ua/index_ukrworld/2003/062601.html ?
Если Аркадий не совсем потерялся, было бы интересно и его мнение.
Я занимался продвижением услуг частной школы. Разные проблемы, в том числе и с учителями. Не все учителя считают, что они работают в сфере массовых услуг, некоторые уходят в обычные школы, где пока роль учителя авторитарна. Можно предположить, что и в детских садах такая же ситуация.
Всего доброго, Александр.
Уважаемые Коллеги!
И снова спасибо огромное Вам за участие в обсуждении темы! Вижу очень много полезного для размышления, обсуждения в саду, внедрения.
Уважаемый Александр!
Спасибо за ссылки. Обязуюсь их тщательно изучить и предложить для изучения Руководству детсада.
Какие уникальные детские садики и образовательные учреждения в Вашем городе? С этим достаточно большая проблема в городе. Именно поэтому и была затеяна деятельность сделать этот детсад хотя бы с претензией на уникальность. Есть правда один детсад в центре города с зимнем садом и бассейном. Это та самая "потемкинская деревня" о которой упоминала уважаемая Анна Каправчук. За ним не угонишься в этой уникальности, но, как показало данное обсуждение, есть варианты отстройки и некоторые даже интереснее.
будет ли уместной уникальность детского садика по обучению европейским языкам Я писал ранее, что все это внедряется и достаточно давно. Изучение азов английского самое дешевое в городе и по качеству очень высоко. Происходит в игровой форме и с задействованием компьютерных технологий.
не стоит рассматривать варианты сдачи социального помещения в аренду это не решение задачи.
Не соглашусь. Отчасти задача решается. Конечно, это не панацея, но тем не менее. Более того, помещение должно здаваться при отсутствии в саду детей и родителей.
нужно сразу отсечь сектантов Не уверен стоит ли их отсекать. Если им сдать помещение в вечерние время, то они могут неплохо и заплатить. Опыт имеется в одном городском саду. При этом никаких проблем с их поведением не возникает. Пусть себе медицируют...
обучение языкам в игровой форме не напрягает Абсолютно точно. это как раз и делают квалифицированные педагоги.
встретился замечательный пример продвижения сложных услуг Необычный детский сад открылся в Берлине. Дети, возвращаясь из него, пахнут по-деревенски Спасибо, это действительно очень интересно. Мне видиться, что это можно рассматривать как некую акцию. Например, "Неделя латышской деревни" и проведение под нее всяческих интересных для детей и праздничных мероприятий.
В наших детских садиках способны ли воспитатели к такому подходу http://www.vp.donetsk.ua/index_ukrworld/2003/062601.html ? Пока точный и полный ответ дать не могу можем ли так мы. Думаю, что хотя бы частично можем. Изучим, обсудим. Вариант очень интересный! Под организацию этого тоже, как мне показалось, можно попросить денег у спонсоров и родителей.
Александр, еще раз спасибо Вам за участие.
Уважаемая Анна!
Латышские подвижные игры на прогулках в детском саду"
"Латышский фольклор в режимных моментах" (умывании, укладывании спать, приеме пищи)
"Интегрированные занятия по основам математических знаний-латышскому языку" (аналогично "ознакомлению с окружающим миром - латышскому языку" и т.п.)
"Латышские песни и танцы на музыкальных занятиях в детском саду"
аудио- и видеозаписи игр, музыкальных занятий, интегрированных занятий и т.п. Возможно, такой продукт с удовольствием приобретут не только коллеги Мысль мне показалась очень свежей, во всяком случае для наших широт. Отдельная благодарность.
И еще раз, Уважаемые Коллеги, разрешите Вас поблагодарить за уделяемое время, желание обсуждать и действительно интересные предложения...
Спасибо.
С уважением,
Арк.Ларионов
Уважаемый Аркадий!
Не стоит так благодарить, мы еще не прощаемся.
Всего доброго, Александр.
Небольшая справка:
Татьяна Викторовна Клеймихина большую часть жизни, как раз, прожила в Латвии. В 1997 году эмигрировала в США.
С Уважением,
Уважаемый, Аркадий Ларионов! К сожалению, только сейчас обратила внимание на обсуждение вопроса о продвижении детского сада. Имея 25 летний опыт работы в детском саду и в т.ч. заведующей детским садом, мне очень симпатичны советы Анны Каправчук, они во многом правильны. Хотелось бы только дополнить. В силе своей специфики, очень важно, чтобы весь коллектив детского сада был обединен общей идеей развития. Эту идею генерирует и простраивает поэтапно руководитель с методистом. Это является стержнем, вокруг которого простраиваеются все остальные формы работы. Например: одна из идей - максимальное снижение заболеваемости детей. Это влечет за собой:
- регулярность прогулок и закаливающих процедур;
- хорошо спланированные и отлично проводимые физкультурные занятия;
- регулярная витаминизация, аромотерапия, фитотерапия, сиропотерапия, точетный массаж и пр.
- возможно организация санаторных групп для детей с ослабленным здоровьем и т.д.
Теперь под эти мероприятия ищете средства, причем необязательно наличные деньги. Например в рамках витаминизации можно найти спонсора, который будет круглогодично оплачивать дополнительные фрукты и овощи. Оформление физкультурного зала или спортплощадки вообще может быть минимальное (есть методика ФИЗО Яковлевой Л.В. и Юдиной Р.А., которая вся построена на подручных средствах и очень простых пособиях, которые может позволить себе любой творческий специалист. Кстати Яковлеву Л.В. я знала лично и очень хорошо знакома с ее работами. А Юдина Р.А. - моя мать, если нужна помощь в освоении, обращайтесь).
Второе - это вопрос языка. Вспомните, как эту проблему решали в дворянских семьях. Каждый день дети проводили с одним из носителей языка - англичанка, француженка, немка. Учитывая, что в младшем возрасте дети усваивают информацию с помощью импритинга (она просто запоминается неосознанно), то, начиная с младших групп по одному занятию проводить воспитателю со знанием гос. языка. Еще проще - в состав группы (2 воспитателя, 1 няня) введите одного со знанием латышского языка и пусть в быту она говорит только на своем языке. Через год вся группа дутей будет знать латышский, как родной.
Еще одно слабое место в детских садах - это преемственность дошкольной программы со школьной. Если вы максимально изучите программы начальной школы и методы преподавания в тех школах, куда пойдут ваши воспитанники, то это обеспечит качественное обучение детей в дальнейшем и максимальную адаптацию в школе в начале обучения. Хороший эффект, когда в подготовительной группе дети формируются в класс и еще в детском саду с ним занимается будущий учитель из школы. Из практики - эти классы очень дружные и в сентябре начинают учиться, а не притираться друг к другу и учителю. Школы и учителя охотно идут на подобные эксперименты.
Очень хорошо, если родители тоже будут получать какие-то услуги в саду. Дети в группе продленного для, а мамы на занятиях аэробики здесь же в саду. и т.п.
В заключении скажу, что детский сад, как ни какое другое учреждение, требует системного подхода и организации. Даже программа детского сада в этом смысле отличается от школьной - она системна и многогранна.
Удачи Вам, Аркадий. Надеюсь, что как-то вам помогла.
Здравствуйте, Уважаемая Елена!
Спасибо за Ваше участие в обсуждении и Вашу помощь.
Каждый день дети проводили с одним из носителей языка Это давно и регулярно проводиться у нас во всех садах. У нас (русскоязычных) есть острая необходимость изучать государственный язык и как гражданам Евросоюза другие иностранные языки. Поэтому начинают это делать как можно раньше. в состав группы (2 воспитателя, 1 няня) введите одного со знанием латышского языка Именно так и делается.
в детском саду с ним занимается будущий учитель из школы В садик приходят не только будущие учителя с так называемыми "адаптационными занятиями", проводящие "адаптационные дни", но и дети детского сада регулярно посещают с экскурсиями свою будущую школу, класс, учителя. Т.е. будущий 1-й класс укомпклектован уже в подготовительной группе.
Если позволите, к Вам вопрос: подскажите где можно ознакомиться с трудами Уважаемой Юдиной Р.А.? Может дадите ссылки в Internet или назовете издания?
Cпасибо.
С уважением,
Арк.Ларионов
Браво, Елена!
Ваше предложение
родители тоже будут получать какие-то услуги в саду. Дети в группе продленного для, а мамы на занятиях аэробики здесь же в саду
просто блестящее! Сильное решение - то, которое закрывает сразу несколько проблем. Это - очень сильное решение. Аркадий, обратите внимание - такое решение позволяет садику
- привлечь арендаторов на вечернее время
- возможно, обеспечить доп.заработком своих преподавателей
- оставить часть детей за доп. плату в вечерние часы
Родители получают возможность (нереальную, если ребенок в саду только до 18 часов) заняться своим хобби или обучением, не беспокоясь за чадо и вместе добраться потом домой. Дети получают родителей, которые не упрекают их "Если бы не ты, я бы обязательно занялась танцами". А уж чем хотят заняться родители - можно выяснить путем опроса с открытыми ответами или анкеты с предложениями услуг. Латышским, английским, компьютерной грамотностью, хореографией, фитнесом, каланетиком, хоровым пением, лепкой, рисованием, икебаной, техникой макияжа, психологическими тренингами или выслушиванием лекций по агротехнике дачного садоводства-огородничества - решите на месте. Кроме того, привлечение в первую очередь "своих" родителей минимизирует недовольство других родителей тем, что в садике "посторонние" - мол, это же не посторонние, они все равно каждое утро и каждый вечер здесь бывают.
С уважением,
Анна.
Уважаемый Аркадий! Методика ФИЗО вышла в свет в 2003г. в издательстве "Владос". Всего три книги, в которых изложена сама методика, система занятий по возрастным группам, праздники и развлечения, оборудование. Ведущий автор - Яковлева Людмила Васильевна была мастером спорта и очень творческим человеком. Ее праздники были чрезвычайно зрелищны и яркие и очень близки по стилю к цирковым номерам (в книгах есть фотографии, но к сожалению издатение очень скромное, не вошло много фотографий и не отражает всех прелестей методики). Все костюмы она шила сама, например треко для гимнастических номеров она умудрялась делать из двух пар ярких цветных колгот. Если у вас есть инструктор по физкультуре с хорошей творческой жилкой и артистическими способностями, то эта методика очень выгодно выделит вас из общей массы, потому что с ее помощью скучные физкультурные занятия превращаются в увлекательные соревнования и яркие праздники и досуги.
Если вы не сможете найти эти книги, сообщите мне, я постараюсь вам помочь, даже с автографом. К сожалению, Людмила Васильевна умерла, так и не дождавшись выхода в свет результатов своего 20-летнего труда.
Уважаемый Аркадий! Хочется добавить. Все что вам предлагали, вы уже делаете, но все же вопрос раскрутки еще стоит. Как вы думаете, почему? Возможно мы вкладываем разные смыслы в слово "раскрутка". Что именно вы имеете в виду? Какой результат вас устроит?
По моим наблюдениям - самый лучший результат, когда легенды о саде передаются из уст в уста родителями и детей приводят в сад по рекомендации соседки или знакомой. Это очень важный аргумент для имиджа учреждения. Очень хороший результат, когда руководители района захотят привести своих внуков только к вам. За ними потянутся влиятельные и состоятельные лица. Для этого требуется время и очень хорошо и тонко продуманная рекламная компания, которая будет поддержана результатами.
С уважением Елена.
Аркадий!
Если не секрет - что из того, что Коллеги здесь 6 лет назад Вам насоветовали, тогда удалось реализоавать?
С наилучшими пожеланиями - Анна Каправчук
Уважаемые коллеги! Очень интересная тема, многие моменты продвижения буду использовать для развития своего языкового лагеря Берег!