Здравствуйте!
Внутри одной темы я хотел бы задать 2 вопроса, тесно связанных между собой внутри компании, в которой я работаю.
Сфера деятельности - оптовая и розничная торговля отделочными материалами (г. Липецк).
Торговые площади - сеть магазинов разного формата от магазинов-салонов до крупных торговых центров по городу и области (всего 6 подразделений + центральный склад).
Схема закупок - централизованная, каждый менеджер по закупкам отвечает не за конкретный магазин, а за группу товаров.
Поскольку самое крупное подразделение, ТЦ площадью 2000 кв.м. с полным спектром отделочных материалов, приносит 40-60% дохода всей компании, руководством была разработана схема сверхпремирования, так называемая "премия по эффективности".
Суть ее в том, что при стандартном подходе "оклад + % от прибыли" добавляется еще одна премия, составляющая 10% от прибыли с одного кв.м. площади, на которой выставлен товар того или иного менеджера, за вычетом всех расходов и условной арендной стоимости этой площади. То есть если сверх установленной планки принес твой товар какую-то сумму - 10% менеджеру по закупке.
Проблема возникает в распределении затрат внутри компании по подразделениям и далее внутри головного подразделения по отделам. Прямые затраты (якобы арендная стоимость, ЗП отдела и т.д.) распределяются непосредственно, а суммарные косвенные (расходы склада, ЗП обслуживающего персонала, расходы на рекламу, транспортные расходы и т.д.) - пропорционально доле в обороте. Под "косвенными" я подразумеваю не классическое определение косвенных затрат, а затраты, которые нельзя четко отнести к конкретному подразделению/отделу по определенному признаку.
Итого получается что при относительно постоянной сумме затрат чем большая доля в обороте головного предприятия, тем большая сумма расходов ложится на него при расчете рентабельности. А доля в обороте может увеличиться не в абсолютном значении, но вырасти в %, так как другие подразделения недорабатывали весь месяц.
Точно также при расчете "премии по эффективности" доля затрат головного предприятия "падает" на каждую товарную группу пропорционально доле в обороте. Тоже интересно получается - чем хуже торгуют все, кроме тебя, а твой товар стабильно продается - тем больше тебе "в подарок" суммы затрат по итогам месяца.
Часто возникает ситуация, когда при относительно постоянной прибыли определенной товарной группы, общей сумме затрат и абсолютно постоянной площади, за которую вычитается псевдоаренда, разброс в прибыльности с квадратного метра огромный!
Только из-за алгоритма распределения затрат.
Существует ли значительно более корректный и незначительно более сложный принцип распределения затрат по подразделениям/отделам как для расчета рентабельности подразделения, так и в аспекте подхода к премированию менеджеров за "сверхприбыль"?
Буду очень благодарен за любую информацию!
С уважением, Андрей.