Как выявить критерии результативности таксиста?
Готовые критерии результативности сотрудников службы такси прописаны в кейсе "RI-TAXI". А также - система мотивации, чек-листы, калькулятор зарплат
На сайте ведутся работы
сегодня 10929 Подписчиков
- как опередить конкурентов,- как преодолеть стагнацию,- как создать новый продукт,- как выбрать направление для старта,- и т.д. и т.п.
Аминь! ))
Уважаемый Сергей!
Спасибо за очередное интересное направление мысли.
Поэтому, когда перед руководителем возникает какая-либо из подсистемных задач, например, «как опередить конкурентов», это значит, что исходная идея уже сдохла и для того, чтобы исправить ситуацию ему нужно:
Я полагаю, что в идеале задачей исследователя/разработчика должно стать составление списка контрольных вопросов, задаваемых при анализе имеющегося бизнеса. Вопросы должны быть такими, чтобы ответы на них помогали решить, В КАКУЮ ИМЕННО НАДСИСТЕМУ НУЖНО ВЫЙТИ для получения максимальной прибыли.
Примеры (спасибо уважаемой Редакции, Задачедателям и Коллегам):
А. Обсуждение про домофоны http://www.triz-ri.ru/forum/mess.php?tem=1828&ntk=12291
- для повышения конкурентоспособности необходимо, по мнению участников обсуждения, перейти из системы "установка домофонов" в надсистему "установка и пожизненное обслуживание домофонов" или в надсистему "установка домофонов+систем доступа в Интернет"
Б. Обсуждение про автомат по продаже женских гигиенических тампонов поштучно http://www.triz-ri.ru/forum/mess.php?tem=1669&ntk=1669 - потенциально тоже вполне жизнеспособная идея, но для того, чтобы она эффективно заработала, необходимо выйти в надсистему "дамский туалет" и провести апгрейд этой надсистемы + апгрейд надсистемы "размен денег на пятирублевые монеты".
В. Обсуждение про минеральную воду http://www.triz-ri.ru/forum/mess.php?tem=98&ntk=9614 - для преодоления сезонности спроса в месте производства задача выйти в надсистему "поставка на экспорт".
Г-1. Обсуждение про плёночные электрокамины "Бархатный сезон"
http://www.triz-ri.ru/forum/mess.php?tem=438&ntk=1612 - вполне конкурентоспособный товар, успешно продающийся в регионе производства и в столицах, надсистемная задача "географическая" - выйти в другие регионы России.
Г-2. Вторая задача, решаемая тем же производителем - перейти из системы "электротовары/обогреватели" в параллельно существующую систему "подарки и корпоративные сувениры с символикой заказчика"
http://www.spmash.ru/page_rus/heat_eks_rus.html
http://www.spmash.ru/page_rus/usl_text_rus.htm
Согласитесь, что переходы в п. А, Б, В - это переходы в РАЗНЫЕ надсистемы.
Надсистемы и параллельно сосуществующие системы могут быть разными, а переход "на уровень вверх" или "в соседнюю нишу" - одинаково выгоден. И важно не просто сказать "не парься и придумывай новую надсистемную бизнес-идею", а пропробовать заранее просчитать, куда выходить выгоднее - в надсистему "продажи плюс сервис", в надсистему "совершенствование окружения моего бизнеса", в надсистему "региональные и экспортные рынки" или в соседнюю систему. Возможно, потребуется еще и предварительный анализ тех типовых надсистем, в которые может "выпрыгнуть" бизнес из ставшей тесной ниши или бизнес, эксплуатирующий хиреющую бизнес-идею.
С уважением,
Анна Каправчук.
Уважаемая Анна!
Видимо я не очень понятно написал, но моя мысль была иной.
То есть, когда я говорил, что руководитель должен перестать париться и выйти в надсистему, то имел в виду, что он должен перестать бороться с конкурентами, стагнацией и пр., и вернуться к надсистемной задаче - то есть к поиску новой бизнес-идеи.
Далее:
Я не думаю, что приведенные Вами примеры являются надсистемными переходами. Вернее они ими точно не являются:
И это не бизнес-идеи, поскольку они не отвечают указанным выше требованиям = критериям.
С уважением и успеха,
PS
Не торопитесь, надо немного подумать. Если что-то непонятно, спрашивайте, я объясню.
Уважаемый Сергей!
Вероятно, мы не совсем верно поняли друг друга
В предложенный Вами цикл
перестать париться в подсистеме;
выйти в надсистему и найти новую бизнес-идею;
реализовать.
Все подсистемные задачи в этом случае ликвидируются автоматически.
я вставила в пункт, состоявший из двух действий, еще несколько промежуточных шагов
выйти в надсистему,
увидеть свои недостатки/недоработки с высоты и
- или внести подсистемные или системные улучшения
- или ПРОДОЛЖИТЬ имеющийся бизнес НА НОВОМ УРОВНЕ
а если это невозможно -
НАЙТИ НОВУЮ БИЗНЕС-ИДЕЮ
А дальше я стала развивать мысль о том, что надсистемы бывают разными. Магазинчик на углу - система надсистем
- "дом № 3/10"
- "улица Такая-то",
- "улица Сякая-то"
и надсистем
- торговли продуктами повседневного спроса,
- торговли табаком
- торговли алкоголем
- бизнесов одного владельца.
И владелец магазинчика, стремясь к развитию своего бизнеса, может развиваться в каждую из надсистем:
- в надсистеме "дом" - выкупить соседние квартиры первого этажа и увеличить свои торговые площади или выкупить все здание
- в надсистеме "улица" - открыть еще один магазин на этой улице/в этом районе/в этом городе
- в надсистеме "торговля продуктами повседневного спроса" - сменить вид торговли (с прилавков на самообслуживание) или из универсама стать профильным магазином, из безымянного стать франчайзи крупного бренда, из магазина - столом заказов или фирмой доставки продуктов на дом (и каждый из этих шагов - реализация бизнес-идеи, притом на локальном рынке, возможно, даже революционной. И каждая из этих идей может при удачной реализации соотвествовать предложенным Вами критериям
быстро и незатратно собрать поток Клиентов;
и увеличивать этот поток в течение определенного времени).
- в надсистеме бизнесов одного владельца - стать из второстепенного бизнеса основным и наоборот (и зачастую последнее только на пользу этому маленькому бизнесу).
Вероятно, целесообразно договориться о единой "системе координат" и единой точке отсчета в этой системе координат, дабы то, что я считаю переходами на уровень вверх Вы не считали подсистемными улучшениями.
Что касается конкретных примеров, то
в одном случае это расширение ассортимента Т/У (домофоны, тампоны)
спорно. В ситуации с домофонами речь не только об ассортименте, но и о смене концепции: от одноразового контакта с Клиентами - к пожизненному сопровождению проданного товара, от продаж - к сервису. В случае с автоматами речь шла не об ассортименте (автомат может продавать только один вид продукции), а о том, что без изменений в надсистеме, окружающей автомат, этот бизнес совершенно нежизнеспособен.
в третьем - просто смена бизнеса
Не смена, а второе и третье направления того же бизнеса. Если речь идет о подарках - то просто меняется канал продаж: просто реализовываться будет "Бархатный сезон" не через отделы электротоваров, а через подарочные магазинчики. Если речь идет о корпоративных сувенирах с логотипами, то в плане производства изменение прочувствуют только те, кто занят непосредственно шелкографией (рисунки будут чаще меняться), да еще, возможно, упаковщики - партия будет паковаться в специальные коробки. В бизнес-цепочке просто сместится акцент: стандартные обогреватели сначала делают, а потом продают, а эксклюзив - сначала находят, кому продать, а потом уже делают с тем изображением, которое заказано.
Сергей, может быть, для иллюстрации и для лучшего понимания Коллегами Вы возьмете некий модельный пример бизнеса и на нем поясните, что Вы считаете системой, что надсистемой и подсистемами, какие улучшения - подсистемные, что значит для этого бизнеса "выйти в надсистему и найти новую бизнес-идею"? . Пока, как мне кажется, мы под одними и теми же понятиями подразумеваем идеи совершенно разного масштаба.
С уважением,
Анна Каправчук.
Сергей, может быть, для иллюстрации и для лучшего понимания Коллегами Вы возьмете некий модельный пример бизнеса и на нем поясните, что Вы считаете системой, что надсистемой и подсистемами, какие улучшения - подсистемные, что значит для этого бизнеса "выйти в надсистему и найти новую бизнес-идею"?
Про переход в надсистему:
Страховая компания, как структура, является частью финансового рынка и одновременно рынка медицинского обслуживания. Страховая компания это система, а рынок в целом это надсистема. Как вариант, переход в надсистему - скупка других компаний. Это если считать финансовый рынок надсистемой.
Для меня вопрос - что должно переходить в надсистему? Как вариант: подсистема, обеспечивающая главную производственную функцию, а не услуга, оказываемая клиентам.
Поясню: в страховании главная услуга, ради которой люди покупают страхование- это выплата денежных средств, а главной производственной функцией является оценка и принятие на себя риска. Для потребителя главное получить выплату и компенсировать убыток. Для страховщика оценить риск и сформировать резервы, что бы произвести выплату.
Если мои рассуждения верны, то в первом случае надсистемой для страхового рынка будет являться оценка и принятие на себя разных видов риска. В предпринимательстве это: коммерческий, технологический, финансовый, административный, политический и другие.
Ели в моих рассуждениях есть ошибочное понимание некоторых терминов, прошу коллег поправить меня.
О создании новой услуги:
Разрешите Вам предложить задачу, в рамках темы: В соседних государствах и возможно в нашей стране, грядет вирус "птичьего гриппа". Это вызовет сдвиг в ценах и потреблении на нескольких рынках. Сам факт такого вируса создает поток проблем.
1. В питании
2. В путешествии
3. В праздновании и продуктов к ним
4. В медицине
5. В здоровье детей
6. В лекарственном обеспечении
7. На рынке недвижимости
Если попробовать увидеть образ будущего и то, что все будут «в нем делать» и мы возможно сможем увидеть:
1. Какие возникнут потоки: информационные, товарные, эмоциональные, проблемные, новые потребности.
2. какие ресурсы будут ими задействованы,
3. поиском чего будут заняты потоки
4. какие новые услуги возникнут в связи с этим факт.
Буду рад, если мы здесь на форуме используя реальный факт события макроэкономического характера, спрогнозируем образ будущего, и попробуем на практике создать и обнаружить новую услугу.
С уважением,
Уважаемые коллеги,
Мне бы хотелось зафиксировать два разных понятия: бизнес-идея и бизнес-модель.
Если бизнес-идея это предложение рынку, то бизнес-модель включает в себя две части: то как бизнес-идею продавать (сбыт, реклама, продвижение, ПР) и то как она будет производиться ( за счет каких источников финансирования существовать, из каких расходных подсистем будет состоять проектируемая система).
1. Пример бизнес-идеи и модели: Доллар за точку в Интернете пост по поводу этого смотри здесь2. Пример бизнес-модели: Большинство пользователей привыкли к тому, что все содержание интернета бесплатно - и контент, и сервис. Более того, интернет часто позволяет получить бесплатно то, что в "обычной" жизни стоит денег - выпуск газеты, текст книги, телефонный справочник, отправление сообщений на сотовый телефон (SMS) и т.д. Наиболее распространенная бизнес-модель сайтов в интернете - рекламная, то есть за доступ к информации или услугам пользователь расплачивается просмотром рекламы (аналогично тому, как обстоит дело с телевидением).
Если первоначально бизнес-идея возникла НЕ как результат поиска на существующем потоке, а в качестве интуитивного предположения, то в целях прогнозирования может ли идея стать новой услугой, а бизнес-модель стать надсистемной необходимо: обнаружить ключевой ресурс (конкурентное преимущество, что необходимо удерживать), необходимость в таком ресурсе и затем проверить наличие клиентских и финансовых потоков.
Например, возникла бизнес-идея создать в Интернет сети библиотеку видео и адуио-ресурсов. Главная функция формируемой системы (новая услуга) – это предоставление удаленного доступа к знаниям и опыту «эталонов» в своем деле. Ключевой ресурс- «эталоны».
Бизнес-идея нацелена на школьников, студентов, тренеров, самостоятельно обучающихся личностей расположенных удаленно географически и потому не имеющих доступа к «эталонам»: преподавателям обучающих структур, «личностям», учителям, мастерам в своем деле. Проверяем гипотезу путем опроса на потоках.
Строим бизнес модель: производство, размещение и скачивание видео, аудио материалов. Если добавим услугу по закачиванию материалов, плюс пользовательский рейтинг материалов от сообществ – получаем самостоятельно стремящуюся к идеальной системе бизнес-модель.
УТП- доступность эталонов и сертификаты от них. Производственная функция- распространение и управление знаниями в видео и аудио формате в Интернет.
Если такая бизнес-модель, сделает доступным перечень видео и аудио ресурсов на любые темы, позволит «эталонам» закачивать материалы самостоятельно, обеспечит гарантию «эталонности» и регулярное обновление ассортимента популярных «эталонов», то она станет в Интернете надсистемой для обучающих сайтов.
Прошу, коллег, указать мне на слабые места и ошибки и по возможности ответить на вопросы.