Уважаемые коллеги!
В продолжение
обсуждения Выставки Тренинг-2002 публикую свое мнение о последней выставке, которая прошла 17 сент. 2003 г. в Москве. Кроме этого, привожу ряд фрагментов аудиозаписей из выступлений и интервью на выставке.
1). Выставка стала больше, но проводится 1 день – по словам организаторов, потому, что у компаний некому работать на стенде 2 дня. Очень интенсивный поток посетителей. К некоторым стендам не подступиться. По словам стендистов «Элитного персонала», к 14:00 посетители смели 900 экземпляров газеты!
Татьяна Михайличенко, руководитель отдела PR и рекламы компании "Амплуа-Брокер", организатор выставки: «Тренинговая компания – очень маленькая организация. Как правило там есть небольшой руководящий состав, совмещающий функции тренера. Человеческие ресурсы очень дорогостоящие. Некоторые говорят: «Мы бы хотели выставиться, но нам некого ставить на стенды. Они все в работе». Ну не директору же компании работать на стенде. Есть компании, которые выехали куда-то на корпоративный тренинг – и некому на стенде стоять. Сегодня ведь рабочий день».
2). Спрос на тренинговые услуги продолжает расти.
Дмитрий Димитриев, президент ГК «Международный Институт Менеджмента»: "Заметно повысился спрос. Если сравнивать с пиком 96-97 годов, то сейчас пик не меньше. Самый простой факт: когда год назад начиналась выставка, тренера приезжали на Жигулях 10-й модели, 99-й и т.д. Сейчас разгружаются Ниссаны, Вольво, Мицубиси.
Это связано с тем, что как всегда не хватает высококвалифицированного персонала на рынке. Затем сейчас очень много компаний вышло на такой этап развития, когда владельцы компаний начинают передавать бизнес в чьи-то руки, а риски некомпетентности в такой ситуации очень сильны. В принципе, уже наготовлено очень много HR-ов, которые распределились по компаниям и им надо отрабатывать свой хлеб. Сейчас HR-ов больше, чем в прошлом году, их нанимают все.
Год назад многие компании вышли на докризисный уровень. Соответсвенно, теперь надо не догонять, а обгонять. Стремление к развитию проявляется в том числе и на тренинговом рынке.
Начинают развиваться и продвигаться новые направления тренинговых продуктов. Клиенты ищут новинки. Например, новые разработки по введению систем качества".
Гуленков Кирилл Львович (компания SRC): «Многие компании привели 70-80% своих сотрудников – поскольку расчет идет на привлечение клиентов, и клиентов действительно много. Выставка растет, через год-два это будет что-то грандиозное».
3). На этот раз на выставке представлены практически исключительно тренинги и краткосрочное обучение.
Татьяна Михайличенко: «Прошлогодняя выставка состояла из двух разделов: тренинги и дополнительное образование. У нашей компани было несколько сайтов по образованию – trainings.ru, которому уже 3 года, become.ru (высшее и доп. Образование) и advice.ru (среднее и дошкольное образование). В связи с тем что наша компания («Амплуа-брокер») изменилась, даже по названию – нам пришлось отказаться от 2-х сайтов, связанных с высшим и школьным образованием. Осталось только краткосрочное. Поэтому в этом году у нас только тренинговые компании, либо учебные центры ВУЗов, работающие в краткосрочном формате. Тренинговых компаний стало гораздо больше. Я подозреваю, что нам придется менять масштабы выставки, так как в этом году мы взяли все возможные помещения, они полностью заставлены. Мы учли желание HR-ов увидеть не презентации компаний, которые можно прочитать, а реальную работу, тренинги. Поэтому в этом году у нас презентации тренинговых программ интерактивные. Мы вынуждены были отказаться от круглых столов. Для этого у нас есть весенняя конференция».
4). Участники выставки – как и в прошлом году, в основном Москва. Только одна компания из С-Петербурга - “Falcon Eye”.
5). Ужесточается конкуренция.
На выставке развернулась борьба за посетителей, их пытаются завлечь на стенды прямо со входа, различными скидками, рекламными постерами и т.п. Стенды оформлены более красочно. Компании пытаются применять различные «креативные» решения. Например, по выставке разгуливает саксофонист и завлекает на стенд одной из компаний. На одном из стендов – игрушечная железная дорога, на другом – манекены-«парашютисты» висят под потолком...
6). Рынок продолжает дифференцироваться:
- по форме подачи:
Ряд компаний представляет тренинги откровенно «развлекательного» характера: «верёвочные» тренинги, прыжки с парашютами, "командообразование под водой" , пэйнт-болл… На стенде прибалтийской компании – модель завода (множество станочков, конвейер, по которому катятся шарики). «За три дня – 10 лет развития предприятия». Представитель фирмы говорит о том, что сейчас «обычным тренингом никого уже не удивишь, клиентам нужна какая-то изюминка».
Можно сказать, что тренинговый рынок растет вширь, во многом не путем повышения качества обучения (что сложно), а путем поиска новых форм для старого содержания.
- в сторону «дистанционности»:
Несколько фирм представляют видео-тренинги.
Компания «Топ-менеджмент персонал» предлагает экспертную систему «Персонал-911» (которая, правда, по сути оказалась электронным сборником статей, при этом не понятно - имеются ли на это разрешения Авторов статей в соотвествии с Законом об авторских правах и смежных правах).
- по отраслевой специфике: например, «Тренинги в области моды».
Татьяна Михайличенко: "Рынок разросся. Продолжается деление компаний: если тренер чем-то недоволен, он уходит с частью коллег и делает свою компанию. Пока входной барьер невелик. Другое дело, как долго это может существовать. Клиент постепенно умнеет, с клиентом стало легче общаться. Если это стандартный тренинг, то с клиентом мы уже фактически говорим на одном языке. Мы не можем сказать пока, что появились какие-то стандарты. Этого нет. Но и к этому придем.
Хотелось бы кроме клубного движения видеть на рынке некое образование, ассоциацию, лигу, где например соблюдалось бы авторское право, где следили бы, чтобы были ссылки. Конечно, это уже есть. За этот год появилось уважительное отношение друг к другу. Это очень приятно слышать. Умные люди ссылаются друг на друга, так как понимают, что им здесь работать".
7).
На выставке представлено много изданий, в том числе новых, очень специализированных (например, «Presentations» - журнал, посвященный технологиям презентаций).
8).
Главной проблемой рынка по-прежнему является непрофессионализм.
Я посетил выступление "тренера для тренеров" Л. Кроля. Привожу его ответы на мои вопросы.
Вопрос А. Соколова:
Какой должна быть раздатка на тренинге ? И каковы критерии оценки эффективности тренинга?
Л. Кроль:
"Я считаю, что раздатка на тренинге должна состоять из принципиально разных как бы подходов. Первое: часть раздатки может быть сделана участниками самостоятельно. Второе: должен быть образец хорошей умной логической раздатки, чтобы там была проведена последовательность: схема, картинка, некоторый текст, вопросник и так далее. Третье: должна быть некая раздатка иронического и сатирического характера, показывающая некую относительность данного подхода и необязательность тезисов только этих. Возможны еще другие варианты, но как правило вопрос в том, что можно так, еще так и еще эдак. По поводу оценки эффективности: субъективная оценка эффективности – она проста: в начале должен быть доволен тот, кто заплатил деньги, тот кто заказал тренинг с повышением собственного статуса и довольны участники, которые получили как нечто, им формально обещанное по программе, так и - что очень важно – нечто плюс к этому. Российский человек любит что-то унести: два пишем, три в уме. Поэтому нечто плюс кроме обещанного является важным условием".
А. Соколов:
«Довольны» - это что-то очень субъективное…
Л. Кроль:
"Ничего лучше я вам предложить не могу. Потому что разумеется существуют еще всякие анкетные способы, их тоже можно проводить, и в качестве возможной отчетной части можно предложить еще субъективные же анкеты. В качестве возможных результатов, если проект долгосрочный, а не построен по принципу: за 3 дня поднять производительность труда, улучшить командообразование и так далее, то при некоторой более длительной работе можно посчитать и экономический результат".
А. Соколов:
Но ведь не все в бизнесе зависит от тренера. Можно ли по прибыли судить об эффективности тренинга?
Л. Кроль:
"Я думаю, что если речь идет о 3-хдневном тренинге, то эффективность оценивается по сути дела HR-ом. Что как бы прокантовали и все хорошо, нареканий нет, и по шкале как бы от этого, директором – что как бы другие организации проводили и мы провели, не хуже других, и люди могут сказать, что все-таки какие-то в них деньги вкладывают, и что это не хуже, чем заказать какой-нибудь банкет, потому что пьянка уже была, артистка уже была, и даже в пансионат ездили, а этого еще не было. И тогда эффективность оценивается от этого. Я собственно и пытаюсь показать, что существует оценка от недекларируемых но реально существующих осей которые существуют потребности".
Резюме: участие господина Л. Кроля в одном из заседаний
Санкт-Петербургского клуба консультантов и тренеров маловероятно…
С тематикой планируемых в Клубе встреч на 2003-2004 годы можно ознакомиться
здесь.
Андрей Кожемякин, BusinessLand: "Основная проблема – непрофессионализм. Но решение есть: рынок сам отсеет непрофессионалов, не зря примерно за 2-3 года 80% компаний на этом рынке меняется. Вот эти непрофи, которые вчера родились, завтра уйдут в тень и не оставят никакого следа. Остаются 2-3 десятка компаний, с кем мы работали 7 лет назад, 5 лет назад, в прошлом году. Иногда из одних компаний в другие переходят какие-то специалисты, но компании остаются. Я считаю, что нет нужды в какой-то сертификации тренинговых услуг. Заказчик сам определит, нужно ему это или нет. Рынок тесен, и если кто-то из консультантов проваливается с каким-то проектом, то это становится известно, и тут как у сапёров – второй ошибки уже не будет".
С пожеланием успехов всем участникам рынка,