Анна, здравствуйте. Ваше предложение принимаю с удовольствием. Собственно, первоначально я хотел написать именно о приемах, смутило то, что все они вроде бы уже известны и литературы по этой теме много. Но, раз Вы считаете это целесообразным, попробуем.
Прием «слова-подсказки». Сформулирую его так: если решение не приходит в голову, значит голове не хватает исходных данных, т.е. подсказок. Хороший пример на этот счет висит на форуме в теме
«как нестандартно использовать подушку». Я же приведу реальную свежую историю из собственной практики.
Сейчас я работаю на фирме, которая специализируется на туалетных кабинах. Мы их либо продаем, либо сдаем в аренду. В основном у нас дорогие американские кабины, но для ассортимента докупаем и российские. Два месяца назад мы участвовали в крупном тендере на поставку 20 туалетов для мемориала «Куликово поле». Кабины нужны были попроще, т.е. российские. На складе их на тот момент не было, но поставщик дал гарантию 100%, и за 4 года сотрудничества он ни разу не задержал ни одной поставки даже на день. Словом, вопрос о срыве заказа даже не рассматривался.
Вы, наверное, уже поняли, что было дальше. Тендер мы выиграли, кабины у поставщика заказали, получили от него в устном виде гарантии и переключились на другие сделки. За два дня до оговоренного срока звонок: кабин не будет! Вернее, будут, но через две недели. Это было исключено: празднование Куликовской победы не передвинешь. Звоним хозяину тендера: доплачивай и бери американские кабины. Нас, естественно, послали.
Ситуация была тупиковая. Хотели купить у других поставщиков, всего их в Москве 12. Срочную отгрузку мог сделать только один, но он работал без НДС. Кто в курсе, поймет, что этот вариант не годится. Надо было придумать что-то другое.
Все, что я пишу, смахивает на журналистскую выдумку, но это не так. Ситуация была всамделешная, и ее развязка тоже. В очередной раз, когда «обычное» решение не находилось, я обратился к ТРИЗу. Противоречие в данном случае было сформулировано легко, но сперва это не помогло. Мы знали, что дорогие кабины есть, но они не нужны, а которые нужны, тех нет. Ну и что? Где выход?
Опускаю все не сработавшие приемы и перехожу к результату. В какой-то момент стало ясно: чтобы устранить противоречие, нужна нестандартная идея. А как ее найти, я знал опять же благодаря форуму ТРИЗа – сначала требуется верное ключевое слово. Взял все бумаги, которые лежали на столе, и стал выписывать слова: насос для откачки… держатель бумаги….светопрозрачная крыша….. платная туалетная точка…аренда…..Аренда! Вот оно! Звоню в Тулу: мужики, мы задерживаем поставку на 2 недели, но на это время предоставляем вам американские кабины. В бесплатную аренду. Потом забираем их обратно, а российские привозим. Транспорт за наш счет. В Туле колебались не больше минуты. Дальше все прошло как по маслу. Мы получили и прибыль, и благодарность от городской администрации. А могли попасть в реестр недобросовестных поставщиков – есть такой, его все бюджетные организации знают.
Спасибо за внимание. Беру паузу, но продолжение следует.